Седмица 22-я по Пятидесятнице Понедельник. О видах лжи Лк.9:18–20 Кол.2:13–20 В послании к Колоссянам, которых смущали разные лжеучители, апостол Павел пишет: Бог «вас, которые были мертвы во грехах», оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас». «Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Это – реальность. Это – то, что с нами произошло; то, что всегда с нами. И эти слова сказаны не для заучивания, но чтобы мы возрадовались о избавлении от неминуемой погибели, о сокрушении лютого врага, и благодарили бы Господа нашего Спасителя. Враг как раз и старается любыми путями увести от реальности, от правды. Он может предложить обратить пристальное внимание не на сам предмет, а на его тень. Ветхий Завет и был такой тенью новозаветных событий. А некоторые даже приняв Христа, не только сами излишне увлекались наблюдением этой тени, но и других принуждали. И Апостолу приходилось освобождать смущенные совести. «Итак, – пишет он колеблющимся, – никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе». Какой бы причудливой и занимательной ни была тень, но – что она по сравнению с самой реальностью, объемной и многокрасочной! Но если врагу не удается оттянуть вниз, он начинает манить круто вверх. Ему все равно: вверх, вниз, влево, вправо, – лишь бы увести от того, что есть на самом деле. Не желающим возвратиться к простым обрядам Ветхого Завета он может предложить интеллектуальную утонченность, открыть как бы сокрытые от прочих тайны, призвать к чрезмерному, не по разуму, аскетизму. Но – «никто, – предостерегает Апостол, – да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Апостолы как раз и проповедовали только то, что сами «слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали» их руки ( 1Ин.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 22-я по Пятидесятнице О видах лжи Понедельник Лк. 9:18–20 Кол. 2:13–20 В послании к Колоссянам, которых смущали разные лжеучители, апостол Павел пишет: «Бог … вас, которые были мертвы во грехах … оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее у нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою…». Это – реальность. Это – то, что с нами произошло; то, что всегда снами. И эти слова сказаны не для заучивания, но, чтобы мы радовались о избавлении от неминуемой погибели, о сокрушении лютого врага и благодарили бы Господа нашего Спасителя. Враг как раз и старается любыми путями увести от реальности, от правды. Например, он может предложить обратить пристальное внимание не на сам предмет, а на его тень. Что же, тень порой бывает довольно причудливой и занимательной. Но –что она по сравнению с самой реальностью – объёмной и многокрасочной! Ветхий Завет и был такой тенью новозаветных событий. А некоторые, даже приняв Христа, не только сами излишне увлекались наблюдением этой тени, но и других принуждали. И Апостолу приходилось освобождать смущённые совести: «Итак, – пишет он колеблющимся, – никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе». Но врагу не удаётся оттянуть вниз, он начинает манить круто вверх. Ведь ему всё равно: вверх, вниз, влево, вправо, – лишь бы от того, что есть на самом деле. Не желающим возвратиться к простым обрядам Ветхого Завета он может предложить интеллектуальную утончённость, открыть как бы сокрытые от прочих тайны, призвать чрезмерному, не по разуму, аскетизму. Но – «никто, – предостерегает Апостол, – да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Ведь Апостолы как раз и проповедовали только то, что сами «слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки» их ( 1Ин.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Лк.6:24–30 Флп.2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны» ( Пс.122 ). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу. А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 27-я по Пятидесятнице Понедельник. О том, где находится Царство Небесное Лк.17:20–25 1Тим.5:1–10 Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но – ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть! Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? – которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? – который сейчас рядом. Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? – А для этого надо угомониться. – А как это? – Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? – Да. – А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? – Да. – Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? – Да. – И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? – Да. – А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, – вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения… Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а – есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а – врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз. Вторник. О социальном служении

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 17-я по Пятидесятнице О полноте света и полноте тьмы Понедельник Мк. 10:46–52 Еф. 1:22–2:3 У апостола Павла был удивительный дар: говорить о неизречённом, говорить кратко и исчерпывающе. И для такого же, как он, чистого и великого мужа этот язык понятен и достаточен. Нам же, чтобы уразуметь сказанное. Поневоле приходится многословить. Так, сказав о Христе «воскресив Его из мертвых и посадив одесную себя на небесах... поставил Его выше всего, главою Церкви…» ( Еф. 1:20–22 ), – Апостол пишет о Церкви, что она есть «Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Казалось бы, определение Бога, как «Наполняющего всё во всём», исключает всякие оговорки и дополнения. «Всё во всём» – куда полнее? А между тем, сначала Апостол всё же сказал о Церкви, что именно она, и только она есть «полнота Наполняющего». Хотя и о самой Церкви нельзя сказать, что она всё наполняет. А далее это противоречие ещё более углубляется: оказывается, что при «Наполняющем всё во всём» находит себе место ещё и «мир сей» с его обычаями, и, кроме того, – даже «князь, господствующий в воздухе», дух, противящийся Богу. И у этого князя тоже есть полнота господства и тоже есть «сыны», в которых он действует и которых заставляет вместе с собой противиться Богу. То есть оказывается, что при безусловно «Наполняющем всё во всём» может существовать не просто какая-то незаполненность, но и противоположный, враждебный этой полноте мир. И Апостол напоминает христианам, что как раз оттуда, из этого враждебного мира, они пришли в эту полноту: «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Так, перед нами – тайна сосуществования полноты спасения и полноты погибели. И это – как тайна света и тайна тьмы. Сегодня в Евангелии и говорится о Вартимее, слепом, который «сидел у дороги» в то время, как Иисус проходил по ней «с учениками Своими и множеством народа». Вокруг слепого – свет, а он один – во тьме. Все вокруг все видят, видят и его самого и могут видеть и даже самоё устройство его глаз, до последней клеточки, а он не видит даже самого себя, и так получается, что он – вне всё наполняющего, всё пронизывающего света, и в нём всецело господствует и всего его наполняет тьма. Но вдруг он «начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Иисус же велел подвести его к себе, чтобы слепой перед всеми засвидетельствовал своё желание, свой выбор, своё предпочтение света тьме: «Чего ты хочешь от меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тот час прозрел и пошёл за Иисусом по дороге». Мгновенно и без следа рухнуло господство тьмы, и Вартимей тоже со всеми оказался в полноте света.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Лк.11:29–33 1Сол.2:20–3:8 Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» ( Мф.16:1 ). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме. Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным. Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона». И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Иона 3,5–8 ). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 14-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 16. (4,10–23) О ПЕЧАЛИ МИРА СЕГО И ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ Слово Божие – питание души. Для созданной по образу Мироустроителя – Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободой, что может быть естественнее слова, питающего ее, наставляющего к ее собственному достоинству (43,365). Виновник зла, нашедши кого-либо не всецело отдавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, удобно обольщая лукавыми помыслами: то представляя трудными заповеди Писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения… надмевая высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести от братии и таким образом поступать и действовать подобно неверным (20,276)… Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или приличного употребления, так же и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение… здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкою печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященническои одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа…. Она не может быть пригодною и на построение и украшение того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «Вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ), какие его дерева, это показывает невеста в Песни Песней, говоря: «Кровли домов наших суть кедры, потолки наши – кипарисы» ( Песн. 1,16 ). Такие-то роды дерев требуются для храма Божия, – благовонные и негниющие, которые бы не подвергались ни гнилости от ветхости, ни съедению червей (50,115)… Подвиг предлежит нам – притупить жало едкой печали, которая если при каждом нападении в разных несчастных случаях будет обладать нашею душою, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию, и самый дух, низринув из состояния чистоты, совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься чтением Священным, не попускает быть спокойными и кроткими с братьями, ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и, возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием (50,114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 20-я по Пятидесятнице О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Понедельник Лк. 6:24–30 Флп. 2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» ещё и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете…» Как видим, горе не просто богатым, но при этом ещё и – пресыщенным, и – самодовольно радующимся. Поэтому что такой человек никогда не взмолится вместе с пророком Давидом: «К Тебе возведох очи мои, Живущими на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны. Помилуй, нас, Господи, помилуй нас…» ( Пс.122 ). самодовольный богач говорит: «Я богат, разбогател, и ни в чём не имею нужды…) Ему кажется, что