Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми. С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных. Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся. Второй половина XIX — начале XX веков [ править править код ] В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие. Упразднение монастыря [ править править код ] После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток. Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Во...

Серафим, архиепископ Воронежский и Задонский (Аретинский Александр) Родился в 1812 году в Орловской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Орловской духовной семинарии. В 1833 году поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1837 года пострижен в монашество; 16 июня рукоположен во иеродиакона; 31 июля – во иеромонаха; 1 сентября того же года окончил духовную академию и оставлен в ней учителем. 15 декабря 1837 года удостоен степени магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии. 1 июля 1842 года назначен инспектором Казанской духовной академии. В том же году 16 июля возведен в сан архимандрита. 21 августа 1846 года переведен на должность ректора вновь открытой в городе Ставрополе Кавказской духовной семинарии. 20 октября 1848 года переведен в Могилев настоятелем Братского Богоявленского монастыря. 17 мая 1852 года перемещен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. Со 2 декабря 1858 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 10 января 1860 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, с правом управления Златоверхим Михайловским монастырем. С 4 января 1865 года – епископ Воронежский и Задонский. С 28 марта 1871 года – архиепископ. Скончался 22 апреля 1886 года. Погребен в Благовещенском храме в Воронеже. Архиепископ Серафим отличался благочестивой жизнью, гуманностью и нестяжательностью. «Про него говорили, – рассказывала игумения Евгения (Озерова), – что архиерей не века сего, смирение его дивное. Со слепым старичком поменялся одеждою, взяв старенькую себе. Пришла к нему женщина с просьбой и, конечно, кланялась ему в ноги, а он рассмеялся да и говорит: посмотрим, старица, умеют ли архиереи низко кланяться, – да и сам бух ей в ноги. Вот какой святитель преподобный и пресмиренный, ныне мало уже таковых». Между тем имеются нелестные отзывы о владыке Серафиме в период его преподавательской деятельности. Вот отрывок из дневника писателя В. И. Аскоченского: «Другие части богословия несколько лет уже читает бакалавр Серафим, и несколько лет уже читает прескверно. Вот человек, который так ловко посмеялся над неудачным лафатерством Иннокентия! Мы думали, что из Аретинского, который в студенчестве бросал взгляды выше черемухи, что стоит возле академической столовой, мы, говорю, думали, что он будет одним из светил доморощенного музея – не тут-то было. Без всяких сведений, без ученого такта, с одной пустопорожней идеей, он уже пятый год путает, как говорится, бабушку, чем дальше, тем хуже – византизма гибель, а толку – ни крошки. Зато ж и студенты отделывают его. Из пяти десятков редко бывает один десяток, и тот зевает до ушей и разбегается кийждо по единому».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Казанской духовной семинарии прошла конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» 3 ноября 2022 г. 15:40 2-3 ноября 2022 года в Казанской духовной семинарии прошла XXI Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Научный форум был посвящен ряду памятных событий: 180-летию со дня второго открытия Казанской духовной академии; 200-летию со дня рождения выдающегося ученого и миссионера Казанского края Н.И. Ильминского; 110-летию со дня кончины первенствующего члена Святейшего Правительствующего Синода, инспектора и преподавателя КазДА митрополита Антония (Вадковского); 210-летию со дня рождения профессора КазДА архиепископа Серафима (Аретинского); 180-летию со дня рождения профессора КазДА Е.А. Будрина; памяти скончавшегося 10 лет назад преподавателя КазДС Е.В. Липакова. В очном и дистанционном формате в форуме участвовали священнослужители, деятели науки, культуры и искусства из регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, педагоги, исследователи, общественные активисты. Форум завершился пленарным заседанием, которое возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл . В президиуме находились: ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, директор института социально-философских наук Казанского (Приволжского) федерального университета Михаил Щелкунов, заместитель начальника Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Тэймур Галимов, профессор Казанского юридического института МВД России, генеральный директор Издательского дома «Логос» Максим Андреев. Заседание открылось приветственным словом митрополита Кирилла, в котором глава Татарстанской митрополии напомнил присутствовавшим о памятных датах, которым посвящена научная конференция, и пригласил всех принять участие в богослужениях «в честь престольного праздника града Казани — дня Казанской иконы Божией Матери, установленного в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 году».

http://patriarchia.ru/db/text/5973617.ht...

