Семь чудес Серафима Саровского 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. 14 января, 2014 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца. 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца. 1 . Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук. 2 . В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

http://pravmir.ru/sem-chudes-serafima-sa...

Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца 1 августа, 2015. Новостная служба Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. 1 августа. ПРАВМИР. 1 августа 1903 г. состоялась канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель Н. А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого. Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

  разделы   рассылка  распечатать Филипп Щипков Идет подготовка к празднованию 100-летия канонизации Серафима Саровского Главным событием церковной жизни в 2003 году станет празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского (1754/59-1833), который был канонизирован летом 1903 года. За сто лет, несмотря на жестокие гонения на Церковь, Серафим Саровский стал одним из самых почитаемых святых в России. Особенность празднования заключается в том, что оно будет иметь не только церковный, но и государственный характер. В 1903 году в прославлении Серафима Саровского принимал участие император Николай II. В нынешнем году в празднованиях, связанных с канонизацией Серафима Саровского, также примет участие первое лицо государства – президент Российской Федерации Владимир Путин. От лица Церкви празднование возглавит Патриарх Алексий II. Как считает епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , такое внимание к юбилею объясняется тем, что преподобный Серафим Саровский востребован сегодня в России. Два связанные с именем преп. Серафима исторические места – Саров и Дивеево, которые находятся на территории епархии епископа Георгия, занимают, по его мнению, важное место в развитии российского общества, в укреплении государства и возрождении Русской Православной Церкви. Первые шаги по подготовке к празднованию на региональном уровне были сделаны за год до юбилея – в августе 2002 года. По инициативе губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева начала свою работу областная комиссия по подготовке юбилейных мероприятий. 25 февраля 2003 года Правительство РФ издало распоряжение, в соответствии с которым подготовка и проведение мероприятий, связанных с торжествами, поручается специально создаваемому с этой целью Организационному комитету. Сопредседателями комитета были назначены: со стороны государства – Сергей Кириенко , полномочный представитель Президента в Приволжском ФО, со стороны Церкви – митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) , Патриарший экзарх всея Беларуси. В состав комитета вошли Министр по делам национальностей В.Ю. Зорин, первый заместитель Министра по атомной энергии И.В. Боровков, первый заместитель Министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.В. Сеславинский, заместитель Министра экономического развития и торговли Ю.О. Исаев, первый заместитель Министра финансов А.В. Улюкаев, первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.Ю. Федоров, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е.В. Бушмин, заместитель Министра культуры П.В. Хорошилов, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике В.И. Гришин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области А.А. Козерадский, президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, а также губернаторы Курской и Нижегородской областей А.Н. Михайлов и Г.М. Ходырев.

