Дорога к Пасхе . [Великий пост — время особых возможностей. Возможностей  по особому взглянуть на свою жизнь, свою душу, свои отношения с ближними и Богом. В подборке «Фомы» - лишь некоторые из тех смысловых точек в календаре Великого поста, через которые важно пройти по дороге к Пасхе.  Подробный календарь поста вы можете найти на сайте foma.ru (QR-koд -ссылка  указана в публикации). Представленный здесь маршрут движения к Пасхе включает и четко характеризует следующие события и даты: 1 марта. Прощеное воскресенье ; 2-5 марта. Читается канон Андрея Критского ;  4 марта. Первый раз во время Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров (названы также все даты Великого поста 2020 года, когда будет отслужена такая литургия);  8 марта. Торжество Православия ; 14 марта. Первая родительская суббота Великого поста (поминовение умерших совершается так же в третью и четвертую субботы — 21 и 28 марта); 22 марта. Крестопоклонная неделя ; 4 апреля. Суббота Акафиста. Накануне, в пятницу (3 апреля) вечером читается Акафист Божией Матери. Согласно Уставу, этот Акафист читают только раз в году; 12 апреля. Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица ;  Завершает перечень — 19 апреля. Светлое Христово Воскресение )]. Фото Георгия Федоренко//Фома. - — март 2020. - С.32-33. - (раздел « Вера »). См. также : 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова //Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл. Великий пост: опыт возвращения в рай . Из слова в Прощеное воскресенье после литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, 26 февраля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Адам и Ева снова в Раю. Графика Елены Черкасовой//Фома. - — март 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Антипа ( Кириллов ) . 3.08.1870-7.03.1938. Ил.: Иеромонах Антипа (Кириллов). Фото сделано в Таганской тюрьме после вынесения смертного приговора; Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон, 1917. Фото французского армейского фотографа; Письмо преподобномученика Антипы на Афон. 1933. Фото с сайта прихода Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево tatarincevo.ortox.ru; На фото во втором ряду — монах русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Антипа (Кириллов). Начало ХХ в. Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне//Фома. - – март 2020. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей… не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом (52,268). СРЕДА Ин. Зач. 18. (6,5–14) О НИЧТОЖНОСТИ ЗЕМНЫХ БЛАГ Живущие духовно невысоко ценят земные блага, потому что опытно изведали оную небесную и неплотскую славу, уязвлены иною неизреченною красотою, имеют часть в ином богатстве, живут по внутреннему человеку, причастны иного Духа (30,43). Невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь, что по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым богатство или целомудренным – здоровье? Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху (1,159). Видимые блага подвергают нас то тем, то другим превратностям: то возносят вверх, то низвергают вниз и кружатся, как в вихре, и прежде, нежели овладеем ими, убегают и удаляются от нас, и, таким образом, играют нами, обманывают нас. Направлено это к тому, чтобы мы, усмотрев их непостоянство и переменчивость, скорее устремились к пристанищу будущей жизни. В самом деле, что было бы с нами, если бы земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? Когда обманчивая приятность и прелесть его держит нас, как рабов, в таких узах, что мы ничего и представить себе не можем лучше и выше настоящего, и это тогда, как мы слышим и верим, что мы сотворены по образу Божию, Который, пребывая на небеси, и нас влечет к Себе (9,22). Горе нам, что мы не умеем предпочитать нетленное тленному и презираем Божественную и страшную правду (30,188). Человеколюбивый Владыка наш, когда увидит, что мы не заботимся о настоящих благах, и их дарует нам с щедростью и наслаждение благами будущими предуготовляет (35,377). Тому же, кто привязан к настоящему, невозможно питать любовь к неизреченным благам будущим, у него пристрастие к настоящему омрачает разум, точно так, как какая-нибудь нечистота залепляет телесные глаза и не позволяет видеть, что нужно (35,385).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иудеи спрашивают, что они должны делать, чтобы творить дело Божие. Смиренный, серьезный вопрос, который показывает, что они, по крайней мере теперь, — в здравом расположении ума, и желают знать свой долг и исполнять его. Недостаточно говорить слова Божии, надо творить дела Божии. У нас должно быть желание делать все, что ни скажет Бог. «Господи, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Ответ Христа предельно ясен: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Дело веры — дело Божие. Они спрашивают о делах Божиих, выражая заботу о многом, но Господь направляет их к единому на потребу: «Чтобы вы веровали». Без веры Богу угодить невозможно. Эта вера — дело Божие, которое ведет ко