Мк.8:8 . И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Седмь кошниц (семь корзин), т. е. обычных корзин или кузовьев, которые употреблялись у иудеев во время путешествий вместо сумок. Чит. о сем в объясн. 43 ст. 6 гл. Там чит. и урок, выводимый из повеления Господа собрать остатки хлебов, и урок, молитвы пред принятием и после принятия пищи. Мк.8:9 . Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. Мк.8:10 . И тотчас вошед в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. В страны Далмануфански (в пределы Далмануфские) Далмануфа была небольшая деревня на западном берегу Геннисаретского озера. (Мих.) У еванг. Матфея говорится: в пределы Магдалинские ( Мф.15:39 ). Вероятно, Далмануфа находилась недалеко от города Магдалы. Зач. 33. Ответ Господа Иисуса Христа о знамении и предостережение учеников от фарисейской закваски. Читается в понедельник 4-й недели. по Пятидесятнице. Обь этом обстоятельстве повествуется и у еванг. Матфея, но св. Марк повествует о нем с некоторым небольшим различием. Так у него упоминается о хлебе, взятом учениками, и о закваске Иродовой, чего нет в сказании Матфея. Мк.8:11 . Вышли фарисеи, начали с Ним спорить, и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. Кто такие были фарисеи, объяснено (чит. в объясн. 22 ст. 1 гл.); это, – так же, как и саддукеи, которые, по сказанию Матфея, вместе с фарисеями просили от Господа знамения, были особенные сектанты среди иудеев, каждые с своими особенными верованиями. Так фарисеи, кроме закона Моисеева, признавали много различных и мелочных преданий старцев. Саддукеи же отвергали всякое предание и не верили во многое, например, в бытие Ангелов, в воскресение мертвых и в загробную жизнь. Саддукеи получили свое название от Садока-раввина (священника), жившего за 200 лет до Рождества Христова. Еванг. Марк не упоминает о саддукеях, по всей вероятности, потому, что главными действующими лицами тут были фарисеи, более жестокие и неотступные преследователи Господа. О фарисеях сказано, что они вышли, – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Во втором ярусе, отделенном от первого карнизом, По правую сторону: 11) Св. Ап. Петра и Иоанна (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 верш). 12) Явление Иисуса Христа Апостолам, по Его воскресении, (длин. 9 вершк., шир. 1 арш. 6 вершк). 13) Св. Ап. Иакова Алфеева и Матфея, (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 аршин). 14) Преображение Господне (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 вершк.). 15) Св. Ап. Филиппа и Симона (длин. 1 аршин 12 вершк., шириной арш. 2 вершка). По левую сторону: 16) Св. Апостола Иакова Зеведеева и Варфоломея (длин. 2 арш., шир. 1 арш. 2 вершка). 17) Св. Жен Мироносиц с Ангелом (длин. 1 арш. 9 вершк., ширин. 1 арш. 6 вершк). 18) Св. Ап. Фомы и Иуды (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 арш). 19) Св. Ап. Павла и Ев. Луки (длин. 1 арш. 12 вершк., ширин. 1 арш. 1 вершок). Южные двери, с образом новой благодати, длин. 2 арш. 15 вершк., шир. 1 арш. помещаются между образами Нерукотворного Спаса и Трех Святителей; северные, с образом Ветхой Благодати, такой же величины, как и первые, помещаются между образами Знамения Божьей Матери и Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Над первыми образ Входа Господне в Иерусалим Христа Спасителя, над вторыми – Сретенье Господне; оба квадратные, 12 вершков в длину и 12 в ширину. Царские двери резные, вызолоченные, высотой 3 арш. 11 вершк., ширин. 2 арш. 3 вершка, в них образа, по правую сторону: Пресв. Девы Марии, Спасителя, Св. Евангелистов: Матфея и Марка, и Св. Григория Арх. Константинопольского, Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского ; по левую: Архангела Гавриила, Божьей Матери, Свят. Евангелистов: Иоанна Богослова и Луки, и святых: Василия Великого , Григория Богослова и Спиридона Тримифийского. Над царскими дверями образ Тайной Вечери, в серебр. ризе, длиной 12 вершк., шириной 11 вершк. Во втором ярусе над этим образом образ, представляющий Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле, с предстоящими пред ним, по правую сторону Божьей Матерью, по левую Иоанном Предтечей, длина 2 арш., шир. 1 арш. Выше его, под самыми потолками, в деревянном золоченом сиянии, образ Распятие Господне, высотой 12 вершк., ширин. 