[букв. гнев] – в значении гнев Божий [в евр. и синод. в ряде случаев иные чтения] (3:26 [синод. несчастье]; 6:2; 9:22; 14:1 [синод. печали]; 17:7 [синод. горести]; 21:17 [синод. гнев]; 36:13 [в греч. (!), в слав. ярость, в синод. гнев]; [букв. спешить] – возмущаюсь (4:5 [синод. падаю духом]; 22:10 [спешу слав. и в пер. Юнгерова, синод. возмущаю]), ужасаюсь (21:6 [синод. содрогаюсь]), трепещу (23:14); [букв. подхватываю] и [букв. отвечаю] – продолжаю (речь) (34:1; 35,1; 39:31; 40:1); [букв. пользуюсь; у LXX употребляется в перифрастических оборотах и поэтому в переводе может опускаться] – бываю (16:9), владею (18:4 [слав. пребысть]), посылаю [?] (19:11 [слав. употреби, в синод. и в пер. Юнгерова воспылал]; 23:6 [в слав. и в пер. Юнгерова воспретит). Нередко еврейские слова в греческом тексте оставляются без перевода и переписываются лишь греческими буквами: (36:30), (37:12), (38:32), (39:13). Славянские переводчики иногда переводили с еврейского, а в 39:13 оставили без перевода, и получилось, можно сказать, самое классическое, по неясности, чтение: крило веселящихся нееласса, аще зачнетъ асида и несса. Мало ясности и в следующих славянских выражениях: паучина же сбудется селение его (8:14), низложиша мя труп на труп (16:14), сочте, и путь в сотрясении гласов (28:26), не на мужа положит еще (34:23) и во многих других, особенно в 40–41 главах. Ввиду всего вышеизложенного естественно, что мы, желая дать ясный, удобочитаемый и удобопонятный перевод книги Иова, принуждены были очень часто уклоняться от буквы греко-славянского текста в переводе временных и иных форм глаголов, родов и падежей существительных, прилагательных и местоимений, словосочетаний и словосогласований и т. п. отступлениях, о которых говорили и в переводе других священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

24 января 1722 года Св. Синод, рассуждая о средствах к вразумлению «невежд», под которыми он разумел увлекающихся ветрам раскольнического учения, и усматривая, что многие из них не принимают «здравого» наставления «не от злобы» своей, а лишь по неведению, определил обратиться к «сынам Церкви» с архипастырским посланием. 883 Было составлено «Увещание». 884 В нем Св. Синод именем Господним призывал: искренно любящих православие усердно молиться о обращении заблудших, всех же, имеющих сомнение о новопечатных книгах, для разрешения такового, приходить «без опасения» в Синод. Чтобы устранить всякий предлог к уклонению от явки, Св. Синод «заблагорассудил» прежде, чем печатные экземпляры «Увещания» будут разосланы повсюду, обратиться к расколоучителям с объявлением о совершенной безопасности для них открытого объяснения Синоду своих недоразумений. Напечатанное по синодальному определению от 25 января 1722 года, 885 «Объявление» 886 было готово к 6 марта. В нем Св. Синод уверял расколоучителей, что он «не намерен никаким образом удерживать их и озлоблять» и поэтому они могут являться в Синод для разглагольствий «без всякой боязни», лишь бы соблюдали «учтивость», что тем, которые пожелают присоединиться к Церкви, не воспомянется прошедшее их, те же, которые будут «непреклонны», не лишатся своей «свободы». Св. Синод предлагал даже самим раскольникам составить письменный акт, упомянув в нем «о неудержании их», как необходимом условии со стороны Синода для того, чтобы разглагольствие состоялось, и прислать этот акт в Синод, обещая раскольникам подписать его и вручить им. В заключение Синод предупреждал, что если кто-либо из призываемых не явится, в определенный Синодом срок, «на тихое и безопасное разглагольствие», и затем будет «сыскан и обличен» как пропагандист, тот «подпадает гражданскому суду». По воскресным и праздничным дням священники должны были читать «Объявление» в церкви, после литургии. Вслед за тем, 30 апреля, по поводу новых случаев самоистребления раскольников, Синод, по желанию государя, определил напечатать «Увещание» к народу, с выяснением, что самоистребители суть не изгнанники «правды ради», а самоубийцы, жертвы «невежества, безумия и крайней злобы», – и опять с тем, чтобы священникам читать «Увещание» в церквах и на ярмарках. 887

