Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прямое происхождение сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории масленицы в составе постной Триоди содержатся  у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова (СПбДА) . 1. О разных сроках Великого поста В сути вещей история происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа, — поститься в тот день, когда отнимется у них Жених , мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих —даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи» . Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение. В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще 7 дней . Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» и в постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте прп. Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, не возможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» . В целом, традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной Седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться 3, 6, 7 или даже 8 недель. Так, по описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в Риме постились 3 недели, в Элладе и Александрии – 6 недель, наконец, в Константинополе - 7 недель . Страстная седмица или включалась в число постных дней, как, например, в Палестине , месте появления традиции святой 40-цы,  или исключалась, как например у Михаила Пселла, который насчитывал 48 дней , или у прп. Неофита Затворника, который исчислял общее время поста 47 днями . При этом в выходные дни или не постились, или делались определенные послабления.

http://bogoslov.ru/article/4446196

8. Роман Шляхтин «Что-то пошло не так: причины падения Константинополя» Лекция посвящена трагическому финалу отношений византийцев крестоносцев. В 1204 году крестоносцы взяли столицу Византии: одна из главных трагедий византийской истории и символ распри католиков и православных. Однако всего за тридцать лет до этого византийский император Мануил Комнин прекрасно ладил с королем Иерусалима и едва ли не собирался в Крестовый поход. Что же привело к тому, что отношения между византийцами и крестоносцами так резко испортились? 7. Елена Демидова «Теория и практика ненасилия» Как может быть использовано ненасилие в нашей обычной повседневной жизни? Чем мы должны пожертвовать ради достижения справедливости? Что поможет нам успешно достигнуть своих целей, оставаясь при этом в нравственном поле? Елена Демидова расскажет о ненасилии у Мартина Лютера Кинга, Махатмы Ганди, Льва Толстого и Ивана Ильина. 6. Лекции священника Алексея Агапова о Пасхе и Страстной седмице Две лекции отца Алексея попали в топ:  «Пасхальная радость» — лекция о том, как воспевает Церковь в Пасхальных гимнах Воскресение Господа, христианскую надежду и радость; «Страстная седмица как праздник» — мы приглашаем вас вместе с нами задуматься о смысле слова «праздник» в приложении к Страстным дням, внимательно вслушаться в евангельский рассказ и церковные песнопения о крестном пути Спасителя. 5. Лекции Марины Филоник Марина Филоник, христианский психолог,  прочитала для “Предания” множество лекций, почти все они попали в топ: о православных неврозах , о самооценке и любви к себе , о прощении , о пользе и вреде интеллекта , о жизненно важном выборе , о отношении к страданию . 4.  Петр Дмитриевский «Страсть и зависимость: в чём различие и как бороться» На этой лекции мы постараемся «перебросить мостик» между аскетикой и психологией. Обсудим соотношение зависимости и страсти — в частности, уныния, тщеславия, гордости, — признаки, по которым их можно различить, и пути преодоления, подходящие для современного городского жителя.

http://blog.predanie.ru/article/top-12-l...

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить. – Иногда по времени очень сложно совместить работу и службы. Например, заканчиваешь работать, а уже полслужбы прошло… – Сейчас во многих храмах, если речь идет о городах, начинают служить в 7 утра, вечернюю службу начинают в 18.00, так что можно найти храм, куда можно успевать до работы и после. — В этом году Благовещение приходится на Великую Субботу. Нас спрашивают читатели, можно ли какими–то делами домашними заниматься на Благовещение? – Конечно, надо постараться все, что возможно сделать до. А что касается Великой субботы – эти события настолько велики, что события Благовещения отходят на второй план. Поэтому, если люди доделывают свои дела в Великую Субботу, то можно доделать и на Благовещение. Хотя, лучше, безусловно, все сделать заранее. – Пасхальный канон… Многие спрашивают – можно ли подпевать хору? – Мой крестный исполнял такую частушку:  Ой ты, милый мой, не пой У тя голос не такой Есть такие голоса: Встают дыбом волоса Хотя, конечно, пение пасхального канона, на мой взгляд, должно быть всенародным. Хорошо иметь с собой текст службы, особенно на Страстной – тексты этой недели особенно содержательные и яркие. Отец Александр, можете рассказать о том, как встречали Пасху в советское время? Помнится, как–то  пришли   мы с женой и сыном, сейчас он уже о.Филипп, на Пасху в храм. А ехать до дома было достаточно непросто. Вокруг храма стояла милиция.   Милиционер нам говорит – ребенку в храме не выстоять, пусть домой едет. Мы спрашиваем: как же – далеко ведь! Но все равно не пропускают… Пришлось батюшке выйти и провести нас в храм. Кто–то из прихожан, помнится, прыгал через забор храма, потом нужно было прятаться в кустах, чтобы не заметила милиция.. Желаем нашим читателям достойно провести Страстную Седмицу и встретить светлый праздник Воскресения Христова! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

