Скачать epub pdf Скептики. Что такое скептицизм, который так увлек блаженного Августина? Сказав, что изучение предмета не может быть независимым от субъекта – человека, древнегреческие философы-скептики опередили свое время более чем на XX веков: об этом заговорят лишь применительно к квантовой физике уже в наше время. О сути этого своеобразного учения и связано ли оно с современным значением слова «скептик» – рассказывает преподаватель философии в Сретенской духовной семинарии Виктор Петрович Лега. Третья знаменитая школа эпохи эллинизма, наряду со школами стоицизма и эпикурейства, – школа скептиков. Скептицизм возникает в начале III века до Р.Х.: это учение древнегреческого философа Пиррона. Он, как и Сократ, ничего не писал, а своей жизнью проповедовал скептицизм, а затем уже его ученики и последователи, такие как Тимон-поэт, а позднее Энесидем и Агриппа, жившие в I веке до Р.Х., записали основные идеи пирронизма (как часто называется эта школа). А во II веке по Р.Х. Секст Эмпирик изложил их в более обширных дошедших до нас работах. Задача, которую ставят пирроники, та же, что стояла перед эпикурейцами и стоиками: обретение счастья в этом сложном, жестоком, часто несправедливом мире. Но скептики утверждали, что путь эпикурейцев и стоиков приведет к несчастью и предлагали совершенно иное. Кстати, Секст Эмпирик получил это прозвище – Эмпирик – потому, что был врачом эмпирической школы в медицине. Она противостояла школам догматиков и методиков. Догматики утверждали, что до лечения больного нужно выяснить, какова гармония жидкостей и элементов в его теле, то есть искали ответы на вопросы, собственно к медицине не относящиеся. Методики говорили, что главное – подобрать лекарство, понять, как какая трава, какой корень действуют, а причины болезни искать не важно. Эмпирики – самые разумные – считали, что нужно лечить, исходя из наблюдений за состоянием пациента, за проявлениями болезни и процессом выздоровления, то есть эмпирически. Секст Эмпирик был, видимо, очень хороший врач, он понимал, что иногда у человека ничего не болит, а при этом на душе плохо, и потому нужно что-то делать с этим духовным состоянием – такая своего рода психотерапия II века по Р.Х. А для этого, предлагал Секст, нужно избавить человека от ошибочных мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФАН [греч. Ξενοφνης; лат. Xenophanes] из Колофона (VI-V вв. до Р. Х.), древнегреч. поэт и философ, представитель досократовской традиции (см. ст. Досократики ), один из основоположников античного философского монотеизма . Жизнь и деятельность В античных источниках содержатся лишь краткие и отрывочные сведения о жизни К. В посвященном К. разделе соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский без особого успеха обобщил нередко противоречившие друг другу сообщения предшествующих доксографов (см.: Diog. Laert. IX 2. 18-20). Соотнося повествование Диогена Лаэртского, к-рое является наиболее подробным собранием сведений о К., с др. источниками, историки античной философии с кон. XIX в. предпринимали попытки построить непротиворечивую биографию К. (см.: Thesleff. 1957; Fritz. 1967. Sp. 1542-1543; обобщающую хронологическую таблицу см.: Schirren. 2013. S. 191). Сложность определения времени рождения К. связана с тем, что, согласно свидетельству Климента Александрийского (II-III вв.), ссылающегося на «Хронику» Аполлодора (II в. до Р. X.), К. род. в 40-ю олимпиаду, т. е. между 620 и 616 гг. до Р. Х. (см.: Clem. Alex. Strom. I 14. 64. 2); такие же сведения c опорой на этот же источник сообщает Секст Эмпирик (см.: Sext. Adv. math. I 257). По мнению ученых, столь ранняя датировка ошибочна, т. к. она противоречит др. сведениям о жизни К. Обычно ее объясняют тем, что Климент Александрийский и Секст Эмпирик опирались на испорченную версию «Хроники» Аполлодора, в которой обозначение 50-й (греч. Ν) олимпиады оказалось заменено обозначением 40-й (греч. Μ) олимпиады (ср. соответствующие отрывки с предлагаемой коррекцией: ФРГФ. 21A8). Т. о., по мнению большинства совр. ученых, К. род. в 50-ю олимпиаду, т. е. между 580 и 577 гг. до Р. Х. (см., напр.: Guthrie. 1962. P. 362; Fritz. 1967. Sp. 1542; Schirren. 2013. S. 190-191). В случае принятия этой коррекции сообщения Климента Александрийского и Секста Эмпирика могут быть согласованы с данными Диогена Лаэртского, к-рый, также ссылаясь на Аполлодора, утверждает, что «расцвет» (κμ) К. приходится на 60-ю олимпиаду, т. е. на 540-537 гг. ( Diog. Laert. IX 2. 20). В «Хронике» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), имя К. упоминается дважды: сообщается, что он «был известен» (γνωρζετο) в 56-ю олимпиаду, т. е. в 556-552 гг. до Р. Х. (см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 103, 349. (GCS; 47)), а также между 59-й и 61-й олимпиадами (в греч. и лат. версиях; см.: Ibidem) или, более точно, в начале 60-й олимпиады, т. е. ок. 540 г. до P. X. (в арм. версии; см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1911. Bd. 5: Die Chronik, aus dem Armenischen übersetzt. S. 189. (GCS; 20)).