11 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3. Сир. I тип, предпочитающий Иуду Иаковлева Фаддею, восходит не только к Евангелию от Луки и Деяниям апостолов, но и к сир. переводу «Пешитты» и Татиана. Он представлен в «Деяниях Фомы» (AAA II 2. P. 99f), чей греч. текст восходит, вероятно, к сир. первоисточнику, а также в диптихах греч. литургии св. Иакова ( Schermann. 209-210). 4. Сир. II тип стоит ближе к сир. переводу Фомы Харкальского , где в Евангелии от Матфея Фаддей заменяется на Леввея. Он засвидетельствован в Климентовых «Recognitiones» (I 55-62), где Петр и Фома перенесены в самый конец и добавлен Матфий, идентифицируемый с Варнавой. 5. Сир. III тип следует Евангелию от Марка, в переводе А. с. этого Евангелия совпадают все сир. версии. Он не встречается в кратких А. с., но зафиксирован в пространном списке Бар Эбрея (I) и в монотематическом списке сир. «Евангелия двенадцати апостолов» (см. ниже). 6. Сир. IV тип представляет вариант согласования разночтений относительно ап. Леввея/Фаддея, в остальном следует Евангелию от Матфея (с заменой Иуды Искариота на Матфия). Он сохранился в Апостольских постановлениях (Const. Ap. VI 14; VIII 4) с добавлением имен Павла и Иакова, брата Господня. 7. Старолат. тип основывается на том переводе Евангелия от Матфея, где Фаддей заменен Иудой Зилотом (встречается также в эфиоп. «Послании апостолов»), но следует порядку апостолов, к-рый приводится в Деяниях апостолов. Зафиксирован в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне ( Deichmann F. W. Ravenna. Bd. 1. S. 118f; Bd. 2/1. S. 38f), где вторым стоит ап. Павел, что характерно для лат. литургического типа. 8. Лат. литургический тип А. с. отличают неск. признаков: появление на 2-м месте ап. Павла; перемещение ап. Филиппа на 8-е и ап. Фаддея на 12-е место, ап. Иакова Алфеева на 7-е (в позднейших лат. монотематических и комплексных списках ассоциируется с Иаковом, братом Господним). Он распространен прежде всего в лат. литургической традиции: Геласия сакраментарии , в ряде миссалов и др. памятников (напр., в приписываемой Августину 4-й беседе о Символе веры (PL. 39. Col. 2188-2190), без Павла). Наряду с этими 2 типами в лат. лит-ре изредка употреблялись списки из Евангелия от Луки и Деяний апостолов, а также др. варианты (см. Schermann. S. 221-229).

http://pravenc.ru/text/75746.html

Идита в весь, яже есть прямо вама (идите в селение, которое прямо пред вами). Это селение, по всей вероятности, было Вифания (ст. 1). Обрящета жребя привязано (найдете привязанного молодого осленка); у еванг. Матфея сказано так: найдете ослицу привязанную и с нею молодого осленка (2 ст.). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и путешествиях, так как там было мало коней, и кони употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или на осла – знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет тебе кроток ( Зах.9:9 ). С другой стороны скромное, – не так, как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его но от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у Римских властителей. У св. Матфея тут прямо замечено так: все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осли, сыни подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, т.е. это все не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Захарии, жившего за 400 с лишком лет до явления Христова ( Зах.9:9 ). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги прор. Исаии ( Ис.62:11 ). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерью или девой, для выражения их красоты ( Пс.47:12 ; Ис.1:8, 47:1 ). Собственно, Сионом назывался один из холмов, на которых был основан Иерусалим. На этом холме поставлена была царем Давидом скиния, а затем царем Соломоном храм. Кроткий, т.