Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память священномученика Киприана Карфагенского Жены-мироносицы, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял ужас и трепет, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Ангел велел мироносицам передать ученикам, что Господь воскрес, а они этого сделать не смогли. Господь дал им повеление идти из Иерусалима в Галилею, а они Его не послушались. Очень часто бывает, что человек по слабости своей не слушается того, что Господь ему повелевает, и из-за этого бывает беда. Плохо, когда человек не слушается Бога, а слушается своих чувств, или мыслей своих, или кого-то из людей слушает, надеясь «на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», потому что это проще, легче. Все человеческое льстит человеку, а Бог говорит человеку прямо. И вера православная заключается в том, чтобы как ни трудно было, но со всем упованием на Бога сделать все-таки так, как Он говорит. Надо приучаться жить не чувствами, не мнениями, не советами, прочитанными из книг или полученными от людей. Потому что советы могут быть хорошими, а могут быть и плохими, а могут быть и очень льстивыми, то есть по виду быть хорошими, а на самом деле заключать зло. Всякое действие, всякое явление всегда можно оценить по плодам, хорошо оно или плохо. Для этого надо посмотреть, к чему это приводит. На вид может быть все красиво и привлекательно, но если плоды злые, значит, это плохо. И наоборот, на вид невзрачно и вроде бы неуспешно, а на самом деле плоды приносит добрые. Господь это Своей жизнью прекрасно продемонстрировал. А если следовать тому, что люди скажут, то можно ошибиться. Сегодняшнее воскресенье совпало с памятью священномученика Киприана Карфагенского , епископа, жившего в середине третьего века. В то время в Карфагене было страшное гонение, христиан хватали, многих казнили и ссылали. Киприан спрятался, и это вызвало большой соблазн. И если бы он пошел на поводу у этого людского мнения, то получилось бы плохо. А он, хотя и слух пополз, что, дескать, он боится, все равно не вышел, потому что у него были еще другие святительские обязанности, более важные, чем мученические. А когда уже время пришло, он сам сдался властям, даже денег палачу дал, и сам склонил голову на плаху. И христиане постелили белую простыню, чтобы собрать его кровь, потому что эта кровь была способна чудотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Шестнадцатый день. Св. священномученик Памфил. (О необходимости для христианина заботиться о спасении души ближняго). I. Св. священномученик Памфил, память коего совершается ныне, жил в начале IV-ro века, родился в Берите, в Кесарии палестинской, где и служил потом священником. Получив прекрасное образование в Александрии, он занимался изучением священного писания: сличал тексты (т.е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал их всем желающим. Долго и много трудился он над этим делом и собрал в Кесарии большую библиотеку священных книг. В то же время, отличаясь благочестием, он роздал богатство свое бедным и посвятил себя распространению истинной веры и христианского просвещения. Эти подвиги его не прошли ему даром: во время Диоклитиана потребовали его к суду и после истязаний бросили в тюрьму, где он пробыл два года, вместе с двумя христианами: диаконом Валентином и Павлом. В то время гонение на христиан страшно усиливалось, и несчастных христиан, измученных пытками, искалеченных – с выколотыми глазами и с подрезанными жилами в ногах, гнали в каторжные работы в рудники. После двухлетняго заключения Памфила, его повели на казнь вместе с его товарищами. Пытки мучеников и твердость, с которою они переносили страдания, открыто исповедуя Христа, привлекли к ним многих последователей из народа, добровольно объявивших себя христианами и принявших казнь. Св. Памфил, вместе с 12 другими мучениками, был казнен в 308 году. II. Жизнь св. священномученика Памфила, заботившегося об исправлении испорченных переписчиками книг священного писания, о раздаянии неимущим списков слова Божия, о распространении христианской веры и просвещения и вообще о спасении душ ближних, научает и нас, возлюбленные братие, заботиться о душе наших ближних. Мы должны быть готовы служить ближнему беззавистным сообщением своих знаний, в особенности же – наставлением в религии и доброй жизни. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех ( Koлoc. III , И6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово на Святое Богоявление. Святого Священномученика Ипполита, епископа Римского 88 Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око, и о чем размышляет душа, что исследывает разум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая, – все это хорошо и весьма хорошо. В самом деле, что может быть прекраснее небесной тверди? что может быть разноцветнее земной поверхности? что может быть быстрее течения солнечного? что может сравниться с приятностью лунного сияния? что может быть удивительнее многосложной стройности светил небесных? что окажется плодотворнее благовременных ветров? что может быть прозрачнее дневного света? какое из животных может быть совершеннее человека? – Итак, все что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Если обратимся также к веществу воды, то и в данном случае какой дар может оказаться нужнее ее? Ведь водою все омывается и питается, очишается и орошается. Вода содержит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, делает сладким пальмовый плод, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает в прекрасной оболочке лилию. Но для чего говорить много? Без вещества водного ничто из всего видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что в то время как все прочие стихии имеют жилище свое под сводами небес, она получила для себя вместилище и превыше небес. О сем свидетельствует сам Пророк, взывая: Хвалите Господа небеса небес, и вода, яже превыше небес ( Псал. 148:4 ). Но не этим только доказывается важность воды, а больше всего тем, что Сам Творец всех вещей – Христос низшел, как дождь ( Ос. 6:3 ), – познан был, как источник ( Ин. 4:14 ), – распространился, как река ( Ин. 7:38 ), и крестился во Иордане. Ибо сейчас мы слышали, что Иисус пришедши к Иоанну, крестился от него во Иордане ( Матф. 3:13 ). Чудное дело! Бесконечная Река, веселящая град Божий ( Псал. 45:5 ), омывается в небольшом количестве воды. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех человеков, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими, водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет. Тот, Который непостижим для ангелов и невидим для человеков, – грядет ко крещению по собственному благоизволению. Когда же ты слышишь эти слова, возлюбленный, то не понимай их естественным разумением, а принимай их в том смысле, что здесь предлагается тайна искупления. Вот почему и от естества водного не сокрылось то, что Господь, по Своему человеколюбивому снисхождению, совершил в тайне: ибо видеша Его воды, и убояшасл ( Псал. 76:17 ). Они едва не выступили и не побежали от берегов своих. В виду этого Пророк, еще задолго созерцая сие событие, вопрошает: Что ти есть море, яко побегло еси? и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять ( Псал. 113:5 )? А воды на это говорили в ответ: „мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и, не понимая сего таинственного домостроительства, мы подвиглись от страха“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Сортировать по Исключить новости Григорий Шеянов Против времени: священномученик Сергий Мечев В 1937 году в одну из поликлиник города Калинина устроился новый фельдшер. Тихий и неприметный, недавно освободившийся из заключения. Жил замкнуто, менял съемные квартиры, много времени проводил дома в уединении. Да иногда принимал каких-то приезжих людей – то в качестве гостей, то в качестве пациентов. Фельдшер Медицинский стаж у фельдшера был странный. В 1910 году поступил на медицинский факультет Московского университета – и совсем скоро перевелся на историко-филологическое отделение. В 1914-м ушел добровольцем на фронт и служил санитаром, через год выучился на брата милосердия – а после войны вернулся в филологию. В 1919 году недолго проработал секретарем в Московском медицинском журнале. И лишь в 1933-м, во время отбывания срока лишения свободы – вновь вернулся к медицинской практике, работал фельдшером где-то под Архангельском. Звали фельдшера Сергей Алексеевич Мечёв. Вообще-то он был совсем не тихим. И очень приметным. И жизнь не сразу научила его менять съёмные квартиры. Недавно, в начале тридцатых, он годами жил у одной и той же квартирной хозяйки в городе Кадникове. И ходил в рясе, не скрывая сана протоиерея. Открыто принимал духовных чад и отправлял посылки бедствующим священникам. И писал письма своим московским прихожанам без «эзопова языка»: Чувствуете ли вы, мои милые, как устремляется душа моя к каждому из вас? С вами соединил меня Господь. Вы – мое дыхание, вы – моя жизнь, вы – мое радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете, вы не отдаляете Его, а приближаете. Через вас познал я Господа, в вас Он открылся мне; с вами и от вас возносил я молитву Ему. Служа вам, служил Ему, видел по образу Божию созданную вашу красоту, возносился к Его неизреченной доброте; зная ваши грехи, оплакивал свои согрешения, видя ваше исправление, посрамлялся пред Ним и просил Его помощи в исправлении моей грешной жизни. Словом, многими годами, через вас и с вами шел к Нему. Вы – мой путь ко Христу

http://pravmir.ru/creative/protiv-vremen...

