Глас 7 04:24 Глас Преображения . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 8 03:24 Глас Вечности . Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1го гласа следует седмица 2го, потом 3го — и так до 8го, а затем снова 1го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений. Как определить глас Недели ? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8й, а не 1й, первый же глас начинается с Недели 2й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Восемь церковных гласов составитель В. Хорецкая Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной. Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

http://azbyka.ru/glas

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам не будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (50,505). ВТОРНИК. Мк. Зач. 64. (14,10–42) О ГРЕХЕ – СМЕРТИ ДУШИ Проливай слезы о грехе – это душевный недуг, это смерть души бессмертной (4,73). Хотя каждый дарованный мне Богом член и сам по себе полезен и для полезной дарован цели, однако же грех обратил его для меня в оружие смерти (11,305). Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (12,193). Грехи, имея в себе скрытую погибель, желательными кажутся на первый взгляд по какому-то обольщению для неосмотрительных, столько же привлекательными, сколько и дело доброе (для внимательных) (14,158). Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (31,87). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное (31,192). (Малыми) грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол (22,33). Если уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние, напротив того, сколько бы раз не был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (24,76). Трепещи, грешник, грядущего Суда; со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (35,305). Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти (24,112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению, и грех бежит от тебя (25,155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поэтому жить надо так, чтобы в старости вокруг тебя были люди: и детей рожать, а не убивать их во чреве, и воспитывать по-христиански, и к послушанию приучать с раннего возраста, и с внуками не лениться сидеть, тоже стараясь воспитать их людьми. Ну а если не смог заслужить ответной любви, то роптать не на кого: пожинаешь то, что посеял. И надо быть готовым хотя бы платить за помощь, когда будешь в ней нуждаться. А усердному христианину лучше бы вспомнить, что Господь велел взять именно «свой крест» ( Мф.16:24 ). У каждого есть свои старики, свои больные. Но тут – не интересно: тут обыкновенный человеческий долг, а не «христианский подвиг». Да и тоже порой надо преодолеть вражду, гордость, отчужденность. И пока ты ухаживаешь за чужими, они тоже где-то ищут помощи, и к ним тоже, может быть ходит такой же ревностный христианин, оставив своих стариков. Среда. О детстве и богатстве Лк.18:15–17, 26–30 1Тим.5:22–6:11 Приходящие к Иисусу Христу женщины приносили «и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли». Почему возбраняли? Может быть, потому же, почему и сейчас иные считают, что общение с Богом, участие в церковной жизни возможно только для сознательных, взрослых людей. А может быть, просто потому, что – бегают, шумят, отвлекают. Господь же одобрил не ревность учеников о тишине, правильности и разумности, но – упорное стремление матерей хотя бы поднести своих детей к Нему, хотя бы, как говорится, «приложить» их к святыне. «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие». И потом добавил: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него». И ученики, обескураженные повелением учиться у неразумных детей, со страхом и недоумением спросили: «Кто же может спастись»? Но, строго говоря, этот вопрос был задан не сразу после разговора о детях. В сегодняшнем «зачале» – так называемая «преступка»: пропущен рассказ о богатом и хорошем человеке, который с печалью отошел от Господа, когда услышал, что для входа в Царствие Небесное ему необходимо все продать и раздать нищим. Господь сказал о нем: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие»! И тут-то ученики ужаснулись: «кто же может спастись»?!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

23 ноября 2015 года Седмица 26 по Пятидесятнице. Апостолов от 70 Ераста, Олимпа, Родиона и иных. Мученика Ореста врача. 24 ноября 2015 года Великомученицы Мины. Мученика Виктора и мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита. 25 ноября 2015 года Святого Иоанна Милостивого. Преподобного Нила Мироточивого. Иконы Божией Матери «Милостивая». 26 ноября 2015 года Святого Иоанна Златоуста. Мученицы Манефы. 27 ноября 2015 года Аппостола Филиппа. Святого Григория Паламы. 28 ноября 2015 года Мучеников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского. Начало Рождественского поста . 29 ноября 2015 года Неделя 26 по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Матфея. Рождественский пост. 30 ноября 2015 года Неделя 27 по Пятидесятнице. Святого Григория Неокесарийского. Преподобного Никона Радонежского. Рождественский пост. В какие дни можно венчаться: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 23 и 25 ноября 2015 года Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-n...