он ухитрился найти удовлетворение всем своим запросам. Но Господь говорит ему: «… а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ…» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон в своих Притчах, видя соблазн богатства, молил Бога: «… богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы, пресытившись я не отрёкся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «Всё делайте без ропота», и – делателям говорит: «Всё делайте без … сомнения». Ведь, если жизнь внешне не противоречит заповедям; если даже подставишь правую щеку после удара по левой, – но если при этом в сердце ропот и уныние, и нет радостного ощущения, что, терпя, делаешь великое дело своего спасения, – то никакой ты не подвижник, а просто – жалкий раб, и только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после её смерти было открыто, что она в аду! – потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то, когда мы читаем о христианских исповедниках, то всегда чётко видим момент свободного выбора: мучители предлагают – поступи против своей христианской совести, и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 25-я по Пятидесятнице Понедельник. О дележе наследства Лк.12:13–15, 25–31 2Сол.1:1–10 Однажды к Господу Иисусу подошел некий человек и попросил: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». И услышал в ответ: «Кто поставил Меня судить или делить вас»? В Евангелии нет ни одного случая, чтобы Господь обогатил бедного или защитил угнетенного. Когда с обеих сторон страсти, – встав на одну сторону, еще более ожесточишь другую. Господь пришел спасти и обиженного, и обидчика, и бедного, и богатого, раздвинуть горизонты жизни, показать путь на небо. И Он предостерегает всех до одного: «Смотрите, берегитесь любостяжания». И потом говорит: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». С этими словами сразу согласится тот, кто под словом «жизнь» понимает жизнь вечную. Эти слова должны встряхнуть и того, кто до сих пор вообще не задумывался, что такое жизнь. На эти слова не сможет возразить и тот, для кого вся жизнь – лишь ожидание исполнения смертного приговора, или исхода неизлечимой болезни. Чтобы укрепить первых, слово Божие напоминает о терпении христиан «во всех гонениях и скорбях, переносимых ими «в доказательство того, что будет праведный суд Божий». Вторым, самоуверенным и не задумывающимся, предназначена притча о некоем богаче, который все распланировал «на многие годы», и одного только не учел, что «в сию ночь» возьмут его душу ( Лк.12:19–20 ). А третьим Господь сказал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Удивительная вещь – цветок. Мало того, что это пример Божией заботы даже о травинке, которая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь». Цветок и сам – посланец вечности. Это – свободный дар Божией любви. И Божий совет: «посмотрите на лилии», – настолько вошел в жизнь, что все мы дарим друг другу цветы и в дни радости, и в дни скорби. В дни радости, мы как бы говорим: «Смотри, Кто дал тебе эту твою радость: Тот же, кто дал и эти цветы! Будь же достоин Его, не забывай о Нем». А в дни скорби – «вот, эти прекрасные цветы и эту утрату ты получил из одних и тех же рук. А течет ли из одного «источника сладкая и горькая вода» ( Иак.3:11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 28-я по Пятидесятнице Понедельник. О глиняных и о золотых сосудах Лк.19:37–44 2Тим.2:20–26 Апостол Павел пишет: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении». Золото и есть золото, и никогда не станет глиной, равно как и глина – никогда золотом не станет. Что же, каждому человеку предопределена своя судьба? И праведник только потому таков, что создан таким? И грешник – тоже никогда не сможет перемениться? Но почему же тогда Небесный Пастырь оставляет девяносто девять овец ради одной заблудившейся? И почему всех, без исключения, призывает быть совершенными, как совершен Небесный Отец? Апостол Павел тоже призывает глину стать золотом: «Кто будет чист от» всего, чуждого Богу, – пишет он, – «тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным владыке, годным на всякое доброе дело». Павел также дает золоту советы, как ему оставаться золотом: «юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». И далее советует «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины», не даст ли и им Бог перестать быть глиняными сосудами и стать золотыми и серебряными. А в сегодняшнем Евангелии слышим, как и Сам Господь плакал над Иерусалимом: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но» «придут на тебя дни, когда враги твои» «не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Над глиной не плачут из-за того, что она никак не может стать золотом! Плачут над тем, что могло и должно было стать совершенно иным, и не стало. Но если для человека возможно перемениться, то почему слово Божие дает такие образы праведных и нечестивых, как разная земля, или разные сосуды, когда исключен переход в противоположное? А это, наверное, чтобы и нечестивый ужаснулся того окончательного окаменения и отпадения, которое ему грозит. И чтобы праведник тоже ужаснулся, заглянув в ту пропасть, которой он чудесным образом миновал, но которая всегда готова поглотить его, если он сделает ложный шаг. Вторник. О благоприятном моменте и о сгущении времени

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010