В Белорусском экзархате молитвенно почтили 115-летие со дня рождения и 70-летие со дня мученической кончины преподобномученика Серафима Жировичского 20 июля 2016 г. 18:23 15 июля 2016 года в Ляховичском районе Брестской области Белоруссии прошли торжества, посвященные 115-летию со дня рождения и 70-летию со дня мученической кончины святого преподобномученика Серафима (Шахмутя), архимандрита Жировичского. Святой был уроженцем Ляховичского края. По благословению  митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, в Ляховичи из Успенского Жировичского монастыря была доставлена точная копия Жировичской иконы Божией Матери. Также по благословению архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия , наместника монастыря, из Жировичской обители на праздник прибыла икона преподобномученика Серафима. В Свято-Духовом храме деревни Большое Подлесье Ляховичского района архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан совершил Божественную литургию в сослужении клириков Пинской епархии , насельников Жировичского монастыря в священном сане и заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин  Минской духовной семинарии протоиерея Геннадия Логина. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Минской духовной семинарии. На богослужении присутствовали: председатель Ляховичского районного Совета депутатов Е.Н. Юрлевич, местные прихожане и студенты МинДС. По окончании Литургии состоялись крестный ход вокруг храма и благодарственный молебен. Затем образ Жировичской иконы Божией Матери был доставлен в Ляховичи к памятному знаку, установленному на месте разрушенного храма, который в юности посещал святой Серафим. Здесь архиепископ Стефан совершил молебен. На нем присутствовали: председатель Ляховичского райисполкома В.Л. Сельманович, председатель Ляховичского районного Совета депутатов Е.Н. Юрлевич, члены Ляховичского объединения мотоциклистов и жители Ляховичского района. После завершения молебна состоялся крестный ход. МинДС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Гомель. Тихвинский женский монастырь. Храм монастыря: Карта и ближайшие объекты История ныне действующего женского монастыря в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в городе Гомеле восходит к 1899 году, когда из старообрядческого мужского он был преобразован в православный женский. Монастырь располагался в деревне Чонки, находившейся в 12 верстах от Гомеля, на левом берегу Сожа. В начале XX века прихожанкой Тихвинского монастыря была ныне прославленная в лике святых преподобная Манефа Гомельская. Монастырь жил по строгому Саровскому уставу и до Первой Мировой войны в нём подвизалось 80 сестер во главе с игуменией Валерией. Монастырь закрыли в конце 1920-х годов, чтимая Тихвинская икона была утеряна. Монашеская жизнь возродилась лишь в 1943 году трудами преподобномученика Серафима (Шахмутя). В эти годы в обители под началом игумении Поликсении подвизалось 30 сестер. В послевоенное время обитель снова закрыли. Монастырский храм разрушили, а всё имущество разграбили. В настоящее время в уцелевших стенах бывшего монастыря располагается санаторный комплекс. В 1992 году по инициативе архимандрита Антония (Кузнецова) и оставшихся в живых сестер Чонкинской обители организовалась женская монашеская община, настоятельницей которой с 26 августа 1992 года стала монахиня Неонилла (Ярешко; 1932-2005). Решением Синода Белорусской Православной Церкви 1 апреля 1993 года община получила статус женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский женский монастырь возобновлен при Гомельском кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Первоначально обитель размещалась в здании Гомельского епархиального управления, затем переехала в собственное здание. В сентябре 2004 года сестрам был передан бывший гомельский Дом милосердия с домовым храмом в честь блаженной Матроны Московской. В деревне Чонки, недалеко от первоначального места нахождения Тихвинского монастыря, расположено монастырское подворье с двумя храмами: в честь святого Иоанна Предтечи (нижний) и в честь Тихвинской иконы Божией Матери (верхний). Святынями монастыря являются почитаемые иконы Божией Матери – «Тихвинская» и «Знамение». В ведении монастыря находится также источник в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Гомеле, на котором в праздники Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и в четверг Светлой седмицы совершается водоосвящение. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42097

