Раздел IV Богослужение Глава I Некоторые особенности богослужения Православной церкви Богослужение и богословие Литургический язык Литургический церемониал. Архиерейское богослужение Церковный календарь Богослужебные круги и богослужебные книги Глава II Богослужение суточного круга 1. Формирование суточного богослужебного круга Тайная Вечеря Евхаристия в ранней Церкви Евхаристия в ранневизантийский период Неевхаристические богослужения суточного круга Развитие христианской гимнографии Богослужение в Константинополе Монашеский характер православного богослужения 2. Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня Повечерие Полунощница Утреня Часы 3. Божественная литургия Проскомидия Начало литургии оглашенных Малый вход и Трисвятое Литургия слова Начало литургии верных. Великий вход Приготовление к евхаристическому приношению Целование мира и Символ веры Евхаристический канон в литургии Иоанна Златоуста Евхаристический канон в литургии Василия Великого Преложение Святых Даров: богословские аспекты Ходатайственная молитва Приготовление к причащению. Молитва Господня. «Святая святым» Причащение Завершение литургии Литургия Преждеосвященных Даров Глава III Седмичный круг богослужения 1. Формирование седмичного богослужебного круга 2. Воскресное и вседневное богослужение Воскресное богослужение Вседневное богослужение Глава IV Годовой Круг богослужения 1. Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век Отцы IV века о церковных праздниках Развитие годового богослужебного круга после IV века 2. Богослужение от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы Воздвижение Креста Господня Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 3. Рождественский цикл Рождественский пост Рождество Христово Обрезание Господне Богоявление Сретение Господне 4. Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Подготовка к Великому посту Великопостное богослужение. Молитва Ефрема Сирина Богослужение первой седмицы Великого поста. Великий канон Воскресенья Великого поста Благовещение Пресвятой Богородицы Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица 5. Пасхальный цикл Воскресение Христово. Пасха Недели по Пасхе Вознесение Господне Пятидесятница 6. Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов Преображение Господне Успение Пресвятой Богородицы Глава V

http://pravoslavie.ru/32616.html

Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова за активное участие в церковной жизни. Георгиевский кафедральный собор построен в преимущественно русском стиле. Собор имеет три этажа, на самом верхнем расположен центральный придел в честь великомученика Георгия, по бокам — приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. На среднем этаже расположены приделы в честь Иверской иконы Божией Матери, мученицы Татианы и преподобного Александра Свирского. На нижнем этаже находится крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи. Собор имеет благолепное внутреннее убранство, при создании иконостасов воспроизводились стили трех различных эпох христианской истории. Святыни собора: частица мощей святого Георгия Победоносца, преподобного Александра Свирского, великомученика Пантелеимона, блаженной Матроны Московской, преподобного Антония Оптинского и мученицы Татианы. В соборе находятся списки со всех Богородичных икон Святой Горы Афон, выполненные афонскими монахами. Храмовые иконы св. Георгия Победоносца и Божией Матери «Иверская» также привезены со Святой Горы. 7 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершен чин основания храма, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Собор был построен стараниями благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) и главы Одинцовского района А.Г. Гладышева. На закладке присутствовал губернатор Московской области Б.В. Громов. 9 сентября 2007 года митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения храма. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 8 апреля/(26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/5991891.ht...

Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь на земле помазание Своего служения, — пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение о избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш. «И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Мы тоже призваны услышать голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушайте Его». Этот голос должен проникнуть в нас, чтобы нашим крещением мы стали причастниками смерти и Воскресения Христова. И мы тоже можем теперь именоваться Его сынами. Бог избрал с самого начала грешников свидетелями Своего явления. Он не позвал в пустыню (ибо это было, несомненно, пустынное место) книжников, богословов, ученых — тех, кто мог в своих трактатах горделиво потом рассуждать, что они за праведность и просвещенность свою сподобились особенных откровений. Свидетели этого явления, несравненно более важного, чем на Синайской горе, — грешники, нищие. Мы избраны как нищие, как грешники, а не как праведники. Мы избраны как грешники, чтобы быть свидетелями явления Бога, трижды Святого — Отца, Сына, и Святого Духа. Каждый из нас даром крещения стал новым человеком — по благодати Духа Святого, Который дается верным смертью Господа, и мы совлекаемся ветхого человека. В таинстве миропомазания — помазания святым миром — благоговейное повторение помазания Христова Духом Святым при Его исхождении из вод Иордана. Помазанием святым миром Дух Святой делает нас участниками помазания Христова, дает жить и действовать в нас Христу, помазанному Духом Святым. Вторник Лк, 11 зач., 3, 23—4, 1 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Малхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Аврамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

А как важно следить за тем, что говоришь! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И хотя уста говорят «от избытка сердца», но если избыточествующую там гниль хотя бы не облекать в слова и не выпускать наружу, это будет способствовать обновлению и самого сердца. Ну а потакающий своим страстям, «истлевающий в них» – не остается сам по себе: он «дает место диаволу». И всякое отступление христианина от истины, это не просто его личное дело, не просто его личная ошибка; это – личное оскорбление «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Того же Духа, Который сошел на выходившего из Иордана Иисуса при разверзшихся небесах и свидетельствующем Божьем гласе. И очень важно, чтобы все благие желания проистекали из одного и того же благого источника. Когда наши наставники напоминают о христианских обязанностях, они не просто уговаривают, не просто прельщают чем-то, но всегда указывают на Того, Кто – Начало и Конец, Кто путь и цель жизни: «…прощайте друг другу…» – а почему, собственно, я должен прощать? – А только потому, что «Бог во Христе простил нас». Вторник. О нашей родословной Лк.3:23–4:1 Еф.5:20–26 «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов»… – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен, заканчивая цепочку: «… Сифов, Адамов, Божий». Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда. Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил «еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей» ( Быт.5:4 ). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам не будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (50,505). ВТОРНИК. Мк. Зач. 64. (14,10–42) О ГРЕХЕ – СМЕРТИ ДУШИ Проливай слезы о грехе – это душевный недуг, это смерть души бессмертной (4,73). Хотя каждый дарованный мне Богом член и сам по себе полезен и для полезной дарован цели, однако же грех обратил его для меня в оружие смерти (11,305). Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (12,193). Грехи, имея в себе скрытую погибель, желательными кажутся на первый взгляд по какому-то обольщению для неосмотрительных, столько же привлекательными, сколько и дело доброе (для внимательных) (14,158). Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (31,87). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное (31,192). (Малыми) грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол (22,33). Если уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние, напротив того, сколько бы раз не был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (24,76). Трепещи, грешник, грядущего Суда; со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (35,305). Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти (24,112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению, и грех бежит от тебя (25,155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бессмысленно говорить о последующем, если не усвоено предыдущее. Например, если человек не признает Богооткровенности Писания, бесполезно в разговоре с ним ссылаться на Писание как на авторитет. Если человек не признаёт Священного Предания, то напрасно мы будем доказывать святость тех или иных обычаев Церкви. И если человек даже не верит в существовании Бога как Творца Вседержителя, то бесполезно говорить и о суде, и о добре и зле, и о промысле Божием, да и вообще обо всём. Да, поможет нам Господь в наших беседах о Божественных вещах соблюдать такую постепенность, чтобы вместо душевной пользы не подавать повода для пустословия, насмешки и богохульства. О послушании и непослушании Среда Мф. 21:28–32 1Кор. 16:4–12 Сегодня мы слышали коротенькую питчу об одном человеке, у которого «было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моём! Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись пошёл. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошёл». Обратим внимание, как ответил первый. Он не сказал «не могу», или «сейчас не могу», или «не могу по такой-то причине». Он прямо сказал «не хочу!» А когда человек говорит: «Не хочу», – тут нечего возразить, нечего уточнять, нечему помочь. «Не хочу» – это прорыв человеческого эгоизма сквозь все Божеские и человеческие преграды. А второй – с какой готовностью согласился! Своими устами он назвал отца «государем», то есть исповедал полное признание его власти над собой, показал свою преданность и благочестие. И вдруг первый, «раскаявшись, пошёл»; второй просто взял, да и «не пошёл». Тот, кто грубо и нагло воспротивился, вдруг совершил великую победу над собой, совершил великий труд ещё даже до начала работы в винограднике. А тот, кто казался послушным и верным, вдруг стал последним предателем. Рассказав эту притчу. Господь спросил у фарисеев: «Который из двух исполнил волю отца?» Фарисеи ответили: «первый». И так ответил бы каждый. Кроме разумеется, самого этого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Епископа оплакивают прихожане, вдова и 13 его детей, оставшихся без отца. Он курировал богослужебную и богословскую деятельность в 17 церквях этого региона. По словам его вдовы, священник активно проповедовал христианское учение среди местных мусульман и преуспел в обращении многих из них в христианство, не оставляя их своими духовными заботами в новой вере. «Многие мусульмане возмущались его проповеднической службой, обвиняли в обмане своих собратьев-мусульман и угрожали страшной местью, если он не прекратит обращать правоверных в христианство», — рассказала вдова. 4 июня пара принимала у себя в храме бывшего мусульманского вероучителя, который свидетельствовал о том, что обратился к вере в Христа в их церкви, сообщила Кристин Обо. «Эта встреча проходила в пятницу после обеда, а несколько мусульман проходили мимо церкви, услышали его речь на арабском языке, заинтересовались происходящим и заглянули в храм, — вспоминает вдова. — Они были поражены и разгневаны, заслышав, как он возносит хвалы Иисусу как Господу своему. Они быстро ушли, и я не сомневаюсь, что после того они донесли о происшедшем своим руководителям, а те и приговорили моего мужа к смерти». Благотворительная служба церкви также возмущала и расстраивала мусульман — особенно когда храм подарил бывшему шейху (обращенному исламскому вероучителю) свинью. Это была благотворительная помощь в рамках проекта содействия малому животноводческому бизнесу, который, как планируют его руководители, в свою очередь пополнит пожертвования в развитие церкви. Нападение стало последним в хронике случаев преследования христиан в Уганде, документально зафиксированных изданием Morning Star News. Конституция Уганды и другие законы защищают свободу вероисповедания, в том числе право на свободу проповеди своей веры и обращения в иную веру. Доля мусульман в населении страны не превышает 12%, и особенно невелика в восточных провинциях страны, в одной из которых и погиб епископ. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5823393.ht...

