«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Священного Писания были для гностиков тем же, чем одежды овчия для хищных волков 9 . Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птолемея к Флоре, всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 10 , пытались составить доказательства в свою пользу не только из Евангельских и апостольских слов, но и из закона и пророков 11 , без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать 12 . Но к новозаветным книгам гностики подходили со своими собственными уже составившимися системами; они, говорит св. Ириней Лионский , будто в ложном сонном мечтании вторгались в Писания, составив свое собственное предположение (idian upoJesin anaplasamenoi) 13 . He все в новозаветных писаниях могло благоприятствовать гностическим построениям, и нужно было так или иначе приспособить Писание к своим учениям. Искажение христианского учения необходимо влекло за собой порчу самых источников этого вероучения 14 . И, действительно, все писавшие против гностиков свидетельствуют, что они прежде всего искажали самый текст Священных Писаний 15 . Когда в обличение гностиков ссылались на Св. Писание, тогда они, по свидетельству Иринея, начинали обвинять самые Писания, будто они неправильны, различны по изложению (varie sint dictae) 16 . Поэтому гностики считали себя в праве отвергать некоторые книги Нового Завета, причем одна их секта отвергала одни, другая – другие 17 . Одни отвергали писания евангелиста Луки 18 , другие – Евангелие Иоанна 19 . Евионеи пользовались только Евангелием Матфея. «Те, которые отделяли Иисуса от Христа», оказывали предпочтение Евангелию Марка. Последователи Валентина пользовались преимущественно (plenissime utentes) Евангелием Иоанна 20 . Еретики, – говорит Тертуллиан , – не принимают некоторых Писаний, а какие и принимают, те искажают вставками и выпусками, приспособляя к своему учению. Ересь если и принимает Писания, то не принимает их в целом виде – non recipit integras 21 . A Ипполит об Апеллесе говорит, что он из Евангелий и из писаний апостольских брал только то, что ему нравилось (ta aresconta) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

3. – Число и деление книг Ветхого Завета 1 . Всех ветхозаветных книг, помещенных в греческом переводе LXX и в латинской Вульгате, считают 43. 7 Из них 22 книги существуют на еврейском языке. 8 Другие же были писаны по-гречески или, быть может, не дошли до нас на оригинальном языке. Книги первого класса лишь одни приняты древними иудеями, а за ними и древне-христианскою Церковью , в канон книг священных и богодухновенных; их называют, поэтому, каноническими. Книги второго класса носят название неканонических: написанные после того, как прекратилось во Израиле преемство пророков и, потому, не вошедшие в состав священных книг еврейских, они не стоят наравне с ними по достоинству и не имеют характера богодухновенности; тем не менее, как особенно полезные, добрые и назидательные, они удержаны Церковью в составе ветхозаветных книг. Неканонические книги читаются лишь в греческом переводе LXX и в Вульгате. 2 . Еврейская Библия , содержащая одни канонические книги, подразделяется на 3 части: 1) закон, тора 2) пророки, небиим, и 3) агиографы, кетубим. Это деление находится во введении к книге Иисуса, сына Сирахова и в евангелии св. Луки. 9 – I. Закон, или, как мы называем его, Пятокнижие, заключает пять книг Моисея: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие. – II. Пророки в еврейской Библии, обнимают не только книги, за которыми у нас сохранилось это название, но также книги: 6) Иисуса Навина; 7) Судей (с Руфью); 8) две книги Самуила (наши две первые книги Царей или Царств), и 9) две книги Царей (у LXX и в Вульгате: III-я и IV-aя книги Царств). Пророки в собственном смысле названы младшими пророками, в отличие от предшествующих, названных старшими или первыми. Младшие пророки подразделяются на великих и малых. Великих пророков в еврейской Библии считается три: 10) Исаия; 11) Иеремия (с книгою Плач) и 12) Иезекииль. Малые пророки, числом двенадцать, суть следующие: 13) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу. – III. Агиографы заключают: 14) Псалмы; 15) Притчи; 16) Иова; 17) Песнь Песней; 18) Екклезиаст; 19) Есфирь; 20) Даниила; 21) Ездры и Неемии; 22) Летописи или Паралипоменон. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть " Святым городом " , а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах с 1887 по 1896 гг. известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паоло Верцоне. Кстати, археолого- реставрационные работы здесь продолжаются и по сей день. Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится " Мартирий святого Филиппа " , находившийся в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего каменного храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа. Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты из камня и мрамора выставлены ныне на выставке в музее бывшего Иераполиса. Согласно информации этого музея, мартириум (мартирий, мартирон) св. апостола Филиппа в форме храма в IV веке был построен на на Холме Мучеников - " месте гибели и захоронения святого апостола " (2, с.11). Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте этого Евангелия Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для " множества народа " (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу " Еллинов " (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).

