21 Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82. 22 То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. — Прим. пер. 23 Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—675. 24 О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471. 25 Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. — Прим. пер. 26 Кн.8, гл.14. 27 Литургия св. Василия Великого, молитва священника на «Главы ваша Господеви приклоните». 28 Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров. 29 Молитва 2-я ко Святому Причащению. 30 Буквально — «обнаженным от благодати». — Прим. пер. 31 См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37—38. Гл.18. О Макарии Египетском. 32 Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359—360. 33 Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632. 34 См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93. 35 Гл. 13. 36 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674. 37 Слово 2. На сотворение мира. 38 Слово 28. 39 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—676. 40 Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См ; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406. 41 Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427. 42 Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна. 43 «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

Ветвь может приносить плод только на лозе, от которой получает соки. Поэтому лоза как образ единения Иисуса Христа с верующими означает, что жизнь становится общей 184 . А следовательно, общим будет и плод. Плод ветвей – это и плод ствола. «Избыток жизни» (10:10) лозы обеспечит «много плода» (15:5). Отсутствие плода показывает, что связь с лозой потеряна. Виноградарю не нужны такие ветви, он удаляет их: «И собирают их и в огонь бросают, и они сгорают» (15:2, 6). Эти слова о сожжении напоминают эсхатологическую терминологию евангелистов–синоптиков 185 . Однако у Иоанна эсхатология перенесена в план настоящего. Обречён на гибель тот, кто ныне отделил себя от Иисуса Христа (3:36). «Если пребудете во Мне, – о всем, что хотите, просите, и будет вам» (15:7). Как Отец, пребывая в Сыне, «Творит дела Свои» (14:10), так и Сын, присутствуя в учениках, будет совершать свои дела. По этому прославление Отца и принесение многих плодов, о чём говорится в следующем, 8–м стихе («В том слава Отца Моего, чтобы вы много плода приносили и стали Моими учениками»), – это не есть какой–то личный труд, самостоятельные усилия, совершаемые независимо от Иисуса Христа. Плод может быть принесён только на лозе: «...без Меня не можете творить ничего» (15:5). Как Сын Божий всё совершал во славу Отца, так и ученики, в единении со Христом, вместе с Ним прославят Бога. Пребывание в любви Христовой Главный признак ученичества – это готовность к любви, которая является исполнением заповеди: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (13:34). Девятый стих 15–й главы вносит дополнение в эту ранее данную заповедь. Христос Возлюбил учеников по примеру Своего отца: «Как возлюбил меня Отец, и я вас возлюбил: пребудьте в любви Моей». Здесь, как и на протяжении всей Прощальной беседы, будущие отношения Иисуса Христа с апостолами строятся по образцу отношений между Лицами Св. Троицы. Точно так же и в следующем, 10–м стихе: «Если Вы заповеди Мои соблюдете, вы пребудете в любви Моей, как Я заповеди Отца Моего соблюл и пребываю в Его любви». Требование пребудьте во Мне (15:4 – 7) сменяется здесь призывом «пребудьте в любви Моей», а плодоношение на лозе – исполнением заповедей (15:9 – 10). Эти два понимания (или видения) единства отождествятся 186 в отрывке 15:12 – 17. Но до этого Иисус говорит, что пребывание в любви Отца является для Него источником постоянной радости (пребывание в любви – это всегда радость). Если ученики, как и Он, будут исполнять заповеди 187 , то и они обретут эту радость: «Чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша была полна» (15:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

1) Писатель Апокалипсиса называет себя " Иоанном " в самом начале, говоря, что ему было дано " Откровение Иисуса Христа " (1:1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя " Иоанном " (1:4). Далее он говорит о себе, опять называя себя " Иоанном " , что он был " на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа " (1:9). Из апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на острове Патмос. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя " Иоанном " (22:8). В 2 стихе 1 главы он называет себя самовидцем Иисуса Христа (ср. 1 Ин. 1-3). Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то " пресвитером Иоанном " . Самая личность этого " пресвитера Иоанна " , как личность, отдельная от апостола Иоанна, довольно сомнительна. Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о " пресвитере Иоанне " , — это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано мнение, приписывающее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом. 2) Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса св. апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанновыми не только по духу, но и по слогу, а особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь " свидетельством " (Апок. 1:2-9; 20:4 ср. Ин. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Ин. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется " Словом " (Апок. 19:13 ср. Ин. 1:1-14 и 1 Ин. 1:1) и " Агнцем " (Апок. 5:6 и 17:14 ср. с Ин. 1:36). Пророческие слова Захарии: " И воззрят на Него, Которого пронзили " (12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти (Апок. 1:7 и Ин. 19:37). Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. апостола. Св. апостол Иоанн хотя и владел греческим языком, но находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа апостола любви и созерцания.

