Закрыть itemscope itemtype="" > Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) 10.03.2007 596 Время на чтение 28 минут Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) Жесточайшие гонения, которые претерпела Русская Православная Церковь в 1920-1930-е годы, не могли не отразиться на положении ее высшего управления. С лета 1922-го по лето 1923 года, после арестов святых Патриарха Тихона и его Заместителя митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), управление Православной Российской Церкви было фактически обезглавлено. Ситуация могла повториться в конце 1926 года, после того как в заключении оказались Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и два его Заместителя: митрополиты Нижегородский Сергий (Страгородский) и Петроградский Иосиф (Петровых). Тогда, ввиду крайнего оскудения высшей православной иерархии, во главе церковного управления на сто дней должен был встать даже не правящий архиерей, а всего лишь викарий Ярославской епархии, не имевший, к тому же, высшего богословского образования. Этим архиереем стал архиепископ Угличский священномученик Серафим (Самойлович) Будущий священномученик Серафим родился в 1881 году в семье псаломщика города Миргорода Полтавской губернии. Был дальним родственником знаменитого малороссийского гетмана Ивана Самойловича, пострадавшего от интриг Мазепы в конце XVII века. Начальное и среднее образование получил в полтавских духовных школах. Затем некоторое время проходил служение в Североамериканской епархии, во главе которой тогда стоял святитель Тихон (Белавин) - будущий Святейший Патриарх. По возвращении в Россию, с 1910 года, являлся наместником Толгского монастыря, снова находясь под архипастырским руководством святителя Тихона - к тому моменту уже архиепископа Ярославского и Ростовского. Епископом священномученик Серафим стал в 1920 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

По окончании в 1902 г. Полтавской духовной семинарии отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон. Симеон Самойлович 1 августа 1902 года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы. 1 июля 1905 г. он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в г. Ситку.В день памяти преп. Сергия Радонежского 25 сентября 1905 г. епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Симеона Самойловича в монашество с именем Серафим.2 октября 1905 года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1906 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году (1 августа) назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 г. Указом Св. Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии.1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии (в городе Ардон в Осетии) с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора Семинарии (с 16 октября по 5 декабря 1909 г.). РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)]13 апреля 1910 г. отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря.23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом владыки Тихона. 11 мая 1912 г. отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей) был расширен монастырский странноприимный дом.