http://pravoslavie.ru/57821.html

Сообщения апостолов Павла и Луки совпадают в том, что предпосылка дискуссии, состоявшейся на И. С. а.,- признание допустимости миссии среди язычников. Принципиальные проблемы вхождения язычников в Церковь подробно обсуждаются в Деян 10. 1-11, 18. Как «лжебратья» (Гал 2. 4), так и уверовавшие «из фарисейской ереси» (Деян 15. 5) были готовы принять христиан из язычников при условии их присоединения к завету Бога с Израилем, т. е. необходимо было совершить обрезание язычников. В кн. Деяния св. апостолов И. С. а. представлен как поворотный момент и центральное событие истории раннего христианства. Этим Собором был официально закреплен переход к вселенской апостольской миссии. Для ап. Павла достигнутое на И. С. а. взаимное признание Церквей и их общение, безусловно, имело большое значение. Это видно из того, какое место он отводил в своей миссионерской деятельности «сборам для святых» (Рим 15. 14-29; 1 Кор 16. 1-4; 2 Кор 8-9; 12. 16-18; Гал 2. 10). Однако общение христиан из язычников и из иудеев было обусловлено не фактом легитимизации такового общения на И. С. а., но его правильным пониманием Евангелия Божия: все верующие и крещенные во Христа составляют единое тело (Рим 12. 5; 1 Кор 12. 12-27), в к-ром «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (в критическом тексте «один во Христе Иисусе» ( ες στε ν Χριστ Ιησο /) - Гал 3. 28). Церковь для ап. Павла едина и универсальна, поскольку каждый верующий во Христа, независимо от того, кем он являлся до этого момента, вступает в нее как свободная облагодатствованная личность. Следов., в Церкви каждый крещеный, независимо от его происхождения «по природе» (Гал 2. 15) и от его прошлого, признается и должен быть любим: «К свободе призваны вы, братия… любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Гал 5. 13-14). Поэтому в описании И. С. а. у ап. Павла речь идет не о санкционировании языческой миссии, как это сделано в речи ап. Иакова на И. С. а. в Деян 15. 19, но исключительно о взаимном братском признании, т. к. само апостольство Павла и его миссия среди язычников основаны не на решениях И. С. а., а на Откровении Божием (Гал 1. 12, 16).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Серафима лекарств на 106 р. 40 к. (ассигнациями), да «ладикалону» четыре бутылочки (по 2 р.) на 8 р., «зельской воды» 4 кувшина (по 1 р. 25 к.) на 5 р., всего же па 119 р. 40 к.: 2) по 9 рецептов Жувенеля за 12, 18, 20 и 31-е апреля и 7-е июня, да еще камфарного деревянного масла на 19 р. 80 к., «ладикалону» 4 бут. (по 2 р.) на 8 р., «зельской воды» 4 кувшина (по 1 р.) на 4 р., а в общей сложности взято из аптеки Голлингера на 31 р. 80 к., из обеих вместе – на 151 руб. 20 коп. Уже самая значительность суммы аптечных расходов говорит об удручающей серьезности болезни, которая и унесла в могилу о. Серафима к огорчению начальства и сослуживцев 10 : он после исповеди и причащения св. Таин скончался 9 июня 1824 г. и погребен 11 числа. Соблюдая тогдашние обычаи такого рода 11 или почему-нибудь другому, но ближние и знакомые вспомянули почившего бакалавра столь пышною тризной 12 , что за вычетом этих трат и других повинностей 13 – всего из денег его осталось только 1 р. 54 к. медью, которые со всем другим скудным имуществом «по верющему письму» диакона Ивана Семенова Азбукина получил 26 декабря 1824 г. внук его и племянник о. Серафима, студент низшего отделения С.-Петербургской Академии Лавр Прохоров Соколов, кончивший 15-м кандидатом–магистрантом в составе VII-ro академического курса (1823– 1827 г.г.) 14 Недолговременное профессорство о. Серафима было посвящено разным предметам, ибо – после богословия общего и нравственного и герменевтики в Московской Академии – он в С.-Петербургской был «бакалавром по чтению Св. Писания Нового Завета». Это не давало ему возможности сосредоточиться и углубиться в подготовительных работах и соответственно отражалось на построении лекций. Мы имеем от него «Конспект предметов, в продолжении первых шести месяцев 1822 года преподанных на классе чтения Св. Писания» (без подписи и даты) – для Евангелий Луки и Иоанна, книги Деяний и всех соборных посланий – и собственноручное и подписанное «Показание предметов преподанных по части чтения Св. Писания в первую треть сего 1822 г.» (с датою от 19 декабря), где излагаются «взор па послания Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А). На царских дверях. I. В благовещении: 1 . Образ Божьей Матери 2 . Образ Архангела Гавриила. II. Над изображением благовещения: 3 . Образ Евангелия Матфея 4 . Образ Евангелия Марка. III. Внизу под благовещением: 5 . Образ Евангелия Луки 6 . Образ Евангелия Иоанна. Б). В нижнем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 7 . Образ Спасителя 8 . Изображение сошествия Святого Духа. В). В нижнем этаже иконостаса на правой стороне от царских дверей: 9 . Образ Божьей Матери 10 . Образ Иоанна Предтечи. Г). На южных дверях: 11 . Образ Архистратига Михаила. Д). На северных дверях: 12 . Образ Архистратига Гавриила. Е). В высшем этаже иконостаса: 13 . Изображение праведного Еноха и Авраама 14 . Изображение пророка Моисея и святого царя Давида. Ж). В высшем этаже иконостаса на левой стороне от царских дверей: 15 . Изображение Апостола Петра и Святителя Николая Чудотворца 16 . Изображение Филарета милостивого и Св. Князя Владимира Великого. З). Над царскими вратами: 17 . Изображение Тайной Вечери И). Над всем иконостасом: 18 . Изображение Иисуса Христа на кресте. Кроме сего, для алтаря потребны следующие изображения: 19 . Для горнего места изображение Спасителя в Царской власти 20 . Для места над жертвенником Господа Иисуса Христа распятого 21 . Для соответствующего сему южного места, изображение трех Святителей. Икона под 19 должна быть более двух прочих, которым надлежит вместе с нею, стоять на восточной стене алтаря, и которые должны быть равномерными. Но какие именно меры сих двух и третьей средней между ними, и какой меры должна быть каждая из других икон, означенных здесь, все это Вы постарайтесь с точностью означить в письме ко мне, по которому надлежит мне писать в Москву. А это письмо мое, положите у себя в один футляр с теми бумагами, которые будут составлять дело о построении храма при церковной Алтайской миссии, если это будет благоугодно Господу, и которые надобно тщательно оберегать на всякой непредвидимый случай. Равно и при миссии, все Ваши письма и предписания Преосвященного, относящиеся к построению храма иждивением Ваши, будут храниться вместе с официальными бумагами миссии, чтобы когда меня не станет при миссии, преемник мой видел, что ему надлежит продолжать и исполнять после меня. Не забудьте также, достопочтеннейший Михаил Ефимович, что приступая к избранию места для построения каменного храма, надлежит человеку, которого Вы пришлете сюда, испытать глину при Майминском селении, или в окрестностях его, дабы можно было производить из нее кирпичи без всякого сомнения. 507 He соизволите ли прислать ко мне копию с того прошения, при котором Вы представили Его Преосвященству план для церкви, и копию с первоначального прошения, на котором и я написал отзыв свой? Паки, пожелав Вам благословений Отца небесного, с чувством искреннего почтения в преданности, остаюсь Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Оно погибало: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3, 23). Из великой и безмерной любви к погибающим людям Бог Отец послал в мир Своего Единородного Сына, взявшего грехи мира и на Кресте разрушившего державу смерти. Поэтому легко понять, почему многовековая борьба сил света и тьмы, добра и зла не просто ожесточилась, но приняла характер восстания “на Господа и на Христа Его” (Пс. 2, 1), когда Спаситель явился в мир, чтобы совершить дело нашего искупления. Об этом пророчески писал Давид. Приведенный стих второго псалма св. ап. Петр относит к своему Божественному Учителю (Деян. 4, 25–30). Злоба возлюбивших грех людей не ослабевала все годы Его общественного служения: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15, 18–19). В этих словах Иисуса Христа, обращенных к Своим ученикам, содержится объяснение многих мест, непонятных тому, кто пытается прочесть Евангелие лишь как культурно-исторический памятник. При таком отношении к Слову  Божию мы не найдем ответ на вопрос: почему проповедь чистой воздержанной жизни, благодеяния, оказанные больным и страждущим, вызывали яростные приступы ненависти и желание смерти Учителя: “много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями” (Ин. 10, 32). Первое свидетельство начала этой борьбы, закончившейся ночным судом и Голгофой, мы находим у евангелиста Луки. После пребывания на празднике Пасхи в Иерусалиме Иисус пришел в Назарет — город его детства. Иисус был известен жителям Галилеи. Молва о Нем разносилась по всей Палестине (Лк. 4, 14–15). Он “вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу” (Лк. 4, 16). Этим греческим словом (sin — «вместе», ago — «веду») в синодальном тексте обозначены места молитв, чтения закона и проповеди иудеев (в слав. Библии они названы «сонмища» — «собрания»). В субботу полагалось чтение Пятикнижия Моисея. В целях толкования Закона использовались и другие священные книги (Пророки и Писания).