Господь воодушевляет учеников переносить все испытания и продолжать свой труд: «Будет же это все для свидетельства». Будучи открыто гонимыми, вы не можете остаться незамеченными. Вас поведут пред царей и правителей, и это даст вам возможность проповедовать им о Христе. Ваши страдания и ненависть к вам со стороны самых недостойных людей будет свидетельствовать о вашем достоинстве. Ваше мужество перед лицом смерти будет проповедью о том, что вы хранимы Божественной силой. Бог будет стоять рядом с вами и укреплять вас, и просвещать светом истины. «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать». Не полагайтесь на свой ум и красноречие, и ничего не страшитесь. «Я дам вам уста и премудрость». Те, кто жизнь свою посвящает делу Христову, может всецело рассчитывать на Господа. Господь даст им силу так говорить о Нем и о своей вере в Него, что «все противящиеся вам не возмогут ни противоречить, ни противостоять». Враги будут не в состоянии нанести вам какой-либо вред. «И волос с головы вашей не пропадет». Кто-нибудь, может быть, насмешливо скажет: «Снявши голову, по волосам не плачут». Поистине многие из вас положат головы свои за Христа, но также истинно и то, что волосы у вас все на голове сочтены, как сказано об этом же — в Евангелии от Матфея. Кто жизнь свою погубит за Христа, тот обретет ее. Велико будет воздаяние любящим Его. Мы можем потерпеть поражение на земле за Христа, но в конце мы явимся победителями со Христом. Потому «терпением вашим спасайте души ваши». Во все времена и особенно в опасные для Церкви времена, ни горе, ни страх не должны возобладать над нашими душами. «Наша Церковь крепка, — говорит преподобный Силуан Афонский, — святой мыслью и терпением». Среда Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24 Тогда некоторым, говорившим Иисусу о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

У скверного врага все старание о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность (после грехопадения). Возлюбленный, не верь ему, но, если будешь и по седьми раз в день падать, старайся вставать и умилостивлять Бога покаянием (24,76). Если обольщен будешь диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до погибели, но прибегни к исповеди и к покаянию, и Бог не отвратится от тебя (23,593). Всякий согрешающий не должен жить беспечно, а также и отчаиваться, потому что ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, праведника, и Той очищение есть о гресех наших ( 1Ин. 2,1–2 ). О гресех не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь, они примут утешение от Утешителя (23,334). Если подвергся какому грехопадению, не закосневай в грехе, но восстань и обратись ко Господу всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя (23,211). Также подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (22,162). Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, поклоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляя Того, Кто желает дать и может спасти (24,28). Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим; ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, в котором слава и благодать (22,149). Хотя по природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу (2,193). Если обнаружим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы он пояден был очистительным огнем (2,273). Проливай слезы о грехах, это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной (4,73). В состоянии будем стереть с себя греховные пятна любомудрою молитвою и постоянным изучением Божией воли. Если кто однажды, покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, это знак того, что он не очистился от первой причины сего греха, от которого, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное (5,303).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Фарисеи задают Господу трудный вопрос, «искушая Его». На самом деле за их словами стоит неверность иудеев Моисею и Самому Богу во время исхода в пустыне, когда они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас или нет?» Теперь это звучит так: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Их намерение — такое же, как у тех, кто требовал от Господа знамения с неба. Будет ответ Спасителя слишком строгим или будет в нем послабление — во всех случаях можно опорочить Его учение. Вопрос фарисеев — ловушка. Господь не попадает в нее. Он возвращает им их вопрос, поднимая его на уровень заповеди: «Что заповедал вам Моисей?» Изображая из себя ревнителей Моисеева Закона, сами они обнаруживают глубокую неверность Моисею. Ибо из всего Закона выбирают только ту часть, которая им подходит. Позволение на развод, на которое они ссылаются, дано в Ветхом Завете в книге Второзакония: «если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное», пусть «напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24, 1). Господь показывает, что причина, по которой Моисей позволил развод, было ожесточение их сердец: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Тема жестокосердия богоизбранного народа по отношению к Богу сопутствует всей его истории. Пророки непрестанно обличали этот «народ жестоковыйный», противящийся воле Божией. Сам Господь не раз обличал жестокосердие фарисеев, мнящих себя цветом нации. Когда Господа спрашивают о тех или иных предписаниях ветхозаветных преданий, Он обращает внимание на первоначальный замысел Творца. Так делал Он, например, раскрывая смысл почитания субботних дней. И сейчас, когда речь заходит о браке и разводе, Господь говорит о том, что написано в книге Бытия — о тайне творения: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Вместе они были созданы по образу Божию. В этом заключается величие их союза. Бог сотворил человека — мужчину и женщину, одного мужчину и одну женщину. Так что Адам не мог оставить свою жену и взять другую. Их двое, единство их священно, и не может быть нарушено. Сам Бог соединил их вместе. Книга Бытия представляет союз мужчины и женщины как твердое основание, на котором человечество должно созидаться, а не разрушаться.

