Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздвижения Креста в круге евангельских чтений: 1 . «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении. 2 . «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала. Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных. Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.). Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище. Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте. Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря и фарисея от Лукиных седмиц, образуя больший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал. Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни — ипакои Пасхи, а по 6 — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры. Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1 гласа, на Понедельник — 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др. В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая одна, если один антифон; если же три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас.По 1-й: Яко Твоя держава.По 2-й: Яко благ и человеколюбец.По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 4 Возглас: Яко Твоя держава.Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 6 Возглас: Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 (в седмичные дни) и на 10 (в недели). Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 и на 8. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах» воскресные на 6 и Минеи на 8, или воскресные на 4 и Минеи на 6 (если святой с бдением или полиелеем). В седмичные дни – Минеи на 6 или на 8. Слава и нынеБогородичен или стихира. Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход (иногда) Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход – в вечер недель (воскресений): 1, 2, 3, 4, 5 седмиц и недели ваий. Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Свете тихий Свете тихий Свете тихийВонмем (особ. кн. 1-й седм.) Свете тихийВонмем (Тип., гл. 7).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихийВонмем (Тип., гл. 2).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы мясопустную и пред Пятидесятницей. Прокимен паремии (Тип.); в 1, 2, 3, 4, 5 –прокимен великий, в неделю ваий – прокимен дне.Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.) Чтение паремии (из книги Бытия). Вонмем.Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение.Вонмем.Чтение паремии (из книги Притчей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вы узнаете их по плодам их учения. Мы знаем, каков плод проповеди у пророков. А это учение куда направлено? Прививает ли оно любовь к истине и благочестию? Если это учение от Бога — оно будет вести к смирению, к чистоте, к любви, ко всему, что Христово. Но если, напротив, дерзающие именовать себя учителями утверждают людей в гордости, в тщеславии, в нечистоте, во всякой неправедности, уводя их от узкого спасительного пути, мы можем заключить, что это «мудрость» — не есть сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15). Вера и добрая совесть — неотделимы друг от друга. Потому «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное», в Царство благодати и славы, — говорит Христос. Недостаточно говорить: «Господи, Господи», исповедуя Христа Сыном Божиим вместе со всею Церковью. Это исповедание необходимо, но мы должны остерегаться оказаться среди «имеющих вид благочестия, а силы его отрекшихся». Надо, чтобы мы были послушны Христу, исполняя волю Отца, Сущего на Небесах. В том Его воля, чтобы мы веровали во Христа, каялись в грехах, старались жить по заповедям Его и любили друг друга. Как часто слова и дела расходятся в жизни человеческой, но Христос пришел, чтобы соединить их в Своей заповеди, которая есть жизнь вечная. Среда Мф, 23 зач., 7, 21—23 Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Господь открывает один из законов духовной жизни: искренна ли та вера, которая не проявляет себя ни в чем. Обращали ли мы внимание, что апостол Павел также всегда заканчивает свои Послания призывом к исполнению на деле во всех жизненных ситуациях предписаний христианской нравственности? «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное». Во всем разуверившийся современный мир ищет подлинности — и прежде всего там, где говорят о вере. Красивые речи не проходят: «нас не интересует твой призыв — во что надо верить, но скажи нам, во что ты веришь, есть ли у тебя подлинное знание Бога?»

