Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Потому и первый взгляд обратим к “постной весне, цвету покаяния”, как величает Церковь Святую Четыредесятницу. Наблюдаем здесь достаточно долгий — более месяца — подготовительный период. Характерна в это предпостное время точная последовательность воскресных Евангельских чтений (Зак­хей, мытарь и фарисей, блудный сын и т. д.). Заметно выделяется и само начало, первая седмица поста, — особым молитвенным духом, подчёркнутой строгостью воздержания в пище, чтениями из Ветхого Завета (прежде всего из пророка Исаии), дающими покаянный настрой душе, пока только входящей внутрь себя. Ещё одна важная сторона Великого поста видится в том, что он являет собой путь к Страстной и Пасхе, и постоянно в памяти Церкви богослужебными текстами из Постной Триоди всплывают образы Креста и Воскресения Христова. Есть ещё и малые передышки на этом пути воздержания и самоуглубления. Имеются в виду полиелейные праздники (1-е и 2-е Обретение главы Предтечи, память 40 Севастийских мучеников), практически всегда попадающие на пост, и, конечно же, всерадостный день “главизны нашего спасения” — Благовещение Пресвятой Богородицы, бывающий в большинстве случаев в конце поста и свидетельствующий близость спасения, совершившегося в Кресте и Пасхе. И сама Четыредесятница становится таким образом подготовительным периодом, предпразднством к Великим дням Страстной и Светлому Воскресению. Смысл этих дней раскрывается как приобщение спасению, даруемому Христом Распятым и Воскресшим. Подобные же темы есть и в традициях других больших постов. Постараемся в это пристальнее вглядеться. 3. Петров пост — благословение миссионерам Подвигу первых миссионеров — апостолов Христовых — посвящён Петров пост. Ученики Господа и учители вселенной, проповедники Евангелия готовили себя постом к предстоящему поприщу. И это время — от Недели всех святых до памяти первоверховных Апостолов — новое вдохновение и для нас, новых Христовых учеников, имеющих по мере сил стать жизнью своей новыми проповедниками Распятого и Воскресшего.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому Великой Пятницы, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и часто понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам " праздновать воспоминание Его Смерти, т. е. Пасхи " . У Тертуллиана " Пасхой " называется день Распятия и Крестной Смерти (Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps.-Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются Страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю (Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово " Пасха " понимается как производное от греческого глагола paschein (страдать) (напр., Мелитон. О Пасхе. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40.1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V. 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

«Яко Давид вопию Ти»: Давид — царь израильского народа, создавший в X веке до Р. Х. единое государство; один из величайших праведников в истории человечества до пришествия Христа. Известен в том числе как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами. Один из этих псалмов, пятидесятый («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»), — непревзойденный образец покаянного духа. Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остается позади, начинается Страстная седмица. В центре Страстной седмицы — уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте. Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны. Кто и когда написал эту молитву Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны. Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной — богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста. 2. Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Перевод: «Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Да, Господь мой и Царь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Аминь». Что это за молитва Молитва Ефрема Сирина читается на всех будничных богослужениях, начиная с вечера Прощеного воскресенья (но перед этим еще в среду и в пятницу Сырной, или, по-народному, масленичной седмицы) и до Страстной среды включительно. Она прекрасно показывает суть покаяния: мало раскаяться в грехах, нужно постараться заместить всë недолжное, скверное в своем сердце противоположными по духу добродетелями. Переключиться, так сказать, со знака «минус» на знак «плюс».

http://foma.ru/tri-molitvy-velikogo-post...

