Дж. М. О " Брайен, сравнив Libellus synodalis и «Апологию» К. Т. с соч. Агобарда Лионского «О картинах и образах», пришел к выводу, что трактат Агобарда был использован при составлении обоих произведений, а не наоборот, как считалось раньше. По мнению О " Брайена, в Лионе еще до Парижского совещания под влиянием августиновской традиции (в это время Лион стал основным центром ее изучения) вновь начались споры об иконопочитании на Западе ( O " Brien J. M. Locating Authorities in Carolingian Debates on Image Veneration: The Case of Agobard of Lyon " s «De Picturis et Imaginibus»//JThSt. N. S. 2011. Vol. 62. N 1. P. 176-206). В 827 г. против учения К. Т. выступили Дунгал и Иона Орлеанский. Однако последний в связи со смертью К. Т. прервал составление трактата (PL. 106. Col. 307); только в 840 г. он вернулся к нему по просьбе короля Аквитании Карла Лысого. Последний раз как епископ Турина К. Т. упоминается в грамоте из аббатства св. Петра в Новалезе (Италия), датированной маем 827 г. (Monumenta Novaliciensia vetustiora/A cura di C. Cipolla. R., 1898. Vol. 1. P. 77-78. (Fonti per la Storia d " Italia; 31)). На этом основании делают вывод, что он умер в 827 или 828 г. Однако следующий епископ Витгарий взошел на Туринскую кафедру лишь в 832 г. Несмотря на критику, до самой смерти К. Т. не был ни лишен кафедры, ни подвергнут к.-л. прещениям. В течение IX в. ни К. Т., ни его труды не были осуждены. Его произведения копировались и распространялись под его именем. Толкования К. Т. на Послания ап. Павла использовал Гаймон Осерский (см.: Boucaud. 2007). На него ссылались Ангелом Люксёйский, Седулий Скот и др. Только в 1557 г. сочинения К. Т. как еретика-иконоборца были включены в Индекс запрещенных книг. Сочинения Из толкований К. Т. на Пятикнижие сохранилось толкование на Бытие в 3 книгах (Commentarii in Genesim), законченное в 811 г. Оно составлено для Друктерамна, аббата мон-ря св. Теофреда в Сен-Шафре (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара). В основе сочинения лежит краткая компиляция вестгот.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Седулий Скот, Младший, писатель 8-го или 9-го века, дал следующее изъяснение слов апостола Павла об антихристе. Отступлением апостол назвал или антихриста, который есть беглец, -беглец от истины, или от подчинения власти, – или отпадение народов от Римского царства, как об этом предсказано у Даниила под образом зверей. – Тайна беззакония – действование антихриста чрез своих членов, как об этом говорит Иоанн (Богослов). Тайна беззакония действует в тех, которые ложными учениями приготовляют превратный путь антихриста и о которых Иоанн сказал, что они вышли от нас в мир. Как Иисус Христос действует ныне чрез своих членов, так и антихрист. – Удерживающее означает препятствие тому, чтобы антихрист пришел. – Держай – царь римский и Римское царство. – Из среды будет означает то, что прежде, чем явится антихрист, будет устранено Римское царство. Антихрист явится в свое время, т. е., в благоприятное ему, в удобное для него время. Седулий приводит и другое, следующее мнение об удерживающем и держай. Теперь 5 держит Нерон: тогда будет другой Нерон держать, и когда будет этот другой Нерон на царстве, тогда и родится антихрист, в срединном владении Нерона. Так как Апостол Павел говорил о Римском царстве, то он и не сказал о нем явно, чтобы не навлечь гонения, потому что империю ту считали вечной 6 . Архиепископ Могунтинский Рабан Мавр, писатель 9-го века, приводит мнение Амвросия, что отступлением названо время то, т. е., антихристово, потому что тогда почти все отступят от благочестия и обратятся к антихристу. – Удерживающее означает то, что дьявол желал бы уже и теперь сделать все то, что будет совершенно антихристом; но Бог удерживает его, потому что установлено время кончины века сего, сообразно с чем позволит и ему явиться. – Удерживающее – определение Божие. Но, хотя и неявно, дьявол и теперь производит отступление, как бы в тайне ныне действует, в частных случаях, чрез своих, стараясь отвлечь от благочестия тех, которые приближаются к вере. Это и есть тайна беззакония 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Центром просветительской деятельности стал королевский двор. В Ахене была учреждена придворная школа (schola palatina); представителям знати предписывалось посылать в