Об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых Слово в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира О следовании за Господом Три праздника О преображении нашего естества Слово на Успение Божией Матери Из первых проповедей епископа Феодора по возвращении его в Россию Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы О святителе Григории Паламе Слово в Неделю Пятидесятницы Под сенью дома Пресвятой богородицы проповеди епископа Феодора – печерского инока О плотском и духовном обрезании Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Богоявление (Крещение Господне) О христианских добродетелях О даровании благодати Слово на Сретение Господне Слово на день преподобномученика Корнилия, Псково-Печерского чудотворца Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия Слово в Неделю 2-ю Великого поста, на память святителя Григория Паламы Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную Краткое слово в Великий Пяток перед святой Плащаницей Слово о Воскресении Христовом Слово на день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Слово на день памяти святой равноапостольной Великой княгини Ольги Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Духовный дневник Об издании «Духовного дневника» (келейных записок 1934/35–1968 годов) епископа Феодора Часть первая Предисловие Пасхальная Светлая седмица [Вторая половина 1937 – февраль 1938 года] Часть вторая Прощеное воскресенье Пост Великий Святая Четыредесятница Пост есть наслаждение. Светлая седмица Молитва ко Пресвятей Богородице, светлой обители странников бездомных Часть третья Записи, сделанные в России (1956–1968) О пастырстве Духовно-просветительные статьи и заметки разных лет Рождество Христово Великий пост После Воскресения Христова О монашестве I II III О значении Таинства святого крещения Заметки об иконах Против идолопоклонства. Икона – не идол Заметки о Сошествии Святаго Духа и о Вознесении Господнем Приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждый отдельный отрывок колеблется в своем размере от нескольких стихов до нескольких глав, самым длинным является 1-е страстное Евангелие, читаемое на службе 12 Евангелий Ин. 13–18:1 . В литургической традиции эти отрывки называются чтения или зачала, в научной традиции также термином греческого происхождения «перикопы» или лат. lectio, ones. Апракосы известны трех типов: полный, краткий и праздничный. Они различаются объемом включенного в них новозаветного текста. Последний объединяет в себе чтения из Апостола и Евангелия, как они читаются на литургии. § 3. Церковный календарь Церковный календарь и с ним вместе церковная служба состоят из двух циклов, каждый из которых охватывает год целиком, неподвижного и подвижного. Неподвижный цикл по происхождению представляет собою старый римский и затем византийский гражданский календарь, он начинается 1 сентября. Его цсл. название месяцеслов происходит от греч. μηνολγιον. Вторая часть этого слова, образованная от глагола λγω «собираю», лишь по недоразумению переведена на славянский через «слово» (подобное же неудачное название часослов от греч. ρολγιον, лучше часовник). Под числами этого календаря расположены дни памяти святых, событий священной истории. Подвижный календарный цикл, называемый синаксарий, синаксарь (от греч. συναξριον), восходит к еврейскому лунному календарю и начинается днем Пасхи, которая выпадает на одно из пяти весенних воскресений, а именно на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Этот подвижный (пасхальный) календарный цикл делится на пять периодов: от Пасхи до Пятидесятницы (Духова дня) продолжительностью 50 дней; от Пятидесятницы до Нового лета (т. е. нового года), приходящегося на начало сентября, продолжительностью 16–17 недель в зависимости от даты Пасхи; от Нового лета до Великого поста продолжительностью 16–17 недель в зависимости от начала поста (его начало на семь недель предшествует Пасхе); Великий пост продолжительностью 6 недель; Страстная седмица (неделя).