ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 июля 2003 года 16 апреля 2005 г. 14:00 30 июля 2003 года в Сарове под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Открывая заседание Священного Синода, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я сердечно приветствую членов Священного Синода Русской Православной Церкви в этом особом, святом месте — месте подвигов преподобного Серафима Саровского. Благодарю Вас за то, что все Вы были сегодня участниками освящения возрожденного храма во имя преподобного Серафима Саровского и совершали в нем вместе с нами первую Божественную литургию. Нынешнее торжество носит характер не только лишь праздника Русской Православной Церкви, но является поистине всеправославным празднованием. Присутствие делегаций всех Поместных Православных Церквей на этих торжествах — яркое тому свидетельство. Мы все должны благодарить Бога за то, что Он сподобил нас стать участниками празднования 100-летия прославления в лике святых великого Саровского Чудотворца. Эта юбилейная дата укрепляет и поднимает дух нашего народа. Несколько лет тому назад мы отмечали 600-летие преставления преподобного Сергия Радонежского. И вот теперь мы празднуем 100-летие канонизации святого Серафима Саровского. Преподобный Сергий и преподобный Серафим — эта два величайших подвижника и молитвенника за нашу Святую Церковь и наше Отечество. Они особенно любимы нашим многострадальным народом, который в своих скорбях, испытаниях и трудностях всегда прибегал и прибегает к молитвенной помощи этих угодников Божиих. Мы видим сегодня великое множество паломников, которые приехали в Саров и Дивеево на торжества, посвященные памяти преподобного Серафима. Сегодня центральным моментом этих торжеств стало долгожданное событие — освящение возрожденного после десятилетий поруганий и запустения Свято-Серафимовского храма в Сарове». Традиционно заседание летней сессии Синода проходит в Троице-Сергиевой Лавре в канун празднования памяти преподобного Сергия Радонежского (17-18 июля). Однако в этом году многолетняя традиция была нарушена в связи с исключительной значимостью церковно-государственных торжеств по случаю 100-летия прославления преп. Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/4840988.ht...

Рошко Всеволод Леонидович Вторая часть. Жизнь святого Серафима Саровского Хронологическая таблица жизни и подвигов святого Серафима Саровского Дата Возраст 19.07.59 Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор Конец царствования Елизаветы в России Смерть отца Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим Болезнь, исцеление Божией Матерью Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.78 Становится послушником в Сарове; вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня… Игумен в Сарове о. Пахомий 1780–1783 Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.86 Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт. 1786 О. Серафим посвящен в дьяконы Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (мать Александра) 13.06.1789 Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 02.09.1793 О. Серафим рукоположен в священники Кончина игумена Пахом ия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец Смерть Паисия Величко?ского 1794–1798 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами Восшествие на Российский престол Павла I Убийство Павла I. Александр I 12.09.1804 Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками. Исцелен Божией Матерью Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь 4.12.1807 Кончина о.Исайи 1807–1810 Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор Конец 1813 Выход из затвора. Возобновление старческого попечения о мирянах и многих братьях 1820–1821 Забота о монахинях в материальном и административном плане Исцеление Михаила Мантурова (первое проявление чудотворства)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

19 июля/1 августа Церковь чтит преподобного Серафима Саровского . О духовных заветах и уроках святого, столь важных для нас сейчас, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви! Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает». Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния , а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому. Из сказанного следует, дорогие друзья, что память преподобного Серафима Саровского, его жизненный опыт, духовные уроки, которыми он делится, просто взирая на нас с присущей ему ангельской полупечальной, полурадостной улыбкой с его древних и современных икон, драгоценны, как воздух. Несмотря на известность завета , который преподобный Серафим оставил нам, своим соотечественникам, духовным детям: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», на поверку из моих собеседников, включая меня самого, может, лишь 5% из 100 когда бы то ни было принимали этот совет серьезно, как руководство к действию. Вот почему сегодня мы простираем наши дрожащие от волнения, стрессов, сердечных перебоев руки к преподобному Серафиму и просим его походатайствовать за нас перед Престолом Господа Вседержителя, пред Царицей Небесной, служителем Которой он, преподобный Серафим, себя смиренно сознавал, чтобы и на нас снизошла теплая лазурь Божественной благодати, наставляющая каждого христианина на благочестивое, праведное и целомудренное жительство, как об этом говорит святой апостол Павел в одном из своих посланий. Именно благодать, истекающая потоком живой воды от Христа Воскресшего через таинства Церкви, одна поможет нам, если мы очень этого захотим, если уразумеем, как идти к Богу, если примем на вооружение все средства, предлагаемые преподобным Серафимом.