http://pravenc.ru/text/2462135.html

Как свидетельствует история развития человеческого самосознания, вопрос о сущности и происхождении религии начал занимать мыслящие умы в слишком отдаленную от нас эпоху. Религия, как универсальное явление духовной жизни человека, по-видимому, становится предметом особенного внимания анализирующего рассудка даже раньше, чем Сократ произнеси свое знаменитое наставление человеческому сознанию: „познай самого себя!“ Во всяком случае уже среди мыслителей древне-языческой Греции, задолго до P. X., мы встречаем много различных попыток – разрешить этот трудный и нелегко поддающийся рассудочному анализу вопрос на чисто рациональных началах. Несовершенные и отрывочные в первое время, у позднейших мыслителей попытки эти получают вид более или менее законченной системы и затем нередко повторяются с незначительными только изменениями мыслителями христианских стран уже позднейшего времени. Собственно говоря, новейшие, даже современные нам, западноевропейские мыслители, так гордящиеся успехами наук и просвещения, ничего существенно важного не прибавили к тому, что было выработано по вопросу о происхождении религии в роде человеческом древне-языческими мыслителями в дохристианское время. Так, напр., анимистическая гипотеза Спенсера, Леббока, Тэйлора и других эволюционистов, которая в основу религии полагает предкопочитание, а на сны и сновидения указывает как на главный фактор, действовавший в процессе образования религиозных верований и представлений, признается западно-европейскими либерально-атеистическими писателями новейшего времени как „последнее слово науки“ и „открытие“ чего-то необычайного; а на самом деле, как свидетельствует Секст. Эмпирик (Math IX, § 25), еще „Эпикур утверждал, что свое познание о богах люди почерпнули из сновидений“, Фейербах и все новейшие германские материалисты – Фогтг, Молешот и Бюхнер, полагая сущность религии в боготворении природы, свою гипотезу объявляют важным новейшим открытием в области истории развития философской мысли; а на самом деле почитанием и боготворением природы объясняли сущность и происхождение религии уже древнегреческие мыслители Продик, Демокрит и Аристотель. Это обстоятельство служит для нас лишь особенным побуждением к тому, чтобы относиться к трудам древних мыслителей с должным вниманием и интересом. Впрочем, наибольшею популярностию и распространением среди древнегреческих мыслителей пользовались только следующие гипотезы: 1) политико-государственная (по не совсем удачной терминологии позднейшего времени) 2) гипотеза Эвгемера и 3) гипотеза договора или соглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Как философское направление (чисто отрицательное) А. явление очень древнее, но к счастью, не частое. Атеисты были в Палестине уже во времена Давида ( Пс.9:25 ; Пс.13:1 ; Пс.52:2 ). В Индии ко времени возникновения буддизма (за VI в. до Р X.) существовало уже чисто атеистическое направление в философии Санкиа. В Китае за V в. до Р X. Юань проповедовал чистый А. и на нем основывал свою мораль, сущность которой сводилась к афоризму: «всяк живи для себя». На европейской почве А.. в первый раз заметно выступает в материалистических системах Левкиппа и Демокрита (V в. до Р X.), но именем атеиста назван в первый раз, кажется, Диогор Мелосский. О нем рассказывают, что вначале он писал дифирамбы в честь высшего Духа и судьбы, но потом, обманутый в имущественных делах, он безусловно перестал верить в Провидение. Когда в доказательство существования Промысла ему указали в