Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКИНФ Портрет архим. Иакинфа (Бичурина). 1888 г. Худож. Н. Яш с литографии В. Теребенева Портрет архим. Иакинфа (Бичурина). 1888 г. Худож. Н. Яш с литографии В. Теребенева (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 29.08.1777, с. Акулево Цивильского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ., ныне дер. Типнеры Чебоксарского р-на Чувашии - 11.05.1853, С.-Петербург), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. Род. в семье диак. Иакова Данилова, который в 1779 г. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. с. Бичурина (Пичурина) Свияжского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ. От названия села И. впосл. получил фамилию. В 1794 и 1795 гг. из-за болезни отца был временно определен на священнический доход в с. Бичурине. Обучался в школе нотного пения в свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1787 г. поступил в КазДС, где занимался грамматикой, арифметикой, поэзией, риторикой, богословием, греч., лат., франц. языками и др. Был среди лучших учеников, писал стихи на рус. и греч. языках. В 1799 г. окончил учебное заведение, ставшее к тому времени ДА, и по рекомендации Казанского архиеп. Амвросия (Подобедова) был оставлен при нем учителем информатории (подготовительного класса). С 1800 г. преподавал в КазДА грамматику, затем риторику. Позже передал б-ке академии значительную часть книг, рукописей и карт из своей б-ки. 29 мая 1800 г. Бичурин подал на имя Казанского архиеп. Серапиона (Александровского) прошение о пострижении в монашество. 18 июля 1800 г. в казанском в честь Преображения Господня монастыре принял постриг. 22 июля того же года рукоположен во диакона, 25 авг. 1801 г.- во иерея. В нояб. 1801 г. ему было поручено управление казанским во имя святого Иоанна Предтечи монастырем . Благодаря покровительству Новгородского и С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) 20 июня 1802 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского в честь Вознесения Господня монастыря , ректором Иркутской ДС, членом духовной консистории.

http://pravenc.ru/text/200141.html

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Серапион, митрополит Киевский и Галицкий (Александровский Стефан) Родился 22 июля 1747 года в Александровской слободе Владимирской губернии в семье священника. 11 марта 1759 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. 23 сентября 1770 года по окончании духовной семинарии оставлен в ней учителем. 8 февраля 1771 года пострижен в монашество. В январе 1772 года назначен проповедником Московской духовной академии. С 10 марта 1775 года – игумен Крестовоздвиженского монастыря в Москве. 27 января 1776 года перемещен игуменом Московского Знаменского монастыря. С 17 февраля 1779 года – архимандрит Московского Богоявленского монастыря. С 1785 года состоял в Москве цензором духовных книг. 11 июня 1788 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с оставлением архимандритом Московского Богоявленского монастыря. 16 октября 1799 года назначен на вновь учрежденную Калужскую кафедру. 21 октября 1799 года возведен в сан архиепископа с новым назначением в Казань, не успев побывать в Калуге. Состоял вице-президентом Российского Библейского общества в Казани и в Казанском учебном округе. С 11 декабря 1803 года – митрополит Киевский и Галицкий и член Святейшего Синода. В 1814 году избран в почетные члены Санкт-Петербургской духовной академии. 24 января 1822 года уволен на покой. Скончался 14 сентября 1824 года. Погребен в Киевском Софийском соборе. Митрополит Серапион вел интересный дневник. В «Трудах Киевской духовной академии за 1882 год» (октябрь, ноябрь) помещен дневник его за время управления Киевской митрополией. Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 105. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403, 1405. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 154. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 291, 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ростов-на-Дону. Церковь Михаила Архангела при Николаевской больнице. Церковь Красного Креста /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь Михаила Архангела в Ростове-на-Дону, предположительно, была построена между 1762 и 1764 годами. Она находилась в западном Долмановском форштадте крепости. В 1778 году казаки упразднённого Доломановского полка были переведены в Роговский Стан. Вместе с ними была перевезена и церковь, которую установили в западной части станицы Александровской. В 1876 году власти Ростова-на-Дону приняли решение построить городскую больницу. Для строительства корпусов больницы был отведён участок между Большой Садовой улицей, Пушкинской улицей, Нахичеванским переулком и Ростово-Нахичеванской межей. Но из-за начавшейся Русско-турецкой войны планы строительства больницы сдвинулись, а на отведённой территории временно разместился госпиталь Красного Креста. В конце 1880-х годов к планам строительства больницы вновь вернулись. Архитектор Н. М. Соколов разработал проект больницы, который предусматривал строительство больничной церкви. Торжественная церемония закладки храма состоялась 18 мая 1890 года в присутствии наказного атамана Войска Донского князя Н. И. Святополк-Мирского. Закладной камень освятил епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион. В процессе строительства больницы было предложено назвать её Николаевской — в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича, на которого было совершено покушение в японском городе Оцу. Строительство храма велось на средства попечителя больницы, купца Платона Михайловича Троянкина. Строительство церкви было завершено в 1894 году. Храм освятили во имя Архангела Михаила — избавителя от злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Церковь Михаила Архангела была приписана к расположенному неподалёку Покровскому храму. Старостой церкви Михаила Архангела был Пётр Елпидифорович Парамонов, сын известного ростовского купца Елпидифора Трофимовича Парамонова.

