Благочестивые брат и сестра, послушники преподобного Серафима Саровского (Память 20 июля). Брат и сестра Мантуровы, Михаил Васильевич и Елена Васильевна, были ближайшими и усерднейшими послушниками великого старца преподобного Серафима Саровского . И жизнь их достойна памяти, как жизнь людей, удивительных по своей самоотверженности, по той великой силе, с которой они «нудили» Царство Небесное, исполняя слова Христовы: «Царство Небесное нудится силою, и нудящие восхищают его». Брат и сестра Мантуровы, дворяне-помещики, не имевшие уже ни отца, ни матери – жили в родовом своем имении, селе Нуче, Ардатовского уезда. Брат раньше много лет служил в Лифляндии в военной службе, там и женился. Тяжкий недуг принудил его выйти в отставку и поселиться в деревне. Елена Васильевна Мантурова, младшая по годам брата, была веселого нрава и мечтала лишь о светских забавах и выходе замуж. Самые лучшие врачи не только не могли излечить болезнь Мантурова, но не в силах были даже определить ее. Так как село Нуча находилось всего в 40 верстах от Сарова, то молва о святости и силе молитв преподобного Серафима, конечно, дошла и до Нучи. Болезнь развилась до того, что у больного выпадали кусочки кости из ног, и тогда, по совету близких, он решился отправиться к о. Серафиму. С трудом был он приведен своими крепостными к дверям старца, который, выйдя к нему, ласково спросил: «что пожаловал, – посмотреть на убогого Серафима?» Упав старцу в ноги, больной умолял исцелить его. Тогда старец спросил больного трижды, верует ли он в Бога, и на троекратный утвердительный ответ его сказал: «верь же и в то, что верующему все возможно от Бога, а я, убогий Серафим, помолюсь!» И, после молитвы, помазывая больные ноги Мантурова елеем, старец произнес: «по данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую!» Затем он велел ему идти, – и больной пошел, навсегда исцеленный. Когда исцеленный благодарил старца, старец сказал «что ты! Это дело – единого Господа. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Киеве Прохор с усердною молитвою и слезами припадал к св. мощам угодников Божиих, особенно преп. Антония и Феодосия, пламенно умоляя их благословить его намерение н наставить на путь спасительный. Обходя и отцов, там подвизавшихся, он прослышал, что не далеко от св. Лавры Печерской, в Китаевской обители спасается затворник по имени Досифей, жизни истинно богоугодной и имеющий дар прозорливости. Пришедши к нему Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл пред ним всю свою душу, просил наставлений и благословения. Прозорливый старец, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, указал ему для вселения на Саровскую обитель и благословил его, сказавши в заключение: «гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией, там окончишь ты и свое земное странствование. Св. Дух, сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни, последователь преподобных отцов наших Антония и Феодосия». Беседа блаженного старца Досифея окончательно утвердила юношу в добрых намерениях. Кажется, теперь никакие препятствия, никакие обольщения, не сильны отклонить его от решимости вступить в Саровский монастырь. Отговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, поклонившись еще раз св. угодникам Киево-Печерским, он направил стопы свои на путь и, охраняемый покровом Божиим благополучно прибыл опять в Курск, в дом матери своей. Здесь он прожил еще несколько месяцев, даже ходил в лавку, но торговлей уже не занимался, а читал душеспасительные книги в назидание себе и другим, которые приходили поговорить с ним, расспросить о св. местах и послушать чтения. Это время было временем его прощания с родными и с родиной. Мать хотя и знала о решении Прохора вселиться в Саровской обители, даже соизволяла ему, но когда наступил последний час, когда Прохор стал прощаться с нею, она, благословляя его, говорила: «ты бы меня прежде похоронил, а потом и шел бы в монастырь». Из договаривавшихся идти с ним вместе, двое отправились теперь же, а прочие прибыли раньше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Глава Нижегородской митрополии вручил награды победителям конкурса «Серафимовский учитель 2017-2018» 23 апреля 2018 г. 16:04 21 апреля 2018 года в актовом зале паломнического центра Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря состоялись пленарное заседание конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения» и чествование победителей и лауреатов педагогического конкурса «Серафимовский учитель 2017-2018». Организатором конкурса является Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе и Фонда президентских грантов. В минувшем году конкурс состоялся в двенадцатый раз. Впервые поступили заявки из Белоруссии, Украины, Приднестровья, Приморского края, Белгородской, Кемеровской, Липецкой, Псковской, Тверской и Волгоградской областей. На конференцию в Дивеево приехали участники  из многих регионов России, в том числе всех субъектов ПФО, а также из Белоруссии и Литвы. В пленарном заседании