Самофракии на громадное количество приношений, сделанных богам Кабирам спасшимися от кораблекрушения, он сказал: «но как бы велико было их число, если бы их могли принесть и все те, которые погибли». Атеистами Секст Эмпирик называет далее Протагора и Продика (софисты, в сущности скептики), Эвгемера (его теория: боги обожествленные после смерти люди, цари, законодатели), Феодора киренского. Позднее атеистом называют Стратона из Лампсака, но бесспорным атеистом этой эпохи является Эпикур (341–270 до Р. X.). Задача философии у него ограничивается изысканием средств для достижения личного благополучия (μακαραι’ως ζν – блаженной жизни). Таким средством служит правильное познание (что все в мире происходит естественно), освобождение от суеверий, от безумных опасений богов и надежд на них. Эпикур дал атомическую теорию мира и допустил, что существуют и боги, но что только они не вмешиваются в течение мировых вещей, почему еще в древности говорили, что эпикуровы боги существуют лишь для того, чтобы спасти его от мщения разъяренной толпы. Лукреций Кар (99–55 до Р. X.) в своей поэме «De rerum natura» пропагандировал А. на латинском языке. Ничто-де не происходит из ничего и ничто не совершается по воле богов. Все явления суть сложение и разложение атомов, из каковых атомов состоит и духовная природа человека. Распадение их есть смерть души, загробной жизни нет, жизнь дана нам не в собственность, а только в пользование. Лукреций заключает собою историю древнего А., и его поэма доселе еще является чем то вроде катехизиса у атеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЕНАИКИ [греч. ο Κυρηνακο; лат. Cyrenaici], одна из сократических школ (см. в ст. Сократ ) античной философии, существовавшая в IV-III вв. до Р. Х. Наиболее известные представители: Аристипп, Аристипп Младший, Гегесий, Анникерид, Феодор. Источники Сочинения К. не сохранились; сведения о жизни и философских мнениях К. содержатся во 2-й кн. соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского ( Diog. Laert. II 65-104), а также в трактатах Секста Эмпирика (I-II вв.), Плутарха (I-II вв.), Евсевия , еп. Кесарии Палестинской († 340), и др. древних авторов. В XX в. вышло 2 научных издания фрагментов К. ( Giannantoni. 1958; Mannebach. 1961). В наст. время исследователями используется в качестве стандартного источника подборка фрагментов К., опубликованная в составе труда «Фрагменты Сократа и сократиков» (Socratis et socraticorum reliquiae) Г. Джаннантони (SSReliq. Vol. 2. P. 3-133=SSReliq. IV A-H). История школы Наименование «киренаики» происходит от крупного и могущественного в древности г. Кирена (о нем см.: Pauly, Wissowa. R. 1. 1924. Bd. 12. Hbd. 23. Sp. 155-169), где родился основатель школы Аристипп ( Diog. Laert. II 65; SSReliq. IV A 1; уроженцами Кирены были и нек-рые его последователи, см.: Mannebach. 1961. P. 32-35. N 128-142). Вслед. этого в древних классификациях К. относят к разряду школ, названных «по родине основателя школы» (π τς πατρδος το αρεσιρχου - Elias. In Categ. P. 108; ср.: Mannebach. 1961. P. 86-87). Аристипп Точные годы жизни Аристиппа неизвестны; на основании ряда косвенных свидетельств исследователи полагают, что он род. ок. 430 г. и скончался ок. 355 г. до Р. Х. ( D ö ring. 1998. S. 247; ср.: Giannantoni. 1990. P. 137-138). По сообщениям источников, Аристипп прибыл в Афины в молодом возрасте, «привлеченный славой Сократа» ( Diog. Laert. II 65), и стал его учеником (SSReliq. IV A 2). Если сопоставить возраст Аристиппа с известной датировкой смерти Сократа (399 г.