Тридцатый день. Поучение 1-ое. Св. священномученик Зиновий и сестра его Зиновия. (Христиане ли мы?). I. Св. Зиновий и сестра его Зиновия, память коих совершают ныне, родились в городе Эгах в Киликии и получили христианское воспитание от своих благочестивых родителей. Достигнув совершенного возраста, брат и сестра роздали все свое имение бедным и проводили истинно-богоугодную жизнь. Местные жители так уважали их, что пожелали иметь Зиновия своим епископом, и избрание это состоялось. Между тем началось гонение на христиан от Диоклитиана. В Киликию также был прислан сановник царский, по имени Лисий, с предписанием отклонять народ от веры христианской и с полномочием беспощадно карать и истреблять христиан. Не мог в это время укрыться озаряющий всю местность христианский светильник – епископ Зиновий, прославленный уже от Бога даром чудотворений, которым привлекал он неверующих и утверждал привлеченных им к вере Христовой. Послал Лисий за этим влиятельным христианином и сказал ему: «я нахожу излишним вдаваться с тобою в долгия рассуждения и потому в коротких словах предлагаю тебе одно из двух: жизнь, если ты признаешь богов наших, или – смерть, если не поклонишься им»... – Жизнь – не жизнь без Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но бессмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, – отвечал Зиновий. Его предали истязаниям. Узнав об этом, сестра епископа – Зиновия поспешила на место, где мучили ее брата, и неустрашимо обратилась к Лисию: «я также христианка, – сказала она, – я также, как и брат мой, исповедую Бога истинного – I. Христа и желаю пострадать за Него вместе с братом моим»... Напрасно уговаривал Лисий Зиновию отречься от того, что он почитал заблуждением, напрасно думал устрашить ее, представляя позор и ужас казни в глазах всего народа. Потеряв наконец надежду склонить ее к отречению от I. Христа, он велел подвергнуть ее вместе с братом ее пытке огнем. Но и среди жестоких страданий мученики радостно воспевали божественные псалмы. С радостию пошли они и на казнь, исповедуя себя христианами, и с благодарением к Богу преклонили под меч головы и предали свои души своему Создателю. Это было в 285-м году. (См. Ч.-М. окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как вы относитесь к политике гендерного равенства? На вопросы слушателей отвечает в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин. 07.10.2013 10:32:23 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского на Третьяковской в Замоскворечье. Звоните нам по телефону и задавайте свои вопросы. Мы также ждем ваши вопрос по смс. Я как раз с этого и начну. Потому что у меня перед глазами экран монитора. Студия наша оснащена особой техникой.  Мне много вопросов задают по поводу того, что перестала выходить в эфир Центрального телевиденья канала «ТВ-центр» передача «Православная энциклопедия», которая выходила по субботам в 9.10. И вот в последнее время она отсутствует в эфире телеканала. Этих вопросов у нас много. И из Петербурга, и из Москвы и области. Насколько я знаю, там завершился какой-то контракт, поэтому эту передачу прекратили. Все сейчас у нас коммерциализируется. Я думаю, что вам следует писать письма на «ТВ-центр», на Центральное телевидение и в другие места, например в Минком связи. У нас есть высшие инстанции. Письма с просьбой возобновить эту программу. Единственное, что мы можем с вами сделать на своем уровне- обратиться в «Православную энциклопедию» непосредственно. Эта организация у нас занимается изданием Православной энциклопедии- не только изданием, но и популяризацией и объяснением православия, вообще -христианского вероучения. Уточнить у них, в чем проблема и не нужна ли им какая-то конкретная помощь, которая может быть полезна.  