Каково же значение Вознесения Господня? Вознесение Спасителя обозначало возвращение воскресшего Сына Божия к Отцу Небесному и к той божественной славе, которую Христос имел до Своего воплощения. Вочеловечившись, Он Себя умалил, принял зрак раба и сделался во всём подобным человеку, кроме греха ( Флп. 2:6–8 ). Божественную славу Свою, её сияние Он скрыл от людей, как бы оставил на небе у Отца Своего, а вновь обрёл её лишь после Своего воскресения. Во время земной жизни Своей Христос лишь однажды показал ученикам славу Свою на горе Фавор, и то в меру восприятия их («якоже можаху»). Уже само воскресение Господа сопровождалось сиянием славы небесной, озарившей стражу и ангелов ( Мф. 28:2–4 ) и могло обозначать, что за воскресением сразу же последует полное вознесение к Отцу, в царство Славы Его. Но, однако, этого полного и окончательного вознесения ещё не произошло, не произошло потому, что Христу надлежало ещё являться ученикам, чтобы довершить сообщение им тайны Царствия Божия ( Деян. 1:3 ) и приготовить их к сошествию на них Святого Духа после Его вознесения. Когда всё это было совершено, произошло полное, окончательное вознесение Сына Божия и Отцу Небесному. Оно произошло в том же изменённом, преображённом, небесном теле, в каком и воскрес Христос. А это значит, что в таком же изменённом небесном теле вознесёмся и мы, когда по зову ангельской трубы, силой Божией все изменимся и восхищены будем на небе для окончательного решения нашей участи на суде правды и милости Божией. Вот обо всём этом и напоминает нам вознесение Господне. Но не только такое значение имеет для нас этот праздник Господень. Он напоминает нам и об обетовании ниспослания Святого Духа на апостолов и Церковь Христову, которым (обетованием) не раз Христос и утешал их. Так, зная, что сердца, апостолов наполнятся скорби ( Ин. 16:6 ) при Его вознесении, Христос заранее, в прощальной беседе, говорил им: Лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Отцу) ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам ( Ин. 16:7 ). А Утешитель, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне ( Ин. 15:26 ), наставит вас на всякую истину и грядущее возвестит ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Рецепты блинов на Масленицу Конечно, самой запоминающейся традицией праздника Масленицы являются блины. Ниже мы предлагаем вам подборку из статей о рецептах их приготовления:  О Масленице на Правмире: Фильмы о Масленице: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 207 965 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 18 марта, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

С какого возраста Вы берете детей на ночную службу? – Те, кому 7 – 8 лет, сами просятся. – А бывает так, что Вы их берете, не спрашивая их согласия? – Нет, ребенку маленькому выстоять, не спавши ночь, – очень трудно. Он может так сорваться. Тем более, что в Николо–Кузнецком храме, куда ходит моя семья, служится детская литургия утром на Пасху. Человек 400 – 500 детей на такой литургии причащается. Такие литургии служатся во многих храмах. Часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром? Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот, например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника. — Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Праздник сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество? Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья. – Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Пасхи, пасхальной вечерни? – Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти   в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

И мы слышим слово Господа к двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» И вот исповедание Петра, подобное тому, которое он произнес в Кесарии Филипповой: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Надвигающиеся испытания являют преданность его сердца своему Господу и решимость идти за Ним до конца. Куда и к кому нам еще идти? К этому миру, который обманет нас? К этим грехам, которые погубят нас? Оставить источник воды живой и идти к кладенцам хананейских мыслей? Ты один, Господи, имеешь глаголы жизни вечной. Верность Петра основана на его личном отношении ко Христу. И он многого не понимал, и он, как все, порою в растерянности стоял перед путями Господними. Но во Христе было то, за что он готов был идти на смерть и в темницу. В конце концов, христианство — не просто принятие высшей мудрости и совершеннейшей нравственности. Это наш личный ответ Христу. Это наша ответная любовь к Богу Живому, потому что глубины нашего сердца не дают нам поступить по-другому. Вторник Ин, 25 зач., 7, 1—13 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский — поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пасхе/

