Духовная жизнь верующего, таким образом, не случайно строится по принципу ναβθμισις (возрастания, восхождения по ступенькам), по образу лествицы Иакова (Быт. 28, 12). Церковь, отражающая в своем порядке порядок космоса — большого, каковым является мир, и малого, каковым является человек, — также сохраняет принцип постепенного восхождения в своей литургической и сакраментальной жизни. Любой праздник, любое церковное событие совершается не мгновенно, а посредством ναβθμισις, то есть постепенного приближения к празднику. Самым ярким выражением этого принципа в церковном календаре можно назвать подготовку к празднованию Пасхи: сначала идёт подготовка к посту, постепенное вхождение в него, затем сам пост, подготавливающий к Страстной седмице; затем, на Страстной седмице уже каждый день становится ступенью к Пасхе, после чего наступает долгожданный праздник. Точно так же и любое важное событие в жизни верующего, особенно касающееся изменения им своего статуса, не совершается мгновенно: все важные церковные таинства и священнодействия имеют порядок постепенного восхождения (ναβθμισις). Человек выражает некое устремление, согласное с порядком божественного домостроительства, например, — хочет принять крещение или вступить в брак. Церковь не посвящает его моментально в таинство, но готовит к нему постепенно — через ряд священнодействий, в которых и проявляется порядок восхождения к таинству (или обряду). Отсюда происходят различные промежуточные степени, которые предназначены для того, чтобы постепенно приготовить человека к изменению статуса и к началу новой жизни. Поэтому, например, крещение предваряется оглашением, а венчание — обручением. Человек призван сначала выразить свое избрание, затем — осознать его значение, затем — некоторое время упражняться в новой жизни, а уже после этого Церковь дарует ему свое благословение, то есть выражаясь каноническим языком, изменяет его канонический статус, свидетельствующий о новой жизни.   2. Краткий исторический экскурс: свидетельства отцов и литургических памятников

http://e-vestnik.ru/church/otvetstvennos...

Задачей композитора было выразить муз. содержание самой напряженной недели церковного года, предшествующей Пасхе. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних распевов с утонченным «весенним» лиризмом, национального колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную седмицу» образцом религ. исканий рус. Серебряного века. Однако у критиков это произведение не имело большого успеха, и после исполнений в Москве (осень 1912) и С.-Петербурге (весна 1913) «Страстная седмица» целиком не звучала, а после революции 1917 г. была надолго забыта. «Всенощное бдение», соч. 59 (Синодальный хор под упр. Н. С. Голованова , 18 нояб. 1912),- это партитура большого, по преимуществу эпического стиля; центральными его частями являются псалмы-«славы». Это сочинение мажорное, почти без минорных бликов, в нем преобладают мажоры «высокие», блестящие: E, H, Fis, Cis. Фактура насыщенная, интенсивная, 6-, 8-, 10- и более голосная, часто 2-хорная, рассчитанная на Синодальный хор со звонкими мальчишескими сопрано и мощными басами. Г. создал также отдельные духовные хоры (см. лит., разд. «Муз. соч.»), последним в этом ряду сочинений стала «Литургия» (соч. 177) 4 - Новый Обиход. 1943-1945), написанная по заказу одного из амер. правосл. любительских хоров. Сочинение вполне отвечает богослужебным потребностям, его стиль отличается простотой, прозрачностью и в то же время верностью основным идеям Нового направления, о чем автор упоминает в предисловии к циклу. В предреволюционные годы Г. пришел к идее сочинения духовной музыки на церковнослав. тексты с включением инструментов. 8 дек. 1917 г. на соединенном заседании Подотдела Поместного Собора о церковном пении и чтении и Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще композитор говорил о невозможности в скором времени «создать хорошие хоры в приходских церквах» и предлагал «ввести орган в церковь» (РДМДМ. Т. 3. С. 808). На Соборе эта идея была категорически отвергнута. Творческий опыт Г. показал, что эта инициатива развивалась в новом типе концертной («демественной», по выражению той эпохи) духовной музыки, к-рый широко распространен в наст.

