Активная деятельность свящ. А. П. Петина вызывала беспокойство у властей, к-рые к тому времени уже не поддерживали обновленцев и преследовали их наравне со священнослужителями канонической Церкви. В сер. 1931 г. Казанский храм закрыли под предлогом нарушения норм пожарной безопасности. В июне свящ. Петин был переведен в обновленческую Покровскую ц., после ее закрытия в окт. того же года - в Успенскую ц. на Мироносицком кладбище, единственный храм, оставшийся в Пензе у обновленцев. Был возведен в сан протоиерея. При Успенском храме образовалась общегородская обновленческая община, однако прот. А. П. Петин сохранил своих почитателей из числа бывш. прихожан Казанского храма, что вызывало недовольство остального клира. Летом 1932 г. обновленческий синод, разобрав ситуацию, принял решение перевести прот. А. П. Петина из Пензы, предполагая в дальнейшем его епископское служение. 18 июня 1932 г. синод предложил обновленческому Ленинградскому областному митрополитанскому церковному управлению (ЛОМЦУ) рассмотреть кандидатуру прот. А. П. Петина на архиерейскую кафедру в г. Ст. Русса. 9 июня он был предложен ЛОМЦУ в качестве кандидата на обновленческую Новгородскую кафедру, 3 авг.- на Псковскую кафедру. 25 авг. синод принял решение о назначении прот. А. П. Петина правящим епископом обновленческой Уральской епархии. Были определены дата и место его епископской хиротонии: 11 сент. 1932 г. в обновленческом Никольском синодальном соборе Москвы. Хиротонию должен был возглавить председатель синода обновленческий «митрополит Московский и Тульский» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ РПЦ) . Однако обновленческий «митрополит Пензенский» Николай Федотов подал в синод рапорт с просьбой оставить прот. А. П. Петина в Пензе «для успокоения преданной ему группы верующих». В Москву прибыла делегация пензенских прихожан с просьбой не лишать их пастыря. 7 сент. 1932 г. обновленческий синод принял решение отменить указ о назначении прот. А. П. Петина на Уральскую кафедру. Он остался на занимаемой должности в пензенском Успенском храме. В дальнейшем обновленческий синод рассматривал вопрос о назначении его на Семипалатинскую и Козловскую кафедры, но так и не принял решения.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

Мониторинг СМИ " Мы и без них проживем " Интервью митрополита Илариона после решений Синода 17.10.2018 13:25 Глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион рассказал Би-би-си, какое наказание грозит священникам за посещение Афонских монастырей, куда теперь ездить молиться VIP-naлoмhukaм и будет ли российский патриарх новым первым среди равных. 15 октября синод Русской православной церкви разорвал евхаристические отношения с Вселенским патриархатом Константинополя из-за ситуации на Украине. Это произошло после того, как Константинополь снял анафему с главы неканонической украинской церкви, патриарха Филарета, и заявил, что Украина не является канонической территорией РПЦ, а принадлежит Константинополю. Это стало следствием решения Константинополя позволить создать на Украине собственную, независимую от Московского патриархата православную церковь. Разрыв отношений Московского и Вселенского патриархатов стал одним из самых больших потрясений православного мира последних десятилетий. На следующий день после заседания синода корреспонденты Русской службы Би-би-си встретились с главой отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Иларионом. Именно он вел большую часть переговоров об автокефалии в последние месяцы и именно он вчера вечером зачитывал решение синода. Митрополит Иларион рассказал о том, как РПЦ видит дальнейшее развитие событий и готова ли к новым шагам в случае, если на Украине все-таки появится новая независимая и признанная церковная структура. " У нас был черновик " Би-би-си: Вчера заседание синода длилось около восьми часов. Почему так долго? Что обсуждалось на синоде? Митрополит Иларион: Во-первых, начало заседания синода задержалось, потому что патриарх встречался с президентом Белоруссии. Обычно такие встречи длятся около часа, а вчера длилась два часа. Соответственно, все расписание сдвинулось. Заседание синода, как правило, длится часов семь-восемь, потому что накапливается много вопросов. Это и рукоположение новых архиереев, и открытие новых монастырей, и кадровые вопросы. Но, конечно, вчера значительную часть времени мы посвятили теме взаимоотношений с Константинопольским патриархатом, редактировали текст заявления, которое было опубликовано. Это заняло где-то часа три.