Почитание святых в Православной Церкви является неотъемлемой составляющей церковного бытия. Православные христиане находятся в живом молитвенном общении со светлым сонмом святых, чья жизнь служит примером для подражания и указывает путь желающим спастись. Жития святых угодников Божиих на протяжении столетий были и до настоящего времени остаются излюбленным чтением православных христиан. Велик и разнообразен сонм святых, просиявших в русской земле. Среди этого множества светильников Божиих особым светом сияет имя преподобного Серафима Саровского , воплотившего в себе евангельский образ подлинного христианства в духе и истине ( Ин. 4, 24 ). Преподобный Серафим Саровский не только достиг личного спасения и святости, не только научил спасению окружавших его людей, но и напомнил миру о самой цели человеческой жизни. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского произошло в 1903 году по инициативе императора Николая II и стало исключительным событием не только в жизни Церкви, но и всей страны. Преподобный Серафим Саровский оказал огромное влияние на духовную жизнь России XIX века. По словам приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «поучая и наставляя, предостерегая и обличая, Преподобный напутствовал Россию перед бедами, которые ему Духом Божиим дано было предвидеть. Эти беды стали страшной реальностью в XX веке, начавшемся прославлением саровского подвижника и продолжившемся скорбью – скорбью столь великой, что подобной ей, по пророческим словам святого, „от начала мира не было“» 1 . По мере того, как растёт почитание преподобного Серафима Саровского , растёт и интерес к личности святого, его житийным повествованиям и духовному наследию. Встаёт вопрос о том, на какие источники опираются житийные сказания и сборники наставлений преподобного. В настоящей статье мы рассмотрим самые первые житийные повествования о Серафиме Саровском , их особенности, источники и степень достоверности. Первые жизнеописания преподобного Серафима Саровского появились задолго до его прославления. Они были составлены свидетелями и очевидцами его подвигов. Это были монашествующие, начинавшие свой иноческий путь в Саровской пустыни и лично знавшие преподобного в последний период его жизни. На сегодняшний день известны четыре таких житийных повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сортировать по Исключить новости Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца 1 августа, 2019. Новостная служба Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа 1 августа. ПРАВМИР. Сегодня православные христиане празднуют обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого. Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

21 марта 2021 Встреча: " Архиепископ Василий (Кривошеин) и его духовное наследие " Встреча в рамках Дня православной книги состоялась 21 марта в " title=" mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:windowtext;border:none windowtext 1.0pt; mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;mso-fareast-language:RU; text-decoration:none;text-underline:none " > храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище " > храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище . Настоятель " title=" mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:windowtext;border:none windowtext 1.0pt; mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;mso-fareast-language:RU; text-decoration:none;text-underline:none " > протоиерей Аристарх Егошин " > протоиерей Аристарх Егошин в сообщении " Архиепископ Василий (Кривошеин) и его духовное наследие " рассказал о непростом жизненном пути владыки, о его богословских трудах. Владыка открыл для читателей наследие святителя Григория Паламы, преподобного Симеона Нового Богослова.   Встреча в рамках Дня православной книги состоялась 21 марта в " title=" храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище " > храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище . Настоятель " title=" протоиерей Аристарх Егошин " > протоиерей Аристарх Егошин в сообщении " Архиепископ Василий (Кривошеин) и его духовное наследие " рассказал о непростом жизненном пути владыки, о его богословских трудах. Владыка открыл для читателей наследие святителя Григория Паламы, преподобного Симеона Нового Богослова.  Русские эмигранты, оказавшиеся на Западе, показали всему миру, что православие — живая вера. Вслед за владыкой творениями святого Григория Паламы заинтересовались богословы Владимир Лосский, протоиерей Иоанн Мейендорф, Георгий Флоровский. После войны архиерей оказался в Европе, его пригласили в Оксфорд, где он изучал мистическое богословие. Чтобы ознакомиться с материалами архивов, он приезжал в Ленинград. Благодаря дружбе с митрополитом Ленинградским

http://new.izdatsovet.ru/events/arkhiepi...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a transmis în dar Bisericii Ortodoxe Române o prticic din moatele Sfântului Cuvios Serafim de Sarov 26 octombrie 2017 21:44 26 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил возглавили принесение ковчега с частицей мощей преподобного Серафима Саровского в духовный центр Румынского Патриархата. После встречи в аэропорту имени Анри Коанды г. Бухареста Предстоятели Русской и Румынской Православных Церквей прибыли на Патриарший холм Бухареста, где находятся собор святых равноапостольных Константина и Елены, а также Патриаршие дворец и резиденция. Под звон колоколов состоялось торжественное шествие с мощами преподобного Серафима Саровского от врат Патриаршего собора на площадь святых Константина и Елены. Ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского был поставлен перед престолом, после чего был совершен молебен преподобному Серафиму. В богослужении участвовали иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. На площади молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. По завершении молебна Блаженнейший Патриарх Даниил от лица духовенства и мирян Румынской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников торжеств: «Благодарим Вас, Ваше Блаженство, возлюбленный о Христе сослужитель, за то, что Вы приехали на великий праздник Патриаршего кафедрального собора и города Бухареста, в день памяти преподобного Димитрия Нового! Благословление и радость, которые приносит нам праздник преподобного Димитрия Нового, возрастают в этом году присутствием в Бухаресте мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, почившего о Господе в 1833 году и прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 1903 году, которого очень хорошо знают и почитают во всем Православии. Мощи преподобного Димитрия Нового, который жил в XIII веке, во время румынско-болгарского царства Асанов (1185-1396), были принесены в этот кафедральный собор 13 июля 1774 года благоволением русского генерала Петра Салтыкова, во время архипастырства благочестивого митрополита Григория II Угровлахийского.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5047329...