е. мирный, невоинственный. Сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Св. Марк упоминает об одном только осле, без сомнения потому, что Господь, собственно, ехал на осленке, а ослица, вероятно, шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество св. Захарии (Мих.). На неже никто же от человек вседе (на которого никто из людей не садился), т.е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные ( Числ.19:22 ; 1Цар.6:7 ). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Особенно важно в данном случае название Бога живым. В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам ( Ис.37:4. 17 ; Дан.6:26 ; 2Кор.6:16 . 1Фес.1:9 и др.). Бог есть самобытная жизнь. Ориген при истолковании настоящего места ев. Матфея называет Бога ζν παρ τν ατοζων 25 . Отец имеет жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Имея жизнь в Самом Себе, Бог есть источник жизни для твари, которую он поддерживает в состоянии жизни. По исповеданию Петра во Христе Бог и открылся миру как живый. Иоанн Богослов называет Христа Логосом жизни – λγος τς ζως ( 1Ин.1:1 ). В Нём была жизнь ( Ин.1:4 ; 1Ин.5:11 ), Ему также дано иметь жизнь в Себе ( Ин.5:26 ). Он Сам сказал о Себе: Я семь жизнь ( Ин.11:25 ). Его слова – жизнь ( Ин.6:63 ). Он вообще даёт миру жизнь ( Ин.6:33 ), ибо и пришёл для того, чтобы имели жизнь ( Ин.10:10 ; 1Ин.4:9 ). Он – Начальник жизни ( Деян.3:15 ). Христос – жизнь ваша – пишет ап. Павел ( Кол.3:4 ). Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый кодекс Безы (D) вместо ζντος читает σζοντος – Ты Христос, Сын Бога спасающего. Это чтение сохраняет оттенок параллельного арамейско-сирийского текста. Греческому ζντος в сирийских переводах (пешито и курет.) соответствует . Но это же слово или происходящие от одного с ним корня в других случаях соответствуют греческому σζειν: так в Мк.15:31 греческое σωσεν=сирийскому и σσαι= , в Ин.4:42 греческое σωτρ=сирийскому . 26 Жизнь, о которой идёт речь в евангелии, можно, след., понимать как спасение. Бог открылся спасающим в Своём Единородном Сыне, Который воплотился на земле. В исповедании Петра выражена та же истина, что и в словах Иоанна Богослова: Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь (να ζσωμεν – да живы будем) через Него ( 1Ин.4:9 . Ср. 1Ин.1:2 ), почему имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). В словах ап. Петра мы должны усматривать исповедание великой тайны, великой истины воплощения на земли Единородного Сына Божия. Исповедание Петрово то же, что и Иоанновское – λγος σρξ γνετο κα σκνωσεν ν μν, хотя слава этого Логоса была ς μονογενος παρ πατρς ( Ин.1:14 ). В этом исповедании великая религиозная (=τς εσεβεας) тайна: Бог (ς?) явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Видеть эту именно тайну в словах Петрова исповедания побуждают и святоотеческие авторитеты. Св. Иоанн Златоуст говорит, что Христос, предлагая вопрос ученикам, сильно желал, чтобы исповедовали Его воплощение 27 . Но особенно хорошо говорит св. Исидор Пелусиот в письме к Серину: «Слова сии: Ты еси Христос, Сын Божий, означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения, боголепно совершил в Себе Сын Божий» 28 . Следовательно, в Петровом исповедании положено зерно церковной христологии и сотериологии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Толкование на двенадцать пророков состоит из 12 частей, разделенных на тома. После обширного вступления, в котором св. Кирилл указывает на предшествующих экзегетов, следует его собственное толкование, причем каждой книге предпослано свое предисловие. В Катенах на Ветхий Завет сохранились фрагменты из других толкований св. Кирилла: на книги Царств, Псалмы и библейские песни, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Фрагменты толкований св. Кирилла на Иезекииля сохранились в армянской рукописи, хранящейся в Оксфордском университете (Bodleian Library). О комментариях св. Кирилла на псалмы упоминает патриарх Фотий («Библиотека», 229). В литературе встречаются упоминания и о других библейских работах св. Кирилла, которые до нас не дошли. Из Толкования на Евангелие от Матфея, написанного св. Кириллом после 428 г. , сохранились только немногие фрагменты. Это толкование было известно Леонтию Византийскому, Ефрему Антиохийскому и Факунду