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Гомельской и Жлобинской епархии), в г. Гомеле. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Гомельский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2005 г. Основан в 1993 г. при кафедральном соборе св. апостолов Петра и Павла. Г. м. является наследником Чёнкского Макариева жен. мон-ря, учрежденного в Гомеле в 1899 г. Мон-рь жил по Саровскому уставу, в 1914 г. в нем проживали игум. Валерия и 80 сестер. В 1929 г. мон-рь был закрыт, в корпусах разместился детский дом. В 1943 г. трудами сщмч. Серафима (Шахмутя) в Чёнкском мон-ре возродилась иноческая жизнь, к 1945 г. в нем проживали игум. Поликсения и 30 насельниц. После 1945 г. обитель была закрыта. В 1992 г. по инициативе архим. Антония (Кузнецова) и оставшихся в живых сестер Чёнкской обители при Петропавловском соборе в Гомеле была организована жен. община, к-рая решением Синода Белорусского Экзархата МП от 1 апр. 1993 г. была преобразована в Г. м., настоятельницей стала игум. Неонилла (Ярешко), с 3 февр. 1996 г.- мон. Вера (Афонькина). Сестры проживали на 1-м этаже Гомельского епархиального управления. В сент. 2004 г. мон-рь получил отдельное 2-этажное здание на ул. Котовского в Гомеле. На 1-м этаже освящена ц. во имя св. Матроны Московской. К нач. 2006 г. в ограде мон-ря находились также детский сад и хозяйственные постройки. В нач. 2006 г. в Г. м. проживали игумения, 4 схимонахини, 7 монахинь, 6 инокинь, 5 послушниц. Сестры читают неусыпаемую Псалтирь, несут клиросное послушание в Петропавловском соборе, трудятся в епархиальном управлении, преподают в воскресной школе, окормляют жен. ИТЛ, детские дома, больницу в с. Дятловичи. В Г. м. устроены иконописная и пошивочная мастерские. В с. Бобовичи мон-рю принадлежит подворье с домовой Никольской ц., книжной лавкой, домом для сестер и земельным участком. В 2001 г. в с. Чёнки открыто подворье с домовым храмом, в к-ром по воскресным и праздничным дням совершаются литургии, по средам служится акафист в честь иконы Божией Матери «Знамение». Сестры проводят занятия в воскресной школе на базе профилактория в с. Чёнки. Святыни В Г. м. хранится чтимый образ Тихвинской иконы Божией Матери, иконы с мощами прав. Иоанна Кормянского, прп. Евфросинии Полоцкой, Киево-Печерских святых. В ведении мон-ря находится источник в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Гомеле, на к-ром в праздники Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и в четверг Светлой седмицы совершается водоосвящение. Арх.: Арх. ЦНЦ. Игум. Савва (Мажуко) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166105.html

В июне 1944 года проповедники переехали их Минска в Гродно, где они ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых. Там, в Гродно, 6 сентября их арестовали. Накануне они служили в церкви Гродненского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Пять дней длился допрос на месте, затем их перевезли в минскую тюрьму. На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, о. Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Святая Русь была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались...» Такие проповеди, по свидетельству о. Серафима, произносились им и о. Григорием часто и повсеместно. Одному Господу известно, что пришлось пережить на допросах арестованным. Вот типичный, в ряду многих, допрос о. Серафима (Шахмутя), состоявшийся 5 декабря 1944 года: «Вопрос: Вам сейчас предоставляется полная возможность рассказать о своей принадлежности к немецким контрреволюционным органам. Рассказывайте! Ответ: Агентом немецких контрреволюционных органов я никогда не был. Вопрос: Ваши показания не правдивы. Вы все время скрываете, что являлись агентом немецкой контрразведки. Ответ: Мои показания правдивы, агентом немецкой контрразведки я не являлся. Вопрос: Вторично предлагаю рассказать о своих связях с немецкими контрразведывательными органами. Ответ: О своих связях с органами рассказал все, других показаний по этому вопросу дать не могу». Допрос этот, как значится в протоколе, был начат в 13.00, а закончен в 16.15, продолжаясь, таким образом. 3 часа 15 минут. Записано же в протокол было только то, что нами воспроизведено. Нетрудно представить, что скрывалось за белыми пятнами протокола. Неудивительно, что, согласно медицинской справке, имеющейся в следственном деле, которая подписана врачом внутренней тюрьмы и датирована 31 декабря 1944 года, архимандрит Серафим в свои неполных 43 года страдал неврозом сердца, а о. Григорий катаром желудка и многими другими болезнями.

