Из истории русской иерархии второй половины XVI века Новгородский архиепископ Серапион (1551–552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 947 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 948 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 949 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 950 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 951 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 952 . Самый ранний документ, где упоминается «старец Серапион Курцов», это «разъезжая грамота» Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 953 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван «чернец Серапивон Курцев» 954 . Несколько подобных «разъездов» было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 955 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: «1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упом[инается] старцем» 956 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 957 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 958 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из истории русской иерархии второй половины XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре — это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 2 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец — Петр Курцов 3 ; и известно монашеское имя его матери — инокиня Марина 4 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат — монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6 . Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 7 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев” 8 . Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 9 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем” 10 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 11 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 12 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

30 янв. 1547 г. митр. свт. Макарий возглавил хиротонию К. во епископа Великопермского и Вологодского. Свт. Макарий в то время - вскоре после венчания Московского вел. кн. Иоанна IV Васильевича на царство пользовался большим влиянием; новопоставленный иерарх должен был принадлежать к числу его сторонников. Первым важным событием для нового епископа было его участие в работе Собора 1 февр. 1547 г. На Соборе были причислены к лику святых рус. подвижники, в т. ч. Вологодской земли - «новые чюдотворцы» преподобные Павел Обнорский и Дионисий Глушицкий. В 1551 г. К. присутствовал на московском Стоглавом Соборе . По решениям Стоглава епархиальное духовенство должно было подчиняться суду архиереев, и при пересмотре жалованных грамот мон-рям в мае 1551 г. в них были внесены соответствующие установления, но имели место и исключения. Так, без изменений была подтверждена грамота 1539 г. вологодскому Спасо-Прилуцкому мон-рю, по к-рой игумен должен был подчиняться суду вел. князя. Вероятно, в период проведения Собора К. участвовал в хиротониях Новгородского и Псковского архиеп. Серапиона (Курцова) (14 июня) (ПСРЛ. Т. 29. С. 62), Суздальского еп. Афанасия (Палецкого) (18 июня) (Там же. С. 64). По всей видимости, К. присутствовал на Соборе 1554 г., осудившем М. Башкина . В 1555 г. Великопермский епископ участвовал в поставлении в Москве 1-го Казанского архиеп. свт. Гурия . Согласно официальному летописанию, митр. Макарий 1 окт. 1555 г. освящал в Москве «со всем собором Русскиа митрополия» Покровский собор; вероятно, К. был на освящении и принял участие в праздновании Покрова Пресв. Богородицы, устроенном для духовенства царем (ПСРЛ. Т. 13. С. 252). В 1555 г. в Москву с Вятки был принесен чудотворный Великорецкий образ свт. Николая, который поновляли митр. Макарий и благовещенский протопоп Андрей (см. Афанасий , митр. Московский). Благодаря К. для Вологды был изготовлен список иконы (Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 71). Как отмечает Н. И. Суворов, царь давал К. жалованные грамоты на архиерейские вотчины ( Суворов. 1865. С. 768), но эти документы неизвестны.

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, “а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкии Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша” 13 . В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца — Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну “ста­рец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов” 14 . 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе 15 . В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга “по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею” 16 . Очевидно, им были систематизированы сведения о “кормах” по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона “в серебряной золоченой сканной оправе”, на которой “высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке” 17 . В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь “со­борным старцам” на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99 главу Стоглава 18 . В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: “Сарапион Курцов — 2 года и полмесяца” 19 . Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, «а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкий Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша» 959 . В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца – Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну «старец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническая игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов» 960 . 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе 961 . В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга «по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею» 962 . Очевидно, им были систематизированы сведения о «кормах» по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона «в серебряной золоченой сканной оправе», на которой «высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке» 963 . В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь «соборным старцам» на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99-ю главу Стоглава 964 . В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: «Сарапион Курцов – 2 года и полмесяца» 965 . Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