вместе с ними приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Владимир Колчин, настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), руководитель педагогической программы Благотворительного фонда Серафима Саровского Ольга Бараева, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин. Владимир Колчин озвучил приветственный адрес полпреда Президента РФ в ПФО Михаила Бабича. «Педагогические наработки, представленные в рамках конкурса, способствуют формированию таких качеств как любовь к родине, бережное отношение к православным традициям, стремление к духовному росту. Конкурс призван не только возродить православные ценности, но и высоко поднять статус учителя и педагога. Желаю организаторам, победителям и лауреатам достижения поставленных целей, а также новых побед», — сказано в послании. Далее к участникам обратилась игумения Сергия: «Забота педагогов о духовно-нравственном воспитании младшего поколения, их труды в этом деле имеют огромную ценность. Хочу пожелать всем педагогам, прибывшим на дивеевскую землю, чтобы Царица Небесная, преподобный Серафим Саровский и все дивеевские угодницы Божии помогали вам в работе».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Иеромонах Иларион (в миру Яков Михайлович Здобин) был учеником игумена Назария и духовником Саровской пустыни. Родом из Санкт-Петербурга. В 1795 г. поступил в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. 15 апреля 1796 г. принял монашество; 5 июня 1797 г. был рукоположен во иеродиакона; в 1798 г. – в иеромонаха. В 1804 г. переведен в Саровскую пустынь вместе со своим учителем игуменом Назарием. В монастыре пребывал около 50 лет и впоследствии был общим духовником братии. Это был муж, известный чистотой своей жизни многим лицам, которых назидал и утешал своим чудным словом и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий его слышавший находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердому врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Перенеся в своей монашеской жизни немало скорбей, он наставлял приходящих к нему за советом не словами только, но и всем образом своего иноческою жития. На исповедь к нему посылал всех приходящих к нему прп. Серафим, он же, о. Иларион, постригал в рясофор дивеевских девушек. Скончался в Саровской пустыни 12 ноября 1841 г. Указание пути ко спасению 1. Великодушныя доблественныя души свойство есть в напасти не отчаяватися; благодарного же дело есть не токмо в счастии благодарити Господа, но и в несчастии туюжде благодарность являти. Никтоже может озлобити душу добродетельну, но вся, яже страждет, прибыток себе вменяет быти. И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай, грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже без труда покой, ниже без брани победа получается. А побеждающему , – глаголет Христос, – дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. И побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (Откр. 2:7; 21:7) ».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

К 50-летию обретения св. мощей преп. Серафима Саровского. «Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения»... (из акафиста). В таких умилительных словах и выражениях св. Церковь прославляет величайшего подвижника последних времен преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. В нынешнем году 19 июля исполняется точно 50 лет со дня торжественного открытия его св. мощей. Празднование пятидесятилетнего юбилея установлено Самим Господом Богом еще в Ветхом Завете. Оно побуждает нас с особым вниманием остановиться на самых характерных, чертах личности преподобного Серафима, особенно углубленно отнестись к его наставлениям – к тому, чему он учил, как словом, так и самым примером своей дивной подвижнической жизни. Это тем более необходимо, что все более и более умножаются признаки, как внешние, так и внутренние, свидетельствующие о несомненном приближении тех страшных времен, о которых предсказывал преподобный. Эти страшные времена мы должны встретить во всеоружии, чтобы не быть застигнутыми ими врасплох. Чему же учил нас этот великий подвижник, просиявший на нашей русской земле, а потому особенно близкий и дорогой нам? Мало дошло до нас письменных записей его наставлений: он учил не столько словом, сколько примером своей жизни. Но все же кое-что из его наставлений было записано его верным «служкой» помещиком Н. А. Мотовиловым, а также и некоторыми другими почитателями преподобного, глубоко чтившими в нем «правило веры и благочестия, образ кротости и смирения». Самое важное , чему он учил, это то,  что цель нашей земной жизни заключается в « Стяжании Духа Святаго Божиего». Все добрые дела, нами совершаемые, все добродетели, нами приобретаемые, лишь постольку хороши и имеют смысл, поскольку они помогают достижению этой цели. Всякое доброе дело, Христа ради делаемое, есть средство для стяжания Святого Духа Божиего. Но более всего дает нам в этом отношении молитва , ибо она «как бы всегда в руках наших». И мы видим, что преподобный Серафим, будучи сам великим молитвенником, подобным великим отцам древности, проводившим в молитве подлинно день и ночь, и приходящих к нему учил прежде всего молитве .