http://pravenc.ru/text/киренаиков.html

Наиболее важным источником сведений о К. является соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского , в к-ром о К. рассказывается в 6-й кн., посвященной представителям стоицизма ( Diog. Laert. VII 168-176). Нек-рые дополнительные данные содержатся в сочинении по истории стоической философии эпикурейца Филодема Гадарского (II-I вв. до Р. Х.), фрагментарно сохранившемся в составе геркуланских папирусов (PHerc. 1018=Index Stoicorum; совр. научное издание: Dorandi. 1994). Ни Диоген Лаэртский, ни Филодем не излагают учения К., поэтому единственным источником сведений в этой области являются немногочисленные цитаты из философских сочинений и поэтических произведений К., а также пересказы его мнений (нередко с критической оценкой), встречающиеся у мн. древних греч. и лат. авторов, в т. ч. у Марка Туллия Цицерона (II-I вв. до Р. Х.), Филона Александрийского (I в. до Р. Х. - I в. по Р. Х.), Луция Аннея Сенеки (I в.), Плутарха (I-II вв.), Эпиктета (I-II вв.), Галена Пергамского (II-III вв.), Климента Александрийского (II-III вв.), Секста Эмпирика (II-III вв.), Тертуллиана (II-III вв.), Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), Иоанна Стобея (V в.) и др. Первое научное издание свидетельств о жизни К. и фрагментов его сочинений было осуществлено А. Пирсоном (1861-1935) в работе «Фрагменты Зенона и Клеанфа» ( Pearson. 1891. P. 236-330), которая сохраняет значение и в наст. время в силу содержащегося в ней подробного филологического и философского комментария к фрагментам. Немецкий исследователь стоической философии Х. фон Арним (1859-1931), при работе со свидетельствами о жизни и учении К. во многом опиравшийся на результаты Пирсона, включил фрагменты К. в 1-й том изданного под его редакцией монументального собрания «Фрагменты ранних стоиков» (SVF. 1905. Vol. 1. P. 103-139. Fragm. 463-619; рус. пер.: Фрагменты ранних стоиков. 1998. C. 160-208); это издание остается основным источником для совр. исследователей. Во 2-й пол. XX в. попытка заново представить полную подборку фрагментов К. с учетом критических изданий источников и новых научных данных была предпринята амер. ученым А. Ватанабе в неопубликованной диссертации ( Watanabe. 1988), выполненной под рук. европ. и амер. филолога М. Марковича (1919-2001); философские фрагменты сопровождаются здесь кратким комментарием. Жизнь

http://pravenc.ru/text/1841277.html

Отсутствие в нашей стране доступных источников информации об астрологии ставит в одинаковое положение как ученых, так и любознательных граждан. Ошибочно считая астрологию устаревшим понятием, составители энциклопедических изданий с годами уделяли: ей все меньше внимания. Если в словаре Брокгауза и Ефрона (1890) статьи “Астрология” и “Гороскоп” содержат в сумме чуть более 700 строк, то уже в первом издании Большой советской энциклопедии (1926) объем этих статей сокращен до 150, во втором (1952) — до 104. а в третьем (1970) — до 69 строк. Доступный для школьников Энциклопедический словарь юного астронома (1986) уместил всю астрологию в 17 строк и вообще позабыл о гороскопе. Итак, что же понимают традиционно под словом “астрология”? Коротко. идея такова. Солнце, Луна и планеты обращаются на небе вдоль пояса Зодиака. Он разделен на 12 приблизительно равных частей — зодиакальных знаков. Их названия соответствуют зодиакальным созвездиям — Рыбы, Овен. Телец. Близнецы. Рак и т.д. Но положение знаков смещено относительно созвездий примерно на 30 градусов или на одно созвездие. Связано это с тем, что канонические правила астрологии установлены два тысячелетия назад в трудах древнегреческих ученых. С тех пор в результате перемещения земной оси относительно плоскости Солнечной системы (явление прецессии) система небесных координат сместилась относительно звезд. Поэтому сейчас, когда Солнце находится в созвездии Тельца, астрологи считают, что оно в знаке Близнецов. Астрологи делят небесную сферу на 12 секторов — “домов”, положение которых зафиксировано относительно горизонта. Они охватывают все небо — как видимую его часть, так и находящуюся под горизонтом. На вертикальном круге, проходящем через точки Востока, Запада и Зенит, “дома” представляются секторами с раствором 30 градусов; разбиение на “дома” производится от точки Востока и далее через Надир к точке Запада. Гороскоп — это схема, на которой показано, как располагаются знаки Зодиака, планеты и “дома” при наблюдении в конкретное время из конкретной точки на Земле. Натальный гороскоп, например, составляется для места и времени рождения человека. Согласно натальной астрологии (сейчас она широко практикуется), характерные особенности человека и его судьба определяются (во всяком случае, на них оказывают влияние) конфигурацией знаков и планет, указанной в гороскопе. Любой астроном может вычислить натальный гороскоп, но его интерпретация на основании астрологических правил, учитывающих взаимное влияние зодиакальных знаков, планет и “домов”, зависит от искусства астролога. Правила интерпретации не меняются уже более двух тысячелетий, в доступной форме они изложены Секстом Эмпириком в сочинении “Против астрологов“ 1 .

