Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРАФИМ (ГЛАГОЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Серафим (Глаголевский). Литография А. Ежова. 1828 г. Еп. Серафим (Глаголевский) 29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским . 7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским . 7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Св. Синода . С 30 августа 1814 г. - архиепископ Тверской и Кашинский , постоянный член Св. Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 г. - митрополит Московский и Коломенский . С 19 июня 1821 г. - митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры. Боролся с масонскими и мистическими идеями. Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына , склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления. В мае 1824 г. был избран председателем Библейского общества . На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочувствие делу и после отчета заметил: " так могут рассуждать только люди, не понимающие православия " . В декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено. Во время восстания декабристов 1825 г. не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их. 11 августа 1839 г. в приемной зале с.-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение... Вдруг крестьянин (названные выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: " Еретик, сын антихриста! " , - ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: " За что ты меня ударил? " Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: " Я тебя прощаю " и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.

http://drevo-info.ru/articles/4990.html

Л. Анисов XXXI глава Посещение училищ, по собственному признанию владыки Платона, служило для него приятнейшим отдыхом от епархиальных дел: там он являлся и начальником, и учителем, и соучеником. Он радовался всякому проблеску таланта, каждому успеху в науках. С теми, в ком видел талант, беседовал в классе или у себя в покоях, приглашал к своему столу или на длительные прогулки. Луга и рощи Вифании, Перервы, Лавры, Корбухи и Черкизова превращались в академии, где юноши учились с ним размышлять о разных предметах. На экзамене в Перервинском училище митрополит Платон обратил внимание на ученика из латинского класса, бойко отвечавшего ему на вопросы. Ученик этот был бедный сирота Алексей Виноградский. Через какое-то время Виноградский поднес владыке стихи, написанные по-латыни и выражавшие благодарность. Они так понравились владыке, что он велел их напечатать золотыми буквами и один такой экземпляр послал юному стихотворцу, сделав собственноручно следующую надпись: «Domino Winogradsky versus aureos auro imprimendos censuit Plato Metropolita Mosquensis. 1787, April. 3» («Господину Виноградскому. Платон, митрополит Московский, признал золотые стихи достойными быть напечатанными золотом»), Виноградский, подобно другому ученику, Глаголевскому, под влиянием своего покровителя принял монашество, и оба, заметим здесь, стали его преемниками. Речь идет об архиепископе Московском Августине и митрополите Санкт-Петербургском Серафиме, которые, один после другого, управляли Московской епархией. Особо благоволил владыка к окончившему курс в Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу Ярославскому Евгению). Тот написал хорошую оду, и митрополит Платон назначил его преподавателем высшего грамматического класса в Вифанской семинарии. Здесь Казанцев, наряду с ректором и префектом, каждый день в пятом часу был приглашаем к митрополиту, который поил всех чаем, беседовал с ними и никогда не отпускал их ранее десятого часа. Казанцеву митрополит не один раз помогал в материальных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Высокопреосвященный митрополит Серафим 4 Высокопреосвященный митрополит Серафим родился в 1763 году, в Калуге, входившей тогда в состав московской епархии и, при крещении, назван Стефаном. Отец его, Василий Тимофеев, был дьячком калужской Козьмодамиановской церкви. В 1776 году, он, с фамилией Глаголева, поступил в информаторский (приготовительный) класс Перервинской семинарии, в Москве; отсюда, в январе 1779 года, с фамилией Глаголевский, перешел в Троицкую семинарию, а потом, в 1783 году, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где слушал философию и богословие. В списках студентов академии, за 1783 год, сохранилась о нем след. аттестация: «успехов весьма изрядных». Учась в академии, Стефан Глаголевский, с другим студентом Матфеем Десницким (впоследствии митрополит Михаил) слушал лекции в Московском университете и обучался языкам немецкому и французскому. За слушание лекций в университете Стефаном Глаголевским и Матфеем Десницким платило «Дружеское ученое общество», основанное Новиковым. В марте 1785 года Стефан Глаголевский был определен в Троицкую семинарию учителем сперва грамматического класса, потом риторики. В мае 1787 года было ему предложено принять посвящение в стихарь и дать отзыв, в какое звание он желает поступить. Глаголевский написал: «я, нижеподписавшийся, объявляю сим, что я в стихарь посвящен быть желаю, а в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу, в чем своеручно и подписуюсь». 3-го сентября того же года Глаголевский переведен в Московскую академию на должность учителя риторики. 2-го декабря в Заиконоспасском монастыре он был уже пострижен в монашество с именем Серафима. 1790 года, 21 авг., сделан префектом Московской академии и преподавателем философии. В феврале 1795 г. возведен в сан архимандрита, с предоставлением ему в управление Лужецкого монастыря и члена Московской духовной консистории, в 1798 году поручено ему преподавание богословия в Московской академии, и тогда же он перемещен был в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а в следующем 1799 году возведен был в должность ректора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А.А. Половцов Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (в мире – Стефан Васильевич Глаголевский), митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры (1757–1843 гг.); по архивным данным, рождение его относится к 1757 г. Он был сын «действительного» дьячка Козьмодемьянской церкви в г. Калуге, принадлежавшей тогда к московской епархии. Первоначальное образование получил в калужском духовном уездном училище, затем продолжал его в Троицкой лаврской семинарии и в филологической семинарии Ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем; окончил образование в Московской духовной академии и Московском университете. На март 1785 г. падает начало педагогической деятельности его, как учителя латинского языка, истории и риторики в Троицкой семинарии. В 1787 г. он был уже учителем риторики в Московской духовной академии, а 2-го декабря 1787 г. постригся в монашество с именем Серафима и назначен в академию катехизатором. С пострижением в монашество, о. С. быстро пошел по лестнице иерархических степеней. 21 августа 1790 г. он назначен префектом и преподавателем философии в академии, в 1791 г. – цензором печатаемых книг; 12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом московской духовной консистории; в том же 1795 г. вызван в С.-Петербург для исполнения чреды священно служения и сказывания проповедей; с 1798 г. преподавал в Московской академии богословие, перемещен в Московский Заиконоспасский монастырь и в 1799 г. назначен ректором Московской духовной академии. 26 ноября 1799 г. был назначен и 25 декабря хиротонисан в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, и был присутствующим в Московской синодальной конторе. Самостоятельное служение его в сане епископа началось с 1804 г., 29 января, когда он был назначен епископом Вятским и Слободским, а 7 июля 1805 г. – епископом Смоленским и Дорогобужским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преосвященный Серафим (Глаголевский) назначен в Минск высочайшим указом 7 февраля 1812 года 3122 . Преосвященный Серафим происходил из духовного звания 3123 , родился под Москвой 3124 и первоначальное воспитание получил в Перервинском духовном училище, только что учреждённом тогда Московским митрополитом Платоном в Перервинском Николаевском монастыре 3125 . После учения в «разных семинариях» поступил в Московскую академию. В 1787 году принял монашество и назначен был учителем в академии «публичнаго катехизиса, риторикии истории». В 1790 году произведён в архимандриты Лужецкого Можайского монастыря 3126 и в том же году вызван был в Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия 3127 . После годичного пребывания в Петербурге вернулся назад и, продолжая учительство, с 1792 года состоял префектом академии 3128 . С 1796 года присутствовал в Московской консистории. В 1798 году назначен ректором академии и переведён архимандритом в Московский Заиконоспасский училищный монастырь 3129 . В 1799 году в день Рождества, хиротонисан в Троицесергиевой лавре 3130 во епископа и, будучи Московским викарием, три года присутствовал в московской св. синода конторе. В 1801 году, 15 сентября, получил орден св. Анны 1 степени. 