Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздвижения Креста в круге евангельских чтений: 1 . «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении. 2 . «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала. Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных. Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.). Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище. Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте. Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря и фарисея от Лукиных седмиц, образуя больший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал. Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Нарóд же, увидев, что сдéлал Пáвел, возвысил свой гóлос, говоря по-ликаóнски: «Бóги в óбразе человéческом сошли к нам». И назывáли Варнáву Зéвсом, а Пáвла Éрмием, потомý что он начáльствовал в слóве. Жрец же идола Зéвса, находившегося перед их гóродом, приведя к ворóтам волóв и принеся венки, хотéл вмéсте с нарóдом совершить жертвоприношéние. Но апóстолы Варнáва и Пáвел, услышав о сем, разодрáли свои одéжды и, брóсившись в нарóд, громоглáсно говорили: «Мужи! Что вы это дéлаете? И мы – подóбные вам люди, и благовествýем вам, чтóбы вы обратились от сих лóжных к Бóгу живóму, Котóрый сотворил нéбо и зéмлю, и мóре, и всё, что в них, Котóрый в прошéдших рóдах попустил всем нарóдам ходить своими путями, хотя и не переставáл свидéтельствовать о Себé благодеяниями, подавáя нам с нéба дожди и временá плодонóсные и исполняя пищею и весéлием сердцá нáши». И, говоря сиé, они едвá убедили нарóд не приносить им жéртвы и идти кáждому домóй. ( Деян 14:6–18 ) Аллилуиа: 1 . Помяни сонм Твой, егóже стяжал еси испéрва. 2 . Бог же Царь наш прéжде вéка, содéла спасéние посредé земли. Четверг 4-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий Преполовения Деяний святых апóстол чтéние В те дни Пётр отвéрз устá и сказáл: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком нарóде боящийся Егó и поступáющий по прáвде приятен Ему. Он послáл сынáм Изрáилевым слóво, благовествýя мир чрез Иисуса Христá; Сей есть Госпóдь всех. Вы знáете происходившее по всей Иудéе, начинáя от Галилéи, пóсле крещéния, проповéданного Иоáнном: как Бог Духом Святым и силою помáзал Иисуса из Назарéта, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладáемых диáволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидéтели всегó, что сдéлал Он в странé Иудéйской и в Иерусалиме, и что наконéц Егó убили, повéсив на дрéве. Сегó Бог воскресил в трéтий день, и дал Ему являться не всему нарóду, но свидéтелям, предызбранным от Бóга, нам, котóрые с Ним éли и пили, по воскресéнии Егó из мёртвых. И Он повелéл нам проповéдовать людям и свидéтельствовать, что Он есть определённый от Бóга Судия живых и мёртвых. О Нём все прорóки свидéтельствуют, что всякий вéрующий в Негó получит прощéние грехóв именем Егó». ( Деян 10:34–43 ) Пятница 4-й седмицы по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О САМАРЯНЫНЕ Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею ( Ин. 4, 5–42 ). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе). В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной» 584 . Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О СЛЕПОМ В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме ( Ин. 7:2, 10:22 ) даровал зрение слепорожденному ( Ин. 9, 1–41 ). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет» 585 . Песнопения службы повествуют и о другом чуде – о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

1 . Откуда Матерь Божия могла знать, что Ее Сын способен к чудотворению? (ик. 6–9) 2 . Как правильно понять слова Спасителя «Не у прииде час Мой»? (ик. 10–16) 3 . Почему Спаситель привлекает Себе в помощники слуг, а не апостолов? (ик. 17) Подробность и настойчивость, с какой автор подступается к поставленным вопросам, выявляет в нем сознательного экзегета. С этих позиций ему даже как бы не интересен эпизод с архитриклином, и о нем вообще нет никакого упоминания. Но было бы несправедливым не замечать поэтического момента, проявляющегося в средствах выразительности, в богатом, несмотря на ограниченный лексический состав, метафорой языке, в риторических вопросах и восклицаниях, в смелых со- и противопоставлениях, в употреблении прямой речи 19 , в самой строфической форме, наконец. Особо нужно отметить мастерство припева: будучи по существу субстантивированным причастным оборотом в Nom. Sg., он может выступать только как подлежащее, либо как распространенное приложение, или же как обращение. И все строфы кондака, от проимиона до последнего икоса, выстраиваются так, чтобы в конце стоял один из вышеуказанных членов предложения и только он. Для поворота на припев иногда достаточно половины предпоследней строки (напр., ик. 3, 7): такая неожиданность не есть слабое место песнопевца, но, напротив, свидетельствует об особой задаче, возлагаемой на припев в контексте большой поэтической формы 20 . Припев, исполняемый всем ликом (в идеале: народом), несет основное настроение всего произведения, задавая тем самым особый колорит каждому празднуемому событию. В нашем кондаке это – перефразированный стих Предначинательного псалма ( Пс. 103:24 ): «Вся премудростию сотворил еси», исключительно емко передающий чувство священного восторга перед Промыслом Творца и необходимо вызывающий на благодарственное: Слава Ти, Господи, сотворившему вся! 21 2. Перевод с комментариями (свящ. Михаил Асмус) В СРЕДУ ВТОРОЙ СЕДМИЦЫ [ПО ПАСХЕ] КОНДАК НА БРАК В КАНЕ СО СЛЕДУЮЩИМ АКРОСТИХОМ: СЛОВО РОМАНА СМИРЕННОГО (TO EPOS RWMANOU TAPEINOU)