Дорога к Пасхе . [Великий пост — время особых возможностей. Возможностей  по особому взглянуть на свою жизнь, свою душу, свои отношения с ближними и Богом. В подборке «Фомы» - лишь некоторые из тех смысловых точек в календаре Великого поста, через которые важно пройти по дороге к Пасхе.  Подробный календарь поста вы можете найти на сайте foma.ru (QR-koд -ссылка  указана в публикации). Представленный здесь маршрут движения к Пасхе включает и четко характеризует следующие события и даты: 1 марта. Прощеное воскресенье ; 2-5 марта. Читается канон Андрея Критского ;  4 марта. Первый раз во время Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров (названы также все даты Великого поста 2020 года, когда будет отслужена такая литургия);  8 марта. Торжество Православия ; 14 марта. Первая родительская суббота Великого поста (поминовение умерших совершается так же в третью и четвертую субботы — 21 и 28 марта); 22 марта. Крестопоклонная неделя ; 4 апреля. Суббота Акафиста. Накануне, в пятницу (3 апреля) вечером читается Акафист Божией Матери. Согласно Уставу, этот Акафист читают только раз в году; 12 апреля. Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица ;  Завершает перечень — 19 апреля. Светлое Христово Воскресение )]. Фото Георгия Федоренко//Фома. - — март 2020. - С.32-33. - (раздел « Вера »). См. также : 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова //Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл. Великий пост: опыт возвращения в рай . Из слова в Прощеное воскресенье после литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, 26 февраля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Адам и Ева снова в Раю. Графика Елены Черкасовой//Фома. - — март 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Антипа ( Кириллов ) . 3.08.1870-7.03.1938. Ил.: Иеромонах Антипа (Кириллов). Фото сделано в Таганской тюрьме после вынесения смертного приговора; Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон, 1917. Фото французского армейского фотографа; Письмо преподобномученика Антипы на Афон. 1933. Фото с сайта прихода Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево tatarincevo.ortox.ru; На фото во втором ряду — монах русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Антипа (Кириллов). Начало ХХ в. Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне//Фома. - – март 2020. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

– В отношении других суеверий – нужно их просто игнорировать. Преподобный Амвросий Оптинский говорил о том, что “не верь в приметы, и они не будут сбываться”. Человек находится в руках Божиих, а отнюдь не в руках чёрных кошек или каких-то других несчастливых предметов. Именно поэтому всё, что происходит с человеком, зависит от воли Божией, а Господь устраивает для человека внешние обстоятельства в соответствии с его внутренним миром. Господь строит то, что находится вокруг человека так, чтобы привести человека к спасению. Именно поэтому, если мы хотим избежать скорбей, избежать страданий, мы должны стремиться жить по-евангельски, мы должны приносить Богу покаяние. Еще Златоуст говорил о том, что есть три способа спастись: – не грешить; – каяться; – терпеть преходящие скорби. Если мы не хотим жить в скорбях, мы должны учиться каяться и должны учиться не грешить. Павел Вепринцев: – Спасибо, отец Димитрий. Нашу программу продолжает православный календарь. В 7ое воскресение по Пасхе прославляются подвижники благочестия, участники Первого Вселенского Собора . Собор был создан при императоре Константине Великом в 325 году для опровержения ереси Ария. Седмица 7 по Пасхе, среда и пятница, постные дни. 8/21 мая Церковь вспоминает апостола и Евангелиста Иоанна Богослова . Свидетель чудес и крестной смерти Спасителя, он до конца земной жизни исполнял главную заповедь своего Учителя – любил Бога и людей. Написал Евангелие, Откровения и три Послания. Иоанна Богослова особенно чтут учащиеся. 9/22 мая Церковь прославляет Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца . Святой Никола – один из самых почитаемых на Руси. Покровитель, защитник домашнего скота, путешественников и плавающих по морю. 22 мая Церковь молитвенно вспоминает перенесение в 11 веке мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, ныне это итальянский город Бари. 13/26 мая – Троицкая родительская суббота . Этот день поминовения всех усопших христиан отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы . Во всех православных храмах и монастырях проходят заупокойные службы и панихиды.

http://sueverie.net/doroga-k-xramu-sueve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010