И нужно сказать по справедливости, что в этом отношении, за истекшее двадцатипятилетие со дня кончины митрополита Филарета, было сделано немало. Ранее других материалов о митрополите Филарете вышли в свет „Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского составленные известным почитателем его Н. В. Сушковым. Затем общество любителей духовного просвещения, будучи проникнуто признательностью к митрополиту Филарету, как своему основателю и руководителю на первых порах его существования, издало в память столетия со дня рождения его сборник в двух томах, из коих в первом содержатся собственные распоряжения митрополита Филарета по управлению Московскою паствою, извлеченные из дел архива Московской Духовной Консистории и указов Св. Правительствующего Синода, а во втором – слова, речи и статьи, посвященные памяти митрополита Филарета и обозревающие его деятельность с различных сторон. Затем следует назвать солидный труд высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского, издавшего с великим тщанием и основательными и примечаниями пять томов (собственно восемь томов, так как 2-я часть V-ro тома не уступает по размеру остальным томам, а два – один касающийся дел Православной Церкви на Востоке и другой дополнительный – поставлены вне счета) „Собрания мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам». Заслуживают упоминания также труды профессора Московской Духовной Академии И. Н. Корсунского, который, кроме двух статей, помещенных им в Филаретовском сборнике, о подвигах митрополита Филарета в деле перевода библии на русский язык и о его катехизисах, поместил еще целый ряд статей в духовном журнале „Вера и Разум» (1884–1889 г.), обозревающих проповедническую деятельность Филарета за разные её периоды, а в светском журнале „Русский Вестник» (1884 г. Ноябрь) статью: „Лира митрополита Филарета». Его же перу принадлежат брошюры: „Деятельность Филарета, митрополита Московского, в холеру 1830 г.» и „Воссоединение униатов и Филирет митрополит Московский».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В таком неблагоустроенном виде Вифанская семинария оставалась до вступления на Московскую кафедру святителя Филарета. Время святительства Филарета было временем обновления и благоустройства Вифанской семинарии. Давно начатое дело о постройке нового семинарского корпуса в первые же годы святительства Филарета было приведено к окончанию. По ходатайству митрополита пред Св. Синодом 4 сентября 1826 года последовал Высочайший указ, коим повелевалось на построение нового каменного корпуса при Вифанской семинарии отпустить из капиталов Комиссии Духовных Училищ 137,649 р. В том же 1826 году приступлено было к строению нового корпуса по плану архитектора Бове 2-го, под наблюдением строительного комитета, составленного из членов семинарского Правления, лаврского казначея архимандрита Арсения и лаврского иеромонаха Варнавы. В октябре 1829 года двухэтажный каменный корпус был окончен строением, и в следующем году происходило его освящение. При освящении корпуса воспитанники, собравшись в новом обширном актовом зале, пели: Сниди с высоты надзвёздной Мудрый иерарх Платон, Се, в стране, тебе любезной, Создан новый Геликон. Вслед за постройкою нового корпуса для классов, помещения начальников, наставников и учеников, семинарским Правлением возбуждён был вопрос об исправлении старого корпуса, новой столовой и кухни. По ходатайству митрополита Филарета Комиссией Духовных Училищ разрешено на исправление старого корпуса и новые постройки употребить сумму, оставшуюся от постройки главного корпуса (19,500 р.) с дополнением её (11,188 р. 10 к.) из экономических остатков, каковых в распоряжении Правления было до 25,500 р. В 1838 году, на экономические семинарские суммы выстроена была деревянная больница, которая с большими неудобствами помещалась в главном семинарском корпусе, а в 1867 году выстроен новый корпус для женатых наставников, на что митрополитом Филаретом было пожертвовано 5000 р. из сбережённых сумм Московской кафедры. Кончина митрополита Филарета, много сделавшего для благоустроения Вифанской семинарии, совпала с новою реформою духовно-учебных заведений 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Высокие и Высочайшие посетители ризницы также выражали свое благоволение о. Савве, а митрополит Филарет настолько ценил его деятельность, что еще в 1855 году исходатайствовал ему необычную в то время для должности ризничего награду – сан архимандрита. А в 1860 г., уже по представлению Московской Синодальной