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

е. 1) равноденствие, 2) 14-й день луны (совпавший с самым днем страдания), и 3) τριμερον, т. е. пятницу, субботу и воскресенье. Вот почему, думает неизвестный автор, Спаситель, которого иудеи много раз искали убить, избегал этого, потому что не наступило еще необходимое для его страдания совпадения времен (п. 3 Σωτρ – πολλκις ζητομενος π τν ουδαων ναιρεθναι, μπω τς συνδρομς τν χρνων κπεπτωκυας περιγε – Это не была δειλα, λλ τς συνδρομς προθεσμιν πιτρησις). По всему этому Христос сохранил в (Своей) новой (по времени) страсти древние προθεσμαι (сроки) (Οι τατα πντα τς ρχαις π τ ν πθει προθεσμας νρησεν Χριστς); потому и мы сохраняем все эти времена (δι τοτο κα μες τηρομεν πντας τος χρνους ες νδειξιν τν μυστηριωδν λογισμν τ μμημα περιποντας). Но Спаситель, совершив истинную пасху – естественно, как в истинной и господьственной пасхе, все прежде упомянутые времена с точностью соединил в одной седмице как и в древности (при создании человека), чтобы с точностью совершить воссоздание (букв.: возглавление) (λλ» μν Σωτρ τ ληθινν κτελν πσχα, – εκτως, οα π» αληθιν κα κρι πσχα, πντας τος προειρημνους χρνους μετ κρβειας ν τ βδομδι κατ τ ρχαον συνγαγεν, να τν νακεφαλαωση κριβς κτελσειεν.). Мы же, так как эти προθεσμαι не могут всегда таким образом совпадать, делая подражание истинной пасхи насколько возможно соединяем в (одно) место подражание временем (истинной пасхи) (μες δ, πε μ δνανται οτω ες ε συντρχειν α προθεσμαι, μμημα το ληθινο πσχα ποιοντες, ση δναμις τ μιμημα τν χρνων περ τν τπον συνγομεν, κριβ τν χρνων κατστασιν τ πρτ τπ πσχα το Σωτρος παραχωρσαντες) – «Спаситель, показав господьственнейшую пасху ( μν Σωτρ τ κυριτατον πσχα πιδειξαμενος) – повелел – и нам подражая это делать» (ποοσταξεν. – κα μς τοτο μιμουμνους ποιεν) и т. д. Но древнее (основанное, быть может, на пасхалии св. Иполита, по которой на 29-й год по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