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Лк.17:26–37 1Тим.5:11–21 Господь заповедал заботиться о нуждающихся, среди которых особую категорию составляли вдовы. И церковь с самого начала считала своим долгом поддерживать таковых. Книга Деяний рассказывает, как, едва послышались нарекания, что христианами это делается недостаточно усердно, Апостолы сразу избрали семерых мужей. Казалось бы, несложное дело «пещись о столах» ( Деян.6:2 ), но Апостолы избрали людей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 ). Потому что и тут все не просто. Апостол Павел, например, не советует брать на обеспечение церкви молодых вдов. Очевидно, женщина при этом давала обет навсегда оставаться в чине вдовства. А всякий шаг назад всегда – «в противность Христу». И, кроме того, женщины, имеющие достаток и не имеющие забот, «приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят чего не должно». Поэтому Апостол считает, что лучше, чтобы молодые вдовы «вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода для злоречия». Но и пожилых вдов, которые уже не помышляют о браке, Апостол советует принимать с большим разбором. «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим, и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим.5:9–10 ). Она должна была своей жизнью заслужить любовь и безбедную старость. А также – если у нее нет взрослых детей и внуков, которые могли бы ее содержать. А в современной церковно-общественной жизни мы иногда видим, как молодые, чистые сердцем люди, желающие послужить Богу и ближнему, вывешивают объявление о своем намерении. По этому объявлению начинают обращаться люди, самые разные, и чаще – неверующие. И вот, молодой человек начинает ухаживать за таким стариком. Разумеется, совершенно бесплатно. Хотя порой и есть чем заплатить; хотя порой есть и дети, и внуки. Но старик со всеми порвал, потому что всю жизнь любил только себя. Как последняя надежда, дана ему немощная старость, чтобы хоть тут разжал руку, попросил бы у родных помощи и прощения. А усердный христианин лишает его и этой возможности. Сам же часто оказывается на положении раба, которым помыкают, капризничают, и в результате – ни пользы, ни радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Любовь без конца прощает. Принятое прощение расцветает в любви — несравненно превосходя все, на что можно было надеяться. Значит, любовь предшествует прощению? Или, наоборот, прощение предшествует любви? Ни Господь, ни грешница не дают ответа. Одно сопутствует другому, и одно проистекает из другого, и то, и другое — любовь и прощение — неотделимо и навеки связаны друг с другом. Блаженна эта грешница, ибо она обрела то, за что могла быть прощеной, за что могла быть любимой и чем могла любить в ответ, чтобы познать Господа, подобно тому, как она была познана Им. Вторник Лк, 34 зач., 8, 1—3 Тогда проходил Иисус по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Христос «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие». Вся жизнь Спасителя — проповедь благой вести миру. В этом подвиге Господь не знает усталости. Он переходит с места на место, всюду творя добро. Он — странствующий Проповедник, все шире распространяются лучи Его света. Он проходит по городам и селениям, всех Он хочет избавить от мрака неведения. В этом Он дает пример Своим ученикам. Они должны будут пройти через все народы земли, как Он прошел через города Израиля. Он не ограничивается только городами, но идет в селения — к простым деревенским людям. Благая весть Царствия Божия — радость, которую Он пришел дать всем людям. Для всего мира должна воссиять надежда примирения с Богом и преображение в победе над злом и смертью. И с Ним были двенадцать, которые были призваны научиться, что и как проповедовать после Его отшествия. Слово Божие сообщает нам, откуда Господь брал материальные средства, необходимые для поддержания жизни. Он жил, рассчитывая на щедрость близких Ему людей. Там были женщины, которые служили Ему имением своим. Имена некоторых из них называются, но были, как сказано, и многие другие. Большей частью это были те, кто навсегда остался живым памятником Христовой силы и милосердия, — Он исцелил их от злых духов и болезней. В наших интересах — служить и прислуживать нашему Господу, и мы должны быть готовы ничего не пожалеть для Него — даже жизни своей, в случае необходимости. Исполненные благодарности, мы не можем не служить Ему и Его правде — Тому, Кто спас нас и продолжает спасать этим нашим служением.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец. Вторник Мк, 12 зач., 3, 13—19 Тогда взошел Иисус на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть громовы’, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его. Места пребывания Господа весьма характерны — в Евангелии от Марка. Берег моря — место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога — место столкновения Его с врагами. Гора — место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра — в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом.