http://pravicon.com/info-3345

Подводя итоги сказанному, митрополит Георгий обратил внимание собравшихся на то, что история неоднократно подтверждала правоту святителя Игнатия, и это означает, что главными условиями процветания Русского государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан. Епископ Лидский Порфирий в своем выступлении «Роль монашествующих в Великой Победе» отметил, что в настоящее время есть много свидетельств тому, что в годы Великой Отечественной войны монашествующие не только исполняли главное дело своего служения — молились о победе Отечества, но и личным примером способствовали формированию в душах соотечественников высоких патриотических чувств, являя подвиг любви и подлинного служения своей земной Родине. Владыка Порфирий также рассказал о жизни одного из наиболее почитаемых белорусских святых ХХ столетия преподобномученика Серафима (Шахмутя), насельника Жировичского Успенского монастыря. В середине 1941 года архимандрит Серафим отправился в Восточную Белоруссию, где активно занимался восстановлением разрушенной церковной жизни, а в послевоенные годы был арестован и погиб в заключении. Архимандрит Серафим вместе с иереем Григорием Кударенко на лошадях выехали из Жировицкого монастыря в сторону Минска, чтобы посетить как можно больше селений, расположенных на пути их следования. Они осматривали сохранившиеся храмы, совершали богослужения, крестили детей, организовывали строительные комитеты, собирая прошения верующих об открытии церквей. В дни, когда архимандрит Серафим и иерей Григорий совершали богослужения, храмы были переполнены, люди радовались возрождению церковной жизни, просили отслужить заупокойные службы об ушедших без церковного напутствия родственников. Центром их проповеди стал город Гомель. Состоя в должности настоятеля Петропавловского кафедрального собора, архимандрит Серафим инициировал вопрос о восстановлении Гомельской епархии, занял принципиально жесткую позицию в отношении обновленцев, ревностно стремясь сохранить канонический строй Церкви. Его стараниями недалеко от Гомеля был открыт женский монастырь,просуществовавший только до сентября 1943 года. Собирая материалы о преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы, архимандрит Серафим стал первым летописцем большевистского террора, проводимого в отношении верующих. К тому времени в Белоруссии не осталось ни одного епископа, духовенство было сослано в лагеря и тюрьмы, многие священнослужители были расстреляны, храмы превращены в театры и амбары, церковное имущество разграблено и уничтожено. На основании архивных документов епископ Порфирий рассказал, как благодаря архимандриту Серафиму в годы войны была возрождена церковная жизнь в Белоруссии. Во время миссионерской поездки по Белоруссии архимандритом Серафимом и иереем Григорием было открыто 74 храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5583486.ht...

В ходе исследования могут быть использованы некоторые данные Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины (ОГАСБУ) в Киеве, в основном относящиеся к предвоенному периоду церковно-государственных отношений (Ф. 13). В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (ЦГАООУ) в Киеве находится большая группа архивно-следственных дел украинских священнослужителей конца 1930-х – 1940-х гг. (Ф. 263), а также документы, касающиеся отношений Церкви и советского государства на Украине в послеоккупационный период (Ф. 1). В Архиве Комитета государственной безопасности Республики Беларусь со­держатся сведения о репрессиях ряда православных священнослужителей на бывших оккупированных территориях после их освобождения – в 1944–1945 гг.: следственные дела архимандрита Серафима (Шахмутя), священников Анатолия Гандаровича, Николая Гуриновича и др. Подобные же дела могут быть изучены в Архиве КГБ по Гродненской области: священников Анатолия Миссюка, Афанасия Яссиевича, Николая Устиновича, а также в Архиве КГБ по Витебской области: протоиерея Павла Каменцова, председателей церковного подотдела Витебской городской управы В.Н. Еленевского, П.В. Пароменского и др. В отделе фондов Государственного музея истории Великой Отечественной войны в городе Минске хранятся многочисленные сообщения Белорусскому митрополиту от священников и приходов Белоруссии об их деятельности в годы немецкой оккупации. Третью группу образуют государственные архивы Западной, Юго-Восточной Европы и США. При этом наибольшее значение имеет Федеральный архив (Бундесархив) в Берлине (Bundesarchiv Berlin – ВА). Фонд Рейхсминистерства занятых восточных территорий содержит важнейшие акты, разработанные в министерстве и определившие церковную политику гражданской администрации на занятой германскими войсками территории СССР. Основная их часть, как и сообщения с мест представителей ведомства Альфреда Розенберга, хранится в трех делах, имеющих единое название " Религиозная свобода на занятых восточных территориях и церковная политика РМО и рейхскомиссаров 1941–44 " (R 6/177, 178, 179). Большой интерес представляет также дело с перепиской А. Розенберга с шефом Имперской канцелярии Ламмерсом 1940–44 гг. (R 6/22) и дело " Критические отзывы и жалобы рейхсминистра Розенберга фюреру и рейхсканцлеру 1941–43 " (R 6/18). Они позволяют проследить, как шла разработка закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях, какая острая борьба различных ведомств велась по поводу этого указа, который в итоге так и не был принят. Дело " Создание самоуправления на занятых восточных территориях и участие местных жителей в управлении 1942–44 " (R 6/281) содержит много ценных сведений о положении религиозных организаций в рейхскомиссариате " Украина " и попытках германских властей использовать в своих целях Украинскую автокефальную Православную Церковь.

