Глас 7 04:24 Глас Преображения . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 8 03:24 Глас Вечности . Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1го гласа следует седмица 2го, потом 3го — и так до 8го, а затем снова 1го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений. Как определить глас Недели ? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8й, а не 1й, первый же глас начинается с Недели 2й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Восемь церковных гласов составитель В. Хорецкая Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной. Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

http://azbyka.ru/glas

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам не будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (50,505). ВТОРНИК. Мк. Зач. 64. (14,10–42) О ГРЕХЕ – СМЕРТИ ДУШИ Проливай слезы о грехе – это душевный недуг, это смерть души бессмертной (4,73). Хотя каждый дарованный мне Богом член и сам по себе полезен и для полезной дарован цели, однако же грех обратил его для меня в оружие смерти (11,305). Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (12,193). Грехи, имея в себе скрытую погибель, желательными кажутся на первый взгляд по какому-то обольщению для неосмотрительных, столько же привлекательными, сколько и дело доброе (для внимательных) (14,158). Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (31,87). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное (31,192). (Малыми) грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол (22,33). Если уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние, напротив того, сколько бы раз не был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (24,76). Трепещи, грешник, грядущего Суда; со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (35,305). Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти (24,112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению, и грех бежит от тебя (25,155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

А браки, совершаемые в Господе, соединялись и семейства, и племена, и целые народы. И Господь Своим пришествием не упразднил этого, хотя и открыл более совершенный, лишённый чувственной принудительности путь. Апостол Павел, вставший на этот путь, желая всех соединить в новом Адаме, во Христе, для всех «сделался всем» ( 1Кор. 9:22 ). И духовные радости, которые давал ему вкусить Господь, были не сравнимы ни с какими радостями брачной жизни. И в то же время Апостол не отталкивает от брака, и даже запрещает одной стороне самовольно уклоняться от супружеского общения, а только – по взаимному согласию, «на время», и только ради «упражнения в посте и молитве». Апостол, хотя и говорит: «хорошо человеку не касаться женщины», – но он тут же и прибавляет: «но каждый имеет дарование от Бога, один так, другой иначе». В этом – подлинное пастырское величие Божьего человека, способного вместить и тех, и других. И нам надо этому учиться: имея одно дарование от Бога, не предписывать своих законов тому, кто имеет совсем другое дарование от Того же Бога. О входящем и исходящем Среда Мф. 14:35–15:11 1Кор. 7:12–24 Однажды подошли к Иисусу Христу иерусалимские книжники и говорят: «Зачем ученики Твои преступают предания старцев? ибо не умывают рук своих. Когда едят хлеб…» Когда-то Бог избрал один единственный народ из среды других народов и хранил его, как хранят неразумных детей, чтобы не переняли злых навыков. Бог оградил его двойной стеной: стеной нравственного Закона и стеной внешнего ритуала, внешнего обособления и отличия от других. И всё это с единственной целью: чтобы Имя Божие хранилось в этом народе, и чтобы в своё время прозвучало для всех. Но иудеи не осознали главной цели своего избранничества. Зато у них очень сильно развилось чувство страха перед чужим, боязнь оскверниться от соприкосновения с внешним миром. И это до такой степени, что после общения с язычниками обязательно мыли руки. Но и всегда перед едой они это делали из страха оскверниться по неведению. Но незаметно кончается детство. И приходит время лицом к лицу встать перед внешним миром. Тебя вдруг перестают водить за руку, и слышишь новые, «взрослые» слова. ты думал, что нечистота только вокруг тебя и всеми силами старался предохраниться от неё, а тебе вдруг говорят: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». И оказывается, те самые «злые помыслы», которые исходят из твоего сердца, и есть то, что поистине оскверняет тебя. Ты придумывал всякие отговорки от настоящего труда, ты придумал такую детскую игру, что «если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою». А тебе напомнили взрослые обязанности и взрослую ответственность: Бог заповедал: «почитай отца и мать» и «злословящий отца или мать смертью да умрёт»».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Если же подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела… ибо телесными деланиями сраспинается он Христу телесно и душевными сраспинается душевно ( Гал. 5,24 ), потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведением по естеству и воскресает мысленно ради бесстрастия во Христе Иисусе, Господе нашем (101,69). Но если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, тогда теряет он благодать и остается обнаженным, а диавол, находя его таковым, помыкает им, куда хочет и как хочет (57,331). ВТОРНИК. Мк. Зач. 60. (13,14–23) О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА И ОБ АНТИХРИСТЕ Просил ты объяснить тебе признаки крайней нужды при кончине времени, какие Господь открыл для нашего сведения; дознай теперь силу их: сущий во Иудеи да бежат на горы ( Мк. 13, 14 ). Утвердившиеся в благочестии (сие означает Иудея) да имеют в виду вышнее прибежище, ограждаясь своим исповеданием. И иже на крове, да не сходит взяты, яже в дому его ( Мф. 24, 17 ). Кто пренебрег настоящим своим домом, попрал всякое здешнее жилище, стал высок по жизни и изгнал из себя вселявшиеся в него страсти, тот да не увлекает за собою ничего такого: ни боязни, ни нерадения, ни тщеславия, ни пристрастия к богатству, – все это есть схождение с высоты. Иже на селе, да не возвратится вспять взяты риз своих ( Мф. 24, 18 ). Кто совлекся ветхого человека и отрешился от плотского, тот да облекается в человека нового, который обновил его в познание Божие и очистил от тины. Все сии в безопасности будут от оного великого злострадания (47,133). Горе же непраздным и доящим в тыя дни ( Мф. 24, 19 ), сказано, – душам, которые чреваты Божественною любовью, не осмеливаются свободно изречь и породить исповедание веры в Бога и твердо стоять за оное, приобрели же детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют в виду твердого упования наград, но укоризнами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего (47,134).