265. Книга в полдесть, преподобного Отца нашего Сергия, сначала канун, а в ней 30 глав, поволочена кожею белою. 266. Книга в полдесть, Симеон новый Богослов , в первой строке написан крест, ветха. 267. Книга в полдесть, Соборник, а в нем 30 глав, книгохранителя, Иоакимовская. 268. Книга в полдесть, Симеон новый Богослов . 269. Книга в полдесть, Соборник вначале: Зосимы Соловецкого, поволочено в затылок. 270. Книга в полдесть. Дорофей, а в ней 25 глав, старого письма. 271. Книга в десть, Соборник вначале: яко в чувственных садах различные плоды. 272. Книга в полдесть, Исак Сирин, вначале писано заставица красками, ветха. 273. Книга в полдесть, Пахомия великого старого письма, ветха. 274. Книга в полдесть. Соборник, вначале: житие преподобного Феодосия, общему житию: Симоновская. 275. Книга в полдесть, Ивана Дамаскина, вначале: иже по образу Божию сохранившим. 276. Книга в полдесть. Бытия Палеины очи. Мисаиловская Киржацкого. 277. Книга в полдесть, Исак Сирин вначале: Велико согрешение. 278. Книга в полдесть на бумаге, Дорофей в ней 25 глав. Серапиона Курцова. 279. Книга в полдесть, Соборник, митрополита Иоасафа. 280. Книга в полдесть, Соборник, Княгини Суцкой. 281. Книга в полдесть, Феодосий Печерский Княгини Суцкой. По грамоте послан к Москве во 148 году. 282. Книга в полдесть, о создании церкви в цареграде, ветха, старого письма, поволочена в затылок. 283. Книга в полдесть, Соборник, книгохранителя Иоакима, поволочен сукном Троицким, сначала писан скорописью. 284. Книга в полдесть, Василий Амасийский, вначале: послание к некоему брату. 285. Книга в полдесть, Пророчество Иосеево, вначале: слово Господне. 286. Книга в полдесть, Бытия вначале: Вси древни мудрии повести пишущии. 287. Книга в полдесть, Анастасия горы Синайской, дачи Серапиона Курцова. 288. Книга в полдесть, Соборник, в ней 20 глав, вначале: житие Андрея юродивого. Андреевская Тургенева. 289. Книга в полдесть, а в ней писаны вопросы и ответы святого Селиверста и преподоб. Антония. 290. Книга в полдесть, Кормчая, иже сказаемо номоканон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

314. Книга в полдесть, Григорий Амиритский Иаков Жидовин, Селивестрово деяние и прение Афанасиево со Арием, сначала листы повыдраны. 315. Книга в полдесть, на бумаге, Соборник, на заставице крест, в начале: рече блаженный Иоанн Златоуст . 316. Книга в полдесть, Зерцало, начало приписано ново. 317. Книга в полдесть, Григория беседовника, сначала лист выдран, а назади выдран же, заставица писана красками. 318. Книга в полдесть, Федор Едесский, поволочена в затылок ветха. 319. Книга в полдесть, в начале писано послание понтийского Пилата к царю Тиверию, письмо плохо. 320. Книга в полдесть, Соборник в нем 25 глав, в начале писано: в лето великого Феодосия. 321. Книга в четверть. Соборник, в нем 25 глав, в начале: житие преподоб. Паисия великого, ветх. 322. Книга в четверть, сначала завет юным Чернецам. 323. Книга в четверть, Феодор Едеский, Князя Варламовская Оболенского. 324. Книга в четверть, сначала писано указ ирмосом, Князя Варлаама Оболенского. 325. Книга в четверть, на бумаге, Семиона Столпника. 326. Книга в четверть, мучение святых Евдоксима, Ромила, Зинона и Макария, поволочена кожею в затылок. 327. Книга в четверть, Никиты Столпника Переславского чудотворца, в тетрадях. 328. Книга в полдесть, в тетрадях Иосифа Волоцкого на Новогородских еретиков. 329. Книга Часословец в десть, заставица писана золотом. 330. Книга в полдесть, Часослов вначале: Блажени непорочнии. 331. Книга в полдесть, Часословец Серапионовский Курцова вначале: Канон Иисусов. 332. Книга Часословец в полдесть, а в нем заставица писана красками с золотом, поволочен кожею красною, дачи Келаря старца Аврамия Палицына. 333. Книга Служебник Серапиона Архиепископа Новгородского, поволочена дорогами полосатыми. 334. Книга в полдесть, Служебник письменный, ветх, поволочена крашениною. 335. Книга в четверть, Потребник в нем 76 глав, священника Нафанаиловской. 336. Книга в десть, на бумаге, беседа о святом Иоанне Богослове нова, письмо Ионы Колоба, поволочена сафьяном червчатым, застежки и наугольники медные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

