Жители столицы смотрели на них сначала с интересом, изучали их нравы, искусство, быт, как интересовался когда-то культурный мир ацтеками. Вымирающее племя… Потомки тех великих славных людей, которых… которые… которыми гордится человечество! Потом интерес погас. Из них вышли недурные шоферы и вышивальщицы для наших увруаров. Забавны их пляски и любопытна их музыка…» Малая церковка. Свечи оплывшие. Камень дождями изрыт добела. Здесь похоронены бывшие, бывшие. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь похоронены сны и молитвы. Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!». Штабс-капитаны и гардемарины. Хваты полковники и юнкера. … (Роберт Рождественский) Приют для русских стариков Скрываться от большевистского преследования пришлось и княгине Вере Кирилловне Мещерской, дочери дипломата Кирилла Струве и внучке генерала Н.Н. Анненкова. В поисках пристанища княгиня остановилась во Франции. В отличие от многих русских эмигрантов, на новом месте Вера Кирилловна освоилась довольно быстро: дала объявление в газете, обзавелась клиентами и вскоре основала пансионат для благородных девиц в парижском районе Пасси. Одна из учениц княгини – англичанка Дороти Пейджет – в благодарность и признание преподнесла наставнице денежный подарок. Принять подношение Вера Кирилловна отказалась. После долгих уговоров компромисс все же был найден: «Купите небольшое имение, – сказала княгиня ученице, – и устроим в нем приют для русских стариков». Так 7 апреля 1927 года появился Русский старческий дом – для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Место было выбрано живописное и уединенное – французское имение Коссоннри (фр. Cossonnerie) в Сент-Женевьев-де-Буа. Пансионерами стали первые русские эмигранты. В 1920–1940-х годах Русский дом принимал до 250 человек. С года основания пансионеров Русского старческого дома стали регулярно хоронить совсем рядом – на месте, получившем название «кладбище Сент-Женевьев-де-Буа». В апреле 1938 года здесь была заложена православная церковь. Автором проекта стал А.А.Бенуа. Уже 14 октября 1939 года – через полтора месяца после начала Второй мировой войны – Успенская церковь в стиле псковской архитектурной школы XV–XVI веков была построена. Здесь служили первые иерархи Русской Церкви в изгнании.

http://pravmir.ru/vashi-siyatelstva-ih-b...

«Русский дом» существует до сих пор — сейчас это обычный дом престарелых, в котором русских меньше половины. Заведуют им француз Николя де Буайю, который, впрочем, стремится сохранить этот центр русской культуры во Франции — ведь де Буайю внук основательницы «Русского дома» княгини Веры Мещерской. «Вера Кирилловна Мещерская, эмигрировав из советской России, открыла в Париже пансионат, в котором обучала манерам благородных девиц. Одна из ее подопечных, англичанка мисс Паджет, была дочерью очень богатых родителей и хотела помочь Вере Кирилловне. Именно на ее деньги и был основан в 1927 году «Русский Дом» — для престарелых и немощных русских эмигрантов», — рассказал де Буайю. По его словам, изначально здесь жили около 200 человек, однако позже русских стало еще больше — многие покупали себе дома в Сент-Женевьев-де-Буа, поскольку в то время недвижимость здесь была гораздо дешевле, чем в Париже. «Таким образом, городок стал на несколько десятилетий практически русским. А из-за того, что приезжали сюда в основном старики, русских могил на местном кладбище стало в скором времени гораздо больше чем французских», — отметил собеседник. Николя де Буайю показал метрическую книгу тех лет, в которой зарегистрирована первая смерть в «Русском Доме» — это Николай Путятин, скончавшийся в 1927 году. Сейчас «Русский дом» — это обычный французский дом престарелых, который финансируют местные власти. В нем живут 72 человек, причем, по словам де Буайю, только 40% из них русские. В 1995 году здесь построили современное здание, в котором находится библиотека и администрация дома. Тем не менее, помещения двадцатых годов сохраняются здесь нетронутыми. Например, здесь есть маленькая домовая церковь. Она расписана жильцами «Русского Дома», среди которых было много художников. В трапезной по стенам развешаны портреты русских царей. Когда Сент-Женевьев-де-Буа посещал в 2007 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ему накрывали стол именно в этой трапезной. В углу стоит императорский трон, накрытый чехлом. Он предназначался для российского самодержца, когда тот посещал русское посольство в Париже. После того как Франция дипломатически признала СССР, трон и портреты императоров были переданы в «Русский дом».

http://patriarchia.ru/db/text/371422.htm...