http://religare.ru/2_2862.html

Почитание святых в Православной Церкви является неотъемлемой составляющей церковного бытия. Православные христиане находятся в живом молитвенном общении со светлым сонмом святых, чья жизнь служит примером для подражания и указывает путь желающим спастись. Жития святых угодников Божиих на протяжении столетий были и до настоящего времени остаются излюбленным чтением православных христиан. Велик и разнообразен сонм святых, просиявших в русской земле. Среди этого множества светильников Божиих особым светом сияет имя преподобного Серафима Саровского , воплотившего в себе евангельский образ подлинного христианства в духе и истине ( Ин. 4, 24 ). Преподобный Серафим Саровский не только достиг личного спасения и святости, не только научил спасению окружавших его людей, но и напомнил миру о самой цели человеческой жизни. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского произошло в 1903 году по инициативе императора Николая II и стало исключительным событием не только в жизни Церкви, но и всей страны. Преподобный Серафим Саровский оказал огромное влияние на духовную жизнь России XIX века. По словам приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «поучая и наставляя, предостерегая и обличая, Преподобный напутствовал Россию перед бедами, которые ему Духом Божиим дано было предвидеть. Эти беды стали страшной реальностью в XX веке, начавшемся прославлением саровского подвижника и продолжившемся скорбью – скорбью столь великой, что подобной ей, по пророческим словам святого, „от начала мира не было“» 1 . По мере того, как растёт почитание преподобного Серафима Саровского , растёт и интерес к личности святого, его житийным повествованиям и духовному наследию. Встаёт вопрос о том, на какие источники опираются житийные сказания и сборники наставлений преподобного. В настоящей статье мы рассмотрим самые первые житийные повествования о Серафиме Саровском , их особенности, источники и степень достоверности. Первые жизнеописания преподобного Серафима Саровского появились задолго до его прославления. Они были составлены свидетелями и очевидцами его подвигов. Это были монашествующие, начинавшие свой иноческий путь в Саровской пустыни и лично знавшие преподобного в последний период его жизни. На сегодняшний день известны четыре таких житийных повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца 1 августа, 2019. Новостная служба Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа 1 августа. ПРАВМИР. Сегодня православные христиане празднуют обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого. Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Александров. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Первый храм, напоминающий древнерусский терем, встречающих всех, кто приехал по железной дороге в Александров, является церковь во имя Серафима Саровского 1905 года постройки. Ещё в начале ХХ века храм расписали в византийском стиле на средства будущей игумении Успенского монастыря Тамары (Лихарёвой) и её матери Екатерины Ивановны. За этот дар им было дано благословение по кончине быть погребёнными в стенах монастыря за Успенским храмом. Службы в церкви преподобного Серафима Саровского совершались по воскресным и праздничным дням духовенством Успенской обители при пении хора монахинь. Трудно сложилась судьба Серафимовского храма в советскую эпоху. В 1928 году церковь закрыли и разграбили, а позже и вовсе осквернили. Спустя время храм был обезглавлен, лишён наружного декора и изуродован позднейшими пристройками - его превратили по сути в " забегаловку " -столовую, где каждый мог перекусить в ожидании поезда. Новая история храма началась в 2003 году, когда его возвратили Владимирской епархии. В 2004 году возле храма была сооружена небольшая кирпичная часовенка с помещённой внутри скульптурой преподобного Серафима Саровсксого - дар скульптора Юрия Иватько. А уже в августе 2007 года в Серафимовской церкви отслужили первую после 79 летнего перерыва Божественную литургию. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. В 70-е годы XIX века через уездный Александров проложили железную ветку, связавшую Москву, Ярославль и Архангельск. В 1888 году при железнодорожной станции появилась крохотная каменная часовня, сделанная в виде церквушки, в которой стоял иконостас. Посвятили ее спасению членов императорской семьи во время крушения поезда. Александр III и его близкие чудом остались живы, и это событие отмечали по всей стране. В Александрове вошло в традицию каждое воскресенье и по праздничным дням служить в часовне всенощные бдения. Сначала сюда приходили для молитвы только железнодорожные служащие. Но время шло, и количество жителей в прилегающих к вокзалу кварталах росло. Маленькая часовня перестала вмещать всех желающих, и городские власти приняли решение построить на ее месте новый храм. За это же ратовала игуменья Свято-Успенской женской обители, которая располагалась в Александровской слободе. Строительство стоило денег, и их нашла железная дорога, а руководить работами взялся инженер Валентин Николаевич Чекалин.

http://sobory.ru/article/?object=03272

Москва. Церковь Серафима Саровского в Кунцеве. Карта и ближайшие объекты Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия. В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 метров. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 метров. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён очевидно из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте. После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц. Но строительство было приостановлено.