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец. Вторник Мк, 12 зач., 3, 13–19 Тогда взошел Иисус на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть громовы’, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его. Места пребывания Господа весьма характерны – в Евангелии от Марка. Берег моря – место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога – место столкновения Его с врагами. Гора – место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра – в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь на земле помазание Своего служения, — пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение о избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш. «И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Мы тоже призваны услышать голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушайте Его». Этот голос должен проникнуть в нас, чтобы нашим крещением мы стали причастниками смерти и Воскресения Христова. И мы тоже можем теперь именоваться Его сынами. Бог избрал с самого начала грешников свидетелями Своего явления. Он не позвал в пустыню (ибо это было, несомненно, пустынное место) книжников, богословов, ученых — тех, кто мог в своих трактатах горделиво потом рассуждать, что они за праведность и просвещенность свою сподобились особенных откровений. Свидетели этого явления, несравненно более важного, чем на Синайской горе, — грешники, нищие. Мы избраны как нищие, как грешники, а не как праведники. Мы избраны как грешники, чтобы быть свидетелями явления Бога, трижды Святого — Отца, Сына, и Святого Духа. Каждый из нас даром крещения стал новым человеком — по благодати Духа Святого, Который дается верным смертью Господа, и мы совлекаемся ветхого человека. В таинстве миропомазания — помазания святым миром — благоговейное повторение помазания Христова Духом Святым при Его исхождении из вод Иордана. Помазанием святым миром Дух Святой делает нас участниками помазания Христова, дает жить и действовать в нас Христу, помазанному Духом Святым. Вторник Лк, 11 зач., 3, 23—4, 1 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Малхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Аврамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения. И ныне: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице. Далее все обычное, что совершается на Часах, только без молитв, «Иже на всякое время» и других свойственных каждому Часу: Господи помилуй (40 раз). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Окончание такое же как и в начале, т.е. вместо «Трисвятого по Отче наш» всю Светлую седмицу поется: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (трижды). И отпуст: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Как видим, пасхальные часы, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица. Будут встречасть лишь отдельные стихи из псалмов. В основном все поется. В принципе, как и положено на богослужениях. Любое богослужение состоит главным образом из пения. Так что учите гласы! Но самое интересное, что вышеизложенное последование на Светлой седмице назначается для всех мелких служб, включая 3, 6, 9 часы, а так же повечерие и полунощницу. 2. Где брать необходимые песнопения? Данное последование помещено в Триоди Цветной под названием “О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы”. Триодь цветная вообще содержит все изменяемые молитвословия служб пасхального периода, начиная с первого дня Пасхи и заканчивая неделей Всех Святых, т.е. после Пятидесятницы. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название. Почему еще раз, потому что мы уже выясняли с вами, что “триодион” в переводе означает трипеснец (канон, состоящий из трех песен). И вроде бы здесь не должно возникать вопросов. Но все же пару вопросов имеется.

http://azbyka.ru/video/18-pashalnye-moli...

А как важно следить за тем, что говоришь! «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И хотя уста говорят «от избытка сердца», но если избыточествующую там гниль хотя бы не облекать в слова и не выпускать наружу, это будет способствовать обновлению и самого сердца. Ну а потакающий своим страстям, «истлевающий в них» – не остается сам по себе: он «дает место диаволу». И всякое отступление христианина от истины, это не просто его личное дело, не просто его личная ошибка; это – личное оскорбление «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Того же Духа, Который сошел на выходившего из Иордана Иисуса при разверзшихся небесах и свидетельствующем Божьем гласе. И очень важно, чтобы все благие желания проистекали из одного и того же благого источника. Когда наши наставники напоминают о христианских обязанностях, они не просто уговаривают, не просто прельщают чем-то, но всегда указывают на Того, Кто – Начало и Конец, Кто путь и цель жизни: «…прощайте друг другу…» – а почему, собственно, я должен прощать? – А только потому, что «Бог во Христе простил нас». Вторник. О нашей родословной Лк.3:23–4:1 Еф.5:20–26 «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов»… – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен, заканчивая цепочку: «… Сифов, Адамов, Божий». Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда. Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил «еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей» ( Быт.5:4 ). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010