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Место сие тебе будет во спасение Экспозиция выставки. Фото протоиерея Игоря Пчелинцева.Сайт Нижегородской епархии По благословению Святейшего Патриарха Алексия в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева организована выставка «К 300-летию Саровской пустыни. " Место сие тебе будет во спасение...”», открытие выставки прошло 10 мая. До 15 июня экспонаты будут размещаться в Москве, с июня по сентябрь в городском музее Сарова и на завершающем этапе в Нижнем Новгороде. Выставка разделена на три тематических части. В первом разделе представлены экспонаты, рассказывающие о традиции православного монашества с первых веков его существования, вторая часть посвящена Саровской пустыни и ее насельникам, третья непосредственно преподобному Серафиму Саровскому. Среди экспонатов первого раздела выставки находятся несколько икон древнерусского письма, с изображениями первоначальника монашества преподобного Антония Египетского, преподобного Симеона Столпника, преподобного Сергия Радонежского и многих других подвижников, живших в древние времена на Руси и в других странах. Вместе с иконами представлены рукописные экземпляры учебников монашества: «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, поучения Аввы Дорофея, Добротолюбие, - те самые книги, которые хранились, читались и переписывались в монастырях многими поколениями монахов, отказавшихся ради стяжания Духа Святого от временных мирских радостей и удовольствий. Чудо их высокой жизни трудно поддается теоретическому осмыслению, именно поэтому главная мысль, выраженная в этом разделе выставки, заключена в том, что подлинный смысл монашества постигается в процессе преемственности от учителя-старца к ученику. Притом что ученик становится не только слушателем поучений наставника, но и их исполнителем. Экспонаты выставки наглядно свидетельствуют о преемственности и духовной связи насельников Саровской пустыни с русской и мировой традицией православного монашества. Но особая тема это общие черты жизни игумена земли Русской преподобного Сергия и преподобного Серафима, воплотившиеся в традициях их изображения. Не смотря на то, что с точки зрения мирской истории подвижники жили в разных эпохах, почти по одинаковому принципу построены иконографические композиции явления Богородицы преподобным Сергию и Серафиму и некоторые другие изображения подвижников. Все это посетители выставки смогут увидеть своими глазами.

http://pravoslavie.ru/517.html

О жизни и духовных наставлениях преподобного Серафима Саровского Воспоминания современников Детские воспоминания Надежды Аксаковой о преподобном Серафиме Саровском Из «Записок» Я.М.Неверова Из «Записок» генерала Отрощенко Воспоминания об отце Серафиме А.П.Еропкиной Рассказ об отце Серафиме сестер Екатерины и Анны Лопухиных Воспоминания дивеевской сестры Анастасии Воспоминания дивеевской старицы Евдокии Воспоминания дивеевской старицы Матрены Воспоминания священника села Дивеева отца Василия Воспоминания начальницы Ардатовской общины матушки Евдокии Воспоминания матушки, игуменьи монастыря в городе Свияжске Воспоминания игуменьи Пульхерии, настоятельницы монастыря в городе Слободский Вятской губернии Воспоминания матушки Платониды, монахини Симбирского монастыря Спаса Нерукотворенного Воспоминания иеромонаха Саровской пустыни Савватия, в схиме Стефана Воспоминания отца Рафаила, иеродиакона Саровском пустыни Воспоминания отца Феоктиста, иеродиакона Уфимского Успенского монастыря Воспоминания отца Василия, рясофорного монаха Нижегородского Печерского монастыря Воспоминания М. В. Н. Воспоминания жены управляющего селом Елизарьевым (Нижегородской губернии Ардатовского уезда) А. И. М. Воспоминания кн. А. К. Рассказ г-жи H. Н. Рассказ дворового человека В. А. об исцелении его жены А. Рассказ крестьянина М. Б. села Автодеева, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии Воспоминания священника А. Н. Воспоминания г-жи Серафимы К. Воспоминания тамбовского мещанина И. Т. Т. Воспоминания г-жи Η. П. Л. Воспоминания кн. E. H. Е. Воспоминания генерал-майора A. E. М. Воспоминания князя Николая Николаевича Голицына Воспоминание симбирской помещицы Е.Н.Пазухиной Воспоминание вдовы Воспоминания ротмистра А. В. Т. Воспоминания Ивана Яковлевича Каратаева Воспоминания харьковского провиантского чиновника С. С. М. Воспоминания Богдановича Рассказ протоиерея Василия Конобеевского Рассказ Балаклавского архимандрита Никона (родного брата протоиерея Конобеевского) Рассказы современников об отце Серафиме, собранные иеромонахом Иосифом Рассказ иеродиакона Александра Рассказ саровского инока Александра Рассказ старицы Дивеевской обители Матрены и свидетельство саровского инока Петра Рассказ крестьянина Лихачевского Е. В. Рассказ об отце Серафиме И. М. К. Рассказ старицы Марии Иконниковой Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни Из воспоминаний Елены Ивановны Мотовиловой о преподобном Серафиме Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Молитва первая Молитва вторая  