Дивногорский Монастырь, посёлок. Успенский Дивногорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз- каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой - в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщант: " Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно, толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проднланы в куполе, по образцу древних церквей. Такое освещение в церквах не портит живописи, лики не искажаются светом, и благоприятно влияет на молящихся: не режет глаз, не отвлекает и располагает к сосредоточенности, к молитвенному настроению " . В одном только ошибся автор, обещая храму " долгое существование " . После 1924 года Успенский собор ещё напоминал " бывшую культовую постройку " , а в 1950-годы уже приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: " Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лищь превращён в щебёнку " . Историческая постройка была, таким образом, совершенно искажена, и после возвращения монастыря Церкви на восстановление соборного Успенского храма ушло несколько лет.

http://sobory.ru/article/?object=05796

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Орлов Александр Александрович; 5.06.1837, с. Каринское Звенигородского у. Московской губ.- 26.12.1890, Вильна, ныне Вильнюс), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии. Род. в семье диакона, служившего в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы; окончил Звенигородское ДУ при Саввином Сторожевском мон-ре , в 1858 г.- Вифанскую ДС (по 1-му разряду 3-м по списку), в 1862 г.- МДА со степенью кандидата богословия; назначен смотрителем Звенигородского ДУ. 8 июня 1862 г. с именем Кирилл был пострижен в монашество, 17 июня рукоположен во диакона, 1 июля - во иерея. 14 дек. (14 нояб.?) 1863 г. был назначен инспектором Вифанской ДС. В 1870 г., когда «духовное начальство было озабочено приисканием человека во епископы в Сан-Франциско», кандидатура К. рассматривалась среди приоритетных (У Троицы в Академии. 1914. С. 568). 23 апр. 1872 г. К. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря . В 1878 г. был вызван на чреду проповедания Слова Божия в С.-Петербург и вскоре удостоен ордена св. Анны 3-й степени. Кирилл (Орлов), еп. Ковенский. Фотография. Ок. 1890 г. (РГИА) Кирилл (Орлов), еп. Ковенский. Фотография. Ок. 1890 г. (РГИА) 14 дек. 1880 г. в столице К. был хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Назначение К. в Воронеж состоялось по ходатайству архиеп. Воронежского Серафима (Аретинского) . В нач. янв. 1881 г. прибыл в Воронеж. 6 февр. в Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ре К. отслужил панихиду по Ф. М. Достоевскому . Часто посещал задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь и совершал там богослужения. 24 апр. 1882 г. определен епископом Чебоксарским, викарием Казанской и Свияжской епархии. 26 мая того же года К. выехал из Воронежа к месту нового служения. К. являлся председателем Совета миссионерского Гурия Казанского святителя братства и епархиального училищного совета. В 1884 г. К. открыл братскую школу в с. Новое Тинчурино Тетюшского у. Казанской губ. (ныне Яльчикского р-на Чувашской Республики); преподавателем был назначен Л. Лаптев, знавший чуваш. язык. Совет братства выделял 50 р. в год на содержание этой школы. При К. началась реорганизация приюта при казанском в честь Преображения Господня монастыре , готовившем кадры для миссии в Казани и в Сибири. Вместе с проф. КазДА Н. И. Ивановским К. часто посещал противораскольнические школы и неоднократно вел собеседования в главных центрах раскола.