Ермианскому. Собрание Бесед на Луку-евангелиста сохранилось в сирийской версии VI -VII вв. , включающей 156 бесед, тогда как на греческом языке дошли целиком только три беседы и некоторые фрагменты. Беседы содержат ярко выраженную противонесторианскую полемику, и ссылка на анафематизмы показывает, что эти беседы были произнесены около 430 г. Из 12 книг Толкований на Иоанна-евангелиста 10 книг (1-6, 9 - 12) сохранились целиком, а две (7 и 8) - во фрагментах, подлинность которых сомнительна. Комментарий св. Кирилла носит догматико-полемический характер, на что автор указывает во введении. Св. Кирилл находит в Евангелии от Иоанна доказательства единосущия Сына Отцу, опровергая учения ариан и евномиан, а также христологию антиохийской школы. Имя Нестория, а также термин «Богородица» отсутствуют в толковании, поэтому предполагается, что оно составлено до 429 г.         Догматико-полемические и апологетические Ранние догматико-полемические работы св. Кирилла направлены против ариан. Трактат Сокровище, о Святой и Единосущной Троице написан предположительно в начале епископства св. Кирилла, не позднее 425 г. Трактат состоит из 35 глав. В триадологии св. Кирилл следует своему предшественнику св. Афанасию. Часть трактата является воспроизведением 3-й книги св. Афанасия «Против ариан». В качестве одного из источников св. Кирилл использует книгу Дидима «Против Евномия».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Самая главная святыня обители – это древняя чудотворная Смоленская икона Божией Матери, облеченная в сребропозлащенную ризу с другими украшениями высокой художественной работы. Кисть живописи очень древняя и время написания св. иконы с большей вероятностью можно отнести к XV столетию. Предание говорит, что эта чудотворная икона Богоматери была в руках печальной памяти Стеньки Разина, который, разграбив неизвестный приволжский монастырь или церковь , в которых находилась св. икона, и ободрав украшения ее, бросил святыню в Волгу, но в одном из протоков этой реки рыбак поймал ее в неводе, a потом передал в Чуркинскую обитель. Не только братия Успенско-Николаевской Чуркинской обители, но и все окрестные жители почитают св. икону, как чудотворную и, до устройства в своих селениях приходских церквей, считали за великое счастье принимать св. икону в дома свои. Хотя в обители и не имеется записей о чудесах, совершившихся от св. иконы, но их заменяют несколько серебряных привесок, изображающих людей, руки, глаза и т. п. члены человеческого тела, –приложенные к святыне удостоившимися испытать на себе милосердие Царицы Небесной и от ее св. иконы получив исцеления от болезней. Св. икона помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченном киоте. Замечательна также икона Св. Николая, в рост, в полном архиерейском облачении. Это – храмовая икона второго обительского храма. Она почитается чудотворной. Известен случай избавления некоего Бочарова от туркменского плена, по молитве к Св. Николаю, вслед за обещанием – соорудить на помянутую икону благолепную ризу. По рассказам старожилов монастыря, в прежнее время киргиз-кайсаки и калмыки многочисленными толпами приходили в обитель, входили в храм, покланялись многократно перед иконой Святителя и ставили перед ней свечи. Наконец, к святыням обители должна быть причислена и доска, обложенная сребропозлащенной ризой и имеющая в середине изображение Спасителя, a по сторонам его, залитые в воскомастихе, следующие священные предметы: 1) часть ризы Господней, 2) часть ризы Пресвятой Богородицы; частицы свв. мощей: 3) св. апостола и евангелиста Матфея, 4) ап. Варфоломея, 5) мчц. Анастасии, 6) мчц. Феодосии, 7) вмч. Прокопия, 8) мч. Ореста, 9) Св. Иоанна Златоуста , 10) прп. Сергия Радонежского, 11) прп. Нила Столобенского, 12) прп. Никиты Халкидонского, 13) Св. Александра Невского, 14) блж. Георгия, 15) убиенного от Ирода младенца и 16) частицы камней от Гроба Господня и гроба Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Все те погрешности, Пастыри Святой Церкви исправили соборно, и книги напечатали вновь с самых древнейших книг Православной Восточной Церкви. Но