ЧАСТЬ ВТОРАЯ О так называемых толерантных указах языческих императоров касательно христиан (II, III и начало IV века) Важность изучения римских толерантных указов касательно христиан. – Общие условия происхождения таких указов. – Император Адриан, характеристика его личности; какого рода знание о христианах имел Адриан и могло ли это знание побуждать его враждебно относиться к христианам? – Апологии, поданные этому императору первыми апологетами. – Доклад о христианах Адриану проконсула малоазийского. – Указ Адриана, вызванный в особенности этим докладом. – Можно ли сомневаться в подлинности указа? (В примеч.) – Благосклонное отношение указа к христианам. – Почему указ не мог иметь особенно большого значения для христианства? – Император Антонин Пий, гуманный характер его. – Замечание об апологии св. Иустина, ее значение. – Рескрипты, изданные Антониной Пием на пользу христиан. – Влияние толерантных указов II века на положение христиан. – Подъем самочувствия у христиан; следы этого подъема у иудейско-христианских сивиллистов и апологетов. – Кто такие сивиллисты? – Сведения об Oracula Sibyllina, их содержании, происхождении и значении в изучаемом вопросе. – Предвещания сивиллистов о падении Египта и Рима и культов языческих. – Мысли апологетов. – Император Септимий Север, равнодушие его к религиозному греко-римскому культу и обусловливаемое этим обстоятельством благосклонное отношение к христианам; факты, доказывающие это. – Свидетельство Тертуллиана о благосклонном отношении Септимия Севера к христианам. – Общее положение христиан в это царствование. – Указ Септимия Севера 202 года. – Был ли этот указ неблагоприятен христианам? – Подробный анализ указа и выводы. – Указ этот вызвал преследование оглашаемых, но оставил в покое наличных христиан. – Процветание церкви Римской при Септимий Севере. – Следы гонения при Септимий Севере дают ли основания смотреть на него как на гонителя христиан? – Отношение римского правительства в первой половине III века к христианам и положение этих последних в это время, как доказательство, что сила христианства возрастала, а сила язычества ослабевала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕРТУЛЛИАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Tertullianus), знаменитый христианский богослов ( III в.). Родился в Карфагене ок. 160 года, в семье центуриона; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в Христианство , однако ок. 195 , уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима , дожил " до преклонных лет " . В полном расцвете сил уклонился в монтанизм (ок. 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя лучше соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер в глубокой старости. Год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы . Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия . Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории Церкви и интересны в философском отношении. Некоторые ученые объясняют страстность африканских писателей свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Тертуллиан - типичный христианский писатель начала III века на африканской почве. Он представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Тертуллианом и его современником Оригеном . Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания , а Тертуллиан старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют вопросы по преимуществу умозрительные, Тертуллиана - вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма , Тертуллиан увлекся монтанизмом ,- прямой противоположностью гностицизма.

http://drevo-info.ru/articles/1548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕНОБИЯ [Зеновия; греч. Ζηνοβα; лат. Zenobia; араб. аль-Забба] (ок. 240, Пальмира, Сирия - после 274, Италия), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272). З. происходила из знатного сир. рода, к-рый получил рим. гражданство во II в. по Р. Х. В 187 г. представительница этой фамилии Юлия Домна вышла замуж за рим. полководца Септимия Севера, ставшего вскоре императором (193-211). Отец З. Юлий Аврелий Зенобий (Забай бен Селим) занимал высшие посты в Пальмире. Мать З., вероятно, была египтянкой. З. получила хорошее образование; помимо родного сирийского владела греческим, коптским и, возможно, латынью. Написала книгу по истории Пальмиры, к-рая не сохранилась. Философию и греч. лит-ру изучала под рук. видного философа-неоплатоника Лонгина. Пальмира в III в. была рим. колонией, к-рая на Ближ. Востоке играла роль посредника в торговле между Римской империей и Персией. Правитель Пальмиры Оденат имел рим. чин консуляра. В 260 г., после того как рим. имп. Валериан потерпел поражение от персов в Сирии и был захвачен в плен, роль Пальмиры резко возросла. Военная катастрофа вызвала разрушение централизованного управления Рима. Империя распалась на ряд противоборствующих друг с другом областей, которые возглавляли местные полководцы. В этих условиях уже в 260 г. персы разграбили Антиохию и начали продвигаться в др. районы рим. Сирии. Сопротивление им возглавил Оденат, опиравшийся помимо пальмирского войска на часть рим. гарнизонов в Сирии, Палестине и М. Азии во главе с префектом Баллистой. В 261 г. они одержали победу над персами на р. Евфрат и восстановили рим. границу в Сев. Месопотамии. В 262 г. Оденат совершил поход на Ктесифон и заключил мирный договор с персид. царем Шапуром I, к-рым утвердил прежнюю границу между Римом и Персией в Месопотамии по р. Хабур. С 262 г. Пальмира превратилась в центр управления рим. Востоком. Оденат и З. контролировали всю Сирию, Палестину, М. Азию до Пропонтиды, претендовали на Египет. В 263 г. власть Одената была признана имп. Галлиеном, к-рый управлял Римом и Италией. Был заключен договор о формальном разделе империи между ними.

