Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II-IX вв.). – ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 («Пастырь» Ермы). Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава. – Воронежские епархиальные ведомости 1891, 21 [здесь и далее пагин. 2-я, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 1892, 1, 1–15; Св. Ерм . – Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий. – Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892. Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып. 1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. – ПС 1895, т. 1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание. – Там же, 145–185, 277–289; т. 2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. – Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания. – Там же, т. 3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. – Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга «Пастырь». – Там же, 1896, янв., 76–142. – Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с. Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских. – ПС 1914, 6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских. – Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских. – Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. – Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии. – Там же, 1915, т. 1, 1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских. – Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских» (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков) . [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы. 1.6. Церковь есть единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), полнота и непрерывность благодатной жизни и духовного опыта. " Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать " (св.Ириней Лионский. " Против ересей " . книга 3. гл. XXIV). В единстве благодатной жизни заключается основание единства и неизменности церковной веры. Всегда и неизменно " учит Дух Святой Церковь через посредство святых отцов и учителей. Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения " (Послание Восточных Патриархов). 1.7. Церковь имеет вселенский характер – она существует в мире в виде различных Поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется. " Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство — при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения " (св.Киприан Карфагенский. " О единстве Церкви " ). 1.8. Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело, в таинстве любви Христовой, в преображающей силе Духа. " Ведь если «все от одного хлеба приобщаемся», то все одно тело составляем (1 Кор. 10,17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы – отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27) " (св.Кирилл Александрийский). 1.9. Единая Святая Соборная Церковь есть Церковь Апостольская. Чрез богоустановленное священство дары Святого Духа сообщаются верующим. Апостольское преемство иерархии от святых апостолов есть основание общности и единства благодатной жизни. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. " Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (св. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: " Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел... Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них " . Необходимо напомнить современным " ревнителям не по разуму " , что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что " без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать " (Послание Восточных Патриархов). Выводы: 1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. 2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.

http://zavet.ru/inn-itog.htm

Климент Р. 1-е посл. К Кор. Гл. 44). Всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как и самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа (Св. Игнатий Антиохийский . Посл. К Ефесянам гл. 6). Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа, надежды нашей. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны угождать, ибо они не служители явств и питий, но слуги Церкви Божией (Св. Игнатий Антиох. Посл. К Траллийцам, гл. 2). Будем почитать представителей наших, пресвитеров (Св. Климент Р. 1-е посл. К Коринф. Гл. 21). Все почитайте диакона, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви (Св. Игнатий Антиох. Послан. К Тралл. Гл. 3). Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит епископ, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 8). Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти (Св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 5). Бегайте разделений, как начала зла (Св. Игнатий. Посл. к Смирн. гл. 7). Итак, чада света и истины, бегайте разделений и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божиим, но при единении вашем они не будут иметь места (Св. Игнатий Антиох. Посл. к Филадельфийцам, гл. 2). Не обольщайтесь, братия мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Власть иерархии в Церкви действительно «абсолютна», но не потому, что это власть, данная ей Христом, а потому, что это сама Христова власть, как и послушание мipяh — само послушание Христово, ибо Христос не вне Церкви, не над Церковью, но в ней и она в Нем, как Тело Его. «На епископа нужно взирать как на Самого Господа», — пишет св. Игнатий Антиохийский о власти иерархии (Ефес. 6, 1), а о послушании: «Слушайтесь епископа, как Иисус Христос Отца» (Смирн. 