http://moral.ru/?p=86

Лк.11:9–13 1Сол.2:1–8 Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришел ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» ( Лк.11:5–8 ). И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» ( Лк.18:3–7 ). Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их»? Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но чтобы их молитвы были услышаны, – они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой». Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля. Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой. Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й. Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

211. Шестоднев , в поллист, 382 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете, 288 лист чистый. Углы правые 374–382 листов порваны. На полях внизу листов 1–13 приписки окорописью: 1) «Сия книга Шестоднев Вологодского уезда церкви Козьмы и Дамиана что в Кузьминском»; 2) «Сия книга Василья Титова сына Болтина да сестры его иноки Марфы дана по них на Глушицу в монастырь». Состав: 1) службы воскресныя восьми гласов (1–178 об.); 2) светильны воскресные, богородичны и евангельския стихиры (179–186); 3) службы на каждый день седмицы (186–276 об.); 4) апостольския и евангельския чтения общия: пророку, святителям, священномученикам, преподобным, мученикам, мученицам, преподобным женам (276 об.–286); 5) евангельския чтения на утрени в Богородичные праздники (286–287 об.); 6) «стихиры покаянныя восьми гласов в неделю вечер» (289–304); 7) светильны на каждый день седмицы (304–305 об.); 8) прокимны воскресные восьми гласов с апостольскими и евангельскими чтениями (305 об.– 316 об.); 9) утренния воскресныя евангельския чтения (316 об.–326 об.); 10) троичны гласа (328 об.–331 об.); 11) апостольския чтения в первыя восемь суббот по Пятидесятнице (332–335 об.); 12) евангельския чтения в неделю Всех Святых и в субботы по Пятидесятнице, начиная со второй и кончая восьмой (335 об.–339 об.); 13) тропари по Непорочны, воскресные, и два псалма (340–342 об.); 14) Никифора Влемида любомудреца избранные псалмы на Господскиа праздники и в памети святых (343–376 об.); 15 последование утрени в неделю Пасхи (377–382 об.). 212. Шестоднев , в четвертку, 352 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны листы е ущербом для текста: 45, 46, 169, 341, 344. На последнем оборванном 352 листе запись: «В лето 7037 (1529) написана бысть книга сия в Кириллов монастырь в храм преподобного отца нашего Кириллла чудотворца на Коленець рукою многогрешного инока Филофеа, a преставится и вы Бога ради напишите в сенаник в Кириллове, а кто будет священник у чудотворца у Кирилла на Коленци и он бы Господа ради поминал инока Фи . . . ». На верхнем поле того же листа: «Кириллова монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) круг идей богослужения недели Пятидесятницы, сконцентрированных в кондаке: «Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» (32); 2) круг идей богослужения Страстной седмицы, сконцентрированный в 46–57 зачалах Евангелия от Иоанна ( Ин.13:32–17:26 ). Эти зачала являются чтением первого Евангелия Святых Страстей утрени Великой Пятницы (31). Отдельные тексты из указанных зачал Евангелия от Иоанна использовались последователями для объяснения идейного содержания иконы Троицы ( Ин.13:34–35;15:13;17:21 ) 5 . Темы этих текстов – любовь и единство христиан по образу Божественной любви и единства Бога Отца и Бога Сына. Не обращено, однако, должного внимания на тексты, посвященные участию в таинстве спасения Третьей Ипостаси Троицы – Святого Духа ( Ин.14:16–17,26;15:26;16:7–14 ) 6 . Именно эти тексты указывают на теснейшую связь Голгофской Жертвы и Пятидесятницы, что и выразили Преподобный Сергий и Андрей в иконе Святой Троицы. Не указывая других тем 1-го Страстного Евангелия, отметим только, что для богословского осмысления иконы Святой Троицы оно должно браться целиком, так, как предлагает его Церковь в уставной чтении. Исследователи расходятся в понимании, какой из Ангелов на иконе являет То или Иное Лицо Пресвятой Троицы. При этом, однако, архиепископ Сергий сделал важное предположение о том, что икона Троицы не выражает непосредственно догматическую идею, какую, например, несет в себе композиция «Отечество» (28, с. 34). Действительно, смысл иконы Пресвятой Троицы – явить для человека истину о том, что любовь возможна лишь в силу евхаристического причастия Божественной Любви; что духовная жизнь человека (мир, праведность, радость) возможна лишь в Боге Духе Святом, исходящем от Отца, ниспосылаемом Сыном и спокланяемом и сславимом со Отцом и Сыном. В иконе Троицы даются ответы на вопросы: что есть духовность, что есть нравственное совершенство и как их осуществить в жизни. Это и есть область богословствования Преподобного Сергия как русского человека, ибо русский человек занят преимущественно исканием жизни в Боге, а не умозрительным богословием. Такова характерная черта и русской богословской и религиозной мысли. Даже такой выдающийся догматист, как митрополит Филарет (Дроздов) , вполне в русле Троического богословия Преподобного Сергия раскрывал, например, догмат искупления как Любовь Бога Отца распинающую, Любовь Бога Сына распинаемую, Любовь Духа Святого торжествующую силою Крестною (36, с. 30). Таким образом, Преподобный Сергий как богослов повлиял на всю дальнейшую русскую духовную мысль, но именно потому, что он сам выразил заветные чаяния Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Иерис. Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его творения, — его, по слову святителя Димитрия Ростовского, медоточные глаголы . Творения преподобного Андрея Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского по древним ирмологиям насчитывается до 70-ти. Он указывает, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея очень мало изучена 7 . Преосвященный Филарет Черниговский различает в песнотворческом наследии Критского пастыря различные формы произведений 8 . 1. Песни Богословские . К ним относятся: а) Трипеснцы на повечерии недели Ваий и первых четырех дней Страстной Седмицы. б) Каноны: на воскрешение Лазаря, на неделю Мироносиц, на преполовение Пятидесятницы, на рождество Иоанна Предтечи. в) Стихиры самогласные: на Сретение Господне, на Воздвижение Креста Господня, на Рождество Христово. 2. Песни в честь Богоматери : канон на Рождество Богородицы, канон на зачатие святой Анны (9 декабря). 3. Песни в честь Апостолов : стихиры святым апостолам Петру и Павлу, стихиры святому апостолу Андрею. 4. Песни мученические : каноны святым Маккавеям, канон Усекновению главы Иоанна Предтечи, канон святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля), канон святому священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря), святым убиенным младенцам (29 декабря), мученику Прову (12 октября), великомученику Димитрию (26 октября). Однако, наряду со всеми упомянутыми произведениями преподобного Андрея наибольшую известность дал ему его Великий канон , которой положен Святой Церковью к чтению на утрени четверга 5-й недели Великого поста, а также по частям на великом повечерии в первые четыре дня первой седмицы святой Четыредесятницы. Архиепископ Филарет Черниговский утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского именования канона как такового не имелось; Великий канон назывался стихирою или “стихирами Святоградца” (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина ), а также “последо­ванием песней Святоградца”.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Согласно совр. рус. Типикону, «Достойно есть» в конце канона исполняется только на будничной утрене (когда не поется Великое славословие ) вне пред- и попразднств, только если канон не имеет катавасии (впрочем, в Троицкую родительскую субботу указаны и катавасия, и «Достойно есть»). Т. о., весьма часто возникают случаи, когда «В.» на утрене поется, а «Достойно есть» - не исполняется. В старых редакциях Иерусалимского устава связь между «В.» и «Достойно есть» более отчетлива, т. к. последнее указывалось и для праздничной утрени и отменялось только вместе с «В.». Иногда «В.» отменяется. По совр. рус. Типикону (гл. 20) это случается в следующие дни: Страстную и Светлую седмицы (начиная с Лазаревой субботы и заканчивая Антипасхой); двунадесятые Господские праздники; двунадесятые Богородичные праздники; отдания двунадесятых праздников; Недели (воскресенья) Цветной Триоди, кроме 7-й; Преполовение Пятидесятницы и его отдание; следующий день после праздников Рождества Христова, Богоявления (26 дек. и 7 янв.) и Пятидесятницы (понедельник Св. Духа); Обрезание Господне (1 янв.) и праздник Трех святителей (30 янв.). Однако не во все эти дни «В.» отменяется безусловно: если двунадесятые Богородичные праздники (а также праздник Сретения Господня, имеющий характер и Господского, и Богородичного), отдания двунадесятых праздников, 26 дек. и 1, 7 и 30 янв. попадают на воскресные дни, то «В.» поется; «В.» может исполняться и на праздник Сретения Господня и на отдание Благовещения, если те попадут на нек-рые дни Триоди Постной. В совр. рус. практике «В.» может отменяться и на день Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). Отмена «В.», как правило, связана с пением на 9-й песни канона особых праздничных припевов (Μεγαλυνρια букв.- Величания). Однако в нек-рые дни «В.» отменяется, но не заменяется припевами: во всю Страстную седмицу (включая Лазареву субботу и Неделю ваий); в Недели (воскресенья) Цветной Триоди со 2-й по 6-ю; на Преполовение и его отдание; в понедельник Св. Духа и на отдание Пятидесятницы (на саму Пятидесятницу особый припев в Типиконе не указан, но он традиционно выписывается в певч. книгах).

http://pravenc.ru/text/ Величит душа ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010