Существует опасность руководствоваться в духовной жизни не слушанием Бога, а слушанием себя или подобных себе в бесконечных рассуждениях ложного богословия. Есть такие богословы, которые много знают, могут хорошо говорить, но сердце их далеко отстоит от Господа. Человеческий ум сам по себе никогда не может быть основанием истинной веры. Истинная вера никогда не может быть продуктом человеческого, даже самого великого ума. Она — не то, что сам человек открывает, она — дар простого слушания гласа Божия и принятие Его. Вторник Мк, 28 зач., 7, 5—16 Тогда спросили Иисуса фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, их лживость. Обращаясь к знатокам Писания, Он указывает им на Писание. Подлинная нечистота — не обрядового, но нравственного свойства. Фарисеи, до мелочей соблюдавшие предписания обрядовой чистоты, отодвигали на второй план жизненно существенные отношения между людьми. В этом заключалась их неверность Закону Божию. Они ничем не отличаются от отцов, о которых Исаия говорил за семь столетий до Христа: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня».

http://moral.ru/седмица-16-я-по-пятидеся...

Таинственно всякое самоопределение человеческой воли, таинственно и взаимодействие воль. Безусловно, что без Божьей воли не можем ничего творить; но безусловно, что и без человеческой доброй воли Божья воля не будет исполнена. Нужен и тот, кто возвестил бы Божью волю, ибо «как веровать в Того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). Цель же доброго пастыря – чтобы человек сам, добровольно пришёл к Богу; и если человеческой доброй воли не получилось, то бессмысленно и пастырю говорить о своих трудах… И вот – вершина, когда все три воли соединяются вместе, когда ни одна – в начале, ни одна – в конце; ни одна – причина, ни одна – следствие, – когда можно, наконец, удовлетворённо вздохнуть: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо хотя я и просил его, впрочем, он, будучи весьма усерден, пошёл к вам добровольно…» Ведь именно об этом и молился Иисус перед Своими крестными страданиями: «Да будут едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:21 ). О двуедином служении Рождество Богородицы Лк. 1:39–49:56 Лк. 10:38–42, 11:27–28 Почти на все богородичные праздники на литургии читается Евангелие, которое, казалось бы, не имеет прямого отношения к Божией Матери. Читается о том, как Господь однажды был в доме женщины по имени Марфа, и как сестра её Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа не заботилась о большом угощении». А в конце этого чтения присоединяется отрывок из другой главы, где, действительно, упоминается о Божьей Матери, но вроде бы даже и не о славе Её; некая женщина, слушая Господа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», – но Господь ей возразил. Тексты эти далеко не случайны. В Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том, и на другом пути можно спастись, если, трудясь в миру, постоянно укорять себя за нерадение о духовном делании; а, предстоя перед Богом, тем более, постоянно считать себя недостойнее всех. Как у одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый у людей, считаешь себя хуже всех? – А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне?» – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии?» – «Одним из равных». – «А в Константинополе?» – «Одним из бедных». – «А кем бы ты чувствовал себя при царском дворе?» – «Последним нищем», – ответил тот. Вот так и в лучах Божьей славы особенно видна собственная духовная нищета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но этому, – говорят, – будет противоречить конец того же 15-го стиха 23-ей главы книги Левит. Буквально с еврейского этот стих должно перевести: «Отсчитайте себе от дня, следующего за субботой (евр. миммахарат‘гашшаббат), от дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных суббот (евр. шаббат‘от‘)», после чего и должно было праздновать день пятидесятницы. Если, – говорят, – выражение «от дня, следующего за субботою» понимать в смысле – «от дня праздника, в который запрещается всякая работа, как в седьмой день недели», то могло бы случиться, что пятидесятница праздновалась бы не в 50-й день после потрясания снопом. Например, если допустим, что это потрясание совершалось во 2-й опресночный день, т.е. 16-го нисана, и предположим, что это число в каком-либо году случилось в 4-й день недели (по нашему, в среду); то, отсчитывая от этого дня семь суббот, должны будем признать, что праздник пятидесятницы в этом году праздновался не в 50-й день после потрясания снопом, а в 46-й. – Такое недоумение решается тем, что конец 15-го стиха Лев. гл. 15 должно переводить не: «семь полных суббот», а: «семь полных недель, седмиц». Правда, в еврейском тексте в данном месте употреблено слово шаббат‘от‘ – суббот; но слово шаббат (греч. σββατον или σββατα) в Библии нередко имеет значение седмица, напр. Лев.25:8 ; Мф.28:1 ; Лк.18:12, 24:1 ; Мк.16:2 ; Ин.20:1 ; Деян.20:7 ; 1Кор.16:2 . В указанном же месте книги Левит это признать необходимо, так как в ( Втор.16:9 ) закон о празднике пятидесятницы изложен в таких словах: «семь седмиц (евр. шабб‘ютот‘ , а не: шаббат‘от‘) отсчитай себе, начинай считать семь седмиц с того времени, как появился серп на жатве. Очевидно, Лев.23:15 и Втор.16:9 параллельные места и из второго видно, что в первом «суббота» имеет значение «неделя», «седмица» 5 . С какого же дня опресночного отсчитывалось 50 дней до пятидесятницы? Для решения этого вопроса нужно принять во внимание, что закон Моисеев строго запрещал вкушать от плодов новой жатвы до принесения первого снопа пред жертвенником Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