http://pravoslavie.ru/95688.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память прп. Серафима Саровского (комментарий в цифрах и фактах) Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель 19.07.1759 — Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 — Смерть отца Исидора Мошнина 1766 — Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 — Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 — Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 — Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове — о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 — Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 — Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 — О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 — Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 — Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 — О. Серафим рукоположен в священники 1794 — Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 — о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 — 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 — Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 — Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 — Кончина о.Исайи 1807-1810 — Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 — Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь

http://sedmitza.ru/text/412994.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В день Покрова Богородицы Его Святейшество возглавил годичный акт в Московской Духовной академии (комментарий в русле истории) Фото Ю.В.Клиценко - " Седмица.Ru " А.К.Светозарский, доцент МДА Личность преподобного Серафима Саровского в трудах митрополита Вениамина (Федченкова) Актовая речь Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, братия и сестры! Уважаемые гости! В настоящей традиционной для наших Духовных школ актовой речи перед нами стоит задача соединить в нашем сознании образы двух выдающихся представителей Русской Православной Церкви, двух духовных предшественников наших: светильника Русской Земли и всего вселенского Православия духоносного старца-подвижника преподобного Серафима Саровского и подвижника-иерарха духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова), в чьих трудах с удивительной силой отразился свет серафимовой святости, его духовного подвига. Совсем недавно, в конце июля - начале августа текущего года, мы вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви и представителями братских Поместных Церквей молитвенно отмечали знаменательный юбилей столетие со дня прославления Саровского подвижника преподобного Серафима. И в дни юбилейных торжеств, явивших всему миру яркую картину православного возрождения в нашем Отечестве, не раз мысленно обращались к событиям столетней давности, к Саровским торжествам 1903 года. Они проходили с 17 по 21 июля (старого стиля) при огромном стечении богомольцев со всей России. Ко дню прославления, назначенного на 19 июля (день рождения старца Серафима) в Саров прибыло около ста тысяч паломников, для размещения которых был устроен временный городок. На торжества прибыл император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна, вдовствующая государыня Мария Федоровна, великий князь Сергей Александрович (дядя царя) и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна - «княгиня милосердия», как её называли в народе, другие члены императорской фамилии. Царственная чета особо чтила старца Серафима и во многом способствовала его прославлению. Супруги прибыли в Саров с горячим желанием участвовать во всенародном православном торжестве, а также с молением о даровании наследника престола. Напомним о том, что их молитвы были услышаны. Долгожданный наследник российского престола цесаревич Алексей Николаевич появился на свет в следующем 1904 году.