http://pravenc.ru/text/Пальмиру.html

10-го числа Св. священномуч. Харалампия и других с ним Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову. Святых мучениц Еннафы и Валентины Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8). Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков. Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии. † Преподобного Прохора Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13.03.2013 17:50 Версия для печати Бюллетени для голосования на проходящем конклаве точно такие же, как были во время конклава 2005 года. Их размеры: 12 см х 14 см. Об этих бюллетенях, на которых кардиналы-избиратели пишут имя кандидата на Папский престол, достаточно подробно говорится в апостольской конституции  Universi Dominici Gregis («Вся паства Господа»), в главе 65. 1) Бюллетень должен быть прямоугольной формы. В его верхней части должны быть написаны, а желательно напечатаны слова:  Eligo in Summum Pontificem  (‘Я избираю Папой Римским’). Внизу карточки должно быть оставлено место для записи имени предлагаемого кандидата. При этом бюллетень должен удобно складываться пополам. 2) Каждый кардинал-избиратель должен тайно заполнить бюллетень, разборчиво записывая на нём имя кандидата, стараясь при этом, чтобы почерк оставался неузнаваемым. На карточке может быть записано только одно имя: если имён будет больше, то голосование окажется недействительным. Заполненный бюллетень кардинал-избиратель должен сложить вчетверо. 3) В ходе голосования кардиналы-избиратели должны оставаться в Сикстинской Капелле одни. Поэтому сразу же после распределения бюллетеней и прежде чем избиратели начнут заполнять карточки, секретарь Коллегии Кардиналов, Главный Папский церемониймейстер и вспомогательные церемониймейстеры должны покинуть зал голосований. После их выхода младший кардинал-диакон закрывает дверь, открывая её и закрывая столько раз, сколько это потребуется, - например, в случае, когда инфирмарии должны пойти и принести заполненные бюллетени от больных выборщиков. Впервые бюллетени для голосования за кандидатов на Апостольский Престол были официально использованы во время выборов Папы Иннокентия III в 1198 году. Тогда голосование состоялось в зале, называемом  Septa Solis , расположенном в старом здании  Septizonium  времён римского императора Септимия Севера (145-211). Впоследствии это здание было перестроено знатной семьёй Франджипани в крепость. Историк Микеле Маккарроне называет эти выборы первым настоящим конклавом в истории. На этих выборах уже использовались бюллетени, а некоторые из кардиналов были призваны исполнять служение скрутаторов, извлекающих бюллетени. Полученные в письменном виде голоса подсчитывались, и конечный результат доводился до сведения избирателей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мраморные рельефы Парфенона восстановят с помощью робота Копии предназначены для Британского музея, а оригинальные барельефы предлагают вернуть в Афины   ЛОНДОН. Рожер Мишель, исполнительный директор Института цифровой археологии, считает, что мраморные рельефы Парфенона возможно воссоздать с помощью современных технологий, сообщает The New York Times. Его исследовательская группа из Оксфордского университета разработала робота, способного создавать точные копии исторических объектов большого размера. В 2016 году на Трафальгарской площади в Лондоне исследователи представили сделанную из египетского мрамора в масштабе двух третей от оригинала копию утраченной Триумфальной арки Пальмиры, воздвигнутой в III веке н.э., во время правления римского императора Септимия Севера, и уничтоженной в 2015 году боевиками «Исламского государства». 29 июня в мастерской в Карраре, Италия, робот начал вырезать точную копию одного из мраморных рельефов Парфенона, ныне выставленного в Британском музее – голову лошади в натуральную величину. Копия, изготовленная из местного мрамора, является прототипом копии, которая будет вырезана из блока мрамора, добытого на горе Пентеликус, являвшейся основным источником камня для строительства Акрополя. Неделю спустя, как сообщает Мишель, робот вытесал копию второго рельефа Парфенона из собрания Британского музея: метопу (скульптурное панно), изображающую кентавромахию, мифическую битву между цивилизованными лапифами и звероподобными кентаврами на свадебном пиру Пирифоя и Гипподамии. По замыслу Мишеля, копии предназначены для Британского музея, а оригинальные барельефы должны быть возвращены в Афины. «Наша единственная цель — поощрить возвращение мраморных рельефов на родину», — утверждает он. – «Когда два человека хотят один и тот же торт, одно из очевидных решений —испечь второй, идентичный ему торт».