нее своих сыновей. Каролингам удалось собрать при дворе самых образованных людей того времени. В нач. 80-х гг. VIII в. ко двору Карла Великого из Италии прибыли грамматик Петр Пизанский, богослов Павлин Аквилейский, бывш. придворный учитель короля лангобардов, поэт и историк Павел Диакон . Спасаясь от арабов, во 2-й пол. VIII в. из Испании переселились многие представители образованной вестгот. элиты. Заметную роль при дворе Карла Великого в эпоху К. в. сыграли церковные деятели и богословы Лейдрад Лионский, Агобард Лионский, Клавдий Туринский, Бенедикт Анианский , Теодульф Орлеанский. Среди англосаксов при дворе Карла Великого наиболее значительным деятелем был богослов и поэт Алкуин. Неск. лет он возглавлял придворную школу в Ахене. Алкуин разработал программу обучения, включавшую изучение латыни, «свободных искусств» (см. Artes liberales ) и затем богословия. Ему принадлежат многочисленные и разнообразные по жанру сочинения: учебники по грамматике, риторике, диалектике и орфографии, комментарии на Свящ. Писание, богословские и литургические труды, агиографические произведения, поэмы. Впосл., удалившись от двора и став в 796 г. аббатом мон-ря св. Мартина в Туре, Алкуин поддерживал связь с дворцовой школой, исполнял обязанности наставника. По-видимому, Алкуина на посту руководителя школы сменил прибывший из Ирландии Климент, к-рый также составил учебник по грамматике, постепенно заменивший учебник Петра Пизанского. Дикуил был автором географического трактата, в котором к сведениям о провинциях Римской империи была добавлена информация об Ирландии, о Фарерских о-вах и об Исландии. Дунгал, подписывавший свои поэтические произведения как «ирландский изгнанник», получил известность благодаря широким познаниям в науках, а также в христианской поэзии и греческом языке. Выходцы с Британских о-вов - Фридугиз, Мартин Скот, Седулий Скот , Иоанн Скот Эриугена - оказали значительное влияние на культурное развитие Франкской империи.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Отъезд ирландских монахов на континент имел причиной не только нападения викингов, иноков привлекал и каролингский двор во Франции, приглашавший всех ученых людей из других частей Западной Европы. Это объясняет присутствие знаменитых ирландских ученых, таких как Мартин Хиберниенсис, Седулий Скот и Иоганн Скотт Эриугена, во французских центрах учености в IX веке. Своей ученой работой на континенте ирландские монахи положили конец «темным векам». Кельтский крест в музее Айонского аббатства Большая часть Западной Европы последовала за Римом в его разрыве с многонациональным Востоком, разрыв этот официально был подтвержден взаимным отлучением в 1054 году и завершился разорением католиками-крестоносцами Константинополя в 1204 году. Для западного христианства это отделение от среднеевропейских и греческих истоков оказалось по-настоящему бедственным со всех сторон: богословской, моральной, культурной и социально-политической. Но Ирландская Церковь в практическом отношении осталась полностью автономной Церковью, хотя она уже перестала находиться в официальном общении с Церквями средней Европы, Восточно-Римской империи и Киевской Руси. Англо-норманнское завоевание Ирландии, сначала под командованием Стронгбоу в 1170 году, а затем, год спустя, англо-норманна по происхождению Генриха II Английского (1154–1189), произошло с одобрения Римского папы Адриана IV – единственного понтифика из англичан, желавшего привести Церковь Ирландии под гнет Рима. В 1154 году Адриан издал папскую буллу, призывающую к норманнскому завоеванию Ирландии, чтобы «истинная христианская религия» (то есть римо-католичество) была насаждена в Ирландии. Первый шаг захвата Римом власти над Ирландской Церковью был сделан, когда поставленный норманнами архиепископ Кентерберийский итальянец Ланфранк заявил о господстве над Церковью Ирландии в 1172 году. В начале XII века Арма на севере и Кашел на юге были повышены в статусе как римские архиепископии, а Арма вскоре стала митрополией Ирландской Церкви. Задолго до этого Дублин и Туам тоже стали архиепископиями, тем самым ослабив власть Кентербери над Ирландией, но не умаляя гегемонии Рима. На протяжении веков Арма сохраняла свой высочайший статус как в Католической, так и в Англиканской Церкви; оба кафедральных собора здесь были освящены во имя святого Патрика.