469. (428.) Минея служ. мес. сентябрь и октябрь, полууст., в два столбца, напис. 1572 года, в лист, 481 лист. Службы русским Святым помещены в конце первого месяца, те же самые, какие под 467, а в конце второго, как и в предыд., Арсению архиеп. сербскому. Внизу первого листа: Лета 7080 (1572). Впереди на белом листе другим почерком: Варсонофиа Замыцкого. Варсонофий Замыцкий и Варсонофий Якимов (сын, см. 215) были преемственно казначеями Серг. монастыря, потом соборными старцами. Первый из Переславля залеского, сконч. 1572 г., второй, галичанин, великий старец, сконч. 1601 окт. 9. 470. (430. ) Минея служ. мес. сентябрь, полууст. четкий, XVI века, в лист, 411 листов. Службы русским Святым те же, какие под 467. Первые каноны на 20 и 25 числа с надписью: творение ермонаха Святыя горы Пахомия сербина. На первых листах внизу: Дал Минею в дом Живоначальной Троице и великих чудотворцов Сергию и Никону старец Еустафей Головкин, положити в Успение. См. 84. 471. (467.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., XVI века, в четверть, 283 листа. На конечных, сыростию поврежденных, листах помещены службы русским Святым, что под 467, за исключением последней препод. Сергию, о коей под 25 числом только сказано: писана назади. На первом порожнем листе: С Троицы Сергиева монастыря дал старец Еустафей Головкин на Хотково к Покрову к чюдотворцову родителю. На последнем белом – небрежным почерком: Книга глаголемаа Минея месешная Троици Живоначальные Серьгева манастыря дана попу Филату села новаго Приселка поддубнаго на престол препод. Сергею игумену радонежскому чюдотворцу. 472. (455.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., средины XVI века, в четверть, 404 листа. На последнем белом листе подпись снизу вверх: Книга архиепископа Великово Новогорода и Пскова Серапиона Курцова. 473. (518.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., исх. XVI века, в четверть, 321 лист. Службы русским Святым под 20 и 25 числом те же, какие под 467. 474. (517.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., исх. XVI века, в четверть, 391 лист.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В лето же 7034 (1526) году, марта в 4 день поставлен бысть во архиепископы в Новград архимандрит Лужецкий Макарий быв в четверток 4 недели поста Данилом митрополитом, повелением Великаго князя Василия Иванновича Московского и всея Росии. Пас же тамо церковь Святыя Софии Премудрости Божий 16 лет и многия труды и подвиги показа и ко святым Его угодником неизреченную любовь показа и многи святых Отец книги сам списа и жития их изобретая и написуя, еже и до днесь в царствующем граде Москве трудов его Четьи Миней обретаются во весь год безпрестани бо 12 лет пиша и писцов наимаше и многих святых Росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрой яко ин архиерей никтоже, яко сей пречюдный рачитель Макарий. Потом же в лето 7050 (1542) года, марта в 16 день повелением благочестивейшаго государя царя и Великаго князя Иоанна Васильевича Московскаго и всея России и избранием всего освященнаго Собора поставлен бысть в неделю своими святители, иже быша тогда архиепископ Досифей Ростовский, епископ Ферапонт Суздальский, епископ Гурий Смоленский, епископ Иона Рязаньский, епископ Акакий Тверской, епископ Васиан Коломенский, епископ Алексей Вологодский. И бысть архиерей Великаго Бога и пастырь истинный Соборныя и Апостольския Церкве Российский первоседатель преосвященный Макарий митрополит Московский и всеа Росии. И сам нача свое стадо духовное пасти и озирати и поучения простирати, по всей Росийской земли и по градом архиепископов и епископов поставляти и им повеле блюсти свою паству, имже имена поставленным от него: тоя же весны месяца июня постави в Новград во архиепископы Феодосия игумена Хутынскаго, на Коломну – епископа Феодосия, в Суздаль – епископа Иону Собина, на Крутицы – епископа Саву, на Вологду – епископа Киприана, в лето ж 7057 году в Суздаль – епископа Трифона, в Ростов – епископа Никандра, в лето ж 7059 в Новград – архиепископа Серапиона Курцова, на Рязань – епископа Михаила. В лето ж 7054 (1546) году венчан бысть царским рением царь и государь Иван Василиевич от Русии святейшаго Макария и митрополита. Тоя же зимы сочетася и браку февраля в 3 день изобра себе невесту Романову дшерь Юрьевича девицу Анастасию, а венча его во Успенском соборе святый Макарии митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003