http://religare.ru/2_94013.html

Как правило, в населенных пунктах рядом с православным храмом располагаются костелы, при дорогах установлено по два креста. Священники часто вместе участвуют в официальных мероприятиях. Оба приходят с кропилом, святой водой. Для нас это является поводом для свидетельства Православия и поддержания добрых межконфессиональных отношений. Ведь миряне ориентируются на то, как священники разных христианских традиций мирно и уважительно поддерживают отношения между собой, и подобным образом выстраивают взаимоотношения в семьях и обществе.   - Много ли на Гродненской земле просияло новомучеников?  - Большинство наших белорусских новомучеников пострадали в годы лихолетья в Восточной Беларуси. С Гродно связана судьба священномучеников Николая Гаварина, Ярослава Савицкого и преподобномученика Серафима (Шахмутя). Священномученик Николай Гаварин (†1938), пресвитер Гродненский, служил в Софийском соборе более десяти лет, был педагогом и просветителем. На протяжении всего времени служения в Гродно он нес послушание уездного наблюдателя церковных школ. Во время Первой мировой войны отец Николай эвакуировался вглубь России, где был репрессирован советской властью. В кафедральном соборе есть его икона. Преподобномученик Серафим (Шахмуть; †1946), архимандрит Жировичский, был одним из насельников Успенской Жировичской обители. В годы Великой Отечественной войны он получил разрешение немецких оккупационных властей на открытие храмов в Восточной Беларуси. Вместе со своим сподвижником иереем Григорием Кударенко 6 он отправился туда, на землю, выжженную безбожием. Там служители Христовы открывали храмы, крестили людей, возрождали церковную жизнь. Всего ими были открыты 74 храма. После освобождения Беларуси от нацистов ревностных служителей Божиих арестовали в Гродно, обвинили в якобы сотрудничестве с немецкой контрразведкой и отправили в лагерь. Имя преподобномученика Серафима носит один из наших приходов. Священномученик Ярослав Савицкий (†1937) в 1904 году принял диаконскую, а в 1905 году иерейскую хиротонию в гродненском кафедральном Софийском соборе. Во время Первой мировой войны вместе с сестрами Красностокского монастыря, где служил, был эвакуирован в Россию, а в 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Некоторые легитимизированные оккупационными властями церковные структуры едва ли не открыто — и с вытекающим отсюда риском — заявляли о своем послушании Москве. Так, в Минске существовал миссионерский комитет под руководством ближайшего сподвижника владыки Пантелеимона архимандрита (впоследствии преподобномученика) Серафима (Шахмутя), который и при немцах продолжал поминать за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Духовенство и партизаны Особая страница русской церковной истории военной поры — помощь партизанскому движению. В январе 1942 г. в одном из своих посланий к пастве, оставшейся на оккупированных территориях, Патриарший местоблюститель призывал людей оказывать всяческую поддержку подпольной борьбе с врагом: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена». Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих западных земель — более широкий, чем можно было бы ожидать после всех антихристианских гонений довоенной поры. И немцы отвечали на патриотизм русских, украинских и белорусских батюшек нещадной жестокостью. За содействие партизанскому движению, к примеру, только в Полесской епархии было расстреляно фашистами до 55 % священнослужителей. Справедливости ради, впрочем, стоит отметить, что порой необоснованная жестокость проявлялась и с противоположной стороны. Попытки некоторых представителей духовенства остаться в стороне от борьбы зачастую оценивались — и не всегда обоснованно — партизанами как предательство. За «сотрудничество» с оккупантами только в Белоруссии подпольные отряды казнили как минимум 42 священника. Церковная лепта О том подвиге, который во имя Родины понесли сотни монашествующих, церковно- и священнослужителей, в том числе награжденных орденами самого высокого достоинства, еще, безусловно, напишут не один десяток книг.