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поэтому жить надо так, чтобы в старости вокруг тебя были люди: и детей рожать, а не убивать их во чреве, и воспитывать по-христиански, и к послушанию приучать с раннего возраста, и с внуками не лениться сидеть, тоже стараясь воспитать их людьми. Ну а если не смог заслужить ответной любви, то роптать не на кого: пожинаешь то, что посеял. И надо быть готовым хотя бы платить за помощь, когда будешь в ней нуждаться. А усердному христианину лучше бы вспомнить, что Господь велел взять именно «свой крест» ( Мф.16:24 ). У каждого есть свои старики, свои больные. Но тут – не интересно: тут обыкновенный человеческий долг, а не «христианский подвиг». Да и тоже порой надо преодолеть вражду, гордость, отчужденность. И пока ты ухаживаешь за чужими, они тоже где-то ищут помощи, и к ним тоже, может быть ходит такой же ревностный христианин, оставив своих стариков. Среда. О детстве и богатстве Лк.18:15–17, 26–30 1Тим.5:22–6:11 Приходящие к Иисусу Христу женщины приносили «и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли». Почему возбраняли? Может быть, потому же, почему и сейчас иные считают, что общение с Богом, участие в церковной жизни возможно только для сознательных, взрослых людей. А может быть, просто потому, что – бегают, шумят, отвлекают. Господь же одобрил не ревность учеников о тишине, правильности и разумности, но – упорное стремление матерей хотя бы поднести своих детей к Нему, хотя бы, как говорится, «приложить» их к святыне. «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие». И потом добавил: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него». И ученики, обескураженные повелением учиться у неразумных детей, со страхом и недоумением спросили: «Кто же может спастись»? Но, строго говоря, этот вопрос был задан не сразу после разговора о детях. В сегодняшнем «зачале» – так называемая «преступка»: пропущен рассказ о богатом и хорошем человеке, который с печалью отошел от Господа, когда услышал, что для входа в Царствие Небесное ему необходимо все продать и раздать нищим. Господь сказал о нем: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие»! И тут-то ученики ужаснулись: «кто же может спастись»?!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Будем трудолюбивыми, но в делах обыкновенных не более, чем в деле Божием (23,626). Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет, нет, но все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь отдать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих. Почитай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий (59,81). Нечистые демоны обыкли при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве… (46,328). Леность разрушает благоговение, и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением и будешь истинно благоговеен (22,549). Не утрать нелицемерного благоговения… которое состоит в том, чтобы огребаться от всякого вида злого ( 1Фес. 5, 22 ) (23,249). Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый, под видом благоговения, не внушил тебе чуждого помысла, а именно тщеславия и гордыни (22,549). В церкви Божией должно сохранять всевозможное благоговение и порядок как для славы Божией, так и для собственной пользы душевной и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением… назидается (106,16). И дела Божий… должны быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием, иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может (102,377). Не стыдись хранить благоговение в смиренном сердце, потому что развращающие тебя не принесут тебе пользы в день нужды (24,85). От каждого требуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божиею благодатию (30,228). Рожденные для Вечной Жизни, если презрят ее и проведут (неблагоговейную) жизнь во тьме (небрежности, нерадении) и неведении Бога, по Воскресении будут претерпевать двоякое наказание: и то понимая, что были рождены для неизглаголанной радости, и то, что презрели ее по легкомыслию и потеряли ее по своей вине (57,52).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Господь воодушевляет учеников переносить все испытания и продолжать свой труд: «Будет же это все для свидетельства». Будучи открыто гонимыми, вы не можете остаться незамеченными. Вас поведут пред царей и правителей, и это даст вам возможность проповедовать им о Христе. Ваши страдания и ненависть к вам со стороны самых недостойных людей будет свидетельствовать о вашем достоинстве. Ваше мужество перед лицом смерти будет проповедью о том, что вы хранимы Божественной силой. Бог будет стоять рядом с вами и укреплять вас, и просвещать светом истины. «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать». Не полагайтесь на свой ум и красноречие, и ничего не страшитесь. «Я дам вам уста и премудрость». Те, кто жизнь свою посвящает делу Христову, может всецело рассчитывать на Господа. Господь даст им силу так говорить о Нем и о своей вере в Него, что «все противящиеся вам не возмогут ни противоречить, ни противостоять». Враги будут не в состоянии нанести вам какой-либо вред. «И волос с головы вашей не пропадет». Кто-нибудь, может быть, насмешливо скажет: «Снявши голову, по волосам не плачут». Поистине многие из вас положат головы свои за Христа, но также истинно и то, что волосы у вас все на голове сочтены, как сказано об этом же — в Евангелии от Матфея. Кто жизнь свою погубит за Христа, тот обретет ее. Велико будет воздаяние любящим Его. Мы можем потерпеть поражение на земле за Христа, но в конце мы явимся победителями со Христом. Потому «терпением вашим спасайте души ваши». Во все времена и особенно в опасные для Церкви времена, ни горе, ни страх не должны возобладать над нашими душами. «Наша Церковь крепка, — говорит преподобный Силуан Афонский, — святой мыслью и терпением». Среда Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24 Тогда некоторым, говорившим Иисусу о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