Христу. Христос говорит им, что Сын Человеческий дает им эту нетленную пищу. Они требуют у Него знамения, чтобы они поверили Ему. Это происходит в Капернауме, где Он совершил множество чудес. Не этих же ли самых людей Он чудесно напитал вчера пятью хлебами? Невозможно быть более слепым, чем тот, кто не желает видеть. Они показывают, что предпочитают чудесную пищу, которую Бог дал Израилю в пустыне всем чудесным знамениям, совершаемым Христом. «Отцы наши ели манну в пустыне», — говорят они. И цитируют Писание: «Как написано: хлеб с неба дал им есть». Как прекрасно могли бы они соотнести это древнее событие с тем, что происходит сейчас! Но мы видим, как они искажают смысл его. Христос обличает их за любовь к этому чудесному хлебу и зовет их не отягощать сердца заботой о пище тленной. Под предлогом возвеличения знамений Моисея они хотят обесценить знамение Христа. Христос дал им эту пищу только однажды, а затем обличил тех, кто следовал за Ним в надежде снова и снова получить ее. Моисей питал свой народ в пустыне в течение сорока лет, и чудесные знамения не были редкостью, но их каждодневной пищей — хлебом насущным. Христос питал их хлебом, взятым от земли — ячменным хлебом, и рыбой из моря, а Моисей питал Израиль хлебом с неба, Ангельской пищей. Эти иудеи высоко говорили о манне, которую ели их отцы. Но отцы их говорили о манне, как читаем мы в книге Чисел, что им «опротивела эта негодная пища» (Чис. 21, 5). Так склонны мы умалять и ставить ни во что явление силы и благодати Божией в наши времена, восхищаясь чудесами, о которых наши праотцы рассказали нам.

http://moral.ru/седмица-3-я-по-пасхе/

Человек — настолько человек, насколько он стремится жить по истине и правде. Хотя он может порой уклоняться от делания добра, он снова и снова, несмотря на свои немощи, возвращается к свету. Живущий истиной желает знать истину и волю Божию, и в нем решимость — исполнить ее, даже если это требует от него отказа от собственной воли. Печать всякого истинно доброго дела — то, что оно совершается через Бога. Наши дела тогда подлинно добры, когда они исполнены крепости Божией, когда мы совершаем их ради Бога. Они причастны Крестной воле Бога, и они будут увенчаны славой Его Воскресения. Среда Ин, 15 зач., 5, 17—24 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Мы слышим ответ Господа на обвинение Его в разорении субботы. Он сказал им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Христос исповедует, что Он — Сын Божий, ясно называя Бога Своим Отцом. В тайне творения мира, промышления о нем и спасения его участвует вся Святая Троица. Тот, Кто все совершает, — Господь всего. И потому Сын Человеческий — Господин субботы. Что же иудеи отвечают на защиту Христом Себя? «Еще более искали убить Его иудеи». За нарушение субботы и за то, что Он Бога называет Своим Отцом. Они изображают ревность о чести Божией и замышляют величайшее преступление против Бога.

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пасхе/

Как мало мы любим церковь , мало заботимся о ней. А можно бы было каждый день что-нибудь для нее сделать. Цветочков ли принести, или убрать, или что иное сделать. 1/14 мая. Пятница Какое единодушие должно быть между христианами! Как они должны помогать друг другу, молиться друг за друга... Какая великая Жертва приносится за Литургией – «о всех и за вся», а мы к ней не стремимся, не влечемся, как будто мы не имеем в ней нужды. А она великая Жертва за нас. Значит, мы не любим ее, не ценим... Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по пас клятва (Гал з, 13). Стремитесь же к этой Жертве – как к чему-то самому вожделенному; в ней всё можем найти – кому что потребно: прощение грехов, радость и все прочее... 2/15 мая. Суббота Как прекрасна невинность: спокойна, чиста, кротка... Какое великое дело совершает священник, принося Святую Евхаристию (Жертву): пресуществляет Тело и Кровь Спасителя – Духом Святым. 3/16 мая. Неделя святых жен-мироносиц ...Люди спят, но нам надо рано стремиться на Гроб Спасов (к Божественному престолу, к Богу, в церковь ) – подобно женам-мироносицам, бегущим ко Гробу Спасо- ву, подобно Петру и Иоанну апостолам. Но услышим ли и мы из этого Гроба Христа Жизно- давца: «Радуйтеся»? Или еще что-либо? На Литургии хор – на земле, из людей, славящих Господа, – уподобляется ангельскому, который славит Господа на небе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея...» Седмица 3-я по Пасхе 4/17 мая. Понедельник Какое общество должно быть у монахов, чтобы жить мирно! 