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Якунин. Крест на депутатском мандате РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26726.html 01 марта 2006 Александр Щипков Якунин. Крест на депутатском мандате Опубликовано: Русская мысль. 25.11.93 Священный Синод Русской Православной Церкви 2 ноября 1993 года лишил священного сана заштатного (неслужащего) священника Глеба Якунина за " сознательное непослушание Церкви " , то есть за то, что он не подчинился решению Синода от 8 октября, которое предписывало священнослужителям " воздержаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты в органы представительной власти, действующие на постоянной основе " . Отец Глеб Якунин не признал законным это решение Синода и заявил, что непременно продолжит борьбу за " депутатский мандат в первый демократический парламент России " . Реакция православного духовенства и мирян на это исключительной редкости событие была неоднозначной, поскольку неоднозначно отношение к проблеме, скрытой в глубине конфликта. Одни одобрили " извержение от сана " , другие осудили. Российские протестанты и католики давно решили для себя вопрос об участии своего духовенства в работе властных органов. Первые поощряют, вторые запрещают. В православной Церкви окончательного решения принято не было. Дореволюционный парламентский опыт показывает, что Церковь не препятствовала клирикам баллотироваться в Думу, а правительство и монарх даже поощряли. Приведем цифры. В Первой Думе насчитывалось 19 священников, во Второй – 17, в Третьей – 48, в Четвертой – 45. В 1936 году Сталин собственноручно вычеркнул из Конституции статью, лишавшую духовенство избирательных прав. Московский историк Валерий Алексеев интерпретирует этот факт ( " Независимая газета " от 4.11.93) как приглашение в Советы, которым РПЦ не воспользовалась. Свои права РПЦ начала урезать самостоятельно в перестроечное время. Первая попытка РПЦ ограничить электоральные устремления своего духовенства относится к выборам российского парламента в 1990 году. Тогда Синод издал указ, запрещавший священникам баллотироваться без благословения правящего архиерея. Это условие значительно снизило количество потенциальных священников-депутатов. Кстати, митрополит Ювеналий, в епархии которого служил отец Глеб, не благословил последнего идти на выборы 90-го года. Отец Якунин не подчинился и, как известно, стал депутатом.

http://religare.ru/2_26726_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Св. Синод РПЦ: греки разменивают правду на «чуждые Церкви геополитические интересы» 18.10.2019 541 Время на чтение 7 минут Решение Св. Синода открывает путь к преодолению проблем церковной жизни. 17 октября состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были рассмотрены действия иерархов Элладской Православной Церкви (ЭлПЦ), направленные на легализацию украинс ких раскольников-самосвятов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что « данная тема затрагивает саму суть межцерковных отношений, и её негативное развитие может нарушить всеправославное единство«. Св. Синод принял заявление , в котором подробно описал каноническую несостоятельность и преступность действий Константинопольского патриархата на Украине. Отмечено, что в самой Элладской Церкви нет единства по поставленным вопросам: многие авторитетные иерархи и богословы (митр. Пирейский Серафим, митрополит Керкирский Нектарий и др.) выступают против признания ПЦУ. В итоге Синод заявил: « Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами (…). Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (…). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. (…) Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола«.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/18/sv_sin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Ионафан: " Лысому черту и гребень нипочем " Украинский архиерей прокомментировал демарш филаретовцев, заявивших о своем нежелании выходить из раскола 29.07.2010 722 Во вторник, 27 июля, глава раскольнической структуры «киевский патриархат» Филарет Денисенко провел «священный синод УПЦ КП», на котором было принято заявление в ответ на Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины , пребывающим в расколе , сообщает сайт «киевского патриархата» . По мнению филаретовцев, «позиция, занятая Священным Синодом РПЦ на своем заседании 26 июля 2010 