23 ноября 2015 года Седмица 26 по Пятидесятнице. Апостолов от 70 Ераста, Олимпа, Родиона и иных. Мученика Ореста врача. 24 ноября 2015 года Великомученицы Мины. Мученика Виктора и мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита. 25 ноября 2015 года Святого Иоанна Милостивого. Преподобного Нила Мироточивого. Иконы Божией Матери «Милостивая». 26 ноября 2015 года Святого Иоанна Златоуста. Мученицы Манефы. 27 ноября 2015 года Аппостола Филиппа. Святого Григория Паламы. 28 ноября 2015 года Мучеников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского. Начало Рождественского поста . 29 ноября 2015 года Неделя 26 по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Матфея. Рождественский пост. 30 ноября 2015 года Неделя 27 по Пятидесятнице. Святого Григория Неокесарийского. Преподобного Никона Радонежского. Рождественский пост. В какие дни можно венчаться: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 23 и 25 ноября 2015 года Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-n...

Однако, нужно сказать, ежедневное Причащение на практике существовало недолго. С IV века и даже ранее этого оно стало лишь идеалом христианской жизни. Уже у святого Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для Причащения, был день воскресный, или, как называет его святой Иустин, «день солнца» (Аполог. I, с. 92). Еженедельное Причащение в воскресные дни сделалось потом обычаем, имевшим место в продолжение многих последующих веков. Самый день воскресный назывался днем Хлеба, ибо в сей день, изъясняет святой Иоанн Златоуст, во всем христианском мире был преломляем Хлеб (Беседа 5-я, о воскресении). Из «Луга духовного» Иоанна Мосха (f 622) можно усмотреть, что и в его время был еще в силе обычай причащаться в воскресные дни (см. главы 86, 106 и 161). Кроме воскресного дня, временем, когда христиане все старались принять Святые Дары, были дни памяти святых мучеников и день Пятидесятницы (Ветринский, с. 264). В Каппадокийской Церкви при Василии Великом христиане причащались 4 раза в неделю: в день воскресный, среду, пяток и субботу (Письмо к Кесарии, 89). А из 49го правила Лаодикийского Собора видно, что верующие во время поста каждую неделю дважды приобщались Святых Таин, во всякое же другое время чаще. Временем, когда древние христиане по преимуществу духовно наслаждались Святыми Тайнами, была также седмица Воскресения Христова. Во всю эту седмицу, как это можно видеть из 66го правила Шестого Собора, верующие каждодневно причащались. Но и этого частого Причащения, нужно думать, придерживались опять таки не все христиане, а лишь лучшая часть их. По крайней мере святой Иоанн Златоуст (Беседа 5-я на 1-е Послание к Тимофею.) и святой Амвросий (см.: О таинствах, кн. 5, гл. 4) обличают тех, которые однажды в год причащались. К таинству Евхаристии, впрочем, говорит Златоуст, можно приступать недостойно, хотя бы и однажды в год. Чистота совести должна делать для нас время благоприятным к тому, чтобы приступать к святой трапезе. Из этих слов святого Иоанна Златоуста можно заключить, что уже в его время христиане уклонялись от Причащения под предлогом недостоинства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2740...

Нет ничего труднее молитвы. Ученики видели, как молится Господь, и просят Его научить их молиться. И Господь открывает им тайну Своей молитвы, приглашая их молиться этой молитвой. Подобно Ему, они могут говорить или, вернее, дерзать говорить: «Отче наш». Не существует иного пути к молитве, кроме вхождения в молитву Господню. Только Он — путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6). Все, кто пытается молиться, должны идти через Него. Пусть знают все — те, кто знает Христа, и те, кто не знает Его, даже, может быть, до сих пор не слышав о Его имени, — все должны идти путем, открывающимся в молитве Господней. Только в Нем они могут называть Бога Отцом. Эта молитва содержит слова, которые мы знаем наизусть и произносим многократно каждый день. В них — самая суть Благой Вести: имя Бога, явленное Христом, приблизившееся Царство Небесное, воля Отчая, исполняющаяся на земле. И в них — прошения о том, что составляет непосредственную заботу каждого человека: хлеб на каждый день, прощение грехов, страшные угрозы искушений и зла. Эти слова вводят нас в самые глубины нашей жизни, открывая молитву, с рождения сокрытую в каждом человеческом сердце. Как всякое слово Божие, слова молитвы «острее меча обоюдоострого», и «проникают до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Этим намерениям, живущим в нашем сердце, нет числа, и мы так мало их знаем. Но наш взор должен быть устремлен к небу — туда, где Отец наш, мы должны искать прежде всего Царства Его, в несомненной надежде, что все остальное будет дано нам. «Отче наш, сущий на небесах» — и это значит, мы должны приходить с нашими молитвами к Богу, как дети к Отцу, Отцу нашему и Отцу всех людей. «Да святится имя Твое». «Господи, Боже наш! — говорит Псалом. — Как величественно имя Твое по всей земле!» (пс. 8, 2). В Священном Писании имя — не просто имя, в нем — вся личность того, к кому мы обращаемся. Но как будет святиться имя Отчее, то есть признаваться людьми святым, если мы не будем устремляться к нему, чтобы быть святыми?

http://moral.ru/20/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010