http://pravoslavie.ru/33703.html

Центрами просветительской деятельности были также б-ка с сочинениями древних авторов и придворная школа (schola palatina); ее руководителем стал англосакс. богослов и поэт Алкуин , к-рый разработал программу обучения, включавшую изучение Л. я. Столкнувшись с проблемой плохого знания клириками латыни, имп. Карл Великий в послании «О попечении над образованием» ( Karoli Epistola de litteris//MGH. Capit. T. 1. P. 78-79) увещал духовенство изучать словесность, без чего невозможно понимать Свящ. Писание; согласно капитулярию «Всеобщее увещание» (Admonitio generalis//Ibid. 53-61), епископы и аббаты были обязаны открывать при мон-рях и кафедральных соборах школы для клириков и мирян. Наиболее значительными авторами Каролингского возрождения являются Эйнгард , Ангильбер , Павел Диакон , Теодульф Орлеанский, Иоанн Скот Эриугена , Рабан Мавр , Седулий Скот , Ноткер Заика . К данному периоду примыкает также эпоха династии герм. императоров Оттонов; крупным писателем этого времени была канонисса мон-ря Гандерсхайм Гросвита († ок. 975). Страница из Библии (Matrit. 229. Fol. 9). 1259 г. Страница из Библии (Matrit. 229. Fol. 9). 1259 г. Важнейшими событиями позднего периода стали возникновение ун-тов и закрепление за латынью статуса интернационального языка образования и науки, создание новых грамматик, к-рые пришли на смену дошедшим со времен античности сочинениям Доната и Присциана (наиболее значительными средневековыми грамматиками были «Graecismus» Эберхарда из Бетюна и «Doctrinale» Александра из Вильдьё), открытие аристотелизма, в т. ч. посредством переводов с араб. языка, и развитие схоластики. Необходимость формирования терминологической системы зап. богословия послужила причиной активного словообразования. Основные авторы: Петр Абеляр , Вильгельм Тирский, Альберт Великий , Фома Аквинский , Фома Кемпийский , Иоанн Дунс Скот , Роджер Бэкон , Луллий Раймунд , Иоанн (Жан) Буридан , Уильям Оккам . Англ. историк Гиральд Камбрийский в соч. «Сокровище Церкви» (Gemma ecclesiastica) приводит примеры грубых ошибок в употреблении Л.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Менее вероятно производствоот ρνη, Hibernia (­Erin), предлагаемое Губером, равно как некоторые другие. Huber, 36–40. Christlieb, 16–21. Hermens, 7–10. 150 K. L. Poole. Illustrations of the History of Mediaeval Thought in the departments of theology and ecclesiastical politics. London. 1884. Append. I. p.311–312. 151 H. Zimmer. Uber die Bedeutun8 des irischen Elements für die mittelalterliche Cultur. Preussische Jahrbücher, LIX. 1887. S. 27 ff. Здесь указываются следующие ирлндские ученые, переселившиеся в Галлию: Иосиф, друг Алкуина; Климент (t 826, – exul hibernicus?) и пришедший, вероятно, с ним Дунгаль, занимавшийся астрономией и принимавший участие в богословских спорах; Дикуиль, астроном и географ того же времени; затем Эригена; Седулий Скот, оставивший после себя стихотворения (840–860), и с ним другие «ученые и грамматики» в Люттихе; Круиндмель (Cruindmel). В восточной половине франкского государства были: Виргилий, еп. Зальцбургский (743–784); Добда, того же времени; затворник Финдан (851–878). В С. Галлен пришел еп. Марк с племянником Мён-галем (MOngal, ок. 850). Ср. Dttmmler. Geschichte des ostfrankischen Reichs. III2. Berlin. 