г. относительно церковной ситуации в Украине, является неконструктивной». «В своем «Обращении» Синод РПЦ фактически повторил ту бесплодную риторику, которую Московский Патриархат провозглашал относительно церковной ситуации в Украине 10-15 лет тому назад, – так, будто за эти годы ничего не изменилось, а ее бесперспективность не стала очевидной», - говорится в заявлении «синода киевского патриархата». По словам раскольников, «в Украине нет церковного раскола, а имеет место лишь разделение по признаку юрисдикции (подчиненности). Поэтому все слова Священного Писания, канонов, Святых Отцов и другие мысли и утверждения, которые Православная Церковь использует относительно церковных расколов, к Киевскому Патриархату по своей сути не имеют никакого отношения. Считая Киевский Патриархат «расколом», руководство Русской Церкви манипулирует сознанием верующих, вводя их и все общество в заблуждение». Самопровозглашенный " киевский патриархат " , отказавшись от покаяния, сделал ставку на предательство Православия, полагает архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан. " Панически созванный 27 июля 2010 года Михаилом Денисенко (Филаретом) подвластный ему " священный синод " выдал очередную " филькину грамоту " и, выбросив пиратский флаг с мертвой головой и костями, призвал каноническую Украинскую православную церковь поспешить на его утопающий " автокефальный " корабль " , - заявил архиепископ, сообщает портал «Интерфакс-религия» со ссылкой на сайт владыки.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/29/ar...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

  разделы   рассылка  распечатать Священник Александр Мазырин Учредил ли Сталин РПЦ МП? Источник:  Нескучный сад " Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным " , – такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь? Нераспавшаяся связь Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, следует уточнить ключевые понятия. Когда мы говорим о Церкви, речь может идти как о богочеловеческом организме, Главой которого является Сам Христос, так и о земной организации верующих людей во главе с церковной иерархией. Нельзя сказать, что Церковь-организм и Церковь-организация – это не связанные между собой явления. Но очевидным образом они не являются и тождественными. До тех пор, пока церковная организация хранит в чистоте православную веру и канонический строй, она является земным продолжением богочеловеческого организма Церкви, Тело Христова. В случае утраты чистоты веры и повреждения основ канонического строя эта связь нарушается, примером чего являются разнообразные еретические и сектантские сообщества, которые организационно могут быть весьма крепкими (например, мормоны или иеговисты). Понятно, что к Церкви-организму Сталин не причастен (разве что в детстве, когда он еще воспитывался верующим и участвовал в церковных Таинствах, но тогда он был еще Джугашвили, а не Сталиным). Никакие исторические превратности, никакие сталины оказать воздействие на Церковь как Тело Христово не могут. Доказывать это нет необходимости. Очевидно, что когда говорят, " Сталин учредил РПЦ МП " , имеют в виду именно земную церковную организацию. Так ли это? Чтобы разобраться в том, что такое Русская Православная Церковь как организация, потребуется небольшой исторический экскурс. После Крещения Руси наша церковная организация оформляется как митрополия Константинопольской Церкви и существует в таком виде до середины XV века. Затем в результате отпадения (временного) Константинополя от Православия в связи с Флорентийской унией Русская Церковь становится автокефальной. Подобно византийским императорам верховными покровителями Церкви были московские великие князья, а затем цари. В результате реформ Петра Великого церковная организация оптимизируется в духе того времени. Патриаршество упраздняется, вместо него учреждается Святейший Синод. Реформа весьма значительная и по-своему беспрецедентная, но церковной самоидентичности она не нарушила: Русская Православная Церковь осталась Русской Православной Церковью и при Святейшем Синоде, и при государе-императоре как ее земном главе. Чистоты православной веры она не утратила и основ канонического строя не повредила (в отличие от Католической Церкви, не мыслящей себя без папства, Православная Церковь без патриаршества существовать вполне может), а посему, как и была, так и осталась продолжением богочеловеческого церковного организма на русской земле.

