Александр Ткаченко . Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы. Ил.: Тень и мрак. Вечер перед Потопом. Уильям Тернер. 1843; Христос, усмиряющий бурю. Джеймс Энсор. 1891//Фома. - – май 2011. – С.26-30. - (рубрика « Тема номера. Пасха после Фукусимы »). Реклама : С.31.                                      ВЕРА (раздел). – С.32-43. Сергей Худиев. Христос – победитель абсурда, или Почему у христиан   не бывает нелепой смерти . Ил.: Фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». 1495-1498 гг.//Фома. - – май 2011. – С.32-37. – (раздел « Вера »). Александр Недоступ . Плач воевавшего сердца . Автор - профессор, кардиолог, председатель Исполкома Общества православных врачей России, много лет лечил архимандрита Кирилла ( Павлова ), ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, участника Сталинградской битвы, дошедшего в состав Советской Армии до Австрии. Фото ИТАР-ТАСС//Фома. – – май 2011. – С.38-39. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . «Звуки молитвы в Таганской тюрьме». Памяти священномученика Николая (Беневоленского). Ф ото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором//Фома. - – май 2011. – С.40-41. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 16 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Беневоленского). Священномученик Николай родился в 1877 году в Москве и был племянником иеросхимонаха Алексия (Соловьева), подвизавшегося в Смоленской Засимовой пустыни, вытянувшего жребий на патриаршество митрополиту Московскому Тихону (Белавину). Николай часто посещал старца Алексия в пустыне, когда учился в Московской духовной академии. В 1909 году он был рукоположен во священника к Николаевской, что в Новой слободе, церкви в Москве. В 1917 году отец Николай был назначен в храм Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-97-m...

Ильинской церкви повезло: она не подверглась закрытию и разорению, осталась единственной действующей в городе. Можно сказать, этому храму выпала особая миссия. Именно здесь после запрета монашеской жизни в стенах Троице-Сергиевой лавры, осквернения приходских церквей города сосредоточился центр богослужебной жизни Сергиева (название города с 1919 г., с 1930 г. – Загорска). Сюда стекались еще оставшиеся на воле посадские прихожане. С 1928 г. до конца своей жизни в Ильинской церкви служил прот. Александр Маслов († 1947). В 1938 г. он был награжден правом ношения митры. В годы Великой Отечественной войны он оставался единственным служащим священником в Загорске. В 1939 г. в Ильинской церкви служил пресвитер Николай Беневоленский, ныне причисленный к лику новомучеников. Он был арестован в 1941 г. и сослан в Карагандинские лагеря, где и умер через несколько месяцев. В настоящее время в Ильинском храме находится икона священномученика Николая – на аналое у Иверского придела. День его памяти – 16 мая (по новому стилю). Арест священника в 1941 г. грозил и закрытием церкви. Действительно, 21 июня 1941 г., в субботу, Совет депутатов Загорска издал постановление о закрытии последнего оплота Православия в городе. Но утром следующего дня началась война, помешавшая исполнить злую волю безбожников. 22 июня в Ильинском храме перед иконой прп. Сергия Радонежского был отслужен молебен «о победе над супостатами», а после его окончания в ответ на воззвание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского, † 1944) был начат сбор пожертвований на нужды армии и обороны. Вопрос о закрытии Ильинской церкви более не поднимался. По воспоминаниям военных лет, молящихся было очень много, бывало, не все желающие вмещались, народ стоял вокруг храма. После Великой Победы в сентябре 1945 г. Ильинскую церковь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (1877 – 1970). Здесь почетным настоятелем служил архимандрит Гурий (Егоров), будущий наместник Троице-Сергиева монастыря, с 1960 г. – митрополит Ленинградский, с 1961 г. – митрополит Симферопольский и Крымский. Каждое воскресенье он совершал молебны с чтением акафиста перед иконой прп. Сергия, Радонежского чудотворца. На этих молебнах возродился ныне знаменитый лаврский хор.