конторы, «в вознаграждение полезных трудов по Патриаршей (синодальной) ризнице и библиотеке, о. Савве, по указу Св. Синода, было выдано 1 000 рублей. Насколько вообще ценили его, как ризничего, видно из следующего случая: в 1857 г. митрополит Филарет хотел было представить его в ректоры Вифанской семинарии, но бывший в то время у митрополита А. Н. Муравьев, узнав о таковом намерении владыки, отсоветовал ему делать это, сказав: «архимандрит Савва – ризничий примерный... на ректорскую должность вы можете найти способного человека, а где вы можете взять такого человека на должность ризничего?» И о. Савва действительно еще два года после этого оставался в должности ризничего. Из всех первосвятителей церкви русской, за все время ее существования, высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский, бесспорно занимает одно из самых первых мест. Его церковно административная и государственная деятельность была настолько обширна, многостороння и многоплодна, что почти не верится, чтобы все это могло быть совершено одним человеком. «Поставленный Промыслом Божиим на свещнице церкви Московской, говорит о нем высокопреосвященный Савва в предисловии к первому тому «Собрания мнений и отзывов) митрополита Филарета, 1 великий иерарх светил и сиял светом мудрости духовной далеко за пределами не только Московской, но и всей церкви русской. Его мощному, архипастырски наставительному слову и руководственному совету, в течение полувека, с любовью и удивлением внимали и православный Восток, и инославный Запад». С 1809 года, еще в сане иеродиакона вызванный в Санкт Петербург и затем последовательно в санах иеромонаха, архимандрита и епископа и в разных должностях высокопреосвященный Филарет исполнял множество весьма важных поручений высшего не только духовного, но даже светского начальства, с назначением же в 1819 году архиепископом и членом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Филарет родился в тихой и глухой Коломне. Он прошел старую дореформенную школу, в которой учили по-латыни и по латинским книгам. Впрочем, в Троицкой Лаврской семинарии, в которой он учился и потом учил, этот схоластический дух был смягчен и умерен тем своеобразным воцерковленным сентиментализмом, яркая печать которого лежит, между прочим, на творениях Святителя Тихона 330 . В Москве его выразителем был престарелый митрополит Платон (Левшин) 331 . В Платоновой школе не только упражняли ум, но, прежде всего, развивали сердце и пробуждали в нем «теплое благочестие» и кроткую чувствительность. Из тихого Лаврского приюта, обвеянного благочестивою мечтательностью, новоначальным иноком иеродиакон Филарет был в 1809 г. вызван в Санкт-Петербург «для усмотрения». И странно показалось ему в невской столице, – «ход здешних дел весьма для меня непонятен», – признавался он тогда же в письмах к отцу. В Синоде его встретили советами читать «Шеденберговы чудеса» 332 . И повезли его смотреть придворный фейерверк и маскарад; и здесь, буквально «средь шумного бала», представили его синодальному обер-прокурору. Надолго запомнились Филарету эти первые впечатления... «Вот торопливо идет по двору какой-то небольшого роста человек, украшенный звездой и лентой, при шпаге, с трехугольной шляпой и в чем-то, плащ не плащ, в какой-то шелковой накидке сверх вышитого мундира. Вот взобрался он на хоры, где чинно расположилось духовенство. Вертляво расхаживает он посреди членов Св. Синода, кивает им головой, пожимает им руки, мимоходом запросто молвит словцо тому или другому, – и никто не дивится ни на его наряд, ни на свободное обращение его с ними»... «Смешон был я тогда в глазах членов Синода, – вспоминал Филарет, – так я и остался чудаком»... «Дней александровых прекрасное начало» было временем острого религиозно-общественного возбуждения. Это был ответ на только что пережитый период просвещенского неверия и вольнодумства. Но от западного яда и противоядие искали на том же Западе. Усилилась инославная пропаганда.