http://pravenc.ru/text/166463.html

Поминовение усопших совершается в этот день также на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем право­славным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозве­щающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова» (Там же, с.290, 291). Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь. 1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – святых жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныне, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим ученикам и апостолам. Третья неделя – святых жен-мироносиц Третья неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которое удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. Из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается в богослужении этой Недели великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?» Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, ласки и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» ( 1Пет.3,4 ). Евангелие, читаемое на утрене (Мк., зач.71-е) и на Литургии (Мк., зач.69-е) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без воз­награждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено, прежде всего, радостной вестью им о Воскресении Его, и явлением Воскресшего. Поступок же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, – говорит св. Григорий Нисский , – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты» (Там же, с.294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Предполагают, что Д. Г. изображен в росписи диаконника главного храма мон-ря Удабно в Гареджи, созданной местными мастерами в X в.; в житийном цикле прп. Давида Гареджийского рядом с преподобными Давидом и Лукианом, в сцене обретения воды, а также в сцене, где изображен поднимающийся по лествице гареджийский пустынник, у к-рого на боку корзина с др. монахом. Считается, что это изображение символизирует уход Д. Г. из Давидгареджийского мон-ря вместе с др. монахами для основания Додос Рка ( Схиртладзе, Истмонд. 2002. С. 41-44). Согласно Житию, на могиле Д. Г. находилось его изображение, на стене -роспись на сюжет о вознесении его души ангелами (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418), что подтверждают и сведения участника перенесения мощей в 1880 г. (Кекел. S 3283d). Сабинин писал, что, когда они поднялись в мон-рь преподобного, с трудом нашли погребальную церковь Д. Г., «которая была целиком заполнена песком и илом. Сначала стали чистить, после чего появилась могила преподобного Додо, на которой был нарисован образ в арке обернутого в мантию преподобного» ( Сабинин. Рай. С. 638). Плита была разбита при перезахоронении мощей и утрачена. Возможно, она относилась к более позднему периоду, т. к. жизнь в мон-ре Додос Рка не прекращалась до кон. XVIII в.тав В алтарной конхе церкви-усыпальницы Д. Г. сохранилась роспись «Слава Христа» (IX в.), до 20-х гг. ХХ в. в верхней части сев. стены еще было видно симметричное изображение всадников, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, внизу - образы 3 старцев, Д. Г. и др. гареджийских подвижников ( Схиртладзе. 1991. С. 109-112). Известны 2 иконы с изображением Д. Г. в виде старца с длинной белой бородой, в черном с крестами облачении схимонаха и в куколе: вместе с прп. Давидом на иконе из иконостаса предположительно сер. XVIII в. (происхождение неизв., ГМИГ. V 64) и вместе с 3 сир. отцами: преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Давидом Гареджийским, на иконе XIX в. (ГМИГ. V 13). Ист.: Сабинин. Рай. С. 636-639; он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 547-550; Менабде. Очаги. Т. 1. С. 277-279; Житие и деяния св. отца нашего Давида Гареджели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 229-240; 1971. Т. 3. С. 170-207 (метафрастическая редакция); В среду на седьмой седмице по Пасхе Житие и деяния св. отца нашего Додо Гареджели//Там же. 1968. Т. 4. С. 415-419, 245-249; Житие св. и богоносного отца нашего Давида Гареджели Пустынника (метафрастическая редакция)//Там же. 1971. Т. 3. С. 291-311; Гавриил Мцире. Боговдохновенные повествования, весьма полезные для душ, любящих Господа/Ред.: З. Схиртладзе. Тбилиси, 2002. С. 17-18 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/178730.html

Слово в день Вознесения Господня проповедь, 1930 г. Слово в день святых отцов Первого Вселенского Собора проповедь, 1930 г. Кирилл (Павлов), архимандрит Проповедь на Великий Вторник Страстной Седмицы. [проповедь] Иоанн (Максимович), святитель, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (РПЦЗ) Проповедь на Страстную Седмицу. [проповедь] Тихон (Шевкунов), архимандрит, наместник московского Сретенского монастыря Проповедь после панихиды на Радоницу (памяти архимандрита Антипы) (23 апреля 2001 г.) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Проповедь от 15/28 мая 1995 г. Шпиллер Всеволод, протоиерей Протоиерей Всеволод Шпиллер. Проповеди: [сборник] Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. [проповедь] Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. [проповедь] Гармаев Анатолий, священник Пути и ошибки новоначальных. [книга] В книге повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу. Живым и простым языком автор рассказывает о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути. Спаси и сохрани [сборник публикаций против абортов] [ zip книга ] Сборник материалов о проблеме аборта, который является смертным грехом убийства нерожденного ребенка и за который родители будут нести ответ перед Богом. Шрамко Александр, священник Табу вместо совести статья Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души? Особенно такие, как открытость, непосредственность, искренность, чуткость… Перевезенцев Вячеслав, священник Торжество православия. [статья] Торжество Православия - это Торжество Церкви, которая есть " столп и утверждение Истины " . (1 Тим. 3.15). Над ересью, но не над людьми. Это Торжество должно быть прежде всего торжеством Бога над нами, победой Его благодати над нашими грехами, а не над теми, кто иначе понимает Христа.