Каково же значение Вознесения Господня? Вознесение Спасителя обозначало возвращение воскресшего Сына Божия к Отцу Небесному и к той божественной славе, которую Христос имел до Своего воплощения. Вочеловечившись, Он Себя умалил, принял зрак раба и сделался во всём подобным человеку, кроме греха ( Флп. 2:6–8 ). Божественную славу Свою, её сияние Он скрыл от людей, как бы оставил на небе у Отца Своего, а вновь обрёл её лишь после Своего воскресения. Во время земной жизни Своей Христос лишь однажды показал ученикам славу Свою на горе Фавор, и то в меру восприятия их («якоже можаху»). Уже само воскресение Господа сопровождалось сиянием славы небесной, озарившей стражу и ангелов ( Мф. 28:2–4 ) и могло обозначать, что за воскресением сразу же последует полное вознесение к Отцу, в царство Славы Его. Но, однако, этого полного и окончательного вознесения ещё не произошло, не произошло потому, что Христу надлежало ещё являться ученикам, чтобы довершить сообщение им тайны Царствия Божия ( Деян. 1:3 ) и приготовить их к сошествию на них Святого Духа после Его вознесения. Когда всё это было совершено, произошло полное, окончательное вознесение Сына Божия и Отцу Небесному. Оно произошло в том же изменённом, преображённом, небесном теле, в каком и воскрес Христос. А это значит, что в таком же изменённом небесном теле вознесёмся и мы, когда по зову ангельской трубы, силой Божией все изменимся и восхищены будем на небе для окончательного решения нашей участи на суде правды и милости Божией. Вот обо всём этом и напоминает нам вознесение Господне. Но не только такое значение имеет для нас этот праздник Господень. Он напоминает нам и об обетовании ниспослания Святого Духа на апостолов и Церковь Христову, которым (обетованием) не раз Христос и утешал их. Так, зная, что сердца, апостолов наполнятся скорби ( Ин. 16:6 ) при Его вознесении, Христос заранее, в прощальной беседе, говорил им: Лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Отцу) ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам ( Ин. 16:7 ). А Утешитель, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне ( Ин. 15:26 ), наставит вас на всякую истину и грядущее возвестит ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими». Эта власть принадлежит всем святым. Это неизреченный дар всем любящим Бога. Мы те, кто вновь родились сегодня, «не от крови, не от хотения плоти, но от Бога». То, что мы получили, — не от природы, не по самой величайшей человеческой щедрости. Он дал нам снова узнать, что «Слово стало плотью и обитает среди нас, полное благодати и истины», во всех наших обстоятельствах и переживаниях. «Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать». Так велики, так бесценны сокровища Пасхи. Одно благословение следует за другим, одна радость сменяет другую, и мы еще не можем вместить их все. Благодать Пасхи дается нам, чтобы мы возрастали в благодати, восприняв ее как талант, как десять талантов на весь год, на всю жизнь, на каждый день. И как воск воспринимает отпечаток того, что касается его, так мы изменяемся сегодня во образ Христов. «Закон дан через Моисея (и законом совести и стыда имеет надежду человек), благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Благодать и истина нераздельны. Не может быть благодати без истины и не может быть истины без благодати. В Пасхе Христовой нам дается откровение всех величайших истин, которые только можно постигнуть, и самая безмерная благодать. Христос — истинный Пасхальный Агнец, Которого мы вкушаем сегодня, и истинная манна, которой мы причащаемся. Понедельник Светлой седмицы Ин, 2 зач., 1, 18—28 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

http://moral.ru/светлая-седмица/