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

36 Сирийский перевод передает очень верно смысл выражений апостола словами: Quod a Spiritu scriptum est. Мы читаем в Ветхом Завете одно место, аналогичное с местом св. Павла. В нем речь идет о ложных пророках, но оно указывает, однако, что такое истинный пророк, потому что дает его определение; Осия (9:7) называет пророка: isch harouakh, νϑρωπος πνευματοφρος (y LXX), virum spiritualem (Вульгата), „человеком Духа“, т. е. „мужем, которым руководит и на которого действует Дух Святый“. 37 Богодухновенно, по св. Павлу, все священное Писание вообще и всякое отдельное священное писание в частности. Слово Γραφ, Писание, означает, конечно, Ветхий Завет. Это слово есть более определенно, чем γρμματα, так же, как ϑεπνευστος более точно, чем ερς, каковые два слова употреблены в 15-м стихе. Πασα γραφ не означает все Писание в собирательном смысле, в его совокупности, tota Scriptura, как переводит Беза, удаляясь без основания от обычных правил грамматики, но omnis Scriptura, как переводит его блаж. Иероним: все Писание без всякого исключения, т. е. не только в совокупности, но и в отдельности, все то, что носит имя Писания, все части и каждая из частей того, что апостол назвал в 15-м стихе священными писаниями. 38 Так, по св. Павлу, все книги, составляющие Ветхий Завет, суть богодухновенны. 2 . Новый Завет не заключает прямого свидетельства своего собственного вдохновения, разве лишь для Евангелия св. Луки ( 1Тим.5:18 ), 39 для послания св. Павла ( 2Пет.3:15–16 ) и, по некоторым писателям, для Апокалипсиса ( Откр.1:10–11; 22:18–19 ). Но апостолы были истолкователями Св. Духа, как и пророки ( Еф.3:5 ; 1Кор.2:10 ; 2Кор.5:20 ; 1Kop.7:25,40; 14:37; 1Пет.1:12 ; сл. Ин.14:26 ). Поэтому, предание, предваряя решение Церкви, всегда было единодушным в признании их вдохновения и в приписывании божественного происхождения писаниям Нового Завета, как и писаниям ветхозаветным. 40 3 . Вдохновение всех частей Библии может быть строго доказано лишь авторитетом Церкви, вопреки мнению протестантов, которые желают доказывать его внутренним характером священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

65) Трофим, о котором говорится в Деяниях Апостольских ( Деян.20:4 ) и в послании к Тимофею ( 2Тим.4:20 ), вместе с Ап. Пудом и Аристархом разделял страдания св. Павла в Риме, и там, по повелению Нерона, все трое были обезглавлены (15 апреля). 66) Марк, племянник Варнавин ( Кол.4:10 ), проходил епископское служение в Самарийском городе Аполлониаде (30 октября). 67) Артема ( Тит.3:12 ) был епископом в Ликаонском города Листре (30 октября). 68) Акила ( Рим.16:3 ; Деян.18:2 ) епископствовал в Ираклее, Фракийском городе; также проповедовал слово Божие в Малой Азии и Ахаии, и здесь был убит неверными (14 июля). 69) Фортунат ( 1Кор.16:17 ) во время проповеди претерпел мученическую смерть. 70) Ахаик, который ( 1Кор.16:17 ), вместе с Фортунатом, приходил к Ап. Павлу в Ефес. 71) Кифа Апостол, которому явился Господь по воскресению ( 1Кор.15:5–6 ). 72) Симеон, по прозванию Нигер ( Деян.13:1 ). Что он также принадлежит к сонму апостольскому, о том свидетельствует св. Епифаний, поставляющий имя его наряду с именами Марка, Луки, Варнавы и прочих меньших Апостолов. Хотя собор меньших Апостолов заключает в себе 72, но называется собором 70, потому что это число есть первоначальное – Христово; Христос избрал семьдесят ( Лк.10:1 ). Церковь в день Собора в честь лика 70 учеников Христовых между прочим восхваляет их за то, что они научили нас почитать Троицу единосущную и нераздельную, и доселе пребывают светильниками Божественной веры. В IX веке Православная Церковь приняла от Иосифа песнопевца канон на день Собора 70. Память преп. Феоктиста игумена в Кукуме Сицилийском, недалеко от Панорма (ныне Палермо); скончался около 800 года. † Преставление св. Евстафия, архиепископа Сербского Св. Евстафий, архиепископ Сербский В месяцеслове Евангелия, писанного в 1329 году, показана под 4 января «память св. Евстафия, архиепископа сербского» 4 . Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме Печской архиепископии 5 . Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из Будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в Зетской Михайловской обители; от руки епископа Неофита.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010