мнимо-старообрядцы, по упрямству своему, эти книги отвергают; почему и сбываются на них слова Исаии Пророка: слухом услышите и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети. Отолсте бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их ( Ис.6:9, 10 ). К книге сей прилагаю рисунки, составленные со слов моих, одной со мною Пустыни послушником, изображающие Крещение Православной Церкви, и Перекрещиванской секты: а что они представляют истину, в том удостоверяют Св. Писание, сказания Св. Отец и приведенные в сем сочинении некоторые случаи. Впрочем весь успех зависит от благодати и человеколюбия Господа нашего Иисуса Христа, Коего молю, да призрит на сей слабый труд мой, да не вотще он будет для любезных моих соотечественников. Грешный иеросхимонах Иоанн 80-ти летний Глава I. О том, что Св. Крещение, совершаемое по обряду Православной Восточной Церкви, правильно, и никак не должно быть повторяемо; и что крещаемые в Греко-Российской Церкви причастники суть Благодати Святого Духа; а отторгаемые от оной лестию, и перекрещиваемые раскольниками, лишаются сей Благодати, и самопроизвольно переходят в область сатаны, и суть истая его часть Пишется во Святом Евангелии, что когда Господь наш Иисус Христос крестился от Иоанна во Иордане, разверзлись небеса, и Дух Святый видимым образом сошел на Него с небеси в виде голубином ( Мк.1:9–10 ). Равным образом на правильно крещаемых древле нисходила, и ныне нисходит невидимо Благодать Св. Духа. Пишется бо в Деяниях Апостольских (гл. 8, ст. 38–39) о крещении Апостолом Филиппом Каженика: и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика. Но в чем состоит правильность Крещения? В том, когда таинство сие совершается по заповеди Христовой, по учению и преданию Св. Соборной и Апостольской Церкви: ибо Господь наш Иисус Христос заповедь Свою о Крещении, а также и о учении, предал не всем вообще верующим; но одним Св. Апостолам. Пишется бо у Евангелиста Матфея ( Мф.28:16, 18–19 ): Единиинадесяте ученицы идоша в Галилею, в гору: и приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. Апостолы Святые власть сию по преемству передали не простолюдинам, но Пастырям и Учителям Церковным. Сии же, по причине возникавших по временам ересей и недоумений, будучи движимы Духом Святым, собирались вкупе со всей вселенной, и изложили соборно в правилах, по преемству принятое ими Евангельское и Апостольское учение; да ясно видима будет и впредь истина Евангельская, и не будем прельщаемы слугами сатанинскими – зломудрствующими человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Попечение св. Иоанна в сане пресвитера о душевном благе им пасомых было истинно апостольское Свидетельством этой заботливости и беспримерного его усердия в исполнении обязанностей учителя веры и благочестия при антиохийской Церкви служагь его многочисленные беседы и поучения, сказанные им в продолжение 12 лет священства. В течение этого времени, исключая болезни, Иоанн проповедал слово Божие антиохианам, по крайней мере, раз в неделю, нередко дважды, а иногда ежедневно 116 ; часто поучал устно без книги, за что антиохиане особенно чтили своего проповедника. Число его бесед, произнесенных им во время пресвитерства чрезвычайно велико. Броме бесед и слов по различным случаям и о различных предметах, напр., о непостижимости божественного существа для человека; в похвалу еп. Флавиану и св. Мелетию; против ереси Аномеев и на день Р. Христова 117 Златоустый во время своего пресвитерства написал толкования на многия книги св. Писания ветхого и нового завета: 67 бесед на книгу Бытия во время поста кроме 9-ти отдельных слов на различные места этой книги; на некоторые псалмы; на 8 первых глав Исаии; на Евангелие от Матфея (90 бесед), на Евангелие от Иоанна (88 бесед). Особенно любил Златоустый послания ап. Павла, которого и икону имел в своей келлии 118 и написал беседы на послания: к Римлянам (32), к Коринфянам (на оба послания 74 беседы): толкование не в виде бесед на послание к Галатам; к Ефесеям (24 беседы); на оба послания к Тимофею (28 бесед); на послание к Титу (6 бесед) и к Филимону (3 беседы). Св. Златоустый