http://sobory.ru/article/?object=33976

Архив Пн В день преставления святителя Варлаама, Махрищского чудотворца, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре 5 сентября 2022 г. 14:28 3 сентября 2022 года, в день преставления святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре . Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря Вологодской митрополии  игумен Игнатий (Молчанов), наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря Псковской митрополии иеромонах Всеволод (Сиканов), клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы игумен Филарет (Тамбовский), благочинный Александровского церковного округа протоиерей Олег Михайлов, насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Николай (Павлык) и иеродиакон Михей (Соррэ), клирики Стефано-Махрищского монастыря, гости обители в священном сане. За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Елисавета (Жегалова) с сестрами обители и монастырского подворья, воспитанницы монастырского приюта «Ковчег», благотворители, многочисленные паломники. Богослужение транслировалось на УоиТиве-канале обители. Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор монастыря и мужской хор храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы. По окончании Литургии владыка Феогност произнес проповедь. Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, Махрищский чудотворец († 3 сентября ок. 1585 г.), был правнуком насельника Махрищского монастыря иеромонаха Серапиона. Начало монашеской жизни положил в Троицкой обители преподобного Стефана, став в 1557 году игуменом монастыря. В 1570 году по повелению царя Иоанна Грозного хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского, на кафедре пребывал около 15 лет. Незадолго до кончины оставил управление епархией, последние дни жизни провел в Махрищской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5956669.ht...

Нил, епископ Муромский и Вязниковский (Сычев Андрей Николаевич) Дата рождения: 19 апреля 1964 г. Дата хиротонии: 2 мая 2012 г. Дата пострига: 24 июня 1986 г. Страна: Россия Биография: Родился 19 апреля 1964 г. в семье рабочего в д. Рогановка Сергачского р-на Горьковской обл. Крещен в младенчестве. В 1972-83 гг. обучался в Сергачской средней школе. В 1982-84 гг. исполнял обязанности пономаря Никольского храма с. Лопатино Сергачского р-на. В 1984-1986 гг. служил в рядах Вооруженных сил. Распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) назначен штатным иподиаконом и комендантом Владимирского епархиального управления . 2 июня 1986 г. архиепископом Серапионом пострижен в рясофор, 24 июня — в монашество с именем Нил в честь преподобного Нила Сорского, 6 июля посвящен во чтеца и иподиакона. 17 июля 1986 г. архиепископом Серапионом в Успенском кафедральном соборе г.Владимира рукоположен в сан иеродиакона, 19 августа в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры — во иеромонаха. Назначен настоятелем домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери Архиерейских покоев в г. Владимире. В 1986 г. награжден набедренником. К празднику Пасхи 1987 г. удостоен права ношения наперсного креста. В 1988 г. возведен в сан игумена. 8 сентября 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита с возложением палицы, креста с украшениями и митры. 26 октября 1990 г. почислен за штат Владимирской епархии с правом перехода в Тамбовскую епархию , где исполнял послушание личного секретаря епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). 1 мая 1991 г. почислен за штат Тамбовской епархии и вернулся во Владимирскую епархию. Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием назначен экономом возрождаемой Богородице-Рождественской Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова. 23 февраля 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II назначен наместником вновь открывшейся Смоленской Зосимовой мужской пустыни близ станции Арсаки Александровского р-на Владимирской обл.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198821...

