Сами же христиане постились не в Великий Пост , не в Четыредесятницу, а в те времена они постились в Страстную Седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей – это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица. Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Затем появляется Петров пост. Вот если мы откроем Апостольское предание святого Ипполита Римского (это памятник III века), то в нём будет интересно сказано, откуда произошёл Петров пост: “Если некий человек не смог поститься на Страстную Седмицу, — не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы”. Смысл правила очень простой. В те времена, в III веке, не было ещё общей для всех христиан традиции празднования Пасхи. Египетская церковь праздновала Пасху по своему календарю, Римская – по своему, Малоазийские церкви – по другому календарю. Каждый высчитывал Пасху по-своему. И это давало повод язычникам оскорблять христиан: “Как же, ваш главный праздник, а вы не знаете, когда это случилось!”. Потом, в IV веке, I Вселенский Собор принял единую дату празднования Пасхи для всех – традиция Римской церкви была распространена на все остальные. Ну, а теперь представьте себе: во-первых, даже не каждый человек знает, когда именно празднуется Пасха, потому что он, скажем, находится в путешествии. У него в Александрии, скажем, в этом году Пасха должна быть 20-го апреля, он едет путешествовать в Рим, приезжает в Рим 15-го апреля, надеясь, что ещё 5 дней он попостится до Пасхи, а в Риме уже 10-го апреля Пасху встретили. Получается, что он остался без Пасхи в некотором смысле, без поста, без сострастия – сострадания Господу, распявшемуся ради нас.

http://pravmir.ru/o-velikom-poste/

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Двенадцати лет преподобный Макарий Унженский покинул дом и ушел в Печерский монастырь. Родители искали его повсюду и плакали неутешно. Через три года случайно от инока узнали они о месте пребывания сына. Отец его пришел в монастырь и со слезами просил настоятеля показать ему сына. Но Макарий ответил: «Отец мой – Господь Бог . Невозможно нам видеться здесь, на земле, ибо Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 )». Отец плакал и говорил: «Сын мой, я плачу от радости о Твоей вере, но покажись мне и утешь меня». Но юный инок остался тверд, тогда отец сказал: «Сын мой, спасай душу твою и молись о нас Господу, да и мы твоими молитвами будем спасены» (85,347). ВТОРНИК. Ин. Зач. ЗЗ. (8,51–59) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах (33,179). Заповеди Божий есть Жизнь Вечная (31,186). Как по телу несовершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и несовершенен, чего недостает ему; так нерадящий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже несовершенен по причине сего недостатка (1,256). Каждый из нас может исполнять трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителями, открывает пред Богом всяческих (1,339). Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах Святыни (3,308). Заповеди Божий надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот хотя, по-видимому, исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога… Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога (3,325). Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшее, но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном (3,351)… Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прямое происхождение сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории масленицы в составе постной Триоди содержатся  у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова (СПбДА) . 1. О разных сроках Великого поста В сути вещей история происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа, — поститься в тот день, когда отнимется у них Жених , мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих —даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи» . Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение. В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще 7 дней . Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» и в постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте прп. Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, не возможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» . В целом, традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной Седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться 3, 6, 7 или даже 8 недель. Так, по описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в Риме постились 3 недели, в Элладе и Александрии – 6 недель, наконец, в Константинополе - 7 недель . Страстная седмица или включалась в число постных дней, как, например, в Палестине , месте появления традиции святой 40-цы,  или исключалась, как например у Михаила Пселла, который насчитывал 48 дней , или у прп. Неофита Затворника, который исчислял общее время поста 47 днями . При этом в выходные дни или не постились, или делались определенные послабления.

http://bogoslov.ru/article/4446196

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому Великой Пятницы, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и часто понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам " праздновать воспоминание Его Смерти, т. е. Пасхи " . У Тертуллиана " Пасхой " называется день Распятия и Крестной Смерти (Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps.-Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются Страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю (Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово " Пасха " понимается как производное от греческого глагола paschein (страдать) (напр., Мелитон. О Пасхе. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40.1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V. 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Обетование о ниспослании Святого Духа Христос повторил апостолам и в самый дань Своего вознесения: через несколько дней после сего (вознесения)... вы приимете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой ( Деян. 1:5, 8 ). Во всех этих словах Христа мы видим не только заботу Его о Своих учениках, но и указание на то, что в нашем спасении вслед за Христом принимает участие и Третье Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой. Значит, не только Христос, хотя и вознёсшийся, будет пребывать с нами до скончания века, как обещал ученикам Своим ( Мф. 28:20 ), но и Святой Дух благодатными дарами Своими будет всегда в Церкви Христовой, «немощная врачуя и оскудевающая восполняя». Это Ему мы вновь запоём в день святой Пятидесятницы: «Прииди и вселися в ны». Братия и сестры! В сегодняшний праздник Вознесения Господня мы духовно радуемся и торжествуем. Сердца наши вслед за вознёсшимся Христом устремлены на Небо, туда, где наш Отчий дом, где подлинная родина наша. Рано или поздно, но неизбежно всем нам надлежит отправиться туда. Там встретит нас не только Отец Небесный с ангелами и святыми угодниками, но встретят и все родичи наши, «от века» умершие и переселившиеся туда, где «жизнь бесконечная». Мы всего лишь «странники и пришельцы» на земле сей, взыскующие «грядущего града». Небо – центр наших тяготений, единение с Отцом Небесным – вожделенная наша цель жизни. Но сегодня сердца наши преисполнены ощущением теснейшей связи неба и земли. Под своими ногами мы сегодня особо чувствуем землю нашу с её заботами и скорбями, о её делами добрыми и худыми, а над головой нашей радостно чувствуем открытое благодатное небо, где нас ждёт правда и милость Божия. Для нас сегодня весьма дороги и земля и небо. Земля потому, что на ней Сын Божий совершил наше спасение, и от этой земли Он сегодня (по воспоминаниям праздника) вознёсся к Отцу Своему, и на эту же землю, на Церковь Христову, через несколько дней снизойдёт благодать Духа Святого (по воспоминаниям праздника святой Троицы). Открытое, благодатное небо нам дорого потому, что именно там завершится и определится всё то, что творится нами на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