http://pravenc.ru/text/1840333.html

Кирпичи (Белогорье). Белогорский Воскресенский монастырь. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:не ранее 2019. Адрес: Россия, Воронежская обл., Подгоренский р-н, Белогорьевское с/п, х. Кирпичи, ул. Александра Невского, д. 1 Координаты: 50.471152, 40.036892 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1882 году усилиями и стараниями архиепископа Серафима (Аретинского) Священный Синод издает указ об открытии Воскресенского Белогорского мужского монастыря четвёртого класса. Среди тех, кто приложил наибольшие усилия в развитии духовной, подвижнической и хозяйственной жизни обители следует выделить игумена Петра. Им была приведена в порядок территория монастыря, благоустроены пещеры, выстроены келейные корпуса для братии и приют для мальчиков сирот, механизировано и обустроено хозяйство, заложен обширный сад и начато возведение величественного Воскресенского собора. За несколько десятилетий обитель становится излюбленным местом паломничества тысяч богомольцев, а число братии возрастает до пятидесяти человек. С поставлением в настоятели обители игумена Поликарпа продолжается строительство жилых и хозяйственных построек, храмов, включая освященный в 1916 году величественный Воскресенский собор, около 14 гектар садов, огородов, пасеки, погоста и выпасных угодий, кирпичный завод, пристань, рыбоводческие садки, детский приют, самый глубокий в России механизированный колодец глубиной 96 метров (который существует по настоящее время) и многое другое. С приходом богоборческой власти, начинается разорение и разрушение обители. В 1931 году взрывается Воскресенский собор и вскрываются останки блаженных подвижников Марии Шерстюковой и Иоанна Тищенко. Милостью Божией, чудесным образом пещеры были сохранены. Их не смогли разрушить даже в годы войны. В 2005 году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Серия, началось возрождение обители. Создан и благоустроен храм свт. Спиридона Тримифунтского, при входе в пещеры построен надвратный храм в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских с ризницей и лавкой, обновлены и благоукрашены пещеры, воссоздан Воскресенский собор, действует свечной завод и пасека, открыта Воскресная школа для детей и взрослых. http://www.belmon.ru/monastery/history/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56439

В 1845 г. по благословению архиеп. Антония началось строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . При свт. Антонии в 1830 г. начал работу Воронежский тюремный комитет для окормления заключенных. В 1833 г., когда мн. регионы России пострадали от неурожая, Воронежский архиерей организовал подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. Свт. Антоний вменил клирикам епархии в обязанность сообщать ему о нуждающихся, к-рым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного комитета о бедных. В 1834 г. при участии свт. Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, за полгода было построено более 100 домов в Ямской слободе города. С пребыванием на Воронежской кафедре архиеп. Серафима (Аретинского) связан расцвет просветительской деятельности воронежского духовенства: началось издание ж. «Воронежские епархиальные ведомости» (1866), проведение Серафимовских вечеров, объединявших духовных и светских богословов, было построено новое здание ДУ. Большое внимание духовному просвещению уделял также архиеп. Анастасий (Добрадин) , организовавший Церковный историко-археологический комитет (1901), при нем выходил альманах «Воронежская старина», были проведены праздники, посвященные 200-летию со времени преставления свт. Митрофана Воронежского (1903) и 50-летию прославления свт. Тихона Задонского (1911). В 1913-1920 гг. В. е. возглавлял сщмч. Тихон (Никаноров) . Количество храмов, численность духовенства В кон. XVII в. на территории епархии находилось 210 храмов, в 1705 г.- 285 храмов и 17 мон-рей, в 1764 г.- ок. 600 храмов, в 1-й пол. XVIII в. действовали от 18 до 22 мон-рей. В 1829 г. в В. е. существовало более 600 храмов, в 1864 г.- 732 храма, 7 мон-рей, в 1872 г.- 934 храма (12 соборных, 11 монастырских, 884 приходских, 11 при казенных заведениях, 4 домовых, 4 приписных, 8 кладбищенских) и 7 молитвенных домов.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В 1875 г. посвящения главных престолов старого кафедрального Свято-Духовского собора (1800) и нового, Воскресенского, были взаимно изменены. 29 июня 1873 г. И. совершил торжественное освящение памятника имп. Петру I (скульптор И. Н. Шредер) с крестным ходом из кафедрального собора на Круглую пл. Закладка памятника состоялась годом ранее, когда праздновалось 200-летие императора - основателя Петрозаводска (30 мая 1872). В тот день епископ освятил обновленный Петропавловский собор - уникальный, похожий на маяк деревянный храм, в к-ром царь не только молился, но к-рый, по преданию, сам и спроектировал. В 1875 г. И. обратился к губ. Г. Г. Григорьеву с просьбой о выделении средств на ремонт еще одного храма, построенного повелением Петра I,- ц. во имя ап. Петра в Марциальных Водах Петрозаводского у.; решение было принято 2 года спустя. По представлению И. Синод разрешил передать из Петровского храма в Олонецкий историко-этнографический музей деревянные точеные подсвечники и резной аналой собственноручной работы царя. 10 янв. 1873 г. И. вступил в управление Александро-Свирским монастырем, исходатайствовав указ Синода от 30 дек. 1872 г. о передаче обители в непосредственное управление Олонецких архиереев. При этом И. и его преемники по кафедре становились распорядителями доходов столичного подворья. Содействовал изданию жития прп. Александра Свирского (1874) и краткого описания мон-ря. Часто посещал обитель, устроил в ней архиерейские покои. Отправляясь 30 июля 1876 г. в мон-рь из Петрозаводска, пригласил на богомолье архиеп. Воронежского Серафима (Аретинского) , в 1874-1876 гг. присутствовавшего в Святейшем Синоде. По благословению И. «пустынницы», жившие близ муж. Задненикифоровской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня монастырь ), переселились в Лодейнопольский у., на место упраздненной в 1764 г. Паданской пуст. Впосл. здесь образовалась жен. община. И. совершал частые объезды епархии, охотно принимал приглашения освятить новые или обновленные сельские храмы.