У нечистых духов, без сомнения, столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них, которых простой народ называет фавнами, лесными богами (лешими), бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути… довольствуются только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить мимо проходящих, нежели повредить; некоторые производят ночью безвредные навалы на людей (кошмары); иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить тела только тех, в которых вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы и описаны в Евангелии ( Мф. 8,28 ), от страха которых никто не смел проходить тем путем. Некоторые по ненасытной свирепости утешаются войнами и кровопролитиями. Иные, насыщая сердца одержимых ими гордостью, внушают казаться то величавыми тщеславными великанами, то уничиженными льстецами, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показывать, что они поклоном отдают почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавал, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Так же и в Третьей книге Царств читаем, что один из этих духов говорил: «Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его» ( 3Цар. 22, 22 ). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: «Внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников» ( 1Тим. 4,1  2). Евангелие свидетельствует, что есть и другие роды демонов – немых и глухих ( Лк. 11,14 ; Мк. 9,25 ). Пророк упоминает, что также есть некоторые духи, разжигатели похоти и сластолюбия, говоря: «Дух блуда обольстил их и они блудят, отступив от Бога Своего» ( Ос. 4, 12 ). Священное Писание учит, что есть бесы дневные и полуденные ( Пс. 90, 6 ). О различии их было бы слишком долго подробно рассматривать все места Священного Писания , в которых они пророком называются – кто онокентаврами, кто косматыми, кто сиренами, кто кикиморами, кто совами, кто страусами, кто ежами ( Ис. 13, 21–22; 34,11–14 ), кто аспидом и василиском, кто львом, кто драконом ( Пс. 90, 13 ), кто скорпионом ( Лк. 10,19 ), кто князем мира сего ( Ин. 14,30 ), кто мироправителем тьмы века сего, кто духами злобы ( Еф. 6,12 ). Мы думаем, что эти наименования даны им не случайно, не без намерения, по названиям этих зверей, которые бывают у нас более или менее гибельны, означается их жестокость и ярость, называются именами их по сходству ядовитой злости или главенства, которое доставляет им превосходство их злости, именно: иной получил название зла по причине сильной ярости и свирепости своего зверства; иной – имя василиска по причине смертоносного яда, который убивает прежде, нежели почувствуется, а иной – имя онокентавра или ежа и страуса по причине вялости своей злости (50,303)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По сложившейся традиции сразу после Литургии совершается великая вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш…» и чтением коленнопреклонных молитв. С этого дня верующие вновь могут в церковной и домашней молитве вставать на колени. Три коленнопреклонных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших читаются не вместе, а в разные периоды богослужения, предваряемые особым возгласом диакона «Паки и паки, преклонше колена , Господу помолимся». Духовенство и все молящиеся в храме встают на колени. По окончании молитвы диакон возглашает «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», после чего все верующие встают. На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается память Дня Святого Духа. Вся седмица сплошная, то есть среда и пятница не являются на этой неделе постными днями. Иконография праздника Изображения праздника Пятидесятницы существовали еще в ранней Церкви в виде настенных росписей. Но самое раннее изображение этого события, которое сохранилось до нашего времени, — миниатюра VI века в Евангелии Раввулы. На миниатюре иконографическая схема праздника до конца еще не сформирована. Например, апостолы стоят и находятся не в горнице. Но в будущей иконографии закрепилась одна из особенностей изображения Пятидесятницы, присутствующая на миниатюре, — языки пламени, сходящие на 12 апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. Начиная с IX века композиция становится более устойчивой, и апостолы уже всегда изображаются сидящими с активной жестикуляцией. Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX в. Для византийской и древнерусской иконографии характерным элементом становится изображение старца с короной на голове — царя-космоса, который может изображаться или в полный рост, сидящим со скрещенными ногами, либо на небольшом седалище, или по пояс. Благовещенский собор Московского Кремля. XV в. Интерпретаций этой фигуры немало: одни исследователи соотносят старца с пророком Иоилем, на пророчество которого ссылается автор Книги Деяний (см.: Иоиль 2:28), другие — с царем Давидом, пророчествовавшим о Вознесении, которое имеет отношение к событию Сошествия Святого Духа. Третьи предполагают, что этот образ заменил собой «народы», которые изображались в более ранней иконографии и обозначали людей, к которым была обращена проповедь апостолов. Рукопись Слов свт. Григория Богослова, IX в.

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

Так что с осуждением называя кого-то отцом, мы прежде всего сами объявляем себя членами определённого рода. И не дай нам Бог оказаться в том роде богопротивников, о котором, перечислив всевозможные беды, Господь говорит, обращаясь к Иерусалиму: «истинно говорю вам, что все сие придёт на род сей… Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!». И надо выходить из всего того, над чем тяготеет проклятье, уходить от тех, кому Господь сказал:«Се, оставляется вам дом ваш пуст», – и выходить из рода нечестивых и входить в род праведных, «которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:13 ). О прозревании Четверг Мф. 24:13–28 2Кор. 4:1–6 У Апостола Павла читаем: «…Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Апостолы были призваны нести этот свет «во всю землю», потому что, по слову Господню, до того, как придёт конец, Евангелие Царствия должно быть проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам». И если закрыто это благовествование, то «закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (то есть враг Божий, сатана) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования». Сатана , конечно, не может противиться Богу. Едва он некогда помыслил об этом, как тут же был свергнут с небес. Но совсем иное дело, когда полем битвы становится человеческая душа. Тут может победить и сатана, и не потому, что он действительно может одолеть Бога, а потому, что душа свободна, и она сама добровольно может выбрать добро или зло, свет или мрак, Бога или диавола. И до того, как душа определится, Бог и диавол стоят перед ней: Бог старается просветить, а дьявол ослепить и свести человека «во ад жива». Не имея истины, и лишённый даже силы диавол, чтобы обольстить, хитро использует всё: и наши страсти, и наши естественные желания, и наши привычки, и нашу леность, и своих уже верных служителей из числа нас же самих. Он пугает, показывает свою мнимую силу, делает всё, чтобы неразрывными путами привязать нас к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Из сказанного Господом мы должны заключить, что душа Авраама живет и действует в состоянии отделенности от тела. И что рано или поздно тело воскреснет. «Вы же весьма заблуждаетесь», — говорит Он саддукеям. Все, отрицающие воскресение мертвых, весьма заблуждаются. И мы должны сказать им об этом. Заблуждение саддукеев — в том, что они пытаются создать небо по образу земли. Увы, это свойственно людям. Во все времена в различных религиях и духовностях делались такие попытки. Но не напрасно Церковь возвещает нам устами апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Слепота саддукеев — следствие незнания ими Бога и самой главной тайны жизни — любви. Ничто не может разрушить отношения между Богом и человеком, когда они построены на любви. Во времена земной жизни Авраама, Исаака и Иакова Бог был их Другом. Эта дружба не могла прекратиться с их смертью. Бог не может перестать быть Богом тех, кто служил Ему и любил Его, живя на земле. Дружба с Богом дарует бессмертие. Любовь побеждает смерть. Среда Мк, 56 зач., 12, 28—37 Тогда приступил к Иисусу один из книжников, слыша прения саддукеев с Ним, и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