http://moral.ru/седмица-31-я-по-пятидеся...

Мк, 29 зач., 7, 14— 24 Тогда, призвав Иисус весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. По обыкновению Господь преподает народу поучение в образах. А ученикам наедине объясняет смысл притчи. Бог — не тиран, который находит удовольствие в том, чтобы возлагать на подданных свое иго. Бог — любящий Отец, который желает нам блаженства. И Он учит тому, что может сделать нас навеки счастливыми. Заповеди, которые Он нам дает, — не бремена неудобоносимые, не ограничение нашей свободы, а путь и свет к обретению ее. Это ориентиры, которые помогают нам предпочесть лучшее худшему, то, благодаря чему мы можем узнать блаженство уже здесь на земле, а не только в вечности. Всякое даяние благое исходит от Отца светов. Установления Божии были мудростью и разумом богоизбранного народа. Этот народ был великим и счастливым народом, когда он следовал наставлениям Господним. И он впадал в бедствия, когда оставлял их. Так было и так будет со всеми людьми и со всеми народами. Никто не может отрицать, что жизнь была бы несравненно более счастливой на этой земле, если бы все следовали заветам Божиим. Закон Моисеев, Закон Божий, данный иудейскому народу, предуготовлял принятие Христова благовестия всеми народами. Однако этот Закон касался не только предписаний религиозного и нравственного характера. Он содержал в себе также то, что мы называем сегодня сводом гражданского и уголовного законодательства, правила поведения в семье и в обществе, в том числе гигиенические и медицинские указания. В Моисеев Закон были включены Божественные предписания, но также и человеческие предания, одобренные Богом. Несмотря на запрет Божий: «Не прибавляйте ничего к тому, что Я вам заповедал», фарисеи прибавили к Закону множество своих установлений, которые были только «учением человеческим», порою смехотворно мелочным, отчего Закон становился совершенно неисполнимым.

http://moral.ru/седмица-16-я-по-пятидеся...

Мы все, в том числе самые праведные из нас, — грешники, за которых Христос умер. Мы враги Божии, которых Бог спас. Мы рабы греха и диавола, которых Бог искупил честною Своею кровию. Мы хотим избежать пути креста не только для себя, но и для Христа. Но Он избирает только путь страданий — ради нас. Подобно Петру — до подлинного его просвещения — мы соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняется из этого мира. Но таков наш Бог. И Ему не находится места в мире, кроме как на Кресте. Путь креста — единственный путь, каким мы можем идти. Ибо «если кто хочет идти за Мной, — говорит Христос, — да отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной». Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но умерли. У учеников Христовых не должно быть иллюзий, как это часто бывает у нас, что означает крестоношение. В первом веке несущий свой крест обыкновенно нес его к месту своей казни. Многие из нас сетуют на болезни, на трудности в семье, на безденежье, называя это крестами, которые мы должны нести. Все эти скорби реальны, но не о таком кресте говорит Христос. Крест, о котором Он говорит, — крест смерти. Он дает это ясно понять, когда говорит, что кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее. Все должно быть перевернуто Крестом в этом перевернутом грехом мире. Приобретение оказывается утратой, спасение жизни — гибелью ее. И наоборот: поражение — победой и смерть — жизнью. Четверг Мф, 69 зач., 16, 24—28 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

http://moral.ru/седмица-8-я-по-пятидесят...

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день — день рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010