Димитрию. Запомнился мне очень один с ним разговор... Мы шли из церкви РСХД по улице Оливье-де-Серр (РСХД – это Русское Студенческое Христианское Движение, к которому до вой­ны мы оба были очень близки). О. Димитрий говорит мне: “Ты видишь, какие начинаются гонения на евреев? Еще нет того, что делается в Германии, но надо ждать, что и у нас будет нечто подобное, и мы заранее должны знать, что нам делать!” Мы оба были убеждены, что в случае нужды надо будет помогать евреям, как крещеным, так и некрещеным, но ищущим нашей помощи. Мне, как живущему в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа, меньше было поводов и воз­можностей это намерение применить в жизнь (хотя и в Сент-Женевьев кое-что делалось в этом плане), а вот о. Димитрий, живший в центре Парижа и служивший в церкви общежития “Православное Дело”, основанного ма­терью Марией, был в самой гуще событий, и ему с матерью Марией пришлось не только много делать, чтобы спасать ев­реев во время оккупации, но и погибнуть за это» . К сожалению, отец Борис скромно умолчал, в чем конкретно заключалась его деятельность по спасению евреев в Сент-Женевьев-де-Буа. Уже упоминался и настоятель Свято-Троицкого храма в г. Клиши протоиерей Константин Замбржицкий, крестивший в Компьенском лагере Илью Фондаминского (в 1946 г. отец Константин перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, 10 октября 1948 г. уехал в СССР, служил настоятелем церкви в Костроме, публиковал статьи в «Журнале Московской Патриархии», в 1949 г. принял монашество с именем Стефан, но не выдержал советских условий и в 1950 г. повесился) . Несколько парижских православных священнослужителей, активно помогавших евреям, уже в период Второй мировой войны находились в юрисдикции Московского Патриархата. Так, совсем недалеко от улицы Лурмель ложные свидетельства о крещении выдавал евреям настоятель Трехсвятительского подворья на улице Петель архимандрит Афанасий (Нечаев) . Во время оккупации Парижа он помогал преследуемым евреям, за что 31 сентября 1942 г. был арестован во время молебна в церкви и подвергнут допросам геста­по.

http://bogoslov.ru/article/2202912

мельницы » (Moulin de Senlis) в Монжероне (близ Парижа), и о предстоящей продаже ее имущества. Совет Архиепископии выразил свою озабоченность судьбой церкви препп. Сергия и Германа Валаамских и Серафима Саровского, которая расположена на территории имения и является ценным памятником православного церковного искусства во Франции и частью истории русской эмиграции. Архиепископия намерена поддержать проект о приобретении церковного здания, что позволит возобновить регулярные православные богослужения в этой церкви, которая со дня ее основания и освящения приснопамятным митрополитом Владимиром в 1950-х годах всегда находилась под духовным ведением первоиерархов Архиепископии. – Первая поездка епархиальной миссионерской группы должна состояться осенью этого года в приход г. Тулуза. Речь идет о поездках небольших молодежных групп – богословов, преподавателей катехизиса, певчих – в субботу и воскресенье в отдаленные приходы в провинции для участия в богослужениях и проведения встреч и выступлений с докладами на библейские, богословские и духовные темы. • Беседы о вере для новых иммигрантов из России и стран Восточной Европы. Эта инициатива епархии, впервые реализованная в этом году в Париже, прошла очень успешно. Около шестидесяти человек приняли участие в этих беседах о вере. Поэтому было решено продолжить и расширить такое образование в следующем учебном году 2006-2007 под руководством протоиерея Владимира Ягелло, настоятель Знаменской церкви в Париже, который отвечает за координацию общего курса занятий. • 60-летие со дня кончины митрополита Евлогия. Заупокойная литургия и панихида будут совершаться во вторник 8 августа, в день кончины приснопамятного митрополита Евлогия, в Св.-Александро-Невском каф. соборе и в Успенской церкви при кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся останки владыки митрополита. Торжественным актом эта годовщина будет отмечаться 7 октября в присутствии официальных делегаций. В этот день утром панихида будет отслужена в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа, а после обеда, в 15.00, на Св.-Сергиевском Подворье в Париже пройдет собрание памяти почившего митрополита с докладами и выставкой фотографий и исторических документов. Эта дата также будет отмечаться и в других приходах г. Парижа, Ниццы и Брюсселя в октябре-декабре текущего года. На этих собраниях будут рассмотрены различные аспекты церковного служения митрополита Евлогия. Окончательная программа этих мероприятий будет