http://sueverie.net/glupaja-doch-mudroj-...

«Ипотипосы» Климента Александрийскаго Проф. А. И. Сагарда († 1950 г.). Среди произведений Климента Александрийскаго , не сохранившихся до нашего времени в целом своем составе и известных нам только по отдельным фрагментам, первое место принадлежит Ипотипосам ( ποτυπσεις). Название, которое знаменитый катехет усвоил данному произведению, ничего не говорит относительно его содержания. Слово ποτυπσεις обозначает краткий эскизный очерк о чем-либо. Сам Климент нередко называет свои Строматы ποτυπσεις 1 , так как в них он, по собственному признанию, не держится определеннаго плана 2 , и то, что излагается там, по его словам, является лишь записью 3 слышаннаго от учителей. В Педагоге 4 Климент пользуется этим словом, когда говорит, что Иезек. XVIII, 4–9 ποτπωσιν χριστιανν περιχει πολιτεας. Александриец Феогност 5 около 260–280 года 6 написал сочинение под заглавием ποτυπσεις 7 . Хотя Феогносту и усвояют имя экзегета 8 , тем не менее у нас нет оснований думать, что это был экзегетический труд. По свидетельству Фотия, первая книга ποτυπσεον Феогноста говорила об Отце, вторая – о Сыне, третья – о Святом Духе, четвертая – об ангелах, пятая и шестая – о воплощении, седьмая – о творении мира 9 . Современник Климента, Секст Эмпирик свой очерк скептической философии озаглавил так: Πυρρωνεων ποτυπσεων σκεπτικν πομνημτων βιβλα τρα. Таким образом название ποτυπσεις ничего не говорит относительно содержания произведения, к которому это название прилагается, но характеризует только расположение в нем материала 10 . Что касается предмета, обсуждению котораго Климент посвятил свои Ипотипосы, то сведения о нем могут дать нам фрагменты этого произведения и сообщения тех древне-церковных писателей, которые читали ποτυπσεις, а именно: Евсевия 11 и Фотия 12 . Оба они согласно 13 говорят, что ποτυπσεις Климента представляли собой экзегетический труд, который обнимал книги Ветхаго и Новаго Завета. В них александрийский катехет говорит даже о таких произведениях древне-христианской литературы, принадлежность которых к канону оспаривалась до и во времена Евсевия, – «разумею послание Иуды и прочия соборныя, (послание) Варнавы и так называемый Апокалипсис Петра» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Ни одно из сочинений К. полностью не сохранилось. Число приводимых античными авторами отрывков из произведений К., способных служить источниками для установления особенностей их философского учения, крайне невелико. Наиболее подробным источником сведений о раннем кинизме является сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где кинизму посвящена целиком 6-я кн. ( Diog. Laert. VI; см. также: Ibid. IV 46-58). Вместе с тем отдельные сообщения Диогена Лаэртского о К. совр. исследователи подвергают сомнению ввиду их расхождения с иными, более достоверными источниками (подробный анализ содержания 6-й кн. см.: Goulet-Caz é . 1992; Gugliermina. 2006). Отдельные повествования о К. и их изречения приводили мн. греч. и лат. философы и писатели, в т. ч. Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), Аристотель (IV в. до Р. Х.), Страбон (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.), Филон Александрийский (I в.), Луций Анней Сенека (I в.), Плутарх (I-II вв.), Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.), Гален Пергамский (II-III вв.), Иоанн Стобей (V в.) и др. Кроме того, важность ввиду их древности (III-I вв. до Р. Х.) представляют краткие сведения о К., содержащиеся в античных папирусах, исследованных в XIX-XX вв. (см.: Gallo. 1980; Giannattasio Andria. 