http://pravicon.com/info-3348

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФЛЯНСТВО течение в Русской Православной Церкви в кон. 1927-1943 г. Название происходит от имени его духовного руководителя митр. Иосифа (Петровых) . Возникновение И. было связано с тяжелым положением, в котором находилась правосл. Церковь в СССР в сер. 20-х гг. ХХ в. В это время легальным статусом обладали только активно сотрудничавшие с властями обновленцы (см. Обновленчество ) и григорианский Временный высший церковный совет (см. Григорианский раскол ), а вся организационная структура Патриаршей Церкви признавалась незаконной. Массовые аресты, проводимые властями среди епископата, имели целью лишить Церковь управления и единой организации. После ареста в дек. 1925 г. Местоблюстителя Патриаршего престола митр. сщмч. Петра (Полянского) по его завещательному распоряжению Заместителем Местоблюстителя стал митр. Сергий (Страгородский ; с 1936 Патриарший Местоблюститель, с 1943 Патриарх Московский и всея Руси). В кон. 1926 г. митр. Сергий сам оказался под арестом, после чего короткое время обязанности Заместителя Местоблюстителя исполнял Ленинградский митр. Иосиф (Петровых), а потом Угличский архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) , который предложил остававшимся на свободе архиереям управлять епархиями, по возможности полагаясь на самих себя. Адм. связи между епархиями фактически уже не действовали. Возникла реальная угроза утраты единства Церкви, потери преемственности каноничной власти. В этих условиях находившийся в заключении митр. Сергий (Страгородский) вел переговоры с представителями ОГПУ о возможности легального существования Патриаршей Церкви в СССР при условии выполнения ряда договоренностей. В число требований ОГПУ к митр. Сергию помимо провозглашения лояльности к советской власти и осуждения всех враждебных по отношению к ней выступлений входило установление контроля гос. органов за назначением архиереев на кафедры. Митр. Сергий вынужден был принять эти условия, настаивая при этом на прекращении репрессий против духовенства, на освобождении заключенных и возвращении сосланных священнослужителей, на создании условий для нормальной церковной жизни (легализации высшего и епархиального управления, церковных изд-в и духовных школ и др.). В марте 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вскоре вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Он имел теперь резиденцию в Москве, а не в Н. Новгороде, как было до ареста. В мае того же года митр. Сергий образовал Временный Свящ. Синод, получивший регистрацию от НКВД. Местные органы власти регистрировали епархиальных архиереев и епархиальные советы. Началась работа по воссозданию всей церковно-адм. структуры Московского Патриархата на легальных основаниях.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Серафим (Самойлович), архп. Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в 1885 году в Полтавской губернии. Окончил Полтавскую духовную семинарию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. При архиепископе (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке, (1905–1907 гг.), а затем наместником Толгского монастыря. В 1915 году назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита. 2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. В 1924 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С 30 ноября 1926 г. по 27 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Применяя права заместителя запретил в священнослужении Томского еп. Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию. С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1928 года, вместе с митр. Агафангелом, находился в оппозиции против митр.Сергия. Одновременно с подписанным всей группой ярославских иерархов «актом отхода», архп. Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию, и как желал убедить его в том, что сам считал правильным. Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр.Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный «акт отхода» он ответил официально же, запретив в священнослужении архиепископа Серафима и группу других архиереев. В противоположность иосифлянам и григорианам, архиепископ Серафим подчинился этому запрещению, т.к. не хотел нового раскола. В мае 1928 года, он вслед за митр.Агафангелом, примирился с митрополитом Сергием. С 17 февраля 1928 года епархией не управлял. Проживал в Вуйническом монастыре г. Могилева. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: “Урал. Церк.·Вед. " (обн·) 1928, 5–6, стр.8. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.16, 25. Елевферий митр. “Неделя в Патриархии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 62-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://pravenc.ru/shop/2647948/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мардарий (Исаев). Фотография. 1938 г. (Исаев Михаил Исаевич; 4.01.1886, дер. Савостино Старицкого у. Тверской губ.- 18.03.1938, г. Углич Ярославской обл.), прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Окончил 3-классную сельскую школу. В 1921 г. поступил в тверской Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . После закрытия мон-ря в 1923 г. переехал в Рыбинск, служил псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе, был иподиаконом Рыбинского еп. Гервасия (Малинина). Пострижен в монашество с именем Мардарий, в 1924 г. рукоположен во диакона, в 1925 г.- во иерея. Назначен священником храма в с. Федорицком Рыбинского у. Ярославской губ. Во время служения в Ярославской епархии М. сблизился с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем) . С 1929 г. служил настоятелем в храме с. Деревеньки Угличского р-на Ярославского окр. Ивановской промышленной обл. (с 1936 Ярославская обл.). Пользовался среди паствы большим уважением, строго придерживался монашеских правил. Для жилья он устроил себе келью в бане на окраине села. За счет передаваемых ему пожертвований помогал арестованным священнослужителям. После того как архиеп. Серафим отказался признать «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и оказался в заключении, М. продолжал поминать его за богослужением вместо назначенного в 1930 г. управляющим Угличским вик-ством Рыбинского еп. Серафима (Протопопова). В с. Деревеньки стали приезжать богомольцы из др. сел, городов Углича и Калязина. Службы в храме проводились почти ежедневно по монастырскому уставу. На них всегда было много верующих. В февр. 1933 г. М. был арестован и доставлен в тюрьму в Ярославле. На допросах он подтвердил, что является единомышленником Угличского архиеп. Серафима, но отрицал, что в беседах с крестьянами высказывался против образования колхозов. 11 июня того же года был доставлен в тюрьму в Угличе. Узнав об этом, прихожане отправились туда и стали хлопотать о его освобождении. Уполномоченный Угличского райотдела ОГПУ предложил освободить М. при условии, что тот покинет Угличский р-н. По освобождению из-под ареста 17 июля 1933 г. М. уехал в Рыбинск. Летом 1935 г. был назначен священником храма в с. Юрьевском Мышкинского р-на Ивановской промышленной обл. Как и ранее, проводил в храме богослужения по монастырскому уставу.

