24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

18.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Сегодня, 15 апреля, у православных началась пятая седмица Великого поста 2024 В понедельник 15 апреля у православных христиан началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Эта седмица выделяется тем, что традиционно на утрени ее четверга (обычно в храмах – в среду вечером) совершается особая служба – «Стояние Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.). Эта женщина является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника. На утрени в субботу этой же недели в храмах совершается Суббота акафиста – особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу…. 15.04.2024 Сегодня, 14 апреля, в четвертую Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника 14 апреля, в четвертую Неделю (воскресенье) Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.). Святой Иоанн посвятил всю свою жизнь монашескому подвигу, явив собой один из высших образцов этого служения. Главной его заслугой стал монументальный духовный труд – «Лествица» (лестница), в котором он сумел показать правильный путь восхождения человека от страстей к духовному совершенству. Степени «Лествицы» – это продвижение человека к совершенству, которое достигается не сразу, а постепенно, по слову Самого Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). В связи с этим, воспоминание Иоанна Лествичника Великим постом, помимо… 14.04.2024 Сегодня, 13 апреля, Церковь отмечает третью Родительскую субботу Великого поста 2024 Третью Родительскую субботу Великого поста 2024 года – особый день поминовения усопших – отмечает Православная Церковь 13 апреля. Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника, – соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6 апреля) совпала с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому заупокойное богослужение было отменено. В цело же в эти дни можно прийти…