Замосточье. Церковь Серафима Саровского (строящаяся). Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, д. Замосточье, ул. Школьная, 4Б Координаты: 53.828193, 27.863041 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 18-ти км на юго-восток от г. Минска расположена деревня Замосточье Луговослободского сельсовета. Впервые она упоминается в документах середины XVII века как владение Г. Комара.  В 2008 году деревня стала официально называться агрогородком. Здесь проживает более 2,5 тыс. человек. Первый храм в Замосточье был построен в 1717 году князем Друцким-Гроским. Освятили церковь в честь святителя и чудотворца Николая архиепископа Мирликийского. Дальнейшая судьба Замосточского прихода такая же, как и у большинства православных общин в СССР: он был закрыт,  храм разрушен в период с конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны. Приходская жизнь возродилась в поселке только в 90-х годах XX столетия. 15 февраля 1997 года состоялось собрание верующих д. Замосточье, На этом собрании решили образовать приход в честь преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. К 1998 году у новообразованного прихода появилось здание для проведения богослужений. 17 июня этого же года указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) настоятелем был назначен иерей Анатолий Матвеевич Иващук. Началась подготовка к строительству храма. Для этих целей был выделен 1 га земли. В новообразованный приход вошли деревни: Обчак, Замосточье, Заречье, Дворец, Луговая Слобода. 8 апреля 2000 года во временном помещении храма произошел пожар, в результате которого сгорело все имущество, а при въезде в деревню неизвестными людьми был срублен крест. 31 июня этого же года новым настоятелем назначили заштатного священника Иоанна Петровича Дивина. К 31 декабря дом, где до пожара проходили богослужения, был восстановлен и совершена первая божественная литургия. К концу 2002 года Минрайисполком выделил новое место под строительство храма, а институт Белжилдорпроект разработал план архитектурного проекта. 5 февраля 2004 года Минский завод «Аливария» пожертвовал на храм 3 колокола. В феврале 2004 года завершена проектная документация под строительство церкви. В строящемся храме ведутся внутренние работы.

http://sobory.ru/article/?object=39778

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского. Серафимовская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Серафима Саровского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1905 и 1909. Год утраты:1944 (боевые действия) Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась. На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал. К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос. В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

http://sobory.ru/article/?object=40613

Итоговый документ Третьей ежегодной всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» 3 июля 2006 г. 11:11 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 июня по 1 июля 2006 года в Сергиевом Посаде и Сарове прошла Третья ежегодная всероссийская научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная трехсотлетней годовщине основания Саровской пустыни и обсуждавшая тему «Возрождение православных монастырей и будущее России». Конференция была организована Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского при участии Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, Фонда «Фома Центр», Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. С приветственными посланиями к участникам конференции обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С. Соколов , руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко. В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Курска, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Смоленской области. По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Православные монастыри — зримое свидетельство того, что у Российской земли есть не только политическая, военная, культурная, но и священная история. Образ монастырской обители, источающей свет, радость и покой, остается одним из фундаментальных устоев нашего общенационального самоощущения и самопонимания, является и неотъемлемой частью образа России в мире. Сегодня, в отличие от недавних периодов нашей истории, каждый из нас имеет возможность не только изучать монастыри как культурное наследие, но и прикоснуться к живому опыту монашеской жизни. Возрождение монастырей дает нам надежду на возрождение России.

http://patriarchia.ru/db/text/128049.htm...

Православный мир отметил столетие прославления преподобного Серафима Саровского Фото: Седмица.Ru В 2003 году минуло 100 лет с момента прославления в лике святых великого подвижника Русской Земли, насельника Саровской пустыни старца Серафима. Подготовка к празднованию этого события впервые в истории России после 1917 года осуществлялось совместно представителями Церкви и государства. Проект по содействию проведения общественно значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского носил комплексный характер и явился в своем роде уникальным. Все уровни власти: федеральная, областная, местная, Русская Православная Церковь и представители российского бизнеса консолидировались вокруг решения задачи по восстановлению православной святыни общенационального масштаба. 27 февраля 2001 года по распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе был создан Попечительский совет по подготовки к празднованию. Его сопредседателями были назначены митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и Сергей Обозов - в то время главный федеральный инспектор по Нижегородской федеральной области. Вскоре скончался митрополит Николай, фронтовик, прошедший Великую Отечественную, так что завершать начатое пришлось новому епископу Нижегородскому и Арзамасскому - Георгию (Данилову). 25 февраля 2003 года по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова утвержден состав Организационного комитета, сопредседателями которого стали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В период с февраля до августа состоялось 5 заседаний оргкомитета. С целью формирования и реализации сводного плана подготовки и проведения празднования 100-летия канонизации преподобного Саровского, утвержденного Оргкомитетом, был создан Исполнительный комитет, сопредседателями которого стали: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Комитет состоял из 7 комиссий, каждую из которых возглавляли 2 сопредседателя: представитель светской власти и представитель Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/3.html

Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар храму Панагия Сумела частицу мощей преподобного Серафима Саровского 2 июня 2013 г. 20:16 2 июня 2013 года Святейший Патриарх Кирилл и  Блаженнейший Архиепископ Иероним  посетили храм Панагия Сумела в городе Ахарнон. Их сопровождали члены официальной делегации Русской Православной Церкви. По прибытии Святейшего Патриарха в Ахарнон его встретили аплодисментами более десяти тысяч горожан. Под звуки оркестра, аплодисменты и возгласы приветствия Предстоятели двух Церквей в преднесении ковчега с частицей мощей преподобного Серафима Саровского проследовали на площадь у строящегося храма Панагия Сумела, где их ожидал сонм архипастырей  Элладской Православной Церкви . На площади также присутствовали представители местных властей и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Илийский, Ахарнейский и Петрупольский Афинагор сказал: «В этот благословенный радостный период празднования Воскресения Господня присутствие Вашего Святейшества в храме Богородицы Сумела в благословенном городе Ахарноне является для нас чем-то более значительным, важным и волнительным, чем просто официальный визит, потому что он выходит по своему значению далеко за рамки истории этого города». Как отметил  архипастырь, есть и еще одна причина для волнения и ликования, которые испытывают духовенство и народ митрополии, — это принесенный со святой земли Российской неоценимый дар, источник освящения для верующих — частица мощей преподобного Серафима Саровского. «Величайшее благословение, переполняющее не только место, где мы сегодня собрались, но и наши сердца, являет собой воплощение в жизнь многолетнего желания и священной мечты», — сказал митрополит Афинагор. Он подчеркнул, что радость многократно усугубляется тем обстоятельством, что святыню передал в дар храму в Ахарноне сам Предстоятель Русской Православной Церкви, посещающий с визитом Элладскую Православную Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/3017315.ht...

Сортировать по Исключить новости Житие преподобного Серафима Саровского 28 октября, 2005 В этой статье мы публикуем житие преподобного Серафима Саровского — особо почитаемого святого Русской Православной Церкви. Житие преподобного Серафима Саровского Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его отец и Агафия стала воспитывать младенца одна. Она сама продолжила и дело мужа: строительство в Курске Божиего храма. Мальчик подрастал, и скоро мать Прохора поняла, что сын ее — необыкновенный ребенок. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную колокольню. Вдруг он оступился и упал на землю. Мать в ужасе бросилась к сыну, не ожидая увидеть его живым. Каковы же были изумление и радость Агафьи и сбежавшихся соседей, когда оказалось, что мальчик невредим! Так с раннего детства матери и близким было открыто, что Бог чудесным образом хранит Своего избранника. Но скоро Прохор тяжело заболел. У врачей не было надежды на выздоровление. И вот во время самых тяжких страданий мальчика Сама Божия Матерь в неизреченном сиянии явилась ему. Она ласково утешила маленького страдальца и сказала, что надо потерпеть еще совсем немного и он будет здоров. На другой день мимо дома, где жил больной Прохор, шел крестный ход: несли великую святыню города Курска и всей России — чудотворную икону Богородицы — Курскую-Коренную. Мать Прохора увидела это из окна. Взяв на руки больного сына, она поспешила вынести его на улицу. Здесь икону пронесли над мальчиком, и с этого дня он начал быстро поправляться. Прохор не был похож на своих сверстников. Он любил уединение, церковные службы, чтение священных книг. Это было ему совсем не скучно, через молитву перед ним все больше приоткрывался неизведанный и прекрасный духовный мир, в котором царят Божественная любовь и добро. Учился он хорошо, когда же несколько подрос, стал помогать брату, который по примеру отца занялся торговлей. Но сердце Прохора не лежало к земному. Ни дня он не мог провести без храма и всей душой стремился к Богу, Которого любил всем сердцем, больше всего на свете. Он желал быть с Богом постоянно, и потому ему все сильнее хотелось уйти в монастырь. Наконец он признался в своем желании матери. Как ни тяжело Агафий было расставаться с любимым сыном, но она не препятствовала ему. Когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он покинул родной дом, получив материнское благословение — большое медное распятие, которое носил на груди и которым необычайно дорожил всю жизнь.

http://pravmir.ru/zhitie-prepodobnogo-se...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010