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Переходя к другому возражению, заметим, прежде всего, что, действительно, библейская хронология представляет, даже для ученых первой величины, предмет спора в установке самых важных и существенных хронологических данных. Но эта причина слишком легковесна как для того, чтобы исключить хронологию из Св. Истории, так и для того, чтобы противники хронологии могли надеяться на перевес решение вопроса о ней в их пользу, и на их сторону. Начну с того, что ученые богословы должны добиваться того, чтобы хронологические цифры соответствовали действительности и требованиям живой истины. Если абсолютной истины не везде и всегда можно достигнуть, то они обязаны, по крайней мере, стремиться к ней, искать возможного ее осуществления, и, затем, добытая ими истина, хотя бы условная, все-таки будет ничем иным, как возможно близким выражением истины абсолютной. В каждой науке есть гипотезы, которые играют в ней роль несомненных истине до тех пор, пока не сменятся безусловно доказанными истинами, или другими гипотезами, ближе объясняющими все явления, для которых они придуманы. Почему же проблематические хронологические данные не ввести в Св. Историю, когда они будут способны освещать. события, в ней излагаемые? Боятся ошибок, боятся того, что ошибки эти будут колебать авторитет Св. Писания? Но ведь цифры эти – произведение ума человеческого и человеческих соображений, – каким же образом они уронят значение Св. Писания? За границей мы находим тысячи сочинений, посвященных обработке библейской хронологии и в ее целом, и в ее мельчайших подробностях. Знаменитый астроном Кеплер, после долгих математических выкладок, написал целое сочинение, с целью определение года Рождества Иисуса Христа. Ни Кеплер, ни тысячи других ученых не боялись того, что в последствии найдутся ошибки в их трудах, что их преемники сделают новые сближение мест Св. Писание с хронологическими указаниями и ближе их подойдут к истине. Они не боялись и того, что ошибки их, как ошибки человеческие, будут колебать авторитет Св. Писания. Не боятся, конечно, этого и наши законоучители, и если они не приступают к реформе прежнего порядка, то из внешних, чисто человеческих побуждений. В Бозе почивший московский митрополит Филарет в своем «Начертании Церковно-Библейской Истории», написанной по поручению Комиссии Духовных Училищ и в свое время служившей руководством во всех русских гимназиях и семинариях, признал необходимым ввести в свое руководство летосчисление, делал сближение различных хронологических показаний, находящихся в разных книгах Св. Писания, сопоставлял событие Св. Истории с событиями у язычников, приводил разнообразные по сему предмету мнения западных ученых, высказывал свои личные предположение и не боялся того, что введением гадательных цифр принесет вред учащемуся юношеству, которому посвятил и труд свой, или поколеблет авторитет Св. Писания. Покойный митрополит был настолько учен, осторожен и прозорлив, что мы смело можем идти по следам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Смотрят на человечество, как на одного человека, и усвояют ему то то, то другое общее направление. Прекрасный взгляд на историю«… При дальнейшем чтении этой статьи, он начал нападать с другой стороны: «к чему эти теории? Надобно излагать исторические факты». Послушав еще немного, заметил: «после этого будут оправдывать всех гонителей христианства. Они действовали по законам: как недавно один жид доказывал, что смерть Иисуса Христа произнесена по справедливости законов»… Когда начали читать о влиянии философии на образ мыслей о христианах, преосвященный опять сделал замечание: «все теории. Вы говорите о сектах, а о св. мучениках говорить не будете?«… При окончании рассмотрения нравственных причин, Владыка заметил: «вот Вы, кажется, главное-то и упустили. Слона-то и не приметили. Главною причиною гонений против Христианства было языческое суеверие. А вы об нем – ни слова». Я отвечал на это, что об этом сейчас будет сказано. Причины религиозные поставлены в третьем разряде препятствий к распространению христианства. – «Вашим разрядам, сказал Владыка, конца не будет» " 4 . Это столкновение подтверждает ту мысль, что контроль митрополита Филарета над профессорами и их деятельностью был очень строгий 5 . Но требовательный и строгий святитель Филарет уже тогда уважал Горского, доверял ему, ценил его труды и знания, выделяя его среди других педагогов. 19 января 1837 года Горский был возведен в экстраординарного профессора, а 9 сентября 1839 года стал ординарным профессором Московской Духовной Академии. Шли годы, А.