http://foma.ru/themes/velikij-post

13.04.2024 13 апреля Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу 2024 В четвертую субботу Великого поста 2024 года, 13 апреля, Православная Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу – особый день поминовения усопших. Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах – великопостные Родительские субботы – совершается во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6… 10.04.2024 Сегодня, 8 апреля, у православных началась четвертая седмица Великого поста 2024 В понедельник 8 апреля началась четвертая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. В субботу на этой седмице, 13 апреля, будет отмечаться третья великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших. В воскресенье 14 апреля Церковь отпразднует память автора монументального духовного труда «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.), посвятившего всю свою жизнь монашескому подвигу. Напомним, что основной акцент Великого поста – усиленная борьба человека со своими страстями, посещение храма и великопостных богослужений, усиленная молитва, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, совершение дел милосердия. В плане питания на время поста верующие воздерживаются от употребления определенной пищи – мясной, молочной… 08.04.2024 Сегодня, 7 апреля, православные празднуют Неделю Крестопоклонную 7 апреля, в третье воскресенье Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует Неделю Крестопоклонную (по церковному, Неделя – это и есть воскресный день, а собственно семидневную неделю называют седмицей). По установившейся традиции, Крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Украшенный Крест выносится из алтаря, ставится посреди храма и находится там до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Часто спрашивают: почему орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах,…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Седьмая часть представляет собой трактат «Учение молитве», содержащий теоретическое введение и описание приемов совершения Иисусовой молитвы, а также описание благодатных действий, возникающих при её совершении. На последнем листе рукописи имеется запись: «Выписки из православных отцев Греческой Церкви о внутренней молитве собраны недостойным Арсением, 1827 года, в марте месяце, в бытность в Симонове. Начаты с 8 марта, во вторую седмицу Поста, на другой день после горения убогой моей келлии» 8 . Дата начала работы над «Трактатом о молитве» (8 марта, вторая седмица Поста), указанная в записи, является ошибочной, поскольку в 1827 году вторая седмица (неделя) Великого поста приходилась на 21–27 февраля, а 8 марта было вторником четвертой седмицы Великого Поста. Устранить ошибку переписчика и уточнить дату составления «Трактата о молитве» позволяет запись, находящаяся в автобиографических «Записках для моей грешной, окаянной и слабой памяти», составленных в 1824–1828 гг. неким Валентином Троепольским, насельником московского Симонова монастыря. Среди событий 1827 года отмечено следующее: «Того же лета, на третией седмице Святого Поста, во вторник, посещён искушением, открывшимся попущением Божиим в горении убогой моей келлии. После чего собирал книгу о Иисусовой молитве, каковая за благословением моего благодетельного старца и окончана 4 марта. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по милуй мя грешного!» 9 . В 1827 году вторник третьей седмицы Великого Поста приходился на 1 марта. Таким образом, «книга об Иисусовой молитве» (то есть «Трактат о молитве» из «Подвижнического сборника») была составлена 2–4 марта 1827 года. Совпадение содержания этих двух записей приводит к выводу, что они относятся к одному и тому же событию и написаны одним и тем же лицом. Следовательно, составитель автобиографических заметок Валентин Троепольский, который поступил в московский Симонов монастырь в мае 1825 года и у которого 1 марта 1826 года загорелась келья, и «недостойный Арсений», составивший в 1827 году в Симоновом монастыре «Трактат о молитве», – одно и то же лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа ( Мф. 16, 18 ). Чин Православия 402 , который состоит, в основном, из молебного пения, совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери. После обычного начала читается псалом 74, произносится мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75), произносится сугубая ектения и читается молитва об укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований (отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в Православии и возглашается многолетие. Торжество заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон 403 . ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем – «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии – Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее – седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святая и великая Четыредесятница существует со времен апостольских, как видно из 69 правила апостольского, в котором сказано: «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец четыредесять дней (Великий пост) не постится, да извержен будет: аще же мирский человек не постится, да отлучится». Хотя в сем апостольском правиле причина установления Четыредесятницы и не объяснена, но св. Климент, преемник апостольский, в Постановлениях апостольских, книга 5, гл. 12, представляет от себя такую причину: «после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, которая служит воспоминанием жизни Христовой и закона». Посему и Матфей Властарь (под буквою Н, гл. 4), в толковании на показанное апостольское правило, так говорит: «69 правило апостольское повелевает верным сорок дней пред святою Пасхою проводить в посте и воздержании со всяким тщанием, приводя на память те дни, в которые Господь, укрепившись постом, как человек, победил нашего противника». Симеон Солунский на вопрос 52: какой пост Господень? и почему так называется Четыредесятница, когда имеет больше сорока дней, и в каком смысле она есть десятина, и как мы приносим десятину дней? в ответе на это, приводя прежнюю причину, говорит и о другой, именно об одесятствовании, или десятине года нашей жизни. «Мы», пишет он, «постимся тот пост, который постился Господь, то есть называемый святою и великою Четыредесятницею, для очищения нашего, освящения и как начаток и десятину года лета жизни нашей. Итак, этот пост продолжается одинаковое число дней, как и пост Господа нашего, то есть сорок, а за ним одна седмица в память страстей Его. Но Он постился не потому, что Ему пост был нужен; ибо для чего он безгрешному? но постился ради нас. Он сделал это, дабы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное чрез невоздержание и чревонеистовство. Потому-то и святые хранили пост – для разрушения клятвы, последовавшей за невоздержание; потому содержали его и пророки, особенно Моисей, Илия, Даниил и многие другие; потому это высокое дело соблюдалось и апостолами, и иерархами, и преподобными. Посему, по образу поста Спасителя, и нам он дан для разрушения пожеланий чрева, для очищения нашего и восстания. Вот почему, в конце этого поста, нам является не смерть, но восстание безгрешно жившего, постившегося, за нас умершего, воскресшего и нас совоздвигшего с Собою». §5. Первое исчисление дней Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В смысле идейного содержания «С нами Бог…» рассматривается как аналог «Бог Господь…» в чине утрени – в этих стихах прославляется пришествие Господа на землю. Особенно гармонично песнопение «С нами Бог…» воспринимается в составе бдения на Рождество Христово (тем более что часть стихов «С нами Бог…» входит в состав одной из паремий праздника): со стороны может даже показаться, что это – специальное песнопение праздника, а не ординарное молитвословие повечерия. Употребление «С нами Бог…» в чине великого повечерия восходит к древней палестинской традиции: это песнопение уже указано в Часословах IX века, обнаруженных на Синае. Из Палестины вместе с Часословом этот чин перешел в константинопольское монастырское богослужение после IX beka. В византийском монастырском богослужении XI – XIII вв. «С нами Бог…» входило как в последование великого повечерия, так и в состав «среднего» повечерия (которое было сокращением великого и совершалось в случае седмичного богослужения вне периодов поста); впоследствии практика совершения трех видов повечерия (малого, среднего и великого) была воспринята Русской Церковью и сохранялась до XVII века, после же этого времени осталась у старообрядцев, где актуальна до сих пор. Еще один любопытный факт: по-гречески «с нами» — μεθ μν  (меф имон»); из-за этого в средневековой России и «С нами Бог…» называли «мефимон», и вместе с ним так называли весь чин великого повечерия (очевидно потому, что пение «С нами Бог…» является примечательной особенностью великого повечерия). Рекомендуем молитвы Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944).

http://azbyka.ru/molitvoslov/s-nami-bog....

В храме пребывают особо чтимые иконы Божией Матери: «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», «Скоропослушница». Поселок Коммунарка находится в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе. Поселок возник на месте одноименного совхоза, организованного в 1925 году по инициативе Ф.Э. Дзержинского. Совхоз являлся одним из крупнейших сельхозпредприятий бывшего СССР. В 1943 году в непосредственной близости от совхоза на территории бывшей дачи наркома НКВД Г.Г. Ягоды был организован секретный расстрельный полигон НКВД, где были расстреляны, по разным оценкам, от 10 до 14 тысяч человек. В поселке находится Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка». В 2020 году центр одним из первых был перепрофилирован для работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией. Это самая известная, самая современная и одна из крупнейших коронавирусных клиник страны. В период распространения инфекции и весеннего пика пандемии врачи Центра получили уникальный практический опыт оказания медицинской помощи пациентам. Они непосредственно участвовали в формировании протоколов и рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции. Священнослужители храма окормляют больницу, посещая болящих и преподавая им необходимые Таинства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6016167.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010