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первая поездка епархиальной миссионерской группы должна состояться осенью этого года в приход г. Тулуза. Речь идет о поездках небольших молодежных групп – богословов, преподавателей катехизиса, певчих – в субботу и воскресенье в отдаленные приходы в провинции для участия в богослужениях и проведения встреч и выступлений с докладами на библейские, богословские и духовные темы. Беседы о вере для новых иммигрантов из России и стран Восточной Европы Эта инициатива епархии, впервые реализованная в этом году в Париже, прошла очень успешно. Около шестидесяти человек приняли участие в этих беседах о вере. Поэтому было решено продолжить и расширить такое образование в следующем учебном году 2006-2007 под руководством протоиерея Владимира Ягелло, настоятель Знаменской церкви в Париже, который отвечает за координацию общего курса занятий. 60-летие со дня кончины митрополита Евлогия Заупокойная литургия и панихида будут совершаться во вторник 8 августа, в день кончины приснопамятного митрополита Евлогия, в Св.-Александро-Невском каф. соборе и в Успенской церкви при кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся останки владыки митрополита. Торжественным актом эта годовщина будет отмечаться 7 октября в присутствии официальных делегаций. В этот день утром панихида будет отслужена в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа, а после обеда, в 15:00, на Св.-Сергиевском Подворье в Париже пройдет собрание памяти почившего митрополита с докладами и выставкой фотографий и исторических документов. Эта дата также будет отмечаться и в других приходах г. Парижа, Ниццы и Брюсселя в октябре-декабре текущего года. На этих собраниях будут рассмотрены различные аспекты церковного служения митрополита Евлогия. Окончательная программа этих мероприятий будет опоблукована в конце летнего периода. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022

http://religare.ru/2_30896.html

Постепено вокруг богадельни образовался поселок. Многие русские парижане скупали земли, строили дачи, и зачастую, оставались там жить постоянно. Постепенно общими усилиями был куплен клочок земли для стротельства будущего храма, который был торжественно освящен митрополитом Евлогием в 1939 году. Проект храма разработал архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа (родной брат основателя " Мир искусства " Александра Бенуа). На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Михаил и Гавриил с иконой. Сама церковь по своей форме напоминает крест. На высоком белом барабане расположен сливающийся с небом купол с большим восьмиконечным крестом. Над входом в храм нанесена яркая роспись, изображающая Успение Пресвятой Богородицы, в честь которого названа церковь. Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон, почти все они подарены русским эмигрантами. Справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. В них шесть колоколов. В правой арке - один большой, в левой - пять разных поменьше в две высоты. Под нефом, в крипте покоится прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий и его жена Маргарита Александровна - тоже художница. Ссылки: www.russie.net/article5840.html-Francia; http://erich-bubbi.ucoz.ru/forum/2-987-1 О кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, расположенном в 30 км от Парижа, сегодня слышали многие жители России, поэтому каждый из них, бывая во Франции, стремится посетить этот «Пантеоне русской эмиграции», чтобы увидеть могилы знаменитых соотечественников. По размерам с этим кладбищем в Европе может сравниться только русское кладбище в Тегеле, на окраине Берлина, но на нем мало примечательных могил. Другие известные кладбища русских эмигрантов (в Белграде, Ницце, Праге, Висбадене, Хельсинки) в историческом плане тоже сильно уступают Сент-Женевьевскому, так как Париж долгие годы был центром русской белой эмиграции.

http://sobory.ru/article/?object=00634

1. Вып. 1-22. М., 1910-1917, не окончена) и др. Среди его живописных произведений наиболее известны «Версальская серия» (из эпохи Людовика XIV; 1905-1906) и иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-1922). Участник более 40 выставок (1893-1959, в т. ч. «Мир искусства» и «Союз русских художников») в С.-Петербурге, Москве, Мюнхене, Париже, Лондоне, Милане. В 1908-1911 гг. был директором художественной части «Русских сезонов» в Париже, оформил балетные спектакли в постановке М. М. Фокина: «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена; 1909), «Жизель» (музыка А. Адана; 1910), «Петрушка» (музыка И. Ф. Стравинского; 1911) и др. В 1913-1914 гг. по приглашению К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставил совместно с ними 4 спектакля в Московском Художественном театре (в т. ч. «Брак поневоле» Мольера и «Маленькие трагедии» Пушкина). В 1926 г. эмигрировал во Францию. Часть его архива ныне находится в музее семьи Бенуа (филиал музея-заповедника «Петергоф»). Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Альберт Александрович (11.06. 1888, С.-Петербург - 13.08.1960, Париж), внучатый племянник Николая Леонтьевича; архит. и живописец; один из видных деятелей культуры рус. эмиграции. Окончил Институт гражданских инженеров в С.-Петербурге. После 1917 г., эмигрировав во Францию, обучался в Специальной школе архитектуры в Париже. В 1936-1937 гг. возвел и расписал храм Воскресения Христова на Русском военном кладбище в Сент-Илер-ле-Гран близ Мурмелон-ле-Гран. В 1937 г. по поручению митр. Евлогия (Георгиевского) , главы Комитета по строительству правосл. церкви при «Русском доме» в Сент-Женевьев-де-Буа, создал проект храма (в стиле новгородских церквей XV-XVI вв.); заложенный в апр. 1938 г. храм был практически построен к ноябрю того же года. Роспись храма (март-сент. 1939), освященного в честь Успения Пресв. Богородицы, выполнил вместе с супругой Маргаритой Александровной (урожд. Новинской), иконописцем, членом об-ва «Икона» в Париже. В 1955 г. они расписали иконостас для верхнего храма ц.