Что еще из вопросов, которые пришли к нам на наш сайт? Это об интересной и полезной беседе с Марией Городовой относительно опасности интернета. О том, что отец Дмитрий Смирнов обличал кого-то. Спрашивают, как сдержать ревность?  -Очень интересный вопрос. Хороший вопрос, и, наверное, на него надо отвечать каждому из нас. Но для того, кто задал этот вопрос, если я правильно его понял, я думаю, что ревность начинается с понимания своего смысла жизни, для чего вы вообще живете. Если ревность имеется в виду по бозе, то- есть, имеется духовная составляющая- это одно. Вот у меня на эту тему есть пример. Одна моя знакомая живет в Америке. Православная, но не очень горячо верующая. Редко посещает храм. И вот она решила стать врачом. Окончила специальные курсы, очень сложные, тяжелые. Сдала экзамены. А там непростые экзамены. 186 вопросов, и если хотя бы на один из них человек отвечает неправильно, то экзамен не засчитывается, и он не становится врачом. Через год, пожалуйста, можно пересдать опять 186 вопросов. Это не шутки. Потому что когда вопрос касается жизни людей, если человек даже один раз ошибется, то это может стоить кому-то жизни. Поэтому такой высокий ценз.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

1908 г. 1 января 1908 года Даждь дождь земли жаждущей, Спасе! В новолетие просится на уста эта молитва . Вспоминается нам все то, что было пережито нами и перечувствовано ровно год тому назад пред новым, а ныне уже минувшим годом, и что вылилось тогда в нашей новогодней статье. Перечитав ее теперь, мы видим, что определение явлений, потребностей и запросов времени, в отношении к деятельности пастырской, нами тогда было указано правильно. Отрезвление после революционного угара, нами тогда предуказанное, несмотря на все то, что мы видели в отшумевшей ныне второй Государственной Думе и вопреки ей, – отрезвление это теперь для всех является несомненным фактом. Выборы в третью Государственную Думу ясно показали, что революция, в смысле уличных демонстраций, вооруженных выступлений и массовых волнений, ослабела. Мы присутствуем при ликвидации дел революции. Она оставила по себе много гнили и нравственной мерзости: развратила множество рабочих, отняла у них нравственные устои, разбудила и поощрила все те животные инстинкты злобы, зависти, ненависти, которые теперь рождают все грабежи и убийства. Известиями о таких страшных проявлениях злобы пестрят все сообщения газет о текущей жизни. Одно из самых страшных известий пришло к нам в самом конце года: сын, 23 лет, в Рождественский сочельник убил отца своего – протоиерея, мать свою и сам застрелился! Революция, далее, выбила из законного существования множество людей, которым стало невозможно жить в обществе легально и спокойно: это беглецы-каторжники и ссыльные, разыскиваемые полицией преступники и т. п. личности. Выброшенные из рамок нормальной жизни и лишенные возможности к ней возвратиться, эти люди, по необходимости, должны жить грабежами и «экспроприациями»; они считают выгодным для себя поддерживать общественное расстройство и революционное движение, обещающее им амнистию и возвращение к спокойной жизни и к существованию, обеспеченному законом. Они, печальное наследие всякой революции, частью вымирают от чахотки и других болезней, свойственных их ненормальной жизни, частью кончают жизнь в тюрьмах и на виселицах за совершаемые преступления, частью, наконец, погибают в самоистреблении, в самоубийствах, которые ныне увеличились в ужасающей степени. Тактика революции всегда одна: перед решительным натиском закулисные деятели революции обычно стараются выбросить на улицы из учебных заведений, из фабрик и заводов как можно больше молодых жизней, поставленных в нелегальное