http://pravenc.ru/text/578362.html

В июне 1871 г. Н. был вызван для присутствия в Синоде, принимал участие в переводе Свящ. Писания на рус. язык, в обсуждении духовно-судебной реформы. 6 авг. 1871 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Н. участвовал в хиротонии Иустина (Охотина) во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 28 февр. 1875 г. Н. постриг в монашество буд. еп. Псковского и Порховского еп. Антонина (Державина) и вскоре назначил его настоятелем белёвской Преображенской обители и благочинным мон-рей епархии. 26 апр. 1886 г. в Воронеже Н. возглавил соборное отпевание и погребение архиеп. Воронежского Серафима (Аретинского) . 9 дек. 1879 г. в Туле Н. посетил Л. Н. Толстой , беседовавший с ним о «народной вере» ( Иванов А., прот. Письма к гр. Л. Толстому//Тульские ЕВ. 1901. 7/8. Ч. неофиц. С. 259, 262, 266). С архиереем был знаком и писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. 8 сент. 1880 г. Н. вместе с Саратовским и Сызранским еп. Тихоном (Покровским) принимал участие в праздновании 500-летия Куликовской битвы, состоявшемся на Куликовом поле Епифанского у. Тульской губ. Духовенство отслужило панихиду по вел. кн. Димитрию Иоанновичу Донскому и погибшим воинам. 9 сент. того же года Н. совершил закладку Куликовского инвалидного дома в Туле, на набережной р. Упы. 7 сент. 1887 г., накануне праздника Рождества Пресв. Богородицы, Н. освятил придел прп. Сергия Радонежского в Богородице-Рождественском храме с. Монастырщино на Куликовом поле. 9 мая 1887 г. Н. участвовал в торжественной встрече в Туле имп. Александра III Александровича , приветствовал Его величество торжественной речью в Успенском соборе Тульского кремля. 8 апр. 1873 г. Н. возведен в сан архиепископа. В 1866 г. он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, в 1870 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени, в 1877 г.- орденом св. кн. Александра Невского, в 1886 г.- бриллиантовым крестом на клобук, в 1890 г.- орденом св. кн. Владимира 1-й степени. В мае 1883 г. участвовал в коронации и миропомазании Императорских Величеств; по случаю участия в коронации награжден бриллиантовыми знаками ордена св. Александра Невского. Н. был почетным членом МДА и КДА, а также мн. благотворительных и просветительных обществ.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

  001     002    003