5 мая. ПАСХА. Воскресение Христово . – С.43; 5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Дорога к Пасхе . [Великий пост — время особых возможностей. Возможностей  по особому взглянуть на свою жизнь, свою душу, свои отношения с ближними и Богом. В подборке «Фомы» - лишь некоторые из тех смысловых точек в календаре Великого поста, через которые важно пройти по дороге к Пасхе.  Подробный календарь поста вы можете найти на сайте foma.ru (QR-koд -ссылка  указана в публикации). Представленный здесь маршрут движения к Пасхе включает и четко характеризует следующие события и даты: 1 марта. Прощеное воскресенье ; 2-5 марта. Читается канон Андрея Критского ;  4 марта. Первый раз во время Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров (названы также все даты Великого поста 2020 года, когда будет отслужена такая литургия);  8 марта. Торжество Православия ; 14 марта. Первая родительская суббота Великого поста (поминовение умерших совершается так же в третью и четвертую субботы — 21 и 28 марта); 22 марта. Крестопоклонная неделя ; 4 апреля. Суббота Акафиста. Накануне, в пятницу (3 апреля) вечером читается Акафист Божией Матери. Согласно Уставу, этот Акафист читают только раз в году; 12 апреля. Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица ;  Завершает перечень — 19 апреля. Светлое Христово Воскресение )]. Фото Георгия Федоренко//Фома. - — март 2020. - С.32-33. - (раздел « Вера »). См. также : 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова //Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл. Великий пост: опыт возвращения в рай . Из слова в Прощеное воскресенье после литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, 26 февраля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Адам и Ева снова в Раю. Графика Елены Черкасовой//Фома. - — март 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Антипа ( Кириллов ) . 3.08.1870-7.03.1938. Ил.: Иеромонах Антипа (Кириллов). Фото сделано в Таганской тюрьме после вынесения смертного приговора; Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон, 1917. Фото французского армейского фотографа; Письмо преподобномученика Антипы на Афон. 1933. Фото с сайта прихода Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево tatarincevo.ortox.ru; На фото во втором ряду — монах русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Антипа (Кириллов). Начало ХХ в. Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне//Фома. - – март 2020. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Среди многочисленных песнопений Д. С. имеется полный венок канонов, т. е. цикл канонов на все 8 гласов, по одному на каждый глас, авторства прп. Иосифа Песнописца . К наст. времени по рукописям он известен не полностью (отсутствуют каноны 1-го плагального (т. е. 5-го) и 4-го плагального (т. е. 8-го) гласов; см.: Τωμαδκης Ε . Ι . Ιωσφ Υμνϒραφος Βος κα ρϒον. Αθναι, 1971. Σ. 119-120; Ταμεον. Σ. 68-73), но Л. Пти ( Petit . Bibliographie des acolouthies greques. P. 58-60) указывал, что весь цикл был полностью издан в Венеции в 1795 г. в составе впосл. переиздававшейся книги под названием Θρα τς μετανοας... (Врата покаяния...). Др. цикл канонов (как полных, так и неполных - трипеснцев и двупеснца) Д. С., написанный блж. Симеоном Солунским , входит в состав особого многодневного последования, уподобляющего память Д. С. Пасхе, а дни предшествующей седмицы - празднику Входа Господня в Иерусалим и дням Страстной седмицы. Это последование совершалось в Фессалонике с XV в. и сохранилось в ряде греч. рукописей. К установлению этой практики имел непосредственное отношение блж. Симеон Солунский, к-рого вдохновили уже существовавшие к XV в. каноны Д. С., уподобленные канонам Великой субботы (см. ниже) и Пасхе (канон авторства Иоанна Ставракия, хартофилакса Фессалоники). Песнопения в этом многодневном последовании повторяют состав служб и стихотворную форму песнопений Страстной седмицы, совпадая с ними в выборе гласов и подобнов, в лит. форме и в особенностях выражения мысли. Канон Д. С. Иоанна Ставракия, подобный канону Пасхи, был включен блж. Симеоном в последование без изменений. Все тексты последования были полностью изданы И. Фундулисом ( Θουντολης Ι . Μ . «Μεϒλη Εβδομς» το ϒου ημητρου//Κεμενα λειτουρϒικς. Θεσσαλονκη, 1994. Τ. 2: Θματα εχολοϒου. Σ. 271-396). Помимо этих циклов канонов и канонов, помещенных в печатных Минеях, по рукописям известны еще 15 канонов Д. С. на различные гласы, 10 из к-рых не изданы (см.: AHG. T. 2. P. 294-312; Ταμεον. Σ.

http://sedmitza.ru/text/850363.html

В различных редакциях Иерусалимского устава вплоть до совр. печатных изданий (Типикон. [Т. 2.] С. 996-1008) богослужение цикла В. Г. излагается одинаково. В среду 6-й седмицы по Пасхе, на предпразднство В. Г., соединяются последования отдания Пасхи, Недели о слепом и предпразднства В. Г. (представлено только каноном на утрене); из-за отдания Пасхи служба этой среды имеет нек-рые характерные черты пасхального богослужения. Накануне самого праздника совершаются малая вечерня, затем - торжественное всенощное бдение, состоящее, как и обычно, из великой вечерни со входом и литией, утрени с полиелеем и великим славословием и 1-го часа. На вечерне «Блажен муж» не поется; после входа читаются паремии (те же, что и по Типикону Великой ц.). На утрене после Евангелия стихословится «Воскресение Христово видевше» - в честь минувшего праздника Пасхи и по причине тесной связи событий Воскресения и Вознесения. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., но антифоны избраны из Пс 46, 47 и 48, хотя в качестве входного стиха (к-рый должен происходить из того же псалма, что и 3-й антифон) сохранился Пс 46. 6. В период попразднства поются посвященные В. Г. песнопения, как взятые из службы праздника, так и составленные специально для дней попразднства. В 7-е воскресенье по Пасхе последование В. Г. поется, если только на это воскресенье не приходится память великого или храмового святого. Отдание в пятницу 7-й недели в Типиконе и Цветной Триоди практически не расписано, его устав соответствует уставу отданий др. двунадесятых праздников, т. е. службе с великим славословием на утрене. В случае совпадения праздника В. Г. с днем памяти великого святого, к-рому назначено совершение всенощного бдения (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), их последования соединяются. Образец соединения приведен в марковой главе под 8-м мая - днем памяти ап. Иоанна Богослова (Типикон. [Т. 2.] С. 631-632). В честь памяти великого святого на вечерне в составе всенощного бдения поется «Блажен муж»; в московском издании Типикона 1610 г. для этого случая указано пение на В. Г. 2 величаний (Л. 165).

http://sedmitza.ru/text/703297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010