29 января 1804 года переведён епископом в Вятку, 7 июля 1805 года в Смоленск 3131 . При перемещении в Минск преосвященный Серафим получил степень архиепископа, подписав архиепископскую присягу 28 февраля в Смоленске 3132 . Ему в это время было 52 года от роду 3133 . Преосвященный отправился из Смоленска в Минск через два дня после выезда из Минска преосвященного Иова, 5 марта 3134 , прибыл в Минск 8 марта 3135 и 13-го уже вступил в управление новой епархией 3136 . Однако, ему не долго пришлось быть в Минске. Летом он должен был покинутъ город при нашествии Наполеона 3137 и, не успев вернуться назад, был вызван в Петербург для присутствования в св. синоде 3138 . 30 августа 1814 года преосвященный Серафим возведён был в члены св. синода 3139 , тогда же назначался членом комиссии духовных училищ 3140 и был переведён на тверскую кафедру 3141 . В Минскую епархию не было тотчас же назначено архиерея и её управление поручено Могилёвскому преосвящённому Даниилу 3142 . Принимая, затем, различные награды 3143 , преосвященный Серафим 15 марта 1819 года был назначен митрополитом Московским 3144 , а 19 июля 1821 года переведён на Петербургскую митрополию 3145 , на которой и скончался 17 января 1848 года 3146 . Служение этого владыки принадлежало другим епархиям, а в Минской, по своей кратковременности, оно не оставило заметных следов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М.В. История храмов Митрофаниевского кладбища Санкт-Петербурга Журнал " Вестник церковной истории " В 1831 г. в Санкт-Петербурге было устроено Митрофаниевское православное кладбище, где к концу 1917 г. возведели и освятили 4 храма, каждый из которых имеет свою историю. Свое нынешнее название кладбище, которое первоначально называли холерным или Тентелевским, получило по главному храму в честь новопрославленного 7 августа 1832 г. свт. Митрофана, епископа Воронежского (6 ноября 1632 г.— 23 ноября 1703 г.). В том же году, когда было создано кладбище, на нем, по некоторым сведениям, была устроена деревянная часовня, через 4 года ее сменила первая церковь, возведенная по благословению митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843 г.) всего за 5 месяцев. Такая срочность объясняется тем, что сюда по распоряжению императора Николая I перенесли в разобранном виде небольшую деревянную церковь лейб-гвардии Измайловского полка, стоявшую вблизи возведенного в дальнейшем грандиозного Троице-Измайловского собора. Теплая деревянная церковь Пресвятой Троицы, которую в документах иногда называли храмом святых Адриана и Наталии, была устроена для Измайловского полка в начале 1760-х гг. (впервые упоминается в 1763 г.), капитально перестроена в 1813 г. и сильно пострадала во время наводнения 1823 г. 1 Церковь, вновь собранную на территории кладбища, торжественно освятили во имя свт. Митрофана Воронежского 20 октября 1835 г. Из теплой деревянной церкви лейб-гвардии Измайловского полка были взяты иконостас охтинского резчика Брызгалова с образами Спасителя, святых мучеников Адриана и Наталии, архангела Михаила, Владимирской иконы Божией Матери, «Тайной вечери», «Благовещения», «Четырех евангелистов» кисти живописца Краснова и некоторые другие иконы. В 1841 г. в храме по правую сторону от алтаря был устроен боковой придел в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1859 г. придел был перенесен с правой стороны на левую и отделен от главного престола бревенчатой стеной. Первым церковным старостой храма стал известный табачный фабрикант, коммерции советник В. Г. Жуков (1796–1881 гг.), который на свои средства построил ограду, проложил к кладбищу дорогу и посадил вдоль нее ветлы 2 .