http://sedmitza.ru/text/10149004.html

V. Брачное право Церкви 53. Таинство брака 53.1. Определение брака в римском праве Брак – это общественный и, в частности, правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. В «Дигестах» содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение вошло в канонические сборники Православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью, приобрело церковный авторитет. Это определение включено в «Номоканон в XIV титулах» Патриарха Константинопольского Фотия , в «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря , в «Прохирон» Василия Македонянина, перевод которого составил 49-ю главу славянской «Кормчей книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческимя правды общение». В «Номоканоне в XIV титулах» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» – общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом (соучастие в божеском и человеческом праве). Римское право условием действительности брака полагало взаимное согласие на него: «Не может быть совершён брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся» 434 . По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или выраженным совершившимся делом – переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. На нём родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размеры приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Обручённая невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Жених мог принять на свой счёт нанесёную ей обиду и подать в суд на обидчика. Неверность невесты со времён императора Септимия Севера (193 – 211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию со всеми вытекающими последствиями. 53.2. Брак в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Климент  Александрийский, Тит Флавий (ум. ок. 217) [греч] – великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской            школы. К.А. родился, по одним данным,  в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, обстоятельства которого нам неизвестны, К.А. много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища. В это время К.А. принял сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский. Предполагают, что у К.А. учился также Ориген. Во время гонения Септимия Севера покидает Египет. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны. Труды К.А. – " Увещание к грекам " или " Увещевание к язычникам " ( " Protreptikos " ), " Педагог " и " Строматы " . В первом труде К.А. убеждает  язычников оставить поклонение идолам и обратиться к истинному Богу. Он показывает, насколько более духовен и более просветлен христианский культ по сравнению с идолопоклонством. Нелепость идолопоклонства была ясна уже многим греческим философам и насколько же она очевидна в свете Откровения! Во втором труде К.А. обращается к предполагаемому читателю, уже оставившему язычество. Миссию педагога берет на себя Слово, приводящее человека к знанию, которое не только просвещает разум, но совершенствует душу. К кому же обращено Слово, кому оно дарует спасительное знание? Ко всем людям без исключения. К.А. не принимает гностического учения об избранности отдельных людей. По отношению к спасению все христиане равны с момента  крещения. Перед Богом равны все, и все пред Богом – и самые невежественные, и самые просвещенные – только дети.  Если некоторые христиане знают больше и лучше, чем другие, то это не означает, что они христиане в большей степени, чем другие. Именно христиане являются настоящими гностиками и только они имеют право на это звание. Природу этого гнозиса К.А. показывает в " Строматах " . К.А. доказывает, что философия  не может быть занятием, вредным перед Богом. Напротив, говорит К.А., появление философии пожелал Сам Бог. У эллинов не было ни пророков, ни еврейского закона. Но нельзя отрицать, что всей историей и отдельными событиями управляет Божий Промысел, и Господь вел эллинов посредством разума. Разум – угоден Богу, он – тоже Божественный свет. Бог не обращался к философам непосредственно, так,  как Он обращался к пророкам, не передавал им Откровения. Если Богу угодны философы, то потому, что Он как Добрый Пастырь, избрал лучших из Своих овец, чтобы поставить их во главе стада. В этом смысле философия – путь подготовки и помощи по отношению к христианской мудрости. 