http://sedmitza.ru/lib/text/430661/

В Евангелии от Иоанна принятие Св. Духа учениками вообще описывается как главная цель земного домостроительства Господа Иисуса Христа, по Его собственным словам перед выходом на Страсти и Крест: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7; ср. 14. 26; 15. 26; 16. 13); недаром евангелист комментирует слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» из проповеди Христа на праздник Кущей вполне однозначно: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7. 38-39); соответственно, после Своего Воскресения Господь не медлит дать апостолам обещанный дар, посылая их на проповедь: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин 20. 21-22). Т. о., в Евангелии от Иоанна особенно ярко подчеркнуто сказанное во всех Евангелиях о Христе как «крестящем Духом Святым» (Ин 1. 33, ср. Мф 3. 11, Мк 1. 8, Лк 3. 16, а также Деян 1. 5 и 11. 16). В явном виде сошествие Св. Духа на апостолов, согласно Евангелию от Луки (Лк 24. 49) и кн. Деяния св. апостолов (Деян 2. 1-4), произошло после Вознесения Господня - на Пятидесятницу . Так сбылось древнее пророчество: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2. 28-29; ср. Деян 2. 16-21). Далее в кн. Деяний св. апостолов получение дара Св. Духа уверовавшими во Христа ставится в непосредственную связь с таинством Крещения (8. 12-17, 36-39; 10. 44-48; 19. 1-6; ср. 1 Кор 12. 13). Тем самым М., к-рое служит видимым знаком невидимо подаваемого после Крещения дара Св. Духа, является личной Пятидесятницей для каждого принимающего его. По словам 3-го из «Тайноводственных поучений», носящих имя свт. Кирилла Иерусалимского (но, возможно, редактировавшихся его преемником Иоанном), к-рое содержит одно из древнейших и при этом особенно полных толкований М., «тело помазуется видимым миром, и [тогда] душа освящается Святым и Животворящим Духом» ( Cyr. Hieros. Mystag. 3. 3; перевод исправлен по изд.: SC. N 126bis. P. 124).

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

Третий тропарь седьмой песни пасхального канона окончательно убеждает нас в " телесном " характере сияния во время явления Христа мироносицам: ς ντος ερ κα πανορτος, ατη σωτριος, νχ κα φωταυγς, τς λαμπροφρου μρας, τς γρσεως οσα προγγελος, ν τ χρονον φς, κ το τφου σωματικς, πσιν πλαμψεν. Яко воистинну священная и всепразднственная и спасительная сия нощь… в ней же безлетный свет из гроба плотски (букв. телесно) всем возсия " . Следует подчеркнуть телесный аспект сияния: св. Иоанн Дамаскин не говорит σαρκικς - плотски, но σωματικς буквально - " телесно " , вероятно для того, чтобы передать идею сияния, исходящего из всего тела Христа, сияния подобного ризе Воскресшего. Опять-таки, глагол πιλμπω - сияю,осияваю дает определенное представление о процессе, происходившем в ночь Воскресения, поскольку предлог πι (на) - означает движение или распространение на определенной поверхности. Александру Белякову принадлежит интересное наблюдение, связанное с темой " огненного крещения " . Он заметил, что в 19 главе Евангелия от Иоанна цитата из Исхода: " Ибо сие произошло, да сбудется Писание: " Кость Его да не сокрушится " (Ин. 19, 36) является неполной и нуждается в дополнении: " И не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне " (Исх. 12, 10). А.В.Беляков замечает: " Теперь, в дополнение к свидетельству Евангелиста Иоанна, Плащаница свидетельствует нам: " А сие было, да сбудется Писание: " Но оставшееся до утра да сожжется на огне " . Итак, если заповедь не сокрушать кости относится к Страстям, то повеление о сожжении относится к Воскресению. Теперь мы можем сказать, что следы подобного понимания видны в пасхальном каноне св. Иоанна Дамаскина. Рассмотрим второй тропарь четвертой песни: " Яко единолетний агнец, благословенный нам венец Христос волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. ς νιασιος μνς ελογομενος μν στφανος Χριστς κουσως πρ πντων τθυται, Πσχα τ καθαρτριον κα αθις κ το τφου ραος, δικαιοσνης μν λαμψεν λιος.

