Если же подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела… ибо телесными деланиями сраспинается он Христу телесно и душевными сраспинается душевно ( Гал. 5,24 ), потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведением по естеству и воскресает мысленно ради бесстрастия во Христе Иисусе, Господе нашем (101,69). Но если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, тогда теряет он благодать и остается обнаженным, а диавол, находя его таковым, помыкает им, куда хочет и как хочет (57,331). ВТОРНИК. Мк. Зач. 60. (13,14–23) О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА И ОБ АНТИХРИСТЕ Просил ты объяснить тебе признаки крайней нужды при кончине времени, какие Господь открыл для нашего сведения; дознай теперь силу их: сущий во Иудеи да бежат на горы ( Мк. 13, 14 ). Утвердившиеся в благочестии (сие означает Иудея) да имеют в виду вышнее прибежище, ограждаясь своим исповеданием. И иже на крове, да не сходит взяты, яже в дому его ( Мф. 24, 17 ). Кто пренебрег настоящим своим домом, попрал всякое здешнее жилище, стал высок по жизни и изгнал из себя вселявшиеся в него страсти, тот да не увлекает за собою ничего такого: ни боязни, ни нерадения, ни тщеславия, ни пристрастия к богатству, – все это есть схождение с высоты. Иже на селе, да не возвратится вспять взяты риз своих ( Мф. 24, 18 ). Кто совлекся ветхого человека и отрешился от плотского, тот да облекается в человека нового, который обновил его в познание Божие и очистил от тины. Все сии в безопасности будут от оного великого злострадания (47,133). Горе же непраздным и доящим в тыя дни ( Мф. 24, 19 ), сказано, – душам, которые чреваты Божественною любовью, не осмеливаются свободно изречь и породить исповедание веры в Бога и твердо стоять за оное, приобрели же детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют в виду твердого упования наград, но укоризнами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего (47,134).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мф.9:36–10:8 Рим.7:1–13 Видя толпы народа, изнуренные и рассеянные, Господь сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою». И – послал учеников проповедовать в городах иудейских, что «приблизилось Царство Небесное». Но Господь предупредил, что далеко не все выйдут им навстречу и примут их в свои дома. Для грешного человека вообще очень непросто вынести приближение Бога. Каково было, например, евреям вступать в первый, Ветхий Завет с Ним? Каково было испытать это первое приближение к человечеству Царствия Небесного?.. Тяжело было в рабстве. Но вот Бог явился Моисею и велел вывести народ. И что же? На каждое требование Моисея фараон – наоборот – все более ужесточал их жизнь. Потом пришлось уходить ночью с поспешностью. А впереди – погоня, враги, отсутствие привычной пищи, сорокалетнее скитание в пустыне, пока, наконец, Господь не ввел в землю обетованную. А изнутри сколько поднималось ропота на Моисея, сколько они восставали против Бога, порываясь вернуться в Египет, сколько молитвенных слез пролил Моисей, спасая их от заслуженного гнева! Дело в том, что пока человек предоставлен самому себе, то есть пока он в плену у диавола, грех, живущий в нем, кажется мертвым. Человек как бы не знает о нем и не мучается. Но вот он получает от Бога закон, получает заповедь, которая говорит о чем-то: «Не пожелай». И вдруг он чувствует, что «грех ожил». Он с изумлением отмечает, что грех, «взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание», что «страсти греховные, обнаруживаемые законом», стали действовать в членах, «чтобы приносить плод смерти», что «грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». И эта страшная картина оживания и восстания греха – в той или иной степени повторяется всякий раз, когда Бог призывает человека ко святому крещению. Начинаются страхи, терзания совести, начинаются конфликты с окружающими. Люди, которые казались интеллигентными и терпимыми, начинают с дикой злобой бросаться на тебя за то, что перекрестился, за то, что стал по воскресеньям ходить в храм. Новообращенный и сам отмечает, что стал гораздо хуже. А кому-то кажется, что он вообще сходит с ума. Но что же делать? Кто виноват? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Епископа оплакивают прихожане, вдова и 13 его детей, оставшихся без отца. Он курировал богослужебную и богословскую деятельность в 17 церквях этого региона. По словам его вдовы, священник активно проповедовал христианское учение среди местных мусульман и преуспел в обращении многих из них в христианство, не оставляя их своими духовными заботами в новой вере. «Многие мусульмане возмущались его проповеднической службой, обвиняли в обмане своих собратьев-мусульман и угрожали страшной местью, если он не прекратит обращать правоверных в христианство», — рассказала вдова. 4 июня пара принимала у себя в храме бывшего мусульманского вероучителя, который свидетельствовал о том, что обратился к вере в Христа в их церкви, сообщила Кристин Обо. «Эта встреча проходила в пятницу после обеда, а несколько мусульман проходили мимо церкви, услышали его речь на арабском языке, заинтересовались происходящим и заглянули в храм, — вспоминает вдова. — Они были поражены и разгневаны, заслышав, как он возносит хвалы Иисусу как Господу своему. Они быстро ушли, и я не сомневаюсь, что после того они донесли о происшедшем своим руководителям, а те и приговорили моего мужа к смерти». Благотворительная служба церкви также возмущала и расстраивала мусульман — особенно когда храм подарил бывшему шейху (обращенному исламскому вероучителю) свинью. Это была благотворительная помощь в рамках проекта содействия малому животноводческому бизнесу, который, как планируют его руководители, в свою очередь пополнит пожертвования в развитие церкви. Нападение стало последним в хронике случаев преследования христиан в Уганде, документально зафиксированных изданием Morning Star News. Конституция Уганды и другие законы защищают свободу вероисповедания, в том числе право на свободу проповеди своей веры и обращения в иную веру. Доля мусульман в населении страны не превышает 12%, и особенно невелика в восточных провинциях страны, в одной из которых и погиб епископ. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5823393.ht...