существование. Это – пушечное мясо революции. И в конце революционного движения остаются для ликвидации и смерти те же общественные элементы, – большей частью несчастные юноши, учащиеся в высших школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Mukaddes Kitap (Библия на туркменском языке) Институт перевода Библии (ИПБ) – это российская научная организация, занимающаяся переводом, изданием и распространением Библии на языках неславянских народов, проживающих в России и в сопредельных странах. Эти народы (около 85 млн чел.) имеют различные культурные и религиозные корни и говорят на более чем 130 языках. Численность носителей некоторых из них составляет миллионы, другими владеют только несколько тысяч и даже сотен человек. Одни языки имеют давнюю литературную традицию, а для других письменность была создана совсем недавно. Цель Института перевода Библии – создать точный и богословски верный перевод, чтобы донести содержание Библии до современного читателя на родном языке. Деятельность ИПБ проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Офис Института располагается в Москве, в Андреевском ставропигиальном монастыре . 28 октября 2015 года весь коллектив Института перевода Библии был удостоин  медали священномученика Евгения (Зернова) в благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество в деле распространения Слова Божия и христианского просвещения народов Якутии. Медаль вручил Председателю Правления ИПБ протоиерею Александру Троицкому епископ Якутский и Ленский Роман. Книга взята с сайта http://ibt.org.ru/ru/ «Gelip çykyy» birinji bölüminde (1 — 11-nji baplar) Ybraýym pygamberi döwrüne çenli bolup geçen wakalar we ol döwürde ýaan adamlar hakynda gürrü berilýär. Hudaýy ýaradan zatlaryny ählisi ajaýypdy. Emma ilkinji ynsanlar: Adam ata we How ene Rebbi dilemän, günäni dünýä aralamagyna sebäp boldular. Adamlary edýän günäsi gitdigisaýy artyp, Hudaýy sabyr käsesi pürepür bolanso, Ol tutu adamzady sil arkaly ýok etmegi ýüregine düwdi. Reb tutu adamzatdan die Nuh pygamberi we onu magalasyny aman galdyrmak isledi, sebäbi olar Rebbe ybadat edip, dogruçyldylar. Hudaý olara özlerini, haýwanlary we gulary her görnüinden bir jübütini halas etmek üçin, uly gämi ýasamagy buýurdy. Gämi taýýar bolandan so, heniz görlüp-eidilmedik sil gelip, ýer ýüzündäki ähli adamlary, janly-jandarlary ýok etdi.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

А.А. Горбачев Архимандрит и инспектор академии Впрочем, благодатно-радостное состояние монаха и иеродиакона Илариона продолжалось не более двух месяцев, а именно до 30 мая, когда стало известно о его назначении на должность инспектора МДА с возведением в сан архимандрита. Настроение его теперь выглядит разительным контрастом недавней мирной радости и близко к унынию: «Сейчас чувствую больше всего одно: совершенно выбит из колеи, разрушены до основания мои планы и намерения относительно ближайшего будущего, а оно у меня намечено было на целые годы. Настроение подавленное... Летом, по крайней мере, июль весь, придется сидеть в академии: буду я в своей особе совмещать и ректора, и инспектора, и помощника инспектора» 150 . Впрочем, отец Иларион мужественно переносит крушение своих надежд и планов, главнейшие из которых, без сомненья, были связаны с его научной деятельностью. Это новое нелегкое и нежеланное для него церковное послушание он принимает с достойным подражания смирением: «Роптать не ропщу, потому что монах – церковная вещь. Личной жизни у него нет – один. Куда поставят, – берись и работай. Три года уж каникул у меня не было, на нынешние было рассчитывал, но вышло не по-моему. Слава Богу за все!» 151 2 июня того же года Иларион – иеромонах, 5 июля – архимандрит. Новый 1913/1914 учебный год он начинает в должности инспектора академии. 