http://religare.ru/2_99245.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Выдержит ли Грузинская церковь давление Госдепа? Отделить овец от козлищ! 19.06.2021 921 Время на чтение 10 минут Как сообщал Фонд стратегической культуры, 11 июня на службе, приуроченной к именинам Экуменического патриарха Варфоломея, вместе с делегацией «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) молились иерархи Иерусалимского и Грузинского патриархатов. Данные поместные церкви не признают СЦУ церковью. Следовательно, их представители сознательно нарушали каноны, согласно которым, помолившийся с еретиком подлежит отлучению. По тем же правилам Вселенских соборов подлежат отлучению и те, кто помолится вместе с помолившимися с раскольниками. Это значит, что если грузинский или иерусалимский синод помолится с теми, кто участвовал в совместной службе со СЦУ, то всё священноначалие ИПЦ и ГПЦ подлежит отлучению. А значит, Иерусалимская и Грузинская церкви перестают быть каноническими. То же может случиться и с Русской церковью, если только любой священнослужитель РПЦ помолится после этого с любым грузинским или иерусалимским служителем или даже мирянином. По большому счёту РПЦ ради защиты самой себя и верующих от эпидемии неканоничности обязана разрывать евхаристические отношения с теми, кто молится вместе с Экуменическим и Александрийским патриархатами, Элладской и Кипрской церквами, не говоря уже о СЦУ. Однако Иерусалимский и Грузинский патриархаты, не признающие (пока ещё?) СЦУ, представляются Московской патриархии важными союзниками в политическом противостоянии Варфоломею. Особенно Иерусалимский, который ОВЦС МП называет «исторически первенствующим». На вопрос, чего нам теперь ждать от Иерусалимской церкви, мы попытались ответить в предыдущей статье . А как долго сможет оставаться союзной Московскому патриархату Грузинская церковь? Со стороны может показаться удивительным, что маленькая церковь в маленькой Грузии, распластавшейся перед американцами, ещё не сломлена Госдепом в лице стоящего у него на службе Экуменического патриарха. В сентябре 2018 года, когда Варфоломей уже приступил к непосредственному вмешательству в религиозную ситуацию на канонической территории РПЦ, представители Грузинской православной церкви (ГПЦ) « ушли в несознанку »: «Тема очень тонкая и нужно в первую очередь, чтобы оба патриархата обсудили это и решили». Спрашивается, с какой стати Московский патриархат должен обсуждать со стамбульским происходящее на своей канонической территории? Почему не с Албанским или Африканским?

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/vyderz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кадровые решения Священного Синода Глазами экспертов, блогеров и телеграммеров 28.08.2020 3794 Время на чтение 8 минут Прошедшее 25 августа заседание Священного Синода Русской Православной Церкви оказалось одним из самых обсуждаемых событий этой недели. Предлагаем обзор мнений экспертов, блогеров и телеграммеров по вызвавшим самое пристальное внимание кадровым решениям Синода. Ими заинтересовались не только православные эксперты и обозреватели, но либералы и околоцерковные блогеры. Так, первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин в опубликованной на сайте «Эха Москвы » заметке «О решениях Синода РПЦ» связывает отставку митрополита Павла с поста Патриаршего экзарха Беларуси с тем, что он «не смог удержать церковь от внутреннего размежевания не только на уровне паствы (это было невозможно), но даже епископата». «Но для Лукашенко был неприемлемым сам факт колебаний в церкви. В этих условиях Павел покидает страну – его сменил борисовский епископ Вениамин – первый белорус на посту экзарха в независимой Беларуси, и иерарх, лояльный Лукашенко», – пишет либеральный публицист. На его взгляд, «на фоне белорусских событий остальные кадровые решения отошли на второй план», хотя, добавляет Макаркин, «они интересны». Итоги Синода, разумеется, прокомментировал в программе «Персонально ваш» на том же «Эхе Москвы» вездесущий блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев. Он договорился до того, что сравнил Священный Синод Русской Церкви с масонской ложей. Синод, по словам Кураева, сам «кооптирует членов самого себя. Не избирается никем, ни перед кем не отчитывается. Эти люди зависят от Патриарха. Вот Павел, был вчера в Синоде, сегодня уже нет, потому что он перешел с карты минской на карту кубанскую, а Кубанская митрополия не позволяет быть членом Синода. Вот и всё». Главный редактор раскольнического портала «Кредо.