Так что с осуждением называя кого-то отцом, мы прежде всего сами объявляем себя членами определённого рода. И не дай нам Бог оказаться в том роде богопротивников, о котором, перечислив всевозможные беды, Господь говорит, обращаясь к Иерусалиму: «истинно говорю вам, что все сие придёт на род сей… Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!». И надо выходить из всего того, над чем тяготеет проклятье, уходить от тех, кому Господь сказал:«Се, оставляется вам дом ваш пуст», – и выходить из рода нечестивых и входить в род праведных, «которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:13 ). О прозревании Четверг Мф. 24:13–28 2Кор. 4:1–6 У Апостола Павла читаем: «…Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Апостолы были призваны нести этот свет «во всю землю», потому что, по слову Господню, до того, как придёт конец, Евангелие Царствия должно быть проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам». И если закрыто это благовествование, то «закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (то есть враг Божий, сатана) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования». Сатана , конечно, не может противиться Богу. Едва он некогда помыслил об этом, как тут же был свергнут с небес. Но совсем иное дело, когда полем битвы становится человеческая душа. Тут может победить и сатана, и не потому, что он действительно может одолеть Бога, а потому, что душа свободна, и она сама добровольно может выбрать добро или зло, свет или мрак, Бога или диавола. И до того, как душа определится, Бог и диавол стоят перед ней: Бог старается просветить, а дьявол ослепить и свести человека «во ад жива». Не имея истины, и лишённый даже силы диавол, чтобы обольстить, хитро использует всё: и наши страсти, и наши естественные желания, и наши привычки, и нашу леность, и своих уже верных служителей из числа нас же самих. Он пугает, показывает свою мнимую силу, делает всё, чтобы неразрывными путами привязать нас к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

Надо было иметь мужество идти за Господом, когда Он спокойно шел среди ловушек иудейских правил и предписаний, приближая час Своего неизбежного столкновения с первосвященниками и книжниками, которые изображали Его в глазах народа как осквернителя Храма и разорителя Закона. Никто из людей не оставлял так, как они, все на свете ради этой безнадежной, по мнению мира, надежды. И никто не делал этого со столь ясным осознанием, чем такой выбор чреват. У этих двенадцати избранников могли быть какие угодно недостатки, но они любили Христа, и они не боялись сказать миру, что любят своего Господа. И они засвидетельствовали жизнью и смертью своей правдивость своих слов. Это и есть христианство, это то, что они должны были донести до других — силой и властью Святого Духа, Который Он пошлет им от Отца в день Пятидесятницы после Крестной смерти и Воскресения Господа. Это и есть Святая Соборная и апостольская Церковь. Они были побеждены Христовой любовью, чтобы победить мир для этой любви. Среда Мк, 13 зач., 3, 20—27 Тогда пришел Иисус в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Христос уходит в дом с избранными Им учениками, чтобы побыть с ними наедине. «И опять сходится народ», теснясь вокруг дома, так что у них не было даже времени и поесть. Но Господь не закрывает двери для приходящих к Нему. Его служители должны научиться, что любые неудобства и любые трудности легко переносятся там, где сердца горят ревностью по делу Божию. Что может быть лучше встречи ревностной паствы и ревностных проповедников! Сеяние слова Божия обещает там самые обильные всходы.