http://zavet.ru/t05nast.htm

Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры Но что самое важное нам следует понять сегодня, в день поминовения усопших: не существует двух Церквей, существует только одна Церковь Господа и Спасителя, которую Он стяжал Кровью Своею. И торжествующая на небесах, и воинствующая здесь, в рамках человеческой истории, – это одна Церковь. И потому сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь, за кого мы молились, и многие другие, за кого мы сегодня молились в своих личных молитвах. Они в той, торжествующей Церкви, и они вместе с нами. До времени мы этого не видим, но неизвестно, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, увидит все это. Увидит великую Божию Церковь, торжествующую победу Христа над грехом и смертью в вечности, и Церковь воинствующую, остающуюся здесь, на земле, в человеческой истории, чтобы каждый из нас мог пройти в этой Церкви свой жизненный путь. Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры, но борясь с грехом, ложью, клеветой, неправдой, бесовскими искушениями, утверждая Божий закон жизни, и, взирая в будущее, приуготовить себя к воссоединению с Церковью торжествующей. Из проповеди после Литургии и пасхального поминовения усопших в Архангельском соборе Московского Кремля 17 апреля 2018 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 23 апреля 2018, 22:16 Спасибо Святейшему Патриарху Кириллу за проповедь! Не потеряем веры, братья и сестры! Христос Воскресе! Галина И. 23 апреля 2018, 11:38 С нами Бог, аминь! Сколько же в проповедях Святейшего Патриарха Кирилла сильных, емких, весомых слов! Как звуки трубы, как удары набата, от которых волки воют и враги скрежещут зубами. " Никакие человеческие заслуги нас спасти не могут, но войти в это пространство спасения мы можем, только если у нас есть ключ от двери, – и этим ключом является наша вера. Не вера спасает, но она есть условие нашего спасения " .Слава Богу за нашего Патриарха, ибо ему открывает Сам Бог. " ДА РАЗРУШАТСЯ УМСТВОВАНИЯ ЗАБЛУДШИХ, ИБО НЕТ СПАСЕНИЯ В УМСТВОВАНИИ, ЕСТЬ СПАСЕНИЕ В ВЕРЕ БОЖИЕЙ " . Христос воскресе!

http://pravoslavie.ru/112426.html

В 2 вселенские субботы , обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году. В совр. практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину). Ежедневное поминовение Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении , возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия ) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов , а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак       (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память» ; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Не упоминай Имя всуе… — В принципе, 800 тысяч написавших о Пасхе в соцсетях, — как вы считаете, это много или мало? Мария Кузьмичева: На Пасху — за сутки 20 апреля —по данным Brand Analytics, в социальных сетях всего было 8 млн активных пользователей, то есть тех, кто как-то публично проявил себя, написал НЕ личное сообщение. Из них 645 тысяч написали «Христос Воскресе!» . Получается, что о Пасхе написали 8% от числа всех авторов. То есть каждый 12 или 13-й. Алина Багрина: Сколько всего россиян верит в Воскресение, кто они? Для нас тема Воскресения , восприятия времени, — очень важна. Мониторим по мере сил с 2011 года. Кстати говоря, само слово «Среда» как день недели (седмицы) обретает смысл, только если неделя начинается не в понедельник, а в Воскресение. Так вот, сейчас о вере в воскресение после смерти говорят 27% россиян, из них христиан — 40%, то есть имеем 18 миллионов человек. В соцсетях из них опять же навскидку присутствует каждый третий, то есть 6 миллионов. Получаем, что каждый шестой поучаствовал в пасхальной ленте. Я бы сказала, что это не так мало, но смотря какие критерии. Как мы видим, «воскресный повод» собирает далеко не всегда «воскресные тексты». Как обсудили, про таинства речь не идет. Слово «Голгофа» на Страстной прозвучало 5 400 раз. — Что, опять же, меня нисколько не удивляет. А упоминается ли имя Господа? Алина Багрина: Еще раз посмотрим на цифры. В России в 2014 году к церковным православным себя относит 35% населения. С учетом нецерковных православных, инославных и «христиан широкой ориентации», в России порядка 40% христиан, то есть примерно 44 миллионов. Мусульман — 5-6%, то есть около 6 млн. Буддистов — 0,5%, то есть 600 000. Таким образом, для простоты опуская сопутствующие соображения, на 100 000 упоминаний имени Иисуса Христа в соцсетях пропорционально должно бы было приходиться 13 000 упоминаний Аллаха и 1 300 упоминаний Будды. Что мы видим на Страстной неделе? Иисус Христос — 150 000 упоминаний, Аллах — более 30 000 упоминаний (вместо ожидаемых 20 000), Будда — 12 000 упоминаний (вместо ожидаемых 2 000).