1888. S. 656–7, где называется еще ученый Израиль, более позднего времени. 154 Об Эригене как начальнике парижской придворной школы, говорится только В письме Николая I к Карлу Лысому в неподлинной его редакции (Floss, С» 1025–1026). Но школа в то время даже не находилась в Париже. DOmmler, III2, 052, Anm. 155 Willelmus malmesberiensis. Epist. ad Petrum: [Erigena], relicta patria (-Pannonia по Вильгельму), Franciam ad Carolum Calvum venit, a quo magna dignatione susceptus familiarium partium habebatur, transigebatque cum eo (ut alias dixi) tam serla. quam joca, individuusque comes tam mensae, quam cubiculi erat: nec unquam inter eos fuit dissidium, quia miraculo scientiae ejus rex captus, adversus magistrum quamvis ira praeproperum, nec dicto insurgere vellet. Floss, c.92D. В соченении De Pontificibus 1. V у него приводится рассказ, имеющий характер анекдота, о том, ПК однажды, за столом, на шутливый вопрос короля по поводу какойто допущенной Эригеной неловкости: «Quid distat inter sottum (глупец) et Scottum?» Эригена отвечал сидевшему напротив королю: «Один только стол (Tabula tantum)». В другой раз, рассказывает Вильгельм, когда принесены были к столу три рыбы, две большие и одна маленькая, и когда король предложил Эригене поделиться ими безобидно с двумя присутствовавшими за столом клириками внушительных размеров, Эригена предоставил двум клирикам одну маленькую рыбку, а себе, обладавшему весьма незначительною на вид фигурой (perexilis corporis), оставил две большие. «Здесь один небольшой и две большие, – сказал указывая на себя и на две рыбы, в оправдание такого раздела, – и там – два большие (необъятной величины клирики) и одна небольшая (рыба)». Floss, Губер с недоверием относится к этим анекдотам. Huber, 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

А при всем этом, с великою властью совершит он знамения и чудеса; и приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с великой радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столько добрый и правдивый»? И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, сметет вселенную, подвигнет концы её, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая, как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: «все народы, познайте мою силу и власть!». В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но всё это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех: многие поверят и прославят его, как крепкого Бога» (сс. 255–256). Кроме названных отцов и учителей Церкви догматического толкования второй главы 2-го Фесс. держались средневековые богословы восточной церкви: Икумений, епископ —658— Триккский († ок. 990), 688 Феофилакт, архиепископ Болгарский († после 1107), 689 Константинопольский монах Евфимий Зигабен († ок. 1118), 690 – все трое были компиляторами и только переработали старый материал; средневековые богослова римской церкви: Рабан Мавр († 842 или 847) 691 и его ученик Валафрид Страбо († 849), 692 – glossa ordinaria которого легла в основание многих последующих богословских трудов такого же характера, – Седулий Скот († 860), 693 Атто, епископ Верчелльский († 961), 694 Ланфранк Кэнтербюрийский († 1089), 695 Гервей Бургидоленский († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Автор «Канона Муратори» (между 180 и 200), считавший Е. братом Пия I, отказывает «Пастырю» в богодухновенности: ««Пастыря» очень недавно, в наши времена, написал в городе Риме Ерма, когда на кафедре Церкви города Рима сидел епископ Пий, его брат; следовательно, читать его [частным образом] конечно, должно, но нельзя возглашать его в церковных собраниях ни среди пророков, число которых уже закончено, ни среди апостолов» (Can. Murat.//PG. 10. Col. 36; пер. Н. И. Сагарды; др. рус. пер. см.: Мецгер. 1999. С. 303). Вслед за «Каноном Муратори» братом Пия Е. назван в «Либерийском каталоге» (ок. 354, др. название: «Хронограф 354», восходит к епископским спискам ок. 170 г.- LP. Vol. 1. P. 4; Idem//PL. 128. Col. 1407; MGH. Gest. Pont. Rom. P. 14) и в «Стихе против Маркиона» (Carmen adversus Marcionem. III 9. 294-295//CCSL. 2. P. 1442; PL. 2. Col. 1078). Изредка ссылки на «Пастыря» встречаются в зап. памятниках IV-VI вв. ( Leclercq. 1925. Col. 2280; Paramelle, Adn è s. 1969. Col. 333). Так, утверждение, что каждый человек имеет при себе 2 ангелов, встречается у Иоанна Кассиана Римлянина ( Ioan. Cassian. Collat. 8. 17; 13. 12; ср.: Macar. Aeg. I 34. 3; Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. С. 881. Коммент. 412; скрытую аллюзию на «Пастыря» подчеркивает ссылка на эту книгу как на «откровение» - ποκλυψις). Однако уже блж. Иероним Стридонский говорит, что у латинян книга почти неизвестна (apud Latinos paene ignotus est - Hieron. De vir. illustr. 10//PL. 23. Col. 625; TU. 14/1. P. 14), хотя и читается в нек-рых греч. церквах (apud quasdam Graeciae Ecclesias jam publice legitur), и что она не входит в канон Писания вместе с такими ветхозаветными книгами, как Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книга Иудифи, Книга Товита ( Idem. Libri Samuelis et Malachim. Praef.//PL. 28. Col. 556). Сочинение упомянуто в приложении к Codex claromontanus в перечне Свящ. книг, но декрет псевдо-Геласия относит «Пастыря» к апокрифическим произведениям. Впрочем, как показывают многочисленные списки лат. перевода, «Пастырь» и на Западе не скоро вышел из употребления. Еще в IX в. Седулий Скот признает (правда, буквально повторяя слова Оригена) богодухновенность «Пастыря» ( Sedul. Scot. Coll. in Paul. I 16. 14//PL. 103. Col. 124), и впосл. изредка цитировавшегося на Западе ( Hilhorst. 1988. Sp. 698).