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

СБОРЫ : Ведение всякого рода установленных сборов с вотчин бывших патриарших, архиерейских, монастырских и церковных исключительно в архиерейских домах и монастырях; своевременная высылка сих сборов в указанные по провинциям и губерниям места или в Св. Синод; доставление последнему ежемесячных рапортов о взимании сих сборов. 41 . Банных денег . С священнослужителей г. Костромы по рублю с бани. 155 . Гривенных денег . С каждой церкви по гривне на дачу полковым священникам. 16 . С церквей г. Москвы. 69 . С духовенства г. Костромы. 155 . На городовое строение . Взимается с архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии. 198 . Деньги на этот предмет с архиерейских, монастырских и церковных крестьян Псковской епархии сбираются управителями Псковского архиерейского дома и отсылаются ими к рентмейстерам Псковской провинции. 205 . На жалованье пенечным мастерам . Взимание их с тех патриарших, архиерейских и монастырских вотчин, из которых будут избраны крестьяне для обучения пенечному делу. 134 . На канальное дело . По 6 алт. 4 деньги с двора во Псковской епархии. 156 . С архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии. 198 . На покупку драгунских лошадей . Присылка в Св. Синод собранных в епархиях на сей предмет денег при ведомостях; приостановление сего сбора впредь до указа. 61 . Отсылка собранных по сему сбору денег из дома Смоленского архиерея в Св. Синод. 104 . Освобождение священнослужителей г. Костромы впредь до указа от платежа сего сбора. 155 . На свечи к праздникам . Запрещение производить этот сбор. 18 . На содержание лазаретов . Высылка из епархий в Св. Синод денег, собранных на этот предмет, при подробных ведомостях; присылка их каждогодно в Св. Синод в Марте месяце. 61 . Отсылка из дома Смоленского архиерея в Св. Синод собранных по сему сбору денег. 104 . Присылка в Св. Синод собираемых для сего в Казанской епархии денег по окончании года чрез вексель или на подводах. 238 . Неокладные . Сбор их в архиерейских домах и монастырях; высылка их в указанные места или прямо в Св. Синод; доставление в Св. Синод ежемесячных рапортов о ходе их взимания. 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новоположенных солдатских денег . Освобождение священнослужителей г. Костромы и детей их от сбора с них этих денег. 155 . Окладные. Сбор их в архиерейских домах и монастырях; высылка их в указанные места или прямо в Св. Синод; доставление в Св. Синод ежемесячных рапортов о ходе их взимания. 41 . Платёж этих сборов с церквей г. Юрьевца-Повольского и его уезда по-прежнему в бывший Казённый Приказ. 242 . Взимание сих сборов с священно и церковнослужителей Тульской провинции лицами, определёнными для этого Монастырским Приказом. 248 . Подможных денег . Сведение о приходе, и расходе, и об остатке их доставляются в Св. Синод Приказом Церковных Дел. 16 . Присылка в Св. Синод ведомостей о приходе и расходе сих денег по сбору их с московских сороков. 69 . Пожилых денег . Правёж их с содержателей беглых людей. 48 . Полоняничных денег . Взимаются с священнослужителей г. Костромы. 155 . Приводных денег. Взыскание их с приводимых раскольников вдвое и выдача из этих денег прогонов лицам, посылаемым для сыска раскольников. 148 . Пошлинных денег . Размер взыскания их по исковым делам в Духовном Приказе, оканчивающихся миром. 214 . Употребление взимаемых с крестцовских служеб, годовых с священников и диаконов и с церковников за новоявленные памяти на починку Приказа Церковных Дел. 237 . Свечный . Постройка на сумму его богаделен. 17 . Штрафных денег . Взимаются с раскольников и неисповедающихся; высылка их исключительно в Св. Синод. 15 . Взимание их вдвое с приводимых раскольников и употребление этих денег на приказные расходы и на ямские подводы лицам, командируемым для сыска раскольников. 87 . Св. Синод сообщает Прав. Сенату, что ведомости по этому сбору и деньги должны быть предоставляемы в Св. Синод. 189 . Разрешение хранить эти деньги до отсылки в Св. Синод в Приказе Церковных Дел. 240 . Ямских денег . Взимаются в священнослужителей г. Костромы. 