http://sedmitza.ru/text/397947.html

Предисловие Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество Донесение Святейшему Правительствующему Синоду Первенствующего Члена оного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 21 июля 1903 года И. В. Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца I.Okpecmhocmu Сарова.– Саровская пустынь.– Случаи чудесных исцелений II.Nepbый и второй день Саровских торжеств: торжественная панихида и всенощная по парастасу (16 июля, среда).-Крестный ход из Дивеева в Саров.– Торжественные литургия и панихида.– Прибытие в Саров Их Императорских Величеств (17-е число) III.Tpemuй день торжеств (18 июля, пятница): ранняя обедня, за которой Царь и Царицы, вместе с народом, причастились IV. Всенощная 18-го числа – первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых.– Выход на литии из собора за мощами преподобного и принесение св. мощей в собор.– Неописуемый момент открытия гробницы с мощами.– Ночь на 19 июля – пасхальная ночь.– Поздняя литургия 19 июля.– Обнесение мощей вокруг Св. Престола.–Первый торжественный молебен преподобному Серафиму.–Крестный ход вокруг собора V. Окончание Саровских торжеств.– Отъезд Царской Фамилии из Сарова в Дивеев.– Пребывание в Дивеевском монастыре.– Освящение нового храма в память преподобного Серафима.-Заключительные замечания Описания торжеств в церковной печати Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии Из Сарова и Дивеева Священник Павел Беляев. Великие саровские торжества в июле 1903 года Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах Дорога Прибытие в Саров Крестный ход и литургия Прибытие Государя «Здравствуйте, Государь-Батюшка!» Последняя заупокойная литургия. Государь на пути к источнику И настало мгновение! «Батюшка Серафим, исцели ты нас!» Всепразднственная ночь за оградой монастыря «Городок». Людское море Богослужения при часовнях и крестные ходы Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма Царственные гости на монастырской трапезе Утешения чудес Ночью у раки с мощами Проводы Государя Еще исцеления. Бесноватые. У старца. Прощание с Саровом. Святая ночь. Дивеев. Канавка. Дивеевские торжества. Близость неба. Молчание книжников. В богомольческом поезде. Небесные отзвуки. Священник Ф.А. Саровские торжества Чудесные исцеления на источнике преподобного отца Серафима, саровского чудотворца 1 2 3 Заявление вдовы А. Богородской о дивной милости Божией ее сыну, по молитвам преподобного о. Серафима Саровского Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. 1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе 2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом 3. О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо – святого Серафима 4. О поминовении усопших 5. О смирении. 6. О блаженной кончине святого старца Серафима 7. О значении храма на Руси.  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Друг друга тяготы носите…» (Телепрограмма, 08.10.05) (комментарий в интересах нации) Рака с мощами преп. Серафима Саровского в Троицком соборе Дивеевского монастыря (современное состояние) Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского Сюжет телепрограммы «Православная энциклопедия». Эфир 9 августа 2003 года Под покровом батюшки Серафима живет весь православный мир. Жители Петербурга счастливы еще и тем, что здесь произошло одно из важнейших событий в жизни Русской Православной Церкви XX века – второе обретение мощей великого угодника Божия, святого преподобного Серафима Саровского. В 1989 году Государственный музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе Санкт-Петербурга, начал подготовку к передаче Церкви предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. В начале ноября 1990 года в дальнем углу хранилища был обнаружен прямоугольный предмет длиной свыше полутора метров, обшитый грубой тканью. Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора: — Именно здесь, в этих помещениях, хранились и были обнаружены в ноябре 1990 года мощи преподобного Серафима Саровского: служащие случайно обратили внимание на ящик с надписью «Серафим Саровский». Научный сотрудник государственного музея истории религии Павлов: – Проверка велась особенно тщательно, и один из сотрудников моего отдела предложил посмотреть, что находится внутри. Отпороли край ткани, и стало ясно: перед нами мощи. На голове была черная скуфья. На груди покоился медный наперсный крест. На руках – поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом было вышито «Святый отче Серафиме» и «моли Бога о нас». Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора: — Не было печали, а была радость, что нашли, наконец, мощи, о которых сам преподобный Серафим говорил, что они будут вторично обретены и станут на место, которое он им уготовал в Дивеевском монастыре. Нам всем было радостно, что мы их нашли, и они вернутся в храм, что люди вновь будут им поклоняться и молиться, прославляя Имя Божие».