http://pravenc.ru/text/190137.html

Не следует, разумеется, придавать значения изъяснению учения Апостола Павла об антихристе и о времени и признаках его пришествия, данному известным еретиком пятого века Пелагием, который написал толкование на оба Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам. Но, так как учение об антихристе не имеет ближайшей связи с учением о сущности благодати, об отношении её к естественным силам человека и о первородном грехе, которое Пелагий извращал, и так как мы заботимся о возможной научной полноте при изложении мнений богословов о рассматриваемом предмете, то мы не опускаем и толкования Пелагия. По мнению Пелагия, отступление означает или беглеца от своего начальства, или отпадение народов от Римского царства; человек греха – диавол; тайна беззакония заключается в тех, которые ложными учениями предуготовляют ему путь; держай означает то, что прежде, чем откроется антихрист, будет взято из среды царство, которое ныне держит (власть). 2768 —162— В толковании Пелагия есть только та своеобразная черта, что он под человеком греха разумеет диавола. Такой взгляд на человека греха совершенно не верен. Некоторые выражения Апостола Павла ясно показывают, что он говорил о настоящем человеке, имеющем тело, а не о духе. Совершенно согласно с Пелагием, за исключением мнения, будто человек греха есть диавол, изъясняет слова Апостола об антихристе Примазий, Епископ Адруметский, писатель 6-го века. Он говорит, что отступление есть оставление истины, или своего начальства, или же отпадение народов от Римской империи, как это у Даниила изображено под видом зверя и истукана; что тайна беззакония действует в предшественниках антихриста; что держай означает обладающего властью; что царство Римлян будет удалено из среды прежде, чем откроется антихрист. 2769 Кассиодор, писатель того же века, полагал, что антихрист откроется тогда, когда Римская империя, которая задерживает его пришествие теперь, будет устранена, взята от среды. 2770 Седулий Скот, Младший, писатель 8-го, или 9-го века, дал следующее изъяснение слов Апостола Павла об антихристе. Отступлением Апостол назвал или антихриста, который есть беглец, – беглец от истины, или от подчинения власти, – или отпадение народов от Римского царства, как об этом предсказано у Даниила под образом зверей. – Тайна беззакония –действование антихриста чрез своих членов, как об этом говорит Иоанн (Богослов). Тайна беззакония действует в тех, которые ложными учениями приготовляют превратный путь антихриста и о которых Иоанн сказал, что они вышли от нас в мир. Как Иисус Христос действует ныне

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письмо 146: Пресвитеру Евангелу. 56.1 Слышу я, что некто дошел до такого сумасбродства, что отдает диаконам преимущество перед пресвитерами, то есть перед епископами. Если апостол ясно учит, что пресвитеры – те же епископы, то можно ли сносить равнодушно, когда служитель трапез и вдов надмевается перед теми, по молитвам которых прелагаются Тело и Кровь Христовы? Pseudo-Hieronymus (Pelagius) Псевдо-Иероним (Пелагий) Псевдо-Иероним – неизвестный автор, который около 530 года отредактировал комментарии Пелагия (ок. 354–420) на Послания апостола Павла. Для Псевдо-Иеронима очевидно, что апостол во всех случаях, когда писал о служении женщин, в частности вдов, имел в виду служение диаконисс, которое в его время сохранялось лишь на Востоке. Данное толкование на Послание к Римлянам почти дословно повторят епископ Гадруметский Примасий († 560), см.: Primasius Adrumetanus. In Epistulam I ad Romanos commentaria. 16. 1–2 (PL LXVIII. 505), – и живший во Франции в период Каролингского возрождения ирландский поэт Седулий Скот (IX в.), см.: Sedulius Iunior Scotus. Collectanea in omnes В. Pauli Epistulas: In Epistulam ad Romanos. 16. 1–2 (PL CUL 123). Commentaria in Epistulam ad Romanos. 16. 1–2 Monumenta. P. 48: PL XXX. 714. «Commendo autem uobis Phoeben sororem nostram quae est in ministerio ecclesiae quae est in Cenchroeis». Sicut etiam nunc in orientalibus diaconissae in suo sexu ministrare uidentur in baptismo, siue in ministerio uerbi, quia priuatim docuisse feminas inuenimus, sicut Priscillam, cuius uir Aquila uocabatur. Толкования на Послание апостола Павла к Римлянам. 16. 1–2 «Представляю еще вам Фиву, сестру нашу, которая состоит в служении при Церкви Кенхрейской» [ Рим.16:1 ]. Вот и сейчас среди [жителей] восточных [областей] диакониссы помогают своему полу при Крещении или в служении слова, так как мы знаем [из Писания], что женщины учили частным образом, как Прискилла, мужа которой звали Акила [ Деян.18:18;26 ]. Commentaria in Epistulam I ad Timotheum. 3. 11; 5. 9 Толкования на Первое послание апостола Павла к Тимофею. 3. 11; 5. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010