http://patriarchia.ru/db/text/4485.html

...чем те, кому служила утешением их «малая родина» — Понятие «малая родина» восходит к стихотворным сборникам Жоашена дю Белле (1522—1560) «Сожаления» и «Древность Рима» (1553— 1557), созданным в Риме, в них поэт с нежностью вспоминает свой Лире (место его рождения), что для него значительно милее палатинских холмов. 109 Аббат Райян, тетка Серафи — Аббат Райян — один из воспитателей юного Анри Бейля (Стендаля) (в 1793—1794 гг.), был арестован летом 1794 г. за отказ присягнуть новой конституции; о «тирании этого злобного иезуита» Стендаль с ненавистью вспоминает в автобиографической книге «Жизнь Анри Брюлара». Тетку Серафи (сестру покойной матери) он характеризует как набожную и взбалмошную лицемерку. Бернарден де Сен-Пьер Жак Анри (1737—1814) — французский писатель, автор философских эссе «Этюды природы» (1784—1787), романа «Поль и Виргиния» (1787); подобно Ж. Ж. Руссо, воспевал культ «естественной» и добродетельной жизни людей на лоне природы. Не в память ли о Хароне, взимавшем обол? ( греч. миф.) — Харон — перевозчик душ умерших через реки подземного царства, взимавший за это плату. С этой целью в рот умерших клали мелкую монету (обол). Янсенизм — реформаторское течение в католической церкви XVII — начала XVIII в., возникшее на основе учения голландского богослова Янсения (1585—1638). Янсенисты выступали против папства и церковной иерархии; отрицая за человеком свободную волю, развивали вслед за Блаженным Августином (см. коммент. к с. 26) учение о благодати и божественном предопределении; проповедовали скромность в быту и суровость нравов. Центром янсенизма стал монастырь Пор-Рояль, превратившийся в XVII в. в очаг борьбы с иезуитами. В юные годы Мориак, воспитанник марианитов, испытал сильное влияние янсенистских идей. 114 ...вплоть до теологических споров по поводу божественной благодати — Споры о соотношении роли божественной благодати и человеческой воли были одним из существенных разногласий между янсенистами и иезуитами, допускавшими участие свободной воли в спасении человека. В янсенистских кругах, с которыми был тесно связан Ж. Расин, образ Федры толковали как пример судьбы человека, не осененного божественной благодатью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

«Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в Храме Божием – не в Иерусалимском только, – а повсюду в церквах» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Фессалоникийцам.3, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.11. Кн.2, Спб., 1905, с.592). По замечательному слову М. Маркиша – «Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частых полуправд – в каждой конфессии, в каждой церкви своя – тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, мощную, яркую – последнюю» (Маркиш М. Струве провозгласил независимость//Радонеж. 17-18, 2000). Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам.1, 1//Творения. СПб., 1905. Т.11. Кн.2. с.574. Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003, с.156. Цит. по: Архиеп. Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. М., 2001, сс.243-245. Цит. по: Иеромонах. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафи ма Роуза. М., 1995, с.298. Блаж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила 7, 26//Учение об Антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. Спб., 2000, с.361. преп. Ефрем Сирин. Толкование на Второе послание Фессалоникийцам.//Творения. ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, сс.247-248. см. св. Иоанн Златоуст. 75 беседа на Евангелие от Матфея//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.7. ч.2. Спб., 1901, с.755. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С.63. Отсюда видно, как путешествие Колумба отозвалось в богословии. В маленьком уютном мире античности вселенная казалась обозримой и уже исхоженной. Так, бл. Иероним при толковании этого стиха Евангелия говорит: «И проповедано будет cue Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам… А это или уже исполнилось, или должно в непродолжительное время исполниться, как мы видим. В самом деле, – по моему мнению, – не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Христова. И даже, если у такого народа и не было проповедника, тем не менее, он не может не иметь понятия о вере от соседних народов» (Иероним Стридонский. Четыре книги толкования на Еавнлеие от Мафтея. М., 1999, сс.217-218).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

  001     002