155 . СБОРЩИКИ . Обязанность их о взимаемых ими сборах, подлежащих ведению Св. Синода, доносить Камер-Коллегии. 313 . СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ ВОСКОВЫЕ . Воспрещение частным лицам производить продажу их. 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. «Вселенский константинопольский престол». Сомнительное выражение. «Вселенский престол» дает мысль о вселенской власти: но ее патриарх не имеет. Титул вселенского принадлежит патриарху лично, как почетный. Святой Василий Великий называется вселенским учителем; но нельзя на сем основании назвать вселенским кесарийский престол. Впрочем, выражение вселенский престол, употребленное патриархом, хотя и не точное, можно допустить, чтобы из недоразумения не произошло большего недоразумения и спора. IV. «Святейший Правительствующий Всероссийский Синод... спешит приветствовать ваше святейшество». Не сообразно, что здесь Святейший Синод говорит о се6е в третьем лице, а под конец послания–в первом. Почетный титул Святейший не должен быть употреблен, когда Святейший Синод говорит от своего лица, и патриарх от своего лица не говорит: мы, святейший патриарх; так как и вообще это неводится. V. «Вашего святейшества благожелательнейший о Христе брат и сослужитель, Святейший Правительствующий Синод». Титул Святейший и здесь употреблен неуместно, по вышесказанной причине. VI. «Вашего святейшества... брат... Синод». Такой образ выражения едва ли когда был употребляем. Он представляет странный и принужденный вид. Когда патриарх называет Святейший Синод своим братом: странность сего выражения исчезает при воспоминании, что сие наименование употреблено было патриархами в утвердительной грамоте о Святейшем Синоде. Патриарх благословно употребляет наименование Святейшего Синода братом, дабы показать, что он продолжает признавать данное Святейшему Синоду право равенства с патриархами. Святейший Синод достаточно, и с тем вместе скромно, оградит свое право, если в своей ответной грамоте назовет патриарха своим братом, и скажет, что братски приветствует его. Может быть, составитель проекта имел мысль дать сильный ответ на употребленное в патриаршей грамоте в отношении к Святейшему Синоду выражение: «вашего досточтимого священства». Но и против сего достаточны выше предложенные скромные выражения, без принужденного выставления слов: брат... Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Получив позволение священнодействовать, Анатолий самовольно распечатал ковчег и начал совершать перед заключающейся в нем святыней молебствия. Этим самовольным поступком Анатолия и началось столкновение между ним и св. Синодом. Св. Синод потребовал от Анатолия объяснения его поступка, и Анатолий объявил, что он распечатал ковчег и начал совершать перед находящейся в нем святыней молебствия по приказанию духовника императрицы; вслед за тем св. Синод получил через духовника именной указ, которым повелевалось дозволить Анатолию совершать молебствия перед привезенной им святыней. Вследствие этого указа, св. Синод 14 Октября 1751 года призвал Анатолия в свое собрание и дал ему благословение совершать перед святыней молебствия, обязав его притом представить в св. Синод прошение о выдаче ему сборной книги. 21 Октября Анатолий представил это прошение, в котором жаловался на то, будто св. Синод до сих пор еще не дал ему разрешения совершать молебствия перед св. мощами, и, излагая содержание именного указа об этом предмете, прибавил к этому содержанию много такого, чего в нем не было, ссылаясь при этом на то, будто указ этот так объявлен был ему духовником императрицы. Так-как эта ссылка Анатолия на духовника Елизаветы Петровны по справке оказалась ложной, то св. Синод увещевал его взять назад свое прошение и подать другое. Анатолий не соглашался на это, вследствие чего св. Синод нашелся вынужденным подвергнуть его аресту; после четырехдневного ареста Анатолий, смирился и обещал выполнить волю св. Синода. Слух об этом упорстве Анатолия дошел и до двора, и императрица стала на сторону св. Синода, приказав объявить