У скверного врага все старание о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность (после грехопадения). Возлюбленный, не верь ему, но, если будешь и по седьми раз в день падать, старайся вставать и умилостивлять Бога покаянием (24,76). Если обольщен будешь диаволом и впадешь в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не доводи себя до погибели, но прибегни к исповеди и к покаянию, и Бог не отвратится от тебя (23,593). Всякий согрешающий не должен жить беспечно, а также и отчаиваться, потому что ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, праведника, и Той очищение есть о гресех наших ( 1Ин. 2,1–2 ). О гресех не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь, они примут утешение от Утешителя (23,334). Если подвергся какому грехопадению, не закосневай в грехе, но восстань и обратись ко Господу всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя (23,211). Также подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (22,162). Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, поклоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляя Того, Кто желает дать и может спасти (24,28). Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим; ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, в котором слава и благодать (22,149). Хотя по природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу (2,193). Если обнаружим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы он пояден был очистительным огнем (2,273). Проливай слезы о грехах, это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной (4,73). В состоянии будем стереть с себя греховные пятна любомудрою молитвою и постоянным изучением Божией воли. Если кто однажды, покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, это знак того, что он не очистился от первой причины сего греха, от которого, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное (5,303).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Страшно Христово во славе Пришествие, чудное дело увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представляет тело человеческое, каким прияла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы, не оказывается недостатка даже и в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное делам своим: тело праведных сияет седьмкрат паче света солнечного, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем (24,141). Злочестивый и грозный тать (антихрист) придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря. Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада, но хорошо знающие святой глас Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он. И скажет скверный: «Повелеваю тебе (гора), переходи сейчас сюда через море». И в глазах зрителей гора пойдет, нимало не подвигнувшись со своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но станет обольщать мир чародейными мечтаниями. Еще змий сей прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц. Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней, как по суше, представляя все это мечтательно. И многие поверят и прославят его как крепкого бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи и искреннею верою в точности увидят они и узнают Его (24,137). Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он ни наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством его повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся, он будет иметь силу… только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих (42,600).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Фарисеи задают Господу трудный вопрос, «искушая Его». На самом деле за их словами стоит неверность иудеев Моисею и Самому Богу во время исхода в пустыне, когда они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас или нет?» Теперь это звучит так: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Их намерение — такое же, как у тех, кто требовал от Господа знамения с неба. Будет ответ Спасителя слишком строгим или будет в нем послабление — во всех случаях можно опорочить Его учение. Вопрос фарисеев — ловушка. Господь не попадает в нее. Он возвращает им их вопрос, поднимая его на уровень заповеди: «Что заповедал вам Моисей?» Изображая из себя ревнителей Моисеева Закона, сами они обнаруживают глубокую неверность Моисею. Ибо из всего Закона выбирают только ту часть, которая им подходит. Позволение на развод, на которое они ссылаются, дано в Ветхом Завете в книге Второзакония: «если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное», пусть «напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24, 1). Господь показывает, что причина, по которой Моисей позволил развод, было ожесточение их сердец: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Тема жестокосердия богоизбранного народа по отношению к Богу сопутствует всей его истории. Пророки непрестанно обличали этот «народ жестоковыйный», противящийся воле Божией. Сам Господь не раз обличал жестокосердие фарисеев, мнящих себя цветом нации. Когда Господа спрашивают о тех или иных предписаниях ветхозаветных преданий, Он обращает внимание на первоначальный замысел Творца. Так делал Он, например, раскрывая смысл почитания субботних дней. И сейчас, когда речь заходит о браке и разводе, Господь говорит о том, что написано в книге Бытия — о тайне творения: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Вместе они были созданы по образу Божию. В этом заключается величие их союза. Бог сотворил человека — мужчину и женщину, одного мужчину и одну женщину. Так что Адам не мог оставить свою жену и взять другую. Их двое, единство их священно, и не может быть нарушено. Сам Бог соединил их вместе. Книга Бытия представляет союз мужчины и женщины как твердое основание, на котором человечество должно созидаться, а не разрушаться.

http://moral.ru/седмица-31-я-по-пятидеся...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010