http://pravenc.ru/text/78098.html

17 июня 1953 г. хиротонисан во епископа Кампанского, викария экзарха Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата. М. был викарным архиереем при митр. Владимире (Тихоницком) , позднее при архиеп. Георгии (Тарасове). При митр. Владимире он входил в Епархиальный совет и был избран его председателем, стал во главе просветительной деятельности епархии, но всегда оставался чуждым политики. Главным делом М. были молитва и забота о духовных нуждах паствы. В 1951 г. впервые посетил Палестину, поклонился святыням, был принят Иерусалимским патриархом. В авг. 1952 г. возглавил 1-е паломничество русских эмигрантов на Святую землю. По возвращении его участники образовали с благословения М. Содружество паломников, целями которого стали помощь рус. мон-рям и храмам, Александровскому подворью и Вифанской школе сирот на Св. земле, сбор пожертвований. Содружество устраивало концерты и доклады с демонстрацией фильмов о паломничествах, под редакцией М. в подвале аньерского дома с нояб. 1953 г. на ротапринте печатался «Паломнический листок». В 1958 г. был издан краткий путеводитель по Св. земле. Позднее вышел «Спутник паломника» с текстами песнопений для каждого святого места. М. предложил учредить стипендии для молодежи, чтобы она смогла принять участие в паломничествах на Св. землю. Представителем молодежи в Содружестве паломников был регент Михаил Фортунато. Т. о., М. восстановил прерванную в 1914 г. традицию паломничества рус. правосл. людей на Св. землю. В 1954-1972 гг. состоялось 18 паломничеств. М., желавший умереть на Пасху, скончался в Великую субботу 1974 г. Похоронен в крипте ц. Успения Пресв. Богородицы в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с митрополитами Евлогием и Владимиром. Памятник М. с надписью «от благодарных паломников ко Гробу Господню» установлен в приходском саду в Аньер-сюр-Сен. Посмертно награжден почетным знаком-орденом Императорского Православного об-ва 1-й степени. Соч.: Немного о многом: Слова и поучения (1932-1972). П., 1973; Пастырские наставления. П., 1976; Les fêtes ecclesiales. Bussy-en-Othe, 1997; Пастырские наставления: Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции/Под ред. Н. Н. Визжилина. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

В 1925 году, когда умерла мать, Борис Старк в 15-летнем возрасте эмигрировал вместе с младшей сестрой во Францию, для встречи с отцом. Началась нелёгкая жизнь, общая для всех беженцев из многострадальной России... Борис Старк принимает участие в Русском Христианском Студенческом Движении. В 1929 году на съезде Р.Х.С.Д. Борис Георгиевич знакомится с дочерью русского полковника-кавалериста, со своей будущей женой – Наталией Димитриевной Абашевой. В этот день им обоим исполнилось по 19 лет. Через пять дней митрополит Евлогий (Георгиевский), их духовник, благословляет молодых на венчание, которое совершает в том же году. В 1930 году в семье Старков рождается первенец, Серёжик. Богу было угодно взять к Себе воистину блаженного отрока в 9-летнем возрасте. (О нём опубликованы в конце книги воспоминания Антонины Михайловны Осоргиной, в монашестве м. Серафимы.) В 1931 году у о. Бориса и матушки родилась дочь Вера, в 1944 – сын Михаил, в 1946 – Николай. Приняв священство в 1937 году, с 1940 о. Борис был священником Русского Дома и русского православного кладбища Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Здесь проходило совместное служение о. Софрония и о. Бориса. Архимандрит Софроний очень полюбил всю семью Старков и сблизился с ними настолько, что даже исповедался о. Борису. В 1952 году о. Борис Старк с семьёй вернулись на Родину. Он предполагал ехать в Ленинград, откуда был родом, но Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) сказал, что ему надо «обрусеть» в провинции. Это, по-видимому, спасло о. Бориса от репрессий тех лет. Вначале он получил назначение в Кострому, затем с 1953 по 1960 год служил в Херсоне настоятелем собора и Секретарём Херсонской епархии. Это был период расцвета церковной деятельности о. Бориса. Он строил новые храмы, освящал престолы (это в ТЕ годы!). Многих мальчиков привёл в алтарь, направил в Одесскую семинарию. Теперь они стали священниками, а один – епископом. С 1960 по 1962 год о. Борис Старк служил в Рыбинске, с 1962 года – в Ярославле, настоятелем кафедрального собора. Протоиерей Борис Старк был удостоен высшей награды русского духовенства – Патриаршего креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010