5/18 мая. Вторник Священник всякий раз, служа Божественную Литургию, обещает любить Господа – целуя дискос и чашу и произнося слова: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое». Перед малым входом священник молится, чтобы Господь сотворил вход Ангелам быти... Конечно, невидимо и бывает. А священник несет Евангелие, символизируя шествие Господа на проповедь! Сколько здесь может рождаться мыслей у священника о проповеди – все, что содержит в себе Евангелие, которое он несет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите (встречайте). Христос на земли – возноситеся. Пойте Гóсподеви (Господу), вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися (прославился).» Теперь обратимся к 9 песне канона. «Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.» Тексты эти писались по-гречески, и на этом языке «преславное» произносится как «парадоксон» — парадокс, слово которое очень хорошо подходит к празднику Рождества Христова. Это праздник величайшего парадокса, чего-то противоречивого, странного, невозможного, и эта противоречивость и странность будет описываться во многих текстах. Один из этих текстов – девятая песнь Рождественского канона, которая наполнена противоречиями. Следующим шагом, приближающим нас к празднику Рождества Христова, является его предпразднство – пять дней с 20 по 24 декабря. Оно проходит под знаком ожидания Рождества и гимнографически воспето в соответствующих текстах: «Готовися, Вифлееме! Отверзися всем, Эдеме! Красуйся, Евфрафо! Яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается прежде падший возставити образ (Тропарь предпразднства)». Перевод: «Готовься, Вифлеем, – открыт для всех Эдем! Евфрафа (Мих. 5:2), будь украшен, ибо Древо жизни в пещере от Девы процвело. Ибо мысленным (т.е. духовным) раем явилось Ее чрево, а в нем – божественное насаждение, от которого, вкушая, будем живы, и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, чтобы восстановить прежде падший образ (Божий)» Следует отметить, что дни предпразднства Рождества Христова идейно перекликаются со Страстной седмицей, которая предшествует Пасхе. Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет, что Бог умалил себя до того, что стал человеком и принял крестную смерть. Страстная седмица – это снисхождение Бога-Человека до крестной смерти. Путь умаления Божества до крестной смерти начинается с Боговоплощения.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 24. Праздники цветной Триоди Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня поговорим о праздниках Цветной Триоди. Сразу скажем, что все богослужение этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха формально нет, но нет его технически, т.е. эту книгу мы в руки не берем, однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные. Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной. С недели Фоминой начинаются песнопения из Октоиха 1го гласа, а далее гласы идут в последовательном порядке чрез остальные недели по Пасхе (в 3ю — 2й глас, в 4ю — 3й и т. д.). В изменяемой части богослужебного круга на первом месте стоят тексты праздника. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, (воскресенье). Что вспоминалось в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы. Так, вся 2я седмица по Пасхе, посвящается попразднству недели Антипасхи. Об Антипасхе (2я неделя по Пасхе) мы вчера поговорили достаточно. И хотя вы уже знаете, что каким являются праздники Триоди Цветной (из домашнего задания), однако думаю, не лишним будет их проговорить. Перечислим другие праздники: 3я неделя по Пасхе — неделя жeh-мvpohocuц. В эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения Господа Иисуса Христа и Его воскресения: свв. праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, испросившие у Пилата тело Господа для погребения, и жehы-мvpohocuцы. 4я неделя по Пасхе именуется неделею разслабленного, того самого который 38 лет лежал при овчей купели в Иерусалиме и получил от Господа исцеление. 5я неделя по Пасхе — о самаряныни, той самой св. Фотины (20 марта), которой Господь у колодца открыл истину о Себе. 6я неделя по Пасхе о слепом от рождения, которого Господь чудесно исцелил.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 32. (8,42–51) О ЛЮБВИ К БОГУ Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг: оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (5,84). Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, – о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, но вознамерится иметь попечение во втором, внешнем только служении, то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво… (24,337). Если кто не возблагодарит Бога от всего сердца, то не сподобится увидеть Его таинственно чрез откровение Духа Святого, – не имеет Его и Главою своею, но есть тело умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное жизни всех – Христа (58,416). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы, разумею: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (20,277). Какая мера любви к Богу? – Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией (5,266). Время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь (15,344). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138). Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (23,174). Когда кто воспламеняется любовью к Богу, то уж не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет свой взор к небесным предметам, чтобы их созерцать и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели (35,294).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010