Анатолю, что если он не выполнит всего, чего от него требует св. Синод, то ехал бы обратно из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Пр. 13. Всю подготовительную работу по созыву Собора ведет Архиерейский Синод во главе с Первоиерархом; он же составляет предварительную повестку дел, подлежащих рассмотрению Собора, собирает и подготовляет материалы для Собора, поступающие от епископов и их епархий и других источников Архиерейский Синод может учредить Предсоборную Комиссию под председательством члена Синода для подготовки материалов для занятии Собора и хозяйственно-финансовых и распорядительных вопросов и дел, связанных с созывом Собора. Пр.14. Кроме очередных Соборов Епископов могут быть созываемы Чрезвычайные Соборы Епископов, например, для избрания нового Первоиерарха после ухода на покой или кончины прежнего Первоиерарха, а также в случае каких-либо особо важных событий, вызывающих необходимость созыва Чрезвычайного Собора Епископов. Пр. 15. В междусоборный период срочные и важные вопросы подлежащие компетенции Собора решаются Архерейским Синодом путем затребования отзывов от всех Епископов Русской Православной Церкви заграницей. 3. АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД Пр.16. Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя, каковым является Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, двух его Заместителей и четырех членов Синода, из коих два избираются Собором на междусоборный срок и два вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя. Пр.17. В случаях обсуждения и решения Синодом дел чрезвычайной важности, а также суда над епископами в первой инстанции, состав Архиерейского Синода пополняется другими Архиереями, нарочито приглашаемыми Первоиерархом. Пр.18. Каждый епархиальный архиерей может присутствовать на заседании Синода по делам своей епархии наравне с прочими членами Синода. Пр.19. а) Архиерейский Синод может в случае необходимости вызвать епархиального или викарного епископа по делам его епархии или викариатства. б) В случае возникновения в епархии каких-либо серьезных нестроении Архиерейский Синод может командировать одного из архиереев для ознакомления или расследования дела на месте. В случае обнаружения со стороны епархиального или викарного архиерея каких-либо злоупотреблений или преступлений, Архиерейский Синод должен принять необходимые меры для восстановления церковного порядка в соответствии с Пр. 15, причем в случае необходимости Архиерейский Синод может временно применить меры прещения с оповещением о сем епископата.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Сортировать по Исключить новости Синод может благословить священников избираться во власть для противостояния борьбе с Православием В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии. 3 февраля, 2011 В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии. На Архиерейском соборе, проходящем в этим дни в Москве, был принят документ, предварительное обсуждение получило самое громкое обсуждение в обществе: Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Споры вызвало примечание к документу, в котором первоначально говорилось, что хотя «Священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней», исключения из этого правила могут быть сделаны «только по соображениям крайней церковной необходимости. В этом случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение». В этом примечании, по словам Владимира Легойды, многие увидели, что « в 2011 году на выборы двинется целая клерикальная партия «. Однако и в первой редакции комментария, и в дальнейших его объяснениях подчеркивалось, что речь идет о редких исключениях. Как пояснил порталу «Правмир» протоиерей Всеволод Чаплин , «речь идет не о том, что каждый священник по совету своих светских друзей тут же сможет баллотироваться в Думу, Раду или облсовет, а о том, что священноначалие будет делать тщательно продуманный выбор, исходя из крайней церковной необходимости. А слово «необходимость» означает ситуацию, в которой ничего другого нельзя предпринять для отстаивания церковных интересов».