http://pravoslavie.ru/29646.html

10 . Св. апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается из нее Ангелом 33 , который потом проходит с ним одну улицу и скрывается. Когда святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это был сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его ангел. 11 . Апостол Павел также признавал существование Ангелов и действительность их явлений 34 . Когда этот апостол рассказывал собравшемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, которые вопили против Павла: «Если... дух или Ангел говорил ему, нам не должно противиться Богу» 35 . Святой евангелист Лука говорит, что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился македонянин (вероятно Ангел Хранитель Македонии) и просил его прийти в Македонию для проповедания Евангелия 36 . 12 . Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о семи Ангелах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквами. Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епископы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь имеет и своего Ангела Хранителя. В Апокалипсисе вообще представляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой Иоанн Богослов, например, говорит: «И... видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, ...чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Если предсказания греческих и других оракулов справедливо признаются делом злого духа, то с равным правом можно сказать, что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил послан был Богом к Даниилу 37 сообщить ему о судьбах четырех великих монархий, о семидесяти седминах и об окончании плена вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких местах своей книги 38 . То же говорит и св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе, именно он говорит, что к нему послан был Богом Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам 39 . В другом месте 40 Апокалипсиса св. Иоанн Богослов упоминает также об Ангеле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный Иерусалим. Св. апостол Павел говорит в своем послании к евреям: " Если Ангелами возвещенное слово было твердо...» 41 и пр. 3. Рассказы из церковной истории об охранении людей Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В селе Ксизове (кроме приписанной церкви святого Иоанна Дамаскина) была ещё другая церковь в честь Покрова Божией Матери. Она была устроена в доме генерал майора Алексея Дмитриевича Бехтеева в 1770 году с разрешения Тихона 2-м, епископа Воронежского, а дозволено было устроить «по резону тому, что приходская церковь в оном селе от дому г. Бехтеева отстоит не в близком расстоянии, а за слабостью своего здоровья в зимнее время стужи сносить не может и к слушанию святой литургии и прочего священнослужения за отдалением помянутой приходской ездить немощь не дозволяет». Выписка из книги «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии». 1884 г. Село Ксизово, в 10 верстах от г. Задонска, свое название, по народному преданию, получило от разбойничьего атамана Ксиза, который в царствование Алексея Михайловича со своею шайкою жил в лесах, находившихся на месте нынешнего села. Впоследствии Ксиз прекратил свои разбои, обратился в мирного поселянина и положил основание селу Ксизову. Когда была первоначально построена в селе Ксизове церковь – неизвестно. С 1759 г. уже в Ксизове существовала каменная, вместо деревянной, церковь во имя преп. Иоанна Дамаскина. В доме ксизовского помещика Алексея Дмитриевича Бехтеева в 1770 г. была устроена другая церковь в честь Покрова Божией Матери. Ныне существующая каменная в честь св. Николая чудотворца церковь была построена в 1867 г. Никольская церковь в длину с трапезой и алтарем – 33 аршина, в ширину алтарь настоящей церкви в 8 ½ аршин, а в трапезной по 9 аршин; трапеза в длину 13 ½ аршин, высота церкви 36 аршин. Колокольня соединена с церковью посредством трапезной; колокольня древней церкви, которая была перестроена в 1867 г. На колокольне крест на главе, поставлен на полумесяце, чего нет на церковной главе. В северо-западном углу трапезы устроено особое помещение для ризницы. В ризнице замечательны: риза старинная красной с разными цветами парчи, сделанная из придворного камзола помещика Бехтеева; риза, пожертвованная в память Г. И. Решетова в 200 руб. и риза в 160 руб., пожертвованная помещицей Варварой Ивановной Савельевой. Из Евангелий замечательно по своей величине и весу (более пуда) евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