8, 1). Есть какое-то глубокое непонимание тайны Церкви в иных попытках «ограничить» власть иерархии, свести ее служение к одной «сакраментальной» или богослужебной сфере, как будто служение управления или любое другое служение может иметь другой источник, кроме как раз «сакраментального», то есть самого Св. Духа, как будто «власть» и «послушание» не перестают — и именно в силу своей «сакраментальности» — быть только человеческими и не становятся Христовыми, как будто, наконец, и власть и послушание и все другие служения в Церкви могут иметь другое содержание, кроме Христовой любви, и другую цель, кроме служения всех всем для исполнения Церкви во всей ее полноте. «Никто да не превозносится своим местом, ибо целое есть вера и любовь и выше нет ничего» (св. Игнатий Антиохийский, Смир. 6, 1). А если члены Церкви в своих служениях изменяют Христовой природе этих служений и от благодати и любви возвращаются к закону, от закона же в беззаконие, то, конечно, не «законом мipa сего», не конституциями и представительствами вернуть дух Христов церковной жизни, а неустанным «возгреванием дара Божьего» (2 Тим. 1, 6), никогда не оставляющего Церкви. Но, будучи совершенным во Христе, спасение совершается в мipe, пока не наступит час последней победы Христовой и «будет Бог всяческая во всем» (1 Кор. 15, 28). Mip все еще во зле лежит и князь мipa сего все еще владычествует в нем. И потому Жертва, принесенная раз и навсегда, всегда приносится и Господь распят за грехи мipa. Он пребывает Священником и Ходатаем за мip перед Отцом, а потому и Церковь, Тело Его, участница плоти и крови Его, участвует в Его священстве и ходатайствует Его ходатайством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иначе у некоторых возникает страсть к поиску и обличению «врагов веры» – прежде всего в самой Церкви. Подобные обличения нередко высказываются в адрес Священноначалия. Это свидетельствует об искажении церковного сознания, о непонимании богословского смысла епископского служения, о чем было сказано в одобренном Св. Синодом итоговом документе расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии 2001 года: «Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой – в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха… Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма – пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине – это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6;12-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Необходимо напомнить современным “ревнителям не по разуму”, что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Снятого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, “все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству — как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь” (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что “без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать” (Послание Восточных Патриархов). Выводы: 1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. 2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении. В связи с этим мы почтительнейше просим Святейшего Патриарха обратиться к Полноте Русской Православной Церкви с пастырским посланием. 3. Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая непоследовавших их примеру. 4. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие, либо за непринятие налоговых номеров. 5. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Сознают ли клирики, монашествующие и миряне, подписавшие это Обращение (которое, к тому же, содержит призыв " создать мощное движение сопротивления " ), что они действовали в обход своего епископа и канонического Священноначалия, что само по себе является деянием, которое нельзя расценить иначе, как раскольническое? Благодарение Богу, в течение истекшего столетия, в труднейших исторических условиях, Православная Церковь в России избежала сколько-нибудь серьезных разделений, а те, которые, по попущению Божию, случились, были преодолены. Об этом свидетельствует прославление множества мучеников и исповедников российских XX века, совершенное в минувшем юбилейном году нашей Церковью. И теперь, после того, как в течение десятилетия наша Церковь живет и возрождается, не будучи стесненной внешними обстоятельствами, мы, увы, сталкиваемся с новой опасностью внутрицерковных разделений. Раскол - величайший грех против Церкви. История Церкви знает, что раскольники часто использовали второстепенные проблемы, чтобы учинить раскол и разделить единое Стадо Христово, воздвигая брань на епископов Церкви. Одна из причин всякого раскола в том, что отдельные христиане дерзостно почитают себя знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания и, соответственно, судьями Церкви. Они присваивают себе право передавать и одновременно истолковывать высказывания духовных отцов, авторитетных подвижников и богословов, не сознавая при этом опасности придать своим собственным, а значит ограниченным, суждениям статус общецерковного учения. И поэтому приходится напоминать современным " ревнителям не по разуму " , что епископы, хотя и не безгрешные люди, они такие же христиане, как и другие члены Церкви, однако на них Бог возложил особую миссию: быть строителями Тайн Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного священноначалия есть отступление от Духа Святого, от самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос -Отцу, а пресвитерству - как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви ... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что " без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать, - есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, - обильный источник всех таинств вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира " . (Послание Восточных Патриархов).