http://pravmir.ru/sinod-mozhet-blagoslov...

Святейший Синод не образовал для этих целей никакого особого органа, принимая решения на пленарных собраниях или в Конторе судных дел, если вообще не передавал дела на усмотрение гражданских властей 246 . Дела эти касались лютеран, католиков, армяно-григориан, а из нехристиан – иудеев. Сначала Синод сделал попытку собрать данные о количестве инославных церквей и численности духовенства 247 . Лютеранским общинам было дано право самоуправления и выбора священнослужителей, а из их числа – церковного начальства, которое Святейший Синод только утверждал. Этому духовному начальству (препозитам) предписывалось в городах и волостях печься о пасторах лютеранской веры и улучшать все необходимое, согласно распоряжениям Святейшего Синода и Конторы судных дел. Препозиты должны были клятвенно подтвердить свою верность царю и лояльность по отношению к империи, следить за приведением к присяге пасторов и представлять соответствующие документы за своей подписью в Святейший Синод. Право же утверждения пасторов в их должности и их увольнения Синод оставил за собой 248 . Синод удалил капуцинов, отправлявших богослужения в Петербурге без его разрешения, и назначил в католические приходы Петербурга, Кронштадта, Риги и Ревеля священников-францисканцев. Впрочем, благодаря ходатайству французского посланника капуцины смогли вскоре вернуться 249 . Святейший Синод санкционировал открытие новых храмов, распорядился закрыть открытые без его разрешения и позволил основывать школы для неправославных исповеданий 250 . Одного лютеранского пастора, обвенчавшего по небрежению уже замужнюю женщину, Синод предал суду соответствующего епархиального архиерея 251 . Иудеям Смоленской губернии он запретил торговать по воскресным и праздничным дням и проживать там, где имелось русское население; он велел сжечь их книги и разрушить иудейскую школу, которая была выстроена вблизи православной церкви 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Святейший Синод не образовал для этих целей никакого особого органа, принимая решения на пленарных собраниях или в Конторе судных дел, если вообще не передавал дела на усмотрение гражданских Дела эти касались лютеран, католиков, армяно-григориан, а из нехристиан — иудеев. Сначала Синод сделал попытку собрать данные о количестве инославных церквей и численности Лютеранским общинам было дано право самоуправления и выбора священнослужителей, а из их числа — церковного начальства, которое Святейший Синод только утверждал. Этому духовному начальству (препозитам) предписывалось в городах и волостях печься о пасторах лютеранской веры и улучшать все необходимое, согласно распоряжениям Святейшего Синода и Конторы судных дел. Препозиты должны были клятвенно подтвердить свою верность царю и лояльность по отношению к империи, следить за приведением к присяге пасторов и представлять соответствующие документы за своей подписью в Святейший Синод. Право же утверждения пасторов в их должности и их увольнения Синод оставил за Синод удалил капуцинов, отправлявших богослужения в Петербурге без его разрешения, и назначил в католические приходы Петербурга, Кронштадта, Риги и Ревеля священников-францисканцев. Впрочем, благодаря ходатайству французского посланника капуцины смогли вскоре Святейший Синод санкционировал открытие новых храмов, распорядился закрыть открытые без его разрешения и позволил основывать школы для неправославных Одного лютеранского пастора, обвенчавшего по небрежению уже замужнюю женщину, Синод предал суду соответствующего епархиального Иудеям Смоленской губернии он запретил торговать по воскресным и праздничным дням и проживать там, где имелось русское население; он велел сжечь их книги и разрушить иудейскую школу, которая была выстроена вблизи православной

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010