29 «Sero quidem et consuetum eXtra tempus scribo vobis». PG, 26 col. 1377. 30 «Hinc (т.е. к Пасхе) nectentes eX ordine s. pentecosten... Spiritus solemnitatem celebrabimus, qui iam proXimus nobis est». Ibid., 1422. 31 Procatech., c. 4, catech. IV, c. 3. 32 In Genes, hom. XI et XXX. 33 Цит. соч. «О Пасхе» — PG.24, col. 698. 34 И, 59, V, 14, V, 30, VIII, 33 и др. 35 Цитов. статья Ф. Функа, 266. 36 P. G. 65, col. 53; 70, col. 425. 37 Цит. изд., 78. 38 Opera, 1712,1,505. 39 P. G. 88, col. 1788. 40 Отрывок его см. в цитов. послании Дамаскина о посте. 41 Quaest. 64. 42 Cap. IV. 43 О постах православной церкви, 1887, стр. 35. Panaria, haeres. 75 v. 57. 44 В предисловии к указанному соч. Дамаскина о посте, Opera, 1,498. 45 Цит. соч., 502. 46 P. G. Ill, col. 1089—91. 47 Assemani, Bibliotheca orient., Ill, 1, p. 305. 48 K. Beth, D. orientalische Christenheit, 1902, S. 424. Простонародное ее название: «седмица для лиц, желающих жениться на двоюродной сестре». 49 Цит. изд., 505. 50 A. Maclean, East Syrian Daily Offices, 1894, p. 272. 51 40-е по изд. Pitra, Juris ecclesiastic! graecorum monumenta, II, 1868, p. 331. 52 Ad Nicephorum notae, Corp. script, bysantin. VII, Venetiae 1729. 53 Неизданный кондак на среду 2-й седмицы поста. Приведен у Р. Maas " a; D. Chronologic d. Hymnen d. Romanos, Bysantinisch. Zeitschr., XV (1906), S. 25. 54 A. Baumstark, D. Kirchenjahr in Antiocheja; Romische Quartalschr., 1893, S. 56—57. Автор видел один армянский полемический памятник против греков, в котором, между прочим, сообщается, что сырная седмица введена была импер. Анастасием (491—518) потому, что он, как то раз заговляясь пред 40-цей объелся мясом. Это известие, несомненно, такого же свойства, как и известная греческая легенда об армянском посте арачаворк». Но, быть может, в отнесении времени происхождения сырной седмицы к царствованию Анастасия есть некоторая доля справедливости, как и в греческой легенде армянский ересиарх Саркис или Сергий является историческою личностью (Мансветов, цит. соч. 49). К сожалению, автор утратил заметку об этом памятнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Что касается исчисления постных дней Четыредесятницы, то в этом вопросе в разных Церквах была различная практика. Так, Евсевий в своем сочинении «О Пасхе» исчисляет пост в шесть недель, включая сюда и Страстную; таким образом, по нему, получается 42 постных дня, из коих 40 составляют Четыредесятницу, а два дня – Пятница и Суббота нашей Страстной недели – дни собственно предпасхального поста. Другой памятник – «Постановления апостольские» – говорит: «Да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи (т. е. Страстную), в оную со страхом и трепетом поститесь, начиная со второго дня (т. е. с Понедельника) до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В Пятницу же и Субботу совершенно поститесь… Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:20 ), а Он в эти-то дни и был отнят у вас» 4 . Наконец, западная паломница Сильвия Аквитанка, посетившая в IV веке Иерусалим, пишет об иерусалимском исчислении Четыредесятницы: «Здесь перед Пасхой соблюдаются восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни вокресенья и в субботу не постятся, за исключением одного (т. е. Великого) Субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который поститься необходимо… Итак, из восьми недель, за вычетом восьми воскресений и семи суббот, остается 41 день, проводимый в посте» 5 . Разнообразие исчисления Четыредесятницы существовало до IX века, и результатом его явилась сырная седмица, имеющая, с одной стороны, великопостные поклоны, а до XIV века-и литургию Преждеосвященных Даров 6 , с другой – разрешение на «сыр». Другим следом этого разнообразия является пение на вечерне в Пятницу шестой седмицы поста стихир «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», тогда как отпуст за всю Четыредесятницу с чтением молитвы «Владыко многомилостиве» и чин прощения «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице» по уставу отправляется по окончании чина изобразительных в Среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Яркий пример первоначального неверия и столь же яркий пример вспыхнувшей беззаветной веры во Христа явил собой апостол Фома. Нас доселе потрясает и захватывает его вопль к Христу: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ). С этим воплем закончилось неверие Фомы: оно перешло в пламенную веру сердца и всего, существа, для которого Бог стал моим, своим, неотъемлемой, неотделимой, главной частью себя самого. Так укрепилась у апостолов вера во Христа как воскресшего Сына Божия, как Спасителя мира. Воскресший Христос как бы вторично призвал их к апостольскому званию и служению. В первый призыв они