1980; Dorandi. 1982; Bastianini. 1992; Brancacci. 1996). Во II-IV вв. учение К. подробно обсуждали некоторые греч. авторы, не принадлежавшие по своему образу жизни и убеждениям к кинической школе, однако с симпатией относившиеся к идеям кинизма: стоик Эпиктет (I-II вв.), философствующий оратор Дион Хризостом (I-II вв.), философ и сатирик Лукиан Самосатский (II в.), платоник Максим Тирский (II в.), неоплатоник рим. имп. Юлиан Отступник (361-363). В отечественной науке они получили условное наименование «кинизирующие писатели» ( Нахов. 1982. С. 26-30). Из ранних христианских авторов различные сведения о К. приводят Климент Александрийский (II-III вв.), Тертуллиан (II-III вв.), Лактанций (III-IV вв.), Евсевий , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), Феодорит , еп. Кирский (IV-V вв.), свт. Иоанн Златоуст , архиеп. К-польский (сер. IV - нач. V в); блж. Августин , еп. Гиппонский (IV-V вв.), блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) и др. (см. указатель: SSReliq. Vol. 3. P. 93-238). Популярность кинизма в эллинистическую эпоху привела к появлению ряда псевдоэпиграфических сочинений, в которых идеи позднего кинизма приписываются ранним представителям кинической философии. Наиболее крупным памятником такого рода являются «Письма» сократиков и К.- сборники подложных писем Антисфена, Диогена, Кратета, Мениппа и др. философов.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Содержание IV-aя книга V-aя книга VI-aя книга VII-aя книга Без обозначения книги Очерки Климента александрийского на соборные послания I. На первое соборное послание Петра II. На соборное послание Иуды III. На первое послание Иоанна IV. На второе послание Иоанна     Среди произведений Климента александрийского , не сохранившихся до нашего времени в целом своем составе и известных нам только по отдельным фрагментам, первое место принадлежит Ипотипосам (ποτυπ σεις). Название, которое знаменитый катехет усвоил данному произведению, ничего не говорит относительно его содержания. Слово ποτ πωσις обозначает краткий эскизный очерк о чем-либо. Сам Климент нередко называет свои Строматы ποτ πωσις 1 , так как в них он, по собственному признанию, не держится определенного плана 2 , и то, что излагается там, по его словам, является лишь записью 3 слышанного от учителей. В Педагоге 4 Климент пользуется этим словом, когда говорит, что Иезек. XVIII, 4–9 ποτ πωσιν χριστιαν ν περι χει πολιτε ας. Александриец Феогност 5 около 260–280 года 6 написал сочинение под заглавием ποτυπ σεις 7 . Хотя Феогносту и усвояют имя экзегета 8 , тем не менее у нас нет оснований думать, что это был экзегетический труд. По свидетельству Фотия, первая книга ποτυπ σεων Феогноста говорила об Отце, вторая–о Сыне, третья–о Св. Духе, «четвертая–об ангелах, пятая и шестая–о воплощении, седьмая–о творении мира 9 . Современник Климента, Секст Эмпирик свой очерк скептической философии озаглавил так: Πυρρωνε ων ποτοπ σεων σχεπτικ ν πομνημ των βιβλ α τρ α. 10 Таким образом название ποτοπ σεις ничего не говорит относительно содержания произведения, к которому это название прилагается, но характеризует только расположение в нем материала. Что касается предмета, обсуждению которого Климент посвятил свои Ипотипосы, то сведения о нем могут дать нам фрагменты этого произведения и сообщения тех древне-церковных писателей, которые читали ποτυπ σεις, а именно: Евсевия 11 и Фотия 12 . Оба они согласно 13 говорят, что ποτυπ σεις Климента представляли собой экзегетический труд, который обнимал книги В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010