http://sobory.ru/article/?object=02078

Так, тотчас по сошествии Св. Духа, первоверховный Петр, сказав великому собранию народа свою первую проповедь, заключает ее так: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Затем Он, быв вознесен десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 33-44). То же, немного дней спустя, утверждает первоверховный Петр в речи к народу и во храме иерусалимском: «Мужи израильские! Бог отцов ваших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали; вы от Святого и праведного отреклись, Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян.3, 12-16). То же выражает первоверховный Петр и в речи перед синедрионом, когда начальники иудейские запрещали им учить о имени Иисусовом. Петр же и Иоанн в ответ сказали им: «Аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян. 4, 19-20), — не свидетельствовать о том, чему были очевидцами и свидетелями. «И с великою силою», — заключает св. Дееписатель (Деян.4, 33), — апостолы свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа. Когда вторично поставили апостолов в синедрионе, и спросил их первосвященник, говоря: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, — Петр и прочие апостолы в ответ сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов ваших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5, 27-32). Когда Самария приняла слово Господне от Филиппа, и когда находившиеся в Иерусалиме апостолы, после убиения Стефана, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к нему Петра и Иоанна, сии апостолы, прибыв в Самарию, засвидетельствовали, — как выражается свящ. Дееписатель (Деян.8, 25), — и проповедали там слово Господне, затем обратно пошли в Иерусалим, и во многих селениях самарийских проповедали евангелие. То же первоверховный Петр возвещает и в доме Корнилия Сотника: «Бог, — проповедует св. Петр, — послал сынам Израилевым слово, благовествуя миру через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном, как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых, и Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10, 36-43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Преставление Ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление Апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. Ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего Апостола. Паремии во дни, посвящённые св. Ап. Варфоломею, читаются общие Апостолам, – первая говорит о дерзновении перед Богом, какое имели Апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия, обитавшего в Апостолах, и духа лестча, коим исполнены были лжепророки ( 1Ин.3:21,4:1–6 ); вторая возвещает от лица Апостолов: мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе ( 1Ин.4:11–16 ); третья глаголет о победе, которая через Апостолов совершилась в мире: и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий ( 1Ин.4:20,5:5 ). Евангелие на утрени то же, что и на утрени в день Ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении на первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. Апостолов к умножению Церкви Христовой ( Деян.11:19–30 ); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас – Апостолов, Мене слушает ( Лк.10:16–21 ). Святого Апостола Варнавы Апостол Варнава произошёл из колена Левиина, родился на острове Кипре, куда переселились его родители. До Апостольства своего он назывался Иосия или Иосиф, а от Апостолов прозван Варнавой – сыном утешения, в знак того, что он, по словам Иоанна Златоустог о, имел особенный дар утешать скорбящих. Близ Иерусалима он имел свою землю ( Деян.4:36–37 ). Древние писатели христианские – Климент Александрийский , Евсевий, святой Епифаний, повествуют, что Иосия ещё в юных летах отправлен своими родителями из Кипра в Иерусалим к знаменитому Гамалиилу, и у него воспитывался и вместе с святым Павлом, тогда ещё Савлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воевода Скифии Латрониан (это было при Диоклитиане, 284–306 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона. «Кто вы таковы?» спросил воевода. «Христиане», отвечали блаженные. «Из какой страны?» – «Из царства Христова, где не покланяются бездушным идолам». По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнём, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших бесчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушав наставление в тюрьме у исповедников, и здесь же крестился. Целые 30 дней продолжались разные истязания мученикам, и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о нём от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев. – Блаж. Евангелл, епископ Томский, совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы паствы своей. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нём: Евангелла признавай ангелом, Он идёт на небо, ссеченный мечом 93 . В одном западном мартирологе замечено, что св. Епиктет и Астион пострадали в 290 г. По мартирологам видно, что во время св. Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Раба на Июля 5-го «в Томах мученическая кончина и (dies natalis) Стратона, Марина, Феодора, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина»; июля 9 «в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10-го «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, Иоанна, Сесина, Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 ч. июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс, Мартирия и Фелициана, Виталий и Криспин»; 27 августа пострадали «в городе Томах» Маркеллин трибун и жена его Маннея, сын его Иоанн, клирик Серапион и воин Пётр. В некоторых списках прибавлено о последних такое сведение: «они при презесе Кульчиане, после укрощения лютых зверей, после погашения огня, посекаются мечом, а тела их сжигаются». Трибун Маркеллин с супругой конечно сослан из Рима в Томы; но из прочих страдальцев большая часть, если не все, принадлежали Скифии и по роду своему были Славяне. † Преставление благов. Евдокии – Евфросинии, великой княгини Московской

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010