http://bogoslov.ru/person/2930865

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ [греч. Απολλνιος Τυανες] (I в. по Р. Х.), философ-пифагореец. Его жизнеописание составлено в нач. III в. Флавием Филостратом по просьбе Юлии Домны, жены имп. Септимия Севера . Основным источником своего труда автор называет дневники Дамида, ученика и спутника А. Т.; ученые считают эти записки выдуманными самим Филостратом, сочинение к-рого носит легендарный характер и изобилует многочисленными историческими и географическими несоответствиями. Согласно этому жизнеописанию, А. Т. род. в г. Тиане (в Каппадокии, М. Азия) ок. 3 г. по Р. Х., получил риторическое и философское образование и посвятил себя «пифагорейскому образу жизни»: предавался строгой аскезе, совершал чудеса, изгоняя злых духов, исцеляя людей (напр., спас от чумы г. Эфес), воскрешая умерших. Он помогал бедным, утешал заключенных, исправлял законы, давал советы царям, поддерживал древнее благочестие, предсказывал будущее и т. п. Во время путешествий А. Т. побывал у магов в «Вавилоне» (этот древний город к тому времени уже лежал в развалинах), в Индии и Эфиопии у гимнософистов, посетил Испанию и Италию. В Риме при имп. Нероне философ попал в тюрьму по обвинению в занятиях магией; произнеся на суде речь в свое оправдание, он чудесным образом исчез. Умер А. Т. при имп. Нерве (96-98), место его смерти не было известно точно (назывались Эфес, Линд, Крит). У авторов, писавших об А. Т. до Филострата, он выступает прежде всего как волшебник и чудотворец: Ориген ссылается на жизнеописание А. Т. некоего Мойрагена (II в.), демонстрируя Цельсу, какое влияние магия может оказать на философа (Contra Cels. VI 41); Лукиан Самосатский (II в.) причисляет А. Т. к колдунам и чародеям (Alexander. 5). О том же свидетельствуют 2 трактата сомнительной аутентичности, дошедшие под именем самого А. Т. (Псевдо-Аполлония). Труд по астрологии «Ββλος σοφας κα συνσεως ποτελεσμτων» (Книга мудрости и смысла влияния [звезд]) трактует названия времен года, часов, дней и ночей и их воздействие на человека, уча выбирать время для колдовства и использовать для заклинаний нужные имена. Др. философский трактат (араб. версию, переведенную на евр. и лат. языки, см.: ROC. 1907. Т. 7) посвящен первоосновам вещей, прежде всего небесным телам, затем минералам, животным и, наконец, человеку; его автор называет себя «Аполлонием из Тианы, превосходным во всякого рода тайных науках».

http://pravenc.ru/text/75672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОМИДИЯ [Никомедия; греч. Νικομδεια; ныне Измит, Сев.-Зап. Турция], античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. В Н. и вокруг нее происходили мн. важнейшие события эпохи острой религ. борьбы в империи, к-рые завершились легализацией христианства. Город основан в 712/711 г. до Р. Х. как колония Мегары и носил название Астак (Αστακς). В ходе войн между диадохами в нач. III в. до Р. Х. Астак был разрушен правителем Фракии Лисимахом и на некоторое время пришел в упадок. В 265/4 или 262 г. до Р. Х. город был перестроен царем Вифинии Никомедом I (280/78 - ок. 255 г. до Р. Х.) и получил название Никомидия в его честь. Н. постепенно превратилась в одну из столиц Вифинии, наряду с Прусой (ныне Бурса) и Никеей (ныне Изник) стала крупнейшим торгово-экономическим центром северо-запада М. Азии. Последние годы жизни в Н. провел Ганнибал, к-рый покончил с собой в 183 г. до Р. Х. в Либиссе близ Н. Его могила в этом месте была известна в течение неск. столетий. В 65 г. до Р. Х. Н. стала митрополией рим. пров. Вифиния, бывш. территории царства, присоединенного к Римской державе. Наиболее значительную информацию о жизни Н. в рим. эпоху содержат письма Плиния Младшего , который ок. 111-113 гг. был проконсулом Вифинии и имел резиденцию в Н. Уроженцем Н. был рим. историк Флавий Арриан (II в.). Город часто страдал от крупных землетрясений; наиболее значительные из них в рим. эпоху известны в нач. 20-х гг. II в., в кон. 60-х гг. III в., в 358 г. Тем не менее Н. постоянно восстанавливалась и сохраняла свое значение. Политическое влияние Н. начало расти на рубеже II и III вв., после того как во время гражданской войны жители Н. активно выступили на стороне имп. Септимия Севера (193-211). В 195 г. состоялись вооруженные столкновения между никомедийцами и никейцами; последние поддерживали имп. Песценния Нигера. Победивший в войне Септимий подверг наказаниям Никею и осыпал милостями Н. В 257 и 262 гг. Н., как и ряд др. городов побережья Эгейского и Мраморного морей, подверглась разграблению морских флотилий готов. Тем не менее существенного ущерба город, видимо, не понес.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010