В. Горский превратился в известного ученого, знания и опыт которого высоко ценили люди науки по всей стране. Но не только светские ученые и богословы дорожили научными познаниями Горского, сам митрополит Московский Филарет пользовался его указаниями и советами. Митрополит посылал на просмотр Горскому свои проповеди исторического характера, беседовал с ним по вопросам церковной жизни, спрашивал его мнения по различным возникавшим в обществе вопросам, например, относительно исправления Устава Духовных Академий, о гражданском браке, преподавания богословия в университетах, Земских соборах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Парфений 418 , отличавшийся, по его словам, «сверх многих других сведений, познаниями философскими и по благонравию и деятельности весьма способный к должности инспектора» 419 . Если таким образом назначался инспектор в академию ради ее блага 420 арх. Филарет, а не Парфений, то понятно, что на него возлагались большие надежды к устройству как самой Академии, так и по постановке в ней учебных занятий. И Филарет, везде и всегда верный самому себе, показал здесь всю приложимость своих научных, религиозных, моральных, экономических, административных и тому подобных знаний. Он работал здесь так много, что даже мало спал. «Служение в Моск. Академии, – говорил он о себе, – стоило мне особенно великих трудов, которые и были вполне благоплодны» 421 . Эта продуктивная работа Филарета в Академии была засвидетельствована многими лицами. Так, сам арх. Августин, который был против назначения Филарета в Академию, через 2 месяца его службы о нем писал в Петербург митрополиту: «О. инспектором архимандритом я очень доволен» 422 . Две ревизии академии, одна во время инспекторства Филарета 423 , а другая во время его ректорства 424 , свидетельствуют о нем с достаточной ясностью как об инспекторе, так и ректоре. «Благочестие и строгая жизнь Филарета Амфитеатрова , читаем мы в отзыве о нем ревизора еп. Филарета Ревельского (Дроздова), дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих» 425 . И еще: «Общий характер Академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием характера Филарета» 426 . Наконец, назидательное 427 , беспримерное и ревностное 428 прохождение служения Филарета в званиях инспектора и ректора Академии было отмечено Св. Синодом и государем императором. Св. Синод присвоил ректору Филарету лично степень настоятеля первоклассного монастыря, а затем в 1817 г. назначил его действительным настоятелем первоклассного монастыря Ставропигиального Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим 429 . Государь же император сопричислил Филарета к ордену Анны 2-й степени 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанне Крестителе (1894 г.), св. Иустине Философе (1893 г.), свв. Кирилле и Мефодии (1885, 1893, 1900 гг.), проф. И. Н. Корсунском (1899 г.), Лактанции (1885 г.), св. Льве В. (1897 г.), св. Макарии, митрополите Киевским (1897 г.), архиеп. Никаноре Бровковиче (1901 г.), св. Петре Александрийском (1901 г.), св. Петре, митрополите Московском (1894 г.), св. Поликарпе Смирнском (1894 г.), Пруденции и его гимнах (1887 – 1889 гг.), митр. Сергии Ляпидевском (1899 г.), Татиане и его апологии (1898 г.), Тертуллиане (1893 г.), митр. Филарете Дроздове (1884 – 1893, 1897, 1902 гг.), архиеп. Флавиане Городецком (1901 г.), патр. Фотии (1888 – 1889 гг.), еп. Феофане Говорове (1894 г.); из истории западной церкви: западная средневековая мистика в ее отношении к римскому католичеству (1886 – 1897 гг.), о папстве (1884 – 1889, 1893, 1894 гг., – разные статьи), ультрамонтанское движение до Ватиканского собора (1892 – 1894 гг.), о Filioque и пресуществлении по учению р.-к. церкви (1900 г.), о рабочем вопросе в отношении к нему р.-к. церкви (1891 – 1892 гг.) и др.; общебогословские статьи: о естественном богопознании (1899 – 1900 гг.), о религии – с обзором философских учений о ее сущности и происхождении (1900–1902 гг.), о безбожии (1891 – 1892 гг.), об источниках догматики (1889 г.), о разностях инославных церквей (1886 – 1887 гг.), о соединении церквей (1896 г.), о старокатоличестве (1893, 1897–1899 гг.), очерк церковного права (1890–1893 гг.), об участии мирян в управлении церковными имуществами (1887 г.), о пастыре церкви по учению Нового Завета (1893 – 1894 гг.), о святоотеческих воззрениях на научное образование (1898 г.), о педагогических воззрениях свв. отцов (1899 – 1900 гг.) и др. Философский отдел даёт очерки: что такое философия (1884 и 1895 гг.), возможна ли она (1884 г.) и нужна ли (1884 г.), её состав (1884 г.) и метод (1884 г.), очерк её истории (1892 г.), история философии и откровение (1885–1886 гг.), отношение философии к науке (1893–1894 гг.) и изящной литературе (1892–1893 гг.), немецкая философия и религия (1887 г.); о формах и законах мышления (1894–1895 гг.), о законах мышления с психологической точки зрения (1898 г.), метафизический анализ рационального (1887–1888 гг.) и идеального (1888–1889 гг.) познания, идеализм и реализм (1884–1888 гг.), онтология (1888–1889 гг.), космология (1891–1892 гг.), физиологический метод в психологии (1888 г.) и обзор главных направлений психологии в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