8. Роман Шляхтин «Что-то пошло не так: причины падения Константинополя» Лекция посвящена трагическому финалу отношений византийцев крестоносцев. В 1204 году крестоносцы взяли столицу Византии: одна из главных трагедий византийской истории и символ распри католиков и православных. Однако всего за тридцать лет до этого византийский император Мануил Комнин прекрасно ладил с королем Иерусалима и едва ли не собирался в Крестовый поход. Что же привело к тому, что отношения между византийцами и крестоносцами так резко испортились? 7. Елена Демидова «Теория и практика ненасилия» Как может быть использовано ненасилие в нашей обычной повседневной жизни? Чем мы должны пожертвовать ради достижения справедливости? Что поможет нам успешно достигнуть своих целей, оставаясь при этом в нравственном поле? Елена Демидова расскажет о ненасилии у Мартина Лютера Кинга, Махатмы Ганди, Льва Толстого и Ивана Ильина. 6. Лекции священника Алексея Агапова о Пасхе и Страстной седмице Две лекции отца Алексея попали в топ:  «Пасхальная радость» — лекция о том, как воспевает Церковь в Пасхальных гимнах Воскресение Господа, христианскую надежду и радость; «Страстная седмица как праздник» — мы приглашаем вас вместе с нами задуматься о смысле слова «праздник» в приложении к Страстным дням, внимательно вслушаться в евангельский рассказ и церковные песнопения о крестном пути Спасителя. 5. Лекции Марины Филоник Марина Филоник, христианский психолог,  прочитала для “Предания” множество лекций, почти все они попали в топ: о православных неврозах , о самооценке и любви к себе , о прощении , о пользе и вреде интеллекта , о жизненно важном выборе , о отношении к страданию . 4.  Петр Дмитриевский «Страсть и зависимость: в чём различие и как бороться» На этой лекции мы постараемся «перебросить мостик» между аскетикой и психологией. Обсудим соотношение зависимости и страсти — в частности, уныния, тщеславия, гордости, — признаки, по которым их можно различить, и пути преодоления, подходящие для современного городского жителя.

http://blog.predanie.ru/article/top-12-l...

Что касается исчисления постных дней Четыредесятницы, то в этом вопросе в разных Церквах была различная практика. Так, Евсевий в своем сочинении «О Пасхе» исчисляет пост в шесть недель, включая сюда и Страстную; таким образом, по нему, получается 42 постных дня, из коих 40 составляют Четыредесятницу, а два дня – Пятница и Суббота нашей Страстной недели – дни собственно предпасхального поста. Другой памятник – «Постановления апостольские» – говорит: «Да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи (т. е. Страстную), в оную со страхом и трепетом поститесь, начиная со второго дня (т. е. с Понедельника) до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В Пятницу же и Субботу совершенно поститесь… Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:20 ), а Он в эти-то дни и был отнят у вас» 4 . Наконец, западная паломница Сильвия Аквитанка, посетившая в IV веке Иерусалим, пишет об иерусалимском исчислении Четыредесятницы: «Здесь перед Пасхой соблюдаются восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни вокресенья и в субботу не постятся, за исключением одного (т. е. Великого) Субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который поститься необходимо… Итак, из восьми недель, за вычетом восьми воскресений и семи суббот, остается 41 день, проводимый в посте» 5 . Разнообразие исчисления Четыредесятницы существовало до IX века, и результатом его явилась сырная седмица, имеющая, с одной стороны, великопостные поклоны, а до XIV века-и литургию Преждеосвященных Даров 6 , с другой – разрешение на «сыр». Другим следом этого разнообразия является пение на вечерне в Пятницу шестой седмицы поста стихир «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», тогда как отпуст за всю Четыредесятницу с чтением молитвы «Владыко многомилостиве» и чин прощения «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице» по уставу отправляется по окончании чина изобразительных в Среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В храмах начинают совершать великопостные службы . В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем . В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число. По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу (еще одно название Великого поста) со скрытыми обидами и недоговоренностями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы и пожать плоды от своего покаяния : простите ближним согрешения их перед вами». Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день (отсюда и название — Четыредесятница). Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно (даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца), сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе!», которые прозвучат в 2024 году в ночь с 4 на 5 мая. Первые дни Великого поста

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010