5 ноября 1913 года на заседании Совета академии архимандрит Иларион единогласно избирается штатным экстраординарным профессором МДА 152 . С этого времени начинается в жизни отца Илариона пятилетний период его инспекторства в МДА, период, насыщенный разнообразными событиями, оставляющими инспектору немного возможностей для научных занятий. Совершение богослужений, подготовка и чтение лекций, рецензирование учебных и научных сочинений, прием экзаменов, чтение и рецензирование сочинений (от семестровых до докторских), участие в заседаниях Совета академии, в различных академических актах и мероприятиях, написание и публикация статей в церковных журналах – вот неполный перечень действий и событий, наполняющих жизнь архимандрита Илариона. В 1911 году, еще в свою бытность Владимиром Алексеевичем, он читал лекции по Новому Завету на Женских курсах протоиерея Иоанна Восторгова 153 , в 1912 году Общество любителей духовного просвещения избрало его в действительные члены и поручило «на годичном собрании сказать вроде как бы „актовую речь " » 154 . В 1914 году отец Иларион читал лекцию (вероятно, не одну) в общине великой княгини Елизаветы Федоровны 155 , в 1916 году присутствовал там же на молебне перед началом чтений (а может, и совершал его) 156 , в октябре 1916 года читал доклад в Епархиальном доме 157 и публичную лекцию с благотворительной целью по просьбе студентов академии. 158 Время от времени он служит в московских храмах 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

А.А. Горбачев Выборы патриарха Но основное внимание архимандрита Илариона (Троицкого) во время Собора 1917–18 гг. концентрируется на вопросах высшего церковного управления Русской Православной Церкви и, особенно, на вопросе о патриархе. Архимандрит Иларион является не только членом, но и докладчиком Отдела о высшем церковном управлении (обычно – вместе с профессором П. Д. Лапиным) 279 . Он участвует в прениях, делает пояснения как докладчик Отдела о ВЦУ, отстаивает позицию представляемого им соборного отдела 280 , заслуживает благодарность от имени Собора за свою деятельность в качестве докладчика Отдела о ВЦУ 281 . Наибольшую известность, по своему значению для главного решения Собора, получило слово архимандрита Илариона, сказанное в защиту патриаршества. Протоиерей Владислав Цыпин говорит об этом слове как о «прославленном» и «хрестоматийном» 282 . Известно, что вопрос восстановления в Русской Церкви патриаршества не входил в круг вопросов, представленных для рассмотрения на Поместном Соборе 1917–18 гг. Официальное предложение о рассмотрении Собором этого вопроса впервые было сделано в докладе председателя Отдела о высшем церковном управлении Митрофаном (Краснопольским), епископом Астраханским на заседании 11 октября 1917 года 283 . С этого дня на Соборе вокруг вопроса о патриаршестве разгораются жаркие споры, не утихающие до принятия решения 28 октября. Соотношение сторонников и противников патриаршества среди ораторов, выступавших по этому вопросу, было соответственно 39 против 12. Один из ораторов не мог высказаться ни за, ни против выборов первоиерарха Русской Церкви по причине неопределенности границ его власти 284 . Двое из выступавших заявили о рассеянных сомнениях и об изменении своих взглядов в пользу патриаршества 285 . Таким образом, противники выборов патриарха составили менее четверти выступавших. Если же учесть их (то есть противников) повышенную активность, то можно предполагать, что среди членов Собора эта часть была еще меньшей. Понимание этого звучит и в речах самих противников патриаршества, говорящих о своей позиции как о противоречащей мнению большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010