http://pravmir.ru/pasha-v-sotsialnyih-se...

Если раньше молиться каждый день никак не удавалось, Великий пост – самое время попробовать. Начните с малого: нескольких любимых молитв и личных слов, обращенных к Богу, но постарайтесь твердо исполнять ваше небольшое правило. Это тоже может стать личной и вполне выполнимой задачей на пост. О молитве. Молитвенное правило Принять участие в «Мариином стоянии» – богослужении с чтением канона Андрея Критского в середине поста Мариино стояние – это утреня четверга пятой недели Великого поста, в ходе которого прочитывается житие Марии Египетской и полностью канон преподобного Андрея Критского. Фото: spbda.ru Канон Андрея Критского. Мариино стояние (+ аудио + видео) Спеть самый красивый акафист Богородице в Субботу Акафиста В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (+аудио) Вовремя начать бытовые приготовления к Пасхе, чтобы уделить внимание богослужениям и проживанию Страстной седмицы Уборка, покупки, подарки к Пасхепостарайтесь выполнить все это постепенно до начала Страстной седмицы, ведь подготовка к Празднику – это не генеральная уборка в Чистый Четверг и не кулинарные подвиги в Великую Пятницу. Эти дни надо постараться посвятить проживанию Страстей, попасть на службы Великих дней, которые бывают лишь раз в году. Желаем вам Божией помощи и сил на пути Великого поста! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 18 февраля, 2010 9 марта, 2019 25 февраля, 2015 9 апреля, 2023 2 апреля, 2023 27 марта, 2023 19 марта, 2023 12 марта, 2023 5 марта, 2023

http://pravmir.ru/prochitat-evangelie-i-...

3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня – 3 ( воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи – 3. “ Слава” – святого, “ И ныне” – праздника. 4) На стиховне утрени – стихиры Триоди. “ Слава” – святого, если есть. Если нет, то “ Слава, и ныне” – праздника. 5) Если святой полиелейный ( или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди – 3 ( см. на стиховне утрени) и святого – 3. “ Слава” – святого, “ И ныне” – Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются. III. Тропари на вечерне и утрене ( по Трисвятом): 1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом – тропарь святого. “ Слава, и ныне” – праздника. При двух святых – тропарь свято? го. “ Слава” тропарь второго святого, “ И ныне” – праздника. При отсутствии тропаря святого тропарь праздника ( единожды). 2) В седмицу 3– ю ( святых жен– мироносиц) – тропарь праздника: “Благообразный Иосиф...”. “ Слава” – святого, “ И ныне” – “Мироносицам женам...”. Или же – тропарь воскресный: “Егда снизшел еси к смерти...”. “ Слава” – святого, “ И ныне” “Мироносицам женам...”. Поскольку при наличии тропаря святого тропари “Благообразный Иосиф...” и воскресный “Егда снизшел еси к смерти...” полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне – тропарь праздника, на утрене – тропарь воскресный. Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу – другой. При одном полиелейном святом в седмицу Фомину, мироносиц и в попразднство Преполовения – тропарь святого. “ Слава, и ныне” – праздника. 3) В седмицы 4– ю, 5– ю, 6– ю по Пасхе тропарь воскресный. “ Слава” святого, “ И ныне” Богородичен воскресный по гласу “ Славы”. При одном полиелейном святом – тропарь святого. “ Слава, и ныне” – Богородичен воскресный по гласу тропаря святого. IV. Тропари на утрене на “ Бог Господь”: 1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника ( дважды). “ Слава” – святого, “ И ныне” – праздника. Если нет тропаря святого тропарь праздника ( трижды). На основании общего Устава, при двух святых с тропарями – тропарь праздника ( единожды), тропарь первого святого. “ Слава” – тропарь другого святого, “ И ныне” – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010