http://moral.ru/седмица-33-я-по-пятидеся...

Так, иногда Господь приглашает нас быть свидетелями Своего милосердия к недостойным, на наш взгляд, людям, как приглашены были первые работники разделить нечаянную радость последних. Это нам дается возможность сделать первый шаг в любви, которая «долготерпит, милосердствует», «не завидует», «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается». И можно ли сомневаться, что если бы рабочие, призванные первыми, были бы первыми и в любви, то и они получили бы больше. – Не случайно же хозяин начал с последних. Но они решительно осудили любовь, и остались при своем жалком динарии и при оскверненной завистью душе. Четверг. О даре языков Мф.20:17–28 1Кор.14:6–9 Среди многих даров Святого Духа в древней Церкви был и так называемый дар языков. Человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Причем, это не были просто иностранные языки. Апостол говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» ( 1Кор.14:2 ). Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали только основы веры и благочестия, и шли дальше. А в жизни общины потом возникало много частных проблем. Письменные Евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещали еще реже. Поэтому Дух Святой непосредственно назидал верных. И дар языков, это было первой ступенью схождения Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от соприкосновения с небом начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому. Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» ( 1Кор.14:2 ), «тот назидает себя» ( 1Кор.14:4 ). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере. Люди так увлекались, что приходилось напоминать и о последующей ступени: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали», «чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, – пишет Апостол о себе, – я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор.14:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

У скверного врага все старание о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность (после грехопадения). Возлюбленный, не верь ему, но, если будешь и по седьми раз в день падать, старайся вставать и умилостивлять Бога покаянием (24,76). Если обольщен будешь диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до погибели, но прибегни к исповеди и к покаянию, и Бог не отвратится от тебя (23,593). Всякий согрешающий не должен жить беспечно, а также и отчаиваться, потому что ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, праведника, и Той очищение есть о гресех наших ( 1Ин. 2,1–2 ). О гресех не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь, они примут утешение от Утешителя (23,334). Если подвергся какому грехопадению, не закосневай в грехе, но восстань и обратись ко Господу всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя (23,211). Также подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (22,162). Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, поклоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляя Того, Кто желает дать и может спасти (24,28). Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим; ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, в котором слава и благодать (22,149). Хотя по природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу (2,193). Если обнаружим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы он пояден был очистительным огнем (2,273). Проливай слезы о грехах, это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной (4,73). В состоянии будем стереть с себя греховные пятна любомудрою молитвою и постоянным изучением Божией воли. Если кто однажды, покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, это знак того, что он не очистился от первой причины сего греха, от которого, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное (5,303).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Клянущийся небом, согрешает. Однако он не свободен от обязательств своей клятвы, если она не противоречит вере и заповеди. Бог даст ему убедиться в том, что небо, которым он клялся, — подножие ног Его, и клянущийся Престолом Божиим взывает к Сидящему на нем. Вторник Мф, 95 зач., 23, 23—28 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин — травы для приправ — выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения. Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «Даю десятую часть из всего» (Лк. 18, 12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость — по отношению к людям, и вера, верность — по отношению к Богу — важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на храм — и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

http://moral.ru/седмица-11-я-по-пятидеся...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010