http://pravenc.ru/text/2561972.html

На острове Анзер освящен восстановленный храм Распятия Господня на горе Голгофе Анзер, 25 августа 2008 г. Освящение восстановленного храма Распятия Господня на горе Голгофе на острове Анзер (самой высокой точке Соловецкого архипелага) стало знаковым событием для Русской Православной Церкви и России, заявил викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехео-Зуевский Алексий. В воскресенье владыка совершил чин великого освящения храма, а также отслужил в нем Божественную литургию и молебен новомученикам и исповедникам Соловецким. " Освящение этого храма на горе Голгофе, которую Сама Матерь Божия назвала Голгофой, - это знаковое событие российское и для Церкви, прежде всего. Здесь тысячи людей прошли путем подражания Христу, следуя за ним на Голгофу " , - сказал архиепископ после богослужения. Архиерей сказал, что современное поколение все больше отдаляется от тех страшных времен, но необходимо помнить и сегодня подвиг людей, пострадавших здесь за веру, помнить о том, как трудно было соловецким мученикам заставить себя полюбить обидчиков, которые были их соотечественниками. По словам владыки Алексия, подножие горы усеяно костьми многих соловецких мучеников, передает РИА Новости . По словам и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрита Мефодия, в основании храма тоже лежат частицы мощей новомучеников и исповедников соловецких. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом с благословения архиепископа Варнавы в начале 18 века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: " Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки " . В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый, каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч людей, в том числе священников и архиереев.

http://pravoslavie.ru/27449.html

«Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…» Памяти епископа-мученика Серафима (Кокотова; † 3 апреля 1938) Епископ Серафим (Кокотов) Имя епископа Серафима (Кокотова) мало кому известно, он пока не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, однако подвиг его яркого и открытого исповедничества поражает, и в день мученической кончины владыки мы хотели бы рассказать о его жизни, служении и праведной кончине. Епископ Серафим (в миру Григорий Кириллович Кокотов) родился 10 января 1891 года в селе Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Ракитянской волости Курской губернии в семье священника. В 1918 году окончил Петроградские богословские курсы. 21 ноября 1921 года рукоположен в сан диакона, 19 марта 1922 года – во иерея. С 1922 по 1926 год служил в храме во имя святителя Николая города Рыльска Курской губернии и в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Курской губернии. 28 марта 1926 года пострижен в мантию архимандритом Анастасием, настоятелем Путивльского Молченского монастыря. После пострига по ходатайству митрополита Курского и Обоянского Назария направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа. С 1926 по 1929 год служил в станице Темиргоевской Кубанской области, где под молитвенный дом, а также для проживания причта и ведения хозяйства, вдовой Марией Дмитриевной Самойловой было отдано два жилых дома и два деревянных сарая. С августа 1929 года по май 1931 года служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края . После пострига отец Серафим был направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа 27 мая 1931 года в 10 часов вечера отец Серафим приехал из Курской губернии в Загорск к монахине Марии Константиновне Сергеевой. В это время монахини не было дома – она скрылась во время облавы на монашествующих Загорского района в апреле 1931 года. Отец Серафим был арестован в ее доме в ночь с 27 на 28 мая во время массовых майских арестов в Загорском районе – как непрописанный монах без определенного места жительства. 16 июня 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере по «церковному делу П–18393 (1931 г.)» .

http://pravoslavie.ru/145504.html

Вышел в свет 62-й том «Православной энциклопедии» 15 сентября 2021 г. 19:33 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»  выпустил в свет очередной, 62-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери. Завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В том вошел ряд биографических статей, в частности, подробный материал о преподобном Серафиме Саровском, преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 году определением Архиерейского Собора, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе Дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Том также содержит статью о святом Серафиме (Соболеве); место его упокоения — крипта под алтарем Никольского храма в Софии — стала местом массового паломничества сразу после кончины святителя в 1950 году. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшем для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянном в Катынском лесу в 1937 году, стал епископ Истринский Серафим , статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Епископ Серафим защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России», над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее владыка Серафим исполнял послушание настоятеля храма-памятника в честь воскресения Христова в Катыни. В новый том также вошли статьи о священномученике Серафиме (Самойловиче), настоятеле Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске, в 1934 году арестованном в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)» и расстрелянном в 1937 году «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере; о принимавшем деятельное участие в канонизации преподобного Серафима Саровского священномученике Серафиме (Чичагове), расстрелянном на Бутовском полигоне; о богослове и духовном писателе Серафиме (Роузе), с чьего творчества для многих началось знакомство с Православием.

http://patriarchia.ru/db/text/5842741.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010