ру» журналист Александр Солдатов опубликовал пространную статью «Крестовидная отвертка» в отечественном флагмане либерализма «Новой газете», где пишет, что «коронавирус, так или иначе, предопределил примерно половину решений нынешнего заседания». По его мнению, «решения этого " большого " синода говорят о намерении патриарха жестко контролировать " вертикаль " РПЦ, не допуская анархии и соборной демократии. В целом они усиливают позиции консервативного крыла в епископате и напоминают, сколь эфемерным является статус фаворита при нынешнем патриархе».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/28/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > О итогах воссоединения Церкви 19.12.2007 639 Время на чтение 3 минуты Епископ Евтихий (Курочкин). Фото иерея Сергия Куртенка Епископ Евтихий (Курочкин). В 1982 г. принимает монашеский постриг. Спустя три месяца совершается его хиротония во иеромонахи. В 1987 г. по представлению нового архиерея на Омско-Тюменской кафедре, архиепископа Феодосия, иеромонах Евтихий возводится в сан игумена и назначается духовником епархии. Вскоре, однако, из-за его жалоб в Священный Синод РПЦ МП на нарушения, допускавшиеся в епархии, будущего владыку отстранили от должности духовника и назначили на вновь открывшийся приход в селе Шаблыкино, близ Ишима. Осенью 1989 г. в составе группы сибирского духовенства он обращается в Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви с просьбой о принятии. В апреле 1992 г. ишимские городские власти передали организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки. В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита. 24 июля 1994 г. хиротонисан во епископа Ишимского и Сибирского. С 2003 г. - участник переговоров с РПЦ МП. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 года назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии. Епископ Евтихий является временно управляющим приходами Российской Церкви в Москве и Санкт-Петербурге. Иерей Димитрий Карпенко: Владыка, уже прошло почти полгода с момента подписания Акта о каноническом общении внутри Русской Православной Церкви. Какие бы Вы могли назвать итоги этого объединения: что на Ваш взгляд положительного свершилось, какие вопросы еще предстоит решить, каково Ваше видение ситуации на сегодняшний момент? Епископ Евтихий: Вопрос достаточно обширный, поэтому постараюсь в общих чертах. Положительные итоги Вы сами знаете, наверное. Думаю, что каждый православный христианин знает, что самое положительное в том, что мы исполнили одну из евангельских заповедей о необходимости единства. Потом преодолено предубеждение, которое разделяли Зарубежная Церковь и Московский Патриархат. Я думаю это самое большое приобретение для нашей диаспоры российской. А для тех, кто оказался в Зарубежной Церкви не покидая России, это, в первую очередь, хороший урок тех правил, которыми нужно руководствоваться в церковной жизни. То есть, возвращаемся к вечным истинам о смирении, послушании, терпении. Мы очень часто за дело принимаемся с горячностью и своеволием, но результаты бывают или совсем незначительными или бывает еще и так, и у нас это произошло, побочные результаты, которых не планировали, когда организовывали приходы Зарубежной Церкви в России. Это был соблазн для многих. И те люди, которые поддались этому соблазну, они еще до сих пор, многие, не могут выйти из него, а все дальше уходят в дебри расколов, своеволия и самонадеянности. Самый главный результат для России в том, что прекратили мы этот соблазн.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010