http://sedmitza.ru/text/3570537.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков) ( 1792 - 1850 ), архиепископ Нижегородский и Арзамасский В миру Вечерков Иосиф Иванович, родился 4 апреля 1792 года в слободе Серебрянка Новооскольского уезда Курской губернии, в семье диакона, служившего во Владимирской церкви слободы Серебрянки. В 1804 году Иосиф Вечерков поступил в Белгородскую духовную семинарию , которую окончил в 1814 году, преподавал в семинарии математику, немецкий язык, литературу и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , окончил ее в 1819 году со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». 22 августа 1819 года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре , 23 августа рукоположен во диакона , 24 августа - во иерея . Служил инспектором и преподавателем древнееврейского языка в Орловской духовной семинарии , с 10 сентября 1819 года - ректором Севского духовного училища , с 1822 года - ректором Орловской духовной семинарии , с 20 августа 1823 года - ректором Екатеринославской духовной семинарии . С октября 1827 года - настоятель Бизюкова Пропасного Григорьевского монастыря , с 1 ноября 1827 года - в сане архимандрита . 19 марта 1832 года был избран, а 27 марта - хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского . Хиротонию в столичном Казанском соборе совершили Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , Московский митр. Филарет (Дроздов) и др. архиереи. Епископ Саратовский Благодаря деятельности еп. Иакова активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев . В декабре 1832 года исполняющий дела обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить " особую миссию из монашествующего или белого духовенства " , а для подготовки " на будущее время миссионеров " открыть в Астраханской и Саратовской духовных семинариях особые классы с изучением калмыцкого языка. В 1833 году наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и еп. Иаков. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград ). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил " до более благоприятных обстоятельств " и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://drevo-info.ru/articles/13678492.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИОДОР (ЧИСТЯКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА) Илиодор (Чистяков) ( 1794 - 1861 ), архиепископ Курский и Белоградский В миру Чистяков Иоанн Борисович, родился 25 сентября 1794 года в с. Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника Бориса Бессонова. Обучался в Калужской духовной семинарии . В 1816 году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 1820 году со степенью магистра. 18 сентября 1820 года определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии , а 18 декабря того же года пострижен в монашество . 1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона , а 2 января - во иеромонаха . 5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии . Профессор философии. 22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре . С 4 мая 1824 года - игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря , с 1825 года - благочинный монастырей. 6 июля 1825 года возведен в сан архимандрита , а 22 июля назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря . За время управления монастырем в число его братии поступили пять лучших воспитанников Рязанской духовной семинарии. С 12 декабря 1827 года - ректор Новгородской духовной семинарии . С 1828 года - настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь). 19 февраля 1832 года был избран, а 13 марта - хиротонисан во епископа Курского . Хиротонию в столичном Казанском соборе возглавил Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) в сослужении митр. Московского Филарета (Дроздова) До увольнения на покой Илиодор без перемещений около 30 лет возглавлял только Курскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории Русской Церкви синодального периода.

http://drevo-info.ru/articles/28331.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕЧЕТОВСКИЙ ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Печетове. Нач. XXI века. Фото с сайта Тверской епархии Первое документальное упоминание о храме в селе Печетове относится к 1628 году. Тогда он представлял из себя небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы. Позднее рядом с существующей церковью появилась другая, тоже деревянная, в честь святителя Николая Чудотворца. 22 августа 1752 года обе церкви сгорели. Антиминсы и иконы были спасены. Прихожане с причтом обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину (Пуцек-Григоровичу) с прошением разрешить построить новую деревянную церковь в честь великомученика Димитрия Солунского с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы . Их прошение было удовлетворено. После выдачи храмоздательной грамоты строительство храма началось. В январе 1756 года на имя тверского архиерея было послано доношение прихожанки храма, местной помещицы, вдовы полковника П.В. Боркова Авдотьи Яковлевны о завершении строительства церкви и готовности ее к освящению. Новопостроенный храм оказался тесным для совершения богослужений, что особенно сказывалось в праздничные дни при наплыве богомольцев. 12 июня 1819 года местный помещик, генерал-лейтенант, генерал-адьютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов от имени причта и прихожан послал епархиальному архиерею Филарету (Дроздову) прошение о постройке нового каменного храма в селе Печетове. Архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Глаголевский) наложенной резолюцией санкционировал строительство храма и приказал выдать храмоздательную грамоту. Уже с самого начала строительства возникли проблемы. Как выяснилось, собранных денежных средств оказалось недостаточно. Голенищев-Кутузов вынужден был обратиться в Тверскую духовную консисторию с прошением о выдаче ссуды в размере 10 тысяч рублей. Просьба была отклонена; строительство храма - прекращено.

http://drevo-info.ru/articles/13676863.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010