351. О воспрещении петь в церквах такие переложения церковных песнопений, которые не одобрены Св. Синодом. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод, по выслушании донесения Синодального Члена, Преосвященного Филарета, Митрополита Московского, в котором изложил он суждения комитета, учрежденного в Москве для испытания опытов переложения церковного пения и свое собственное мнение о переложении ирмосов и антифонов греческого напева, и, по справка между прочим, приказали: рассмотрев, во 1-х, ответы комитета, учрежденного в Москве для испытания новоперелагаемого церковного пения, против возражений перелагателя на замечания того комитета о переложенных им ирмосах и антифонах греческого напева, и, во 2-х, соображения по означенным ответам Преосвященного Митрополита Московского Филарета, Святейший Синод нашел соображения Митрополита заслуживающими полного уважения; и в следствии того определяет: 1) предоставите г. Обер- Прокурору сообщите о сем кому следует и 2) подтвердите по всему духовному ведомству, чтобы во избежание народного соблазна не были отнюдь петы в церквах такие переложения церковных песнопений, которые не одобрены Святейшим Синодом к употребление и чтобы виновные в не исполнены сего регенты подвергаемы были строжайшему взысканию и удалении от сих должностей, с донесением Святейшему Синоду. Для исполнения же по сему в чем следует, послате Московской Святейшего Синода конторе и по всему духовному ведомству надлежащее указы. Августа 20 дня 1852 года. Дополнение к указу 20 августа 1852 г. о церковных песнопениях. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод, по доложенной ему справке, приказали: в дополнение к циркулярному указу Святейшего Синода от 20 августа сего года, коим в точное исполнение Высочайшей воли, подтверждено по всему духовному ведомству о строжайшем наблюдении, чтобы в церквах не были употребляемы переложения церковных песнопений, неодобренные Святейшим Синодом, дать знать всем подведомственным местам и лицам, что упомянутым указом не отменяется циркулярное предписание Святейшего Синода от 14 февраля 1816 года. Сентября 21 дня 1852 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С-ч написал его биографию. Эта биография не могла миновать предварительной цензуры митрополита. Митрополит многое вычеркнул из рукописи и сделал на полях свои замечания, интересные для характеристики отношения Филарета к литературным трудам наставников академии. Говоря об обучении Константина Богословского (в монашестве Кирилла) в Троицкой семинарии, П. С-ч писал: в Троицкой семинарии в богословии руководством была сокращённая система Феофана Прокоповича . Но так как в это время вышли системы Фальковского и Карпинского, то уроки готовили и по ним. Был класс чтения св. Писания“. Митрополит заметил: „не правда. В первый раз слышу, что это правда“. „Однажды ректор Августин, говорится в биографии, задал сказать двоестишие на слова: мы не ели. Константин Богословский тотчас же встал и экспромтом произнёс: светило дневное взошло уже выше ели, а мы ещё с утра ни крошечки не ели. Митрополит написал: „не правда, это не его стихи“. П. С-ч писал, что жалованье наставникам семинарии было не велико в 1789 году: учителю риторики 160 р., греческого языка 160 р. Митрополит замечает: „сомневаюсь. Разве по заслуге мне в 1803 году при определении на греческий и еврейский класс назначено было 140 р. и это было к удивлению?“ В биографии было написано: в то время считалось легче объясняться по латине, нежели по-русски и писать сочинения на латинском, нежели на русском языке. Кто мало успевал в знании латинского языка, того исключали“. Митрополит заметил: это кончили прежде Кирилла. В моё время уже писали на русском лучше, чем на латинском. В моё время уже было много русских книг“. П. С-ч, говоря об обучении Кирилла в Петербургской академии, привёл выдержки из автобиографии Феслера, преподавателя философских наук в академии. „В присутствии митрополита Амвросия и Ректора Академии Сергия, пишет Феслер в своей автобиографии, начал я свои лекции: введение в философию. Митрополит сам дал мне в Академии комнату, где я ежедневно с 8 часов утра до 5 вечера с студентами, которым по недостаточному знанию языка, были непонятны мои уроки, повторял их и объяснял.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010