http://zavet.ru/inn-filaret.htm

Schoedel W.R. Ignatius of Antioch. A commentary on the letters of Ignatius of Antiochia. Philadelphia: Fortress Press, 1985. XXII, 305 p. Нем. пер.: Die Briefe des Ignatius von Antiochien. Ein Kommentar/übers. v. H.Koester. München, 1990. Переводы Святого Священномученика Игнатия Богоносца , Еп. Антиохийского посланий 12, с греч. на славянский язык переведенные Святейшего Правительствующего Синода членом, преосв. Амвросием, Архиеп. Московским и Калужским. М., 1784; М., 18242 (см. ДБ 1860, 4, 104). Игнатий Богоносец . Послания. Киев.-Печ. Лавра, 1824. Ср.: Послания на славянском языке (церковной печатью). Киев, 1888 (указано в каталоге книг И.Л. Тузова). о.       Герасима Павского (авторство установлено по Барсову, см. у Kern 1957): Ефес. – ХЧ 1821, ч. 1, 29–42; Магн. – Там же, 1830, ч. 38, 3–10; Тралл. – Там же, 1830, ч. 37, 239–245; Рим. – Там же, 1829, ч. 36, 241–248; Филад. – Там же, 1828, ч. 31, 3–10; Смирн. – Там же, 1828, ч. 32, 251–259; Полик. – Там же, 1830, ч. 38, 237–242. [Анонимный:] Послания св. Игнатия Богоносца , переведенные при Казанской Духовной Академии. Казань, 18572, 194 с. (18551, 199 с.). Отд. оттиск из ПС 1855. Нам удалось видеть лишь с. 3–118 в ПС за 1855 г. П.А. Преображенского: ПМА1, 373–430. Переизд.: ПМА2 и Брюсс. Антол., 101–144. Отд. изд.: Послания св. Игнатия Богоносца в русском переводе с введением и примечаниями к нему прот. Петра Преображенского . СПб., 1902, 111, X с. Заметка о выходе П. П[реображенского]: Богословский библиографический листок 1901, вып. 12 (дек.), 259–260. Рец.: Церковные Ведомости 1902, 3 (Ф.Федотова) и 40. Имеется также анонимный русский перевод XVIII века в Библиотеке СПб. Духовной академии, старый 37 (Kern 1957, 34), а также (в быв. Моск. Синод, биб-ке) слав. перевод Досифея, митр. Сочавского (см. ДБ 1860, 4, 104, ср.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. ч. 1. А-З. СПб., 1992, 280). Литургическая традиция Мученичество св. Игнатия Богоносца (перев. с греч.): ХЧ 1822, ч. 8, 340–356 (по Acta Martyrum Ruinart’a).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Слов. Конст.=CPG 3498. TLG 2018/22. Слово царю Константину по случаю 30-летия его царствования. Рус. пер. в кн.: Сочинения. Т. 2. СПб., 1858 2 . Переизд. в кн.: Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998, 215–268 (коммент. на с. 337–345). Хроника= см. Иероним ЦИ =CPG 3495. TLG 2018/2. Церковная история. Первый перевод: т. 1–2. СПб., 1848–1849 (СПб., 1858 2 ). Второй перевод М.Е. Сергеенко: БТ 23 (кн. I-II), 24 (III-IV), 25 (V-VI), 26 (VII-X) ( Евсевий Памфил . Церковная история. М.: 1993 п , 2001 п ). Praep. ev.=CPG 3468. TLG 2018/1. Рус. пер. А.Ястребова отрывков (XI, 1–6; продолжение следует): Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001, 143–161. Епиф. Панар.= св. Епифаний Кипрский , Панарий. CPG 3745. TLG 2021/2. Рус. пер.: Творения, ч. 1–4 (=Творения святых отцов 42, 44, 46, 48, 50). М., 1863–1882. Ерм.= Ерма, «Пастырь» (см. библиографию выше на с. 584 сл.). Отрывки: Ранович 1990, 199–203, 206. Вид.= Книга I, Видения. Зап.= Книга II, Заповеди. Подоб.= Книга III, Подобия. Завещ. 12 патр.=TLG 1700/1. Смирнов А. , проф. прот. Завещание двенадцати патриархов сыновей Иакова. Введение и рус. пер. [по изд. Charles, 1908]. 4-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1911. 301 с. Перевод с греч. с учетом армянского (параллельных редакций) и славянского переводов. Переизд. перевода с опущ. аппарата: Книга Еноха. Апокрифы. СПб., 2000, 209–280. Новый пер. с греч. В.Витковского (по устар. изд. Charles 1908): Витковские 2000, 48–128. Вениам.= Вениамина. Дан.= Дана. Завул.= Завулона. Иосиф.= Иосифа. Исах.= Исахара. Симеон.= Симеона. Игн. Ант.= Игнатий Антиохийский (Богоносец; см. библиографию выше на с. 586 сл.) Еф.= Послание к Ефесянам. Магн.= Послание к Магнезийцам. Полик.= Послание к Поликарпу. Рим.= Послание к Римлянам. Смирн.= Послание к Смирнянам. Трал.= Послание к Траллийцам. Иерон.= Бл. Иероним Стридонский . Творения в рус. пер. в 17 ч. ТСОЗ 1 1879–1903 (из ТКДА), ТСОЗ 2 1893–1915 (ч. 1–15). О знам. мужах=CPL 616. CPG 3635. О знаменитых мужах. Рус. пер.: Твор., ч. 5. 1879 1 , 1910 2 ( ТСОЗ 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010