http://sedmitza.ru/text/403431.html

Саров. Успенская пустынь. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Храм преподобного Серафима Саровского заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец. Освящён в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых. В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки - за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя. К храму примыкает здание под названием Архиерейский дом. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. Рядом здание монастырской трапезной, которое построили в 1828 году. Купол большого светлого зала был украшен росписью на тему Евангелия: Иисус Христос кормит народ пятью хлебами. Трапезная была рассчитана на 100 человек. Кормили в монастыре скромно, но вкусно и питательно. Вот воспоминания одного из паломников, посетившего монастырь в 1904 году,: «Булки там чудные, вдвое больше петербургских и до того нежные, каких в Петербурге не найдёшь, да я думаю и нигде…и ещё чудный там квас». Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня с погребами над ними (келарь – заведующий монастырским хозяйством). При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня. Саровские квасы готовили один раз в год в марте. Ставили в бочках в погребе, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.

http://sobory.ru/article/?object=05364

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января У истоков канонизации Серафима Саровского (полемика в периодической печати в связи с обретением мощей) Статья кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Андрея Анатольевича Левандовского посвящена начальному этапу грандиозной полемики, охватившей русскую прессу в 1903 году в связи с канонизацией и прославлением преподобного Серафима Саровского. В центре внимания — жесткая дискуссия, разгоревшаяся в связи с обретением мощей нового святого; она была вызвана тем, что останки старца плохо сохранились. В статье прослеживается, как разворачивалась эта дискуссия, резкий и даже кощунственный зачин которой дали нелегальные органы печати. Анализируется «Необходимое разъяснение», с которым от лица Святейшего Синода выступил митрополит Санкт-Петербургский Антоний; подробно рассматриваются выступления консервативных, проправительственных органов печати. Обращаясь к воспоминаниям в дневниках и переписке современников, а также к архивным материалам Департамента полиции, автор дает представление о том, как вопрос об обретении мощей и связанная с ним полемика воспринимались в разных кругах русского общества. Особое внимание в статье обращено на ожесточенный, непримиримый характер дискуссии, на полярность позиций, занятых ее участниками. Желчная ненависть, с которой левая пресса высказывалась о состоянии мощей преподобного Серафима, не интересуясь при этом его личностью, демонстрирует кризис веры и благочестия общества начала XX века.

http://bogoslov.ru/article/6192709

7 фактов о преподобном Серафиме апреля 2016 Вспоминаем основные вехи жизненного пути одного из главных петербургских святых, 150 лет со дня рождения которого исполнилось 13 апреля. Факт 1: Несколько святых покровителей Будущий преподобный Серафим Вырицкий был крещен с именем Василий в честь преподобного Василия Нового, исповедника (память 8 апреля). В житии Василия Нового содержится рассказ о мытарствах Феодоры, к которому часто обращались в начале ХХ века православные пастыри и архипастыри, призывая людей к покаянию. Призывать к покаянию, молиться за своих духовных чад научил преподобного Серафима Василий Новый. Название деревни, в которой родился Василий, Вахромеево, связано с именем апостола Варфоломея (в русской огласовке часто - Вахромей). Церковь чтит память этого апостола вместе с памятью апостола от 70 Варнавы (24 июня). В юности Василий обрел духовного отца в лице Варнавы Гефсиманского (прославлен в чине преподобного в 1995 году), и был пострижен в иночество (1920) с именем Варнава. Будучи утвержден в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита, старец Варнава (в миру - Василий Ильич Меркулов) ежедневно принимал сотни паломников, исповедовал, благословлял, молился за людей. Современники называли Варнаву Гефсиманского старцем-утешителем (имя Варнава означает " сын утешения " ). Народным утешителем стал и Серафим Вырицкий. При пострижении в схиму иеромонах Варнава был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Василий Николаевич всегда особо почитал Саровского чудотворца; известно, что он участвовал в 1903 году в торжествах по случаю канонизации святого. Серафим Вырицкий повторил молитвенный подвиг святого тезки. Тысячу дней и ночей тот коленопреклоненно молился на гранитном валуне с воздетыми руками. А тяжело больной Серафим Вырицкий в течение 10 лет молился на камне перед иконой Саровского чудотворца, ходатайствуя за Русскую Церковь и ее чад. Когда ноги отказывали ему, домашние помогали преодолеть дорогу до камня на огороде, и он вставал на колени и молился.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010