во время также пресвитерства своего около 387 года написал особое против иудеев и язычников сочинение, в котором раскрыл Божественное достоинство христианского учения и отношение его к язычеству и иудейству. Ревность св. Иоанна к проповедыванию слова Божия вознаграждалась великим усердием христиан слушать и читать его поучения. Его сильное услаждающее душу, красноречие было предметом общего удивления, и привлекало к нему людей всех сословий, возрастов и состояний, не только христиан православных, но еретиков и даже язычников. Из уст Иоанна изливалась такая благодать, сила и увлекательность, что все слушавшие его не могли насытиться сладких слов его: многие записывали их и давали друг другу для чтения. Поучения его читаемы были всюду – при трапезах и собраниях народных. В городе не было ни одного человека, который бы не желал слушать поучения Иоаннова, и посему стечение к нему слушателей всегда было многочисленно. Иные называли его устами Божиими и Христовыми, другие именовали сладкоглаголивым, некоторые медоточивым, но Златоустым нарекла его в Антиохии одна простая женщина, которая, слушая и не совсем понимая его поучение, воскликнула «учителю духовный Иоанне Златоустый , ты углубил кладезь св. твоего учения, ум наш не может досязать». С того времени все начали звать его Златоустым. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В литургии «Апостольских Постановлений» епископ молится, например, так: «просим Тебя, Господи, о царе и правительствующих и о всём воинстве». В литургии святого апостола и евангелиста Марка священник молится: «молимся и просим Тебя сохранить царя нашего в мире и мужестве и правде... помяни, Господи, царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей»... В литургии святого апостола Иакова диакон молится: «о всякой душе христианской, оскорбляемой и угнетаемой, нуждающейся в милости и помощи Божией, об обращении заблудших». О заблудших находим молитвы в литургиях: святого апостола и евангелиста Марка, святых апостолов Фаддея и Матфея, в греческой, сирской и святого Василия Великого . А в литургии «Апостольских Постановлений» находим молитву не только о заблудших, то есть еретиках, но и за «внешних», то есть не христиан, за язычников. Так, диакон возглашает: «О внешних и заблудших помолимся, чтобы Господь обратил их». А епископ молится так: «Ещё молимся Тебе и о ненавидящих нас и гонящих за имя Твоё, за внешних и заблудших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их». О молитвах за еретиков и даже язычников говорят: св. Иустин Мученик , св. Иреней Лионский, св. Киприан Карфагенский , Тертуллиан , св. Иоанн Златоуст , блаж. Августин и др 2 . Обращаясь к канонам Вселенской Церкви, мы нигде не видим в них не только прямого запрещения, а даже намёка на непозволительность молитвы за инославных. Напрасно некоторые силятся толковать 10-е пр. св. апостолов, 2-е пр. Антиохийского, 6-е и 33-е Лаодикийского соборов в том смысле, будто указанными правилами запрещено молиться за инославных. Внимательное чтение этих правил убеждает, что ими запрещается молиться с отлучёнными от Церкви, с отщепенцами, с коснеющими в ереси еретиками, но вовсе не запрещается молиться за отлучённых, за отщепенцев, за еретиков, то есть запрещается участвовать в их молитвах, в их богослужебном культе. И только. Иначе указанные канонические правила стали бы в совершенное противоречие не только с литургическими свидетельствами о молитве Цервки за инославных и учением об этом вышеупомянутых святых отцов Церкви, но и с самим Св. Писанием. Очевидно, что Церковь в вопросе о молитве за инославных руководствовалась примером и учением святых апостолов. Правда, святые апостолы запрещали христианам не только «участвовать в трапезе бесовской», вкушая во время языческих жертвоприношений идоложертвенное, но даже велели им «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником: с таким даже не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 );или, как в другом месте говорит святой апостол, «такого не принимать в дом свой и даже не приветствовать ( 2Ин.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010