http://sobory.ru/article/?object=04755

Рошко Всеволод Леонидович Содержание Вступление Предисловие Первая часть. История и историческая критика I. Святой Серафим и история. Проблемы и методы Метод Саровский монастырь и Дивеевская община Иоасаф, мнимый ученик Борьба наследников преподобного Серафима Редактирование свидетельств и их публикация II. Жизнеописание преподобного Серафима и историческая критика Человеческая сторона жизни преподобного Серафима История жизнеописаний преподобного Серафима Апокрифы, опубликованные Сергеем Нилусом Задача исторической критики Вторая часть. Жизнь святого Серафима Саровского Хронологическая таблица жизни и подвигов святого Серафима Саровского III. Этапы жизни святого Серафима Саровского Здоровье преподобного Серафима Призвание преподобного Серафима к исихазму Жизнь преподобного Серафима в общине Отшельнический период Слава преподобного Серафима Старец Серафим Период столпничества Преподобный Серафим и ученики Паисия Величковского Возвращение преподобного в монастырь и его жизнь в затворе Третья часть. Свидетели и свидетельства IV. Свидетели святого Серафима Саровского. Критическая оценка Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? Свидетели преподобного Серафима и их характеристики V. Дивеевские сестры, знакомящие нас со святым Серафимом Основание общины матерью Александрой Преподобный берет на себя заботу о дивеевских сестрах Мельничная община Сестры-основательницы 6-я тетрадь архивов Сестры-основательницы и свидетельницы Другие сестры-свидетельницы VI. Сопоставление параллельных свидетельств Первый эпизод Торжественная закладка канавки Второй эпизод. «Все сестры спасутся Третий эпизод Предсказание о лавре и революции VII. Мифы и реальность Эпизод с кротом Возмущение источника и декабрист Эпизод с медведем Преподобный Серафим и епископы Приложение 1. К читателю Приложение 2. Алфавитный список дивеевских сестер – современниц преподобного Серафима Приложение 3. Настоятельницы двух дивеевских общин Библиография     Вступление Знакомя отечественного читателя с исследованием русского католика протоиерея Всеволода Рошко, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Слава преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, в свете Христовой веры Православной Церкви Источник Содержание Торжество прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца I II III IV V Догматический смысл и церковно-каноническое значение торжества 19 июля I II III IV     Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси: и тамо ангельски пожив, многим путь был ко спасению: сего ради и Христос Тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати Тя, преподобне, пустынный жителю, моли спастися нам (Кондак преп. Серафиму, глас второй). Предлагаемый очерк составлен под живым и непосредственным впечатлением только что пережитых торжеств во славу преподобного Серафима Саровского чудотворца – торжеств, полных непостижимых знамений, божественной силы православной Церкви и умилительных проявлений глубокой веры истинных сынов её, но в тоже время и наряду со всем этим вызывавших и пробуждавших собою дотоле, как бы дремавшие вожделения сынов противления святой Церкви. Этими обстоятельствами и объясняется не только круг предметов, вошедших в состав очерка, а и самый характер речи об них. От того, что было в Сарове 19 июля, мысль невольно переносилась в другие места, где слышались отголоски Саровских торжеств, сама собою обращалась назад, к тому времени, когда лишь занималась заря славы преподобного Серафима, а отсюда пытливо устремлялась вперед и вглубь, переходя от благоговейного созерцания чудных видений этой славы к благочестивым размышлениям об их внутреннем смысле и значении. Но здесь пред мысленным взором тотчас же вставал целый ряд вопросов и возражений со стороны рационализма и неверия на которые нужно ответить, чтобы рассеять возбуждаемые ими сомнения и недоумения. Таков естественный ход мыслей предлагаемого очерка, который таким образом распадается на две части: повествовательно-описательную и критическую и по своим задачам может быть назван не только духовно-назидательным, а и богословско-апологетическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Открытие святых мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Хромолитография Е.Н. Коноваловой. Москва, 1904 г. ЖМП 3 март 2023 /  20 марта 2023 г. 17:00 Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ О ЖИЗНИ И ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России.  PDF-bepcuя. О том, как зарождалось почитание саровского подвижника, кто способствовал началу процесса канонизации и какие тайны хранят архивы о преподобном Серафиме, «Журналу Московской Патриархии» рассказал историк-краевед Валентин Степашкин, автор биографии Серафима Саровского, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» и признанной самым полным жизнеописанием великого старца на сегодняшний день. — Валентин Александрович, вам удалось в своем исследовательском труде поставить точку в давнем споре историков о том, в каком году родился Прохор Мошнин, в монашестве Серафим. По уточненным данным, им стал 1754 год, а это значит, что преподобный жил на пять лет дольше. Ваши доводы были признаны Русской Православной Церковью обоснованными, и в 2004 году состоялось общероссийское празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима. Вы сами родом из Сарова (в советские времена Арзамас-16). Помните, когда впервые услышали о преподобном Серафиме Саровском? С чего вы начали изучение жизни великого подвижника, длящееся уже не одно десятилетие? — До поступления в общеобразовательную школу меня воспитывала бабушка Мария Фроловна Степашкина. У нас дома в красном углу среди прочих стояла икона преподобного Серафима. В теплое время года по праздникам бабушка брала меня с собой на городское кладбище недалеко от нашего дома, где за оградкой захоронения одной супружеской пары на могильных крестах располагались две иконы — Спасителя и Пресвятой Богородицы. Там собирались верующие и тайно совершали молитву, так как действующих храмов на территории закрытого города, который тогда именовался Арзамас-75, а затем Арзамас-16, не было, и верующие собирались для молитвы либо на квартирах, либо на кладбище, либо на серафимовских пустыньках. Именно во время таких собраний можно было услышать рассказы о святом Серафиме, из которых мне, тогда еще ребенку, особенно запомнился эпизод о его падении с нашей саровской колокольни. Значительно позже, когда стала доступна житийная литература, выяснилось, что в действительности это событие произошло в Курске.

http://e-vestnik.ru/interviews/bogolyube...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010