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Надо было иметь мужество идти за Господом, когда Он спокойно шел среди ловушек иудейских правил и предписаний, приближая час Своего неизбежного столкновения с первосвященниками и книжниками, которые изображали Его в глазах народа как осквернителя Храма и разорителя Закона. Никто из людей не оставлял так, как они, все на свете ради этой безнадежной, по мнению мира, надежды. И никто не делал этого со столь ясным осознанием, чем такой выбор чреват. У этих двенадцати избранников могли быть какие угодно недостатки, но они любили Христа, и они не боялись сказать миру, что любят своего Господа. И они засвидетельствовали жизнью и смертью своей правдивость своих слов. Это и есть христианство, это то, что они должны были донести до других – силой и властью Святого Духа, Который Он пошлет им от Отца в день Пятидесятницы после Крестной смерти и Воскресения Господа. Это и есть Святая Соборная и апостольская Церковь . Они были побеждены Христовой любовью, чтобы победить мир для этой любви. Среда Мк, 13 зач., 3, 20–27 Тогда пришел Иисус в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Христос уходит в дом с избранными Им учениками, чтобы побыть с ними наедине. «И опять сходится народ», теснясь вокруг дома, так что у них не было даже времени и поесть. Но Господь не закрывает двери для приходящих к Нему. Его служители должны научиться, что любые неудобства и любые трудности легко переносятся там, где сердца горят ревностью по делу Божию. Что может быть лучше встречи ревностной паствы и ревностных проповедников! Сеяние слова Божия обещает там самые обильные всходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это страдание любви от встречи с неверием и отвержением будет самым тяжким испытанием для Господа на всем Его пути. Оно будет простираться до Гефсимании и до Голгофы. Но оно не может никогда остановить Господа. И сейчас, отвергнутый в Назарете, Он идет по окрестным селениям. Неприятие Его в Назарете становится даром для соседних краев. Но Господь уходит. Он начинает сначала. Позднее Он даст Своим ученикам тот же совет: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк. 6, 11). Главное в нашей духовной жизни, может быть, вовсе не успех. «Бог не требует от нас успеха, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но труда». Очень важно уметь восстать после поражения. Не отождествить себя с поражением. Уметь извлечь из него уроки. Поражения научают нас смирению. Святые отцы говорят, что мы должны как Предтеча только уготовлять пути Господу. И есть вещи, которые могут увидеть только глаза, промытые слезами. Придет время, когда мы увидим, что эти моменты нашей немощи — то, что было, может быть, самым великим в нашей жизни. Трудиться ради Царства Божия — это уже участие в главной победе, даже если мы терпим поражение. Среда Мк, 23 зач., 6, 7—13 Тогда, призвав Иисус Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. Бог, совершая спасение мира, восхотел избрать Себе соработников. До сих пор мы слышали только о призвании некоторых учеников следовать за Господом. Затем Господь избирает Двенадцать, чтобы они «с Ним были» и участвовали в Его служении. До этого они только беседовали со Христом и, сидя у Его ног, слушали Его поучения и видели Его чудеса. Они получили то, что они могли дать, научились тому, чему должны были научить других. И потому Он «начал посылать их». Они не должны всегда только учиться, накапливая знания. Хотя они еще не достигли необходимого совершенства, однако и теперь, в меру своих сил, могут послужить Господу.

http://moral.ru/седмица-15-я-по-пятидеся...

А когда мужу диавол внушает – силой требовать от жены покорности, – муж должен ответить: «написано: «любите своих жен, как свои тела». Если нога застряла, ее не бьют, не отрывают, а наоборот: остановятся и освободят, да еще чтобы не причинить боли. И руку больную не спешат отсечь, а еще более заботятся о ней. И не напоминать друг другу о его обязанностях надо, а помогать их выполнять. И жена должна помочь мужу выполнить то, что заповедано ему, то есть помочь ему видеть в ней действительно его плоть, которая за ним, как нитка за иголкой. И муж должен помочь жене увидеть, что он действительно – глава, для которой равно значима боль обоих; что он действительно любит жену, как Христос – Церковь , будучи готов быть распятым за нее, и ради нее распять свой эгоизм. Да, «тайна сия велика». Но ключ к ней всегда в твоих руках: несмотря ни на что, делай то, что именно тебе предписано Господом. А Он Сам сделает все остальное. Четверг. О рабах и господах Лк.4:16–22 Еф.5:33–6:9 Однажды в синагоге Господь Иисус Христос, открыв книгу пророка Исаии, прочел: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Прочитав это вслух, Он прибавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». А это было еще только в начале земного служения Господа Иисуса. Но вот дело Его завершено, по всей земле проповедуется имя Христово, и вдруг – ученик Христов не только не выпускает на свободу рабов, но еще и побуждает их повиноваться господам «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники», но «со страхом и трепетом, … как Христу». И не только власть господ над рабами, но и власть мужа над женой Апостол усиливает, повелевая: «жена да боится своего мужа». Но Господь же своим ученикам прямо говорил: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). А когда «некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», Господь ответил: «кто поставил Меня судить или делить вас» ( Лк.12:13–14 )? Насчет же всякого насильственного передела собственности Он говорил: «Все, взявшие меч, мечем погибнут» ( Мф.26:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Где двое или трое, — говорит Христос, — собраны во имя Мое, там Я посреди них». Церковь — это не один человек, а, по крайней мере, — два или три. Господь говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех. Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово — там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа. Вторник Мф, 10 зач., 4, 25—5, 13 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

http://moral.ru/седмица-1-я-по-пятидесят...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010