оставили лодки, мрежи, рыбачий промысел, семью и пошли за Ним. Во второй раз они оставили свой страх, маловерие, непонимания «тайн» Божиих и спасительной миссии Своего Учителя. И, оставив всё это, беззаветно последовали уже до конца дней «служить» Ему. 2 . Мы видим, как вместе с верой в своего Божественного Учителя стала оживляться в сердце апостолов и любовь к Нему, однако, нужно было укрепить, возвысить, одухотворить в них эту любовь, довести до сознания их всей необходимости и животворности этой любви. Первоначальная любовь апостолов к Христу возникла по высокому чувству благоговения пред Ним, преклонения перед чудотворящей силой Его Божества, Его любви и милосердия к людям, однако, такой любви оказалось мало, чтобы устоять апостолам пред лицом испытаний и остаться бесстрашными и верными Христу при самой смерти Его. Необходимо было уразуметь и почувствовать им безграничность жертвенной любви Христа к людям и воспламениться ответным движением собственного сердца к Нему, не только как Учителю и Чудотворцу, но и как Сыну Божию и Искупителю мира. Следовало возлюбить Христа как страдальца и мученика за грехи людей, возлюбить Христа Распятого и одновременно возлюбить и тех, за кого Он пострадал и умер на Кресте. Вот к какой любви и призывал воскресший Христос апостолов на берегу Тивериадского озера, когда, явившись им и чудесно накормив их рыбой, трижды спрашивал апостола Петра – любишь ли Мя. И на его признание трижды призывал пасти овец Его. Эта троекратность призыва любви Христа и пасти стадо Его означало, что любить Бога следует такой любовью, которая одновременно была бы и любовью к тем, из-за которых и ради которых Он принёс Себя в жертву на Голгофе. И в такой двойной любви, по указанию Христа, и заключается вся суть христианства, призывающего отвергнуться себя, забыть, потерять себя для себя, чтобы найти себя в Боге и в людях. И апостолу Петру казалось, что такую любовь нашёл в своём сердце, когда трижды он отвечал Христу: Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя ( Ин. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И вспомнили апостолы, что и Христос говорил им то же. Ещё до Своего воскресения Он утешал их: Не оставлю вас сирыми, приду к вам ( Ин. 14:18 ). Он говорил им: Иду приготовить вам место. И когда приготовлю, опять приду, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2–3 ). Вспомнили они и обетования Христа о ниспослании Святого Духа, а такие и Его повеление быть в Иерусалиме и ждать сошествия Святого Духа. И возрадовались апостолы. «С великой радостью» ( Лк. 24:52 ) возвратились они в Иерусалим и стали вместе с Богоматерью проводить дни в Сионской горнице в молитве и молениях, ожидая обетованного Утешителя. Братия и сестры! Возносясь на небо, Христос открыл нам, всем верующим в Него, благодатный путь к Отцу Небесному, в царство Славы Божией, туда, где апостол Павел, восхищенный до третьего неба, слышал неизреченные глаголы, где Господь приготовил всем любящим Его то, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). И туда-то, в открытое Христом небо, в царство Славы Его после вознесения Спасателя и сошествия Святого Духа нескончаемым потоком и стали «возноситься» души святых угодников Божиих. И для нас, братия и сестры, это благодатное небо открыто. И для нас предуготована благодать всесвятого Духа, и особенно в день праздника Сошествия святого Духа на апостолов. И мы получим её, если только по-христиански проведём эти оставшиеся до праздника немногие дни. Троическая благодать коснётся и нас, если мы преискренне примиримся с ближними, простим им обиды и оскорбления, если раскаемся в грехах своих, если в кротости и смирении покаянного духа и «сокровенного человека» будем готовиться к принятию благодатных даров Святого Духа. Как строго и покаянно мы обычно готовимся к исповеди, чтобы достойно причаститься Христовых тайн, так же строго и покаянно будем готовиться ко дню святой Пятидесятницы, чтобы достойно приобщиться к благодатным дарам этого праздника. И не забудем, что сегодня небо как бы распростёрто над землёй и выходит в нашу душу благословение возносящегося Господа. И да будет это благословение Божие над нами всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010