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Патриарх Алексий II, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и члены Нижегородской областной администрации во время крестного хода с мощами преподобного Серафима Саровского ЖМП 7 июль 2021 /  10 августа 2021 г. 13:30 Дивеевский монастырь помог вернуть Дмитрий Лихачев Одним из главных участников перенесения мощей преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево стал Геннадий Максимович Ходырев, возглавлявший в 1991 году Нижегородский обком партии, а спустя десять лет ставший губернатором той же области. Он принимал непосредственное участие в возрождении Дивеевского монастыря и Саровской обители . За труды по восстановлению Дивеева Патриарх Алексий II в2003 году наградил Геннадия Ходырева орденом Сергия Радонежского (I степени). Награда была вручена во время празднования в Дивееве столетия прославления Серафима Саровского.  PDF-bepcuя. — Геннадий Максимович, когда вы впервые услышали о преподобном Серафиме Саровском? — В 1988 году от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), когда шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Я уже был в тот момент первым секретарем Горьковского обкома партии, мы с ним тогда часто встречались, обсуждали передачу Церкви отдельных храмов. Тогда же и Дивеевский монастырь передали. Политическое решение было за мной, хотя документально передачу оформлял исполком облсовета. Когда передавали Дивеевский монастырь, разговор шел и о Сарове. Чем Саров славен, кроме ядерного центра? Для меня было открытием, что там святой Серафим жил, проповедовал. — А какие взаимоотношения были у первого секретаря обкома партии с митрополитом Николаем? — В те годы у областного партийного руководства какая была позиция в отношении Церкви? Не мешать. Поэтому с митрополитом Николаем мы общались по-дружески, тепло. С ним всегда можно было по душам поговорить, получить какие-то житейские советы. У меня хранится Библия, которую он мне подарил. Помню, мит­рополит сетовал, что у Церкви нет финансовых ресурсов, чтобы восстанавливать и реставрировать возвращаемые храмы. Активность же со стороны хозяйствующих субъектов была тогда еще скромная. Многие по старинке опасались помогать Церкви. Тот же председатель колхоза, решая для себя этот вопрос, глубоко задумывался: то ли дать деньги, то ли нет. Ведь партия могла и батогом огреть за такую инициативу. Помню, я выбирался в том же 1988 году в депутаты областного совета и проводил встречу с избирателями в Доме культуры. Когда она завершилась, ко мне подошла группа пожилых людей: «Геннадий Максимович, у нас вот храм есть, а батюшки нет!» Говорю, что я церковными кадрами не распоряжаюсь.

http://e-vestnik.ru/interviews/diveevski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей. Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина) Ныне Православная Церковь вспоминает день кончины дивного угодника Божия, покровителя и молитвенника земли Русской, отца нашего Серафима Саровского . Краткое житие его почти всем вам известно. Сейчас же Божиим благословением к нам приходят книги о преподобном старце, изданные большим тиражом. Их читали некогда наши бабушки и дедушки и даже, может быть, наши родители, и эти книги поддерживали в них живое горение любви к дивному угоднику Божию, повествуя о подвигах и наставлениях преподобного Серафима. А теперь и мы с вами имеем такую радостную возможность — подробно узнать его житие и руководствоваться его наставлениями на пути к Богу. 158 лет назад отошел в мир иной великий подвижник, перейдя от великих трудов к великой радости вечной, дерзновенно молясь Святой Троице за многострадальную Русь. Он ушел, но опыт его жизни, его советы и любовь остались с нами, и сегодня я хочу воспроизвести беседу старца с тем, кто, как и мы с вами теперь, искал пути спасения. Преподобный Серафим Саровский живою любовью к людям подобен ключу, который забил чистой струей из глубины темного леса, разлился в реку и, неся в море неиссякающие волны свои, поит миллионы людей. Живя на земле, старец Божий учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал побеждать грехи. “Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас”, — говорил старец друзьям перед смертью. Не всем людям, особенно беднякам, труженикам или больным, даже при глубокой вере в молитвенную помощь и любовь старца, удается прийти к нему, но зато все могут прочитать советы его сердца святого, которые он оставил нам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского прибыла в Москву. Крестным ходом их переносят в Богоявленский Елоховский собор. ЖМП 1 январь 2020 /  5 февраля 2021 г. 13:00 Встречала вся страна В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими.  PDF-bepcuя. В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010