Несмотря на судебные тяжбы по поводу нек-рых имений бывш. Вознесенского мон-ря, связанные в основном с приобретениями их в период гетманства Мазепы и игуменства его матери, объединение с мон-рем прибавило к флоровским владениям села Ходосовка, Бугаевка, Берков (Берковец), Русанов, Подгорцы и др. (всего до секуляризации 1786 г. К. м. принадлежало 12 сел и 8 хуторов). На территории К. м. в отличие от др. жен. мон-рей Киева развернулось каменное строительство. Из Вознесенского во Флоровский мон-рь перешли искусные мастерицы-златошвеи. Драгоценные церковные ткани пополнили его ризницу. Часть их сохранилась в музейных коллекциях, и в XXI в. изделия школы золотошвейного искусства обители представлены в экспозиции. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Елены (Бехтеевой). Фотография. 2013 г. Подчинение К. м. печерскому архимандриту имело большое значение для сестер, искавших монашеского пострига вблизи такой святыни, как Киево-Печерская лавра. До перемещения вознесенских насельниц на Подол самым территориально близким к лавре оставался Вознесенский мон-рь (располагался напротив ее св. ворот), где подвизались монахини из самых именитых родов. С 20-х гг. XVIII в. эту тенденцию следует отнести уже к К. м., состав к-рого пополнили вознесенские монахини. Со 2-й пол. XVIII в. состав К. м. увеличивался за счет поступления в обитель женщин знатного происхождения из Великороссии. Почти одновременно монахинями обители стали кнг. Наталия Долгорукова (в девичестве гр. Шереметева, в постриге Нектария; † 1771) и Татьяна Горчакова (в девичестве княжна Морткина, прапрабабушка Л. Н. Толстого , в постриге Афанасия; † 1781). Не позднее 1760 г. в К. м. приняла постриг прп. Александра Дивеевская (Мельгунова). После реформы 1786 г. в Киевской епархии осталось 4 жен. мон-ря, в т. ч. и К. м. По штату флоровским сестрам полагалось жалованье в 2409 р. 80 к. Из прежних земельных владений за монастырем остались ок. 100 дес. сеножатной земли, мельница в с. Хамбикове и пруд в с. Ходосовка. На рубеже XVIII и XIX вв. решилась судьба киевских Иоанно-Богословского и Иорданского Николаевского мон-рей. Часть монахинь была переведена в Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы монастырь Золотоношского у. Однако многие, согласно рапорту митр. Киевского и Галицкого Серапиона (Александровского) от 22 авг. 1808 г., остались в К. м. (РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 642. Л. 1, 4). С 1808 г. до основания киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы женского мон-ря в 1889 г. К. м. был единственным действующим в Киеве жен. мон-рем.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

В июне 1819 г. П. И. Краснопевцев прибыл в Киево-Печерскую лавру. Архим. Антоний (Смирницкий) получил благословение на его определение в лавру у Серапиона (Александровского), митр. Киевского и Галицкого, и поместил Краснопевцева на послушание в просфорню. В этом же году за прилежание и старание Краснопевцев был назначен начальником просфорни, в к-рой трудился на протяжении 12 лет. Однажды ночью во время молитвенного бдения на рабочем месте он сподобился видения прп. Никодима просфорника, почивающего в Ближних пещерах (см. ст. Спиридон и Никодим ), и с тех пор относился к этому святому с особым благоговением, подражая ему, выучил наизусть Псалтирь. 20 сент. 1824 г. в больничной церкви лавры архим. Антоний постриг П. И. Краснопевцева в монашество с именем Пафнутий в честь прп. Пафнутия затворника, почивающего в Дальних пещерах; в том же году митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) рукоположил мон. Пафнутия во иеродиакона. Пафнутий проводил ночи в молитве и чтении, переписывал отеческие книги, в т. ч. Скитский патерик, «Сказание о святой чудотворной Великой церкви Печерской» и «Сказание о чуде в пещере, бывшем во время Пасхи», «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина. Его духовным отцом был архим. Антоний вплоть до принятия сана епископа 31 янв. 1826 г. и отъезда из лавры. 26 дек. 1830 г. Пафнутий был рукоположен во иеромонаха, затем митр. Евгений назначил его духовником лавры, помимо братии он ежедневно исповедовал множество мирян, относясь ко всем с любовью и участием. Автор «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения» ректор КДА Антоний (Амфитеатров ; впосл. архиепископ Казанский и Свияжский) отмечал: «Во дни поста, после исповеди многочисленных поклонников, притекавших к нему, можно было видеть его в скорби и сокрушении духа невыразимых. Его младенческая душа, пораженная мрачной картиной многоразличных страстей человеческих, болела и нескоро находила успокоение» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 30-31; об авторстве «Сказания» см.: Хрулёва. 2008. С. 5-10; Миловский. 1905. С. 458-459).

http://pravenc.ru/text/2579067.html

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в конце XVII века в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей. Земля Владимирская. Исторический путеводитель Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240 г. , в память о победе над шведами, благоверным великим князем Александром Невским. Им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIV в. монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Иван Калита и его сын покровительствовали ему и дарили земельные угодья на поминовение души. Он служил усыпальницей для княжеских жен. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393). В 1650 г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь - Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать царя Петра I. Сохранилась грамота, рассказывающая о том, как в 1738 г. сюда поместили на перевоспитание двух раскольниц. Одной из них удалось бежать, сговорившись со сторожем. Игуменье за это грозили неприятности, но ей удалось доказать свою непричастность. В 1764 г., при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города. В 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. С 2011 г. настоятелем монастыря является архимандрит Авель (Ургалкин).

http://sobory.ru/article/?object=01859

  001     002    003    004    005    006    007