http://sobory.ru/article/?object=61770

Поскольку Покровский храм стоял рядом с Рогожской слободой, в нем иногда «присоединялись из раскола», то есть возвращались в православную веру. Прихожане всегда чувствовали особый Покров Богоматери над ними и над их храмом. Он не закрывался в советское время. Рассказывают, что в 1941 году церковь было решено закрыть, но в назначенный день – 22 июня – это решение исполнять уже не стали. Сохранился и полный подбор старинных колоколов. По преданию, когда пришла весть о готовящемся изъятии колоколов, прихожане выкрасили их то ли черной краской, то ли смолой, так что представители властей не захотели пачкаться и ушли. По свидетельству настоятеля храма протоиерея Владимира Ригина, на колоколах действительно сохранились следы черной краски. В 1930-е годы сюда передавали иконы из закрывавшихся окрестных церквей. Здесь оказалась храмовая икона из церкви апостола Иакова Заведеева и чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника из соседней церкви. Ее тайком принес священномученик отец Николай Беневоленский, бывший настоятелем Симеоновского храма, а после его закрытия в 1929 году он и сам перешел служить в Покровский храм. Отец Николай был любимым племянником знаменитого старца Алексия Зосимовского (в миру Федора Алексеевича Соловьева), который был когда-то диаконом храма святого Симеона Столпника. Как известно, в 1917 году в храме Христа Спасителя на Всероссийском Поместном Соборе старец Алексий вынимал жребий, кому быть Патриархом Российским. Вынулся жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина). Патриарх Тихон потом приезжал в храм Симеона Столпника на престольный праздник и служил вместе с отцом Николаем. А после смерти старца Алексия в 1928 году его духовные чада перешли к его племяннику в Покровский храм. Протоиерею Николаю было суждено пройти многие круги советского ада. Сначала «уплотнили» его квартиру на Николоямской, подселив рабочих. Потом от рабочих стали поступать доносы о том, что священник, живущий в их квартире, – человек, идейно чуждый советской власти, и отца Николая выселили. Ему пришлось уехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали как племянника великого старца, и оттуда батюшка Николай ездил на богослужения в Покровский храм, иногда ночуя у прихожан или у брата. В 1933 году он перешел служить в Вознесенскую церковь в Сергиевом Посаде, и последовали новые доносы – о том, что племянник старца Алексия «по плоти и крови» старается уподобиться ему и по духу, что к нему совершаются паломничества на исповедь и что под его влиянием колхозники соблюдают церковные праздники, «нанося вред урожаю». В 1940 году отец Николай был арестован. Он скончался 16 мая 1941 года в лагере.

http://pravoslavie.ru/4514.html

Во время второй встречи архиепископу пришлось пережить то, что митрополит Сергий испытывал ежеминутно. «Раздается стук в дверь, – писал архиепископ Пантелеймон. – Входит инок, на вид инок, а кто он в действительности? – знает один Господь. Владыка, автомобиль ожидает вас, – промолвил инок и удалился. Ах да, пойдем осматривать наши храмы московские, – сказал мне митрополит Сергий и, подойдя вплотную ко мне, продолжал тихонько на ухо: – Владыко, помолитесь прежде, не я вас везу храмы осматривать, а нас везут... куда нас завезут, сам не знаю». Московская Патриархия размещалась в то время в небольшом двухэтажном доме в Бауманском переулке. Здесь находилась канцелярия местоблюстителя, здесь же он и жил. Но прислуживавшие старцу монахини опасались ночевать в этом доме. Аресты, как правило, происходили по ночам и нередко бывало, что заодно с человеком забирали и его случайных посетителей. Поэтому каждый вечер монахини уходили. И если бы архиерею стало плохо, то никто не смог бы вызвать «скорую помощь». Лагеря были по-прежнему переполнены пострадавшими за Христа. Продолжались аресты священников и монахов, а также мирян, активно участвующих в жизни приходов, тех, кто ходатайствовал об открытии храмов, кто рассказывал другим о Боге. Насколько сложным было положение пастыря, показывает жизнь священномученика Николая Беневоленского. В 1939 г. в Вознесенский храм Сергиева Посада, где он был настоятелем, был назначен священник, известный своим сотрудничеством с НКВД. Чтобы обезопасить себя, отец Николай перешел вторым священником в Ильинский храм, сообщив настоятелю этого храма о причине перехода. Отец Николай не знал, что настоятель Ильинского храма тоже являлся осведомителем спецслужб. 11 января 1940 г. протоиерей Николай Беневоленский был арестован на основании доносов и получил 5 лет лагерей. 16 мая 1941 г. священномученик умер в лагерной больнице. Уровень арестов в 1939–1941 гг. был ниже, чем в годы Большого террора. Это объясняется тем, что после кровавых 1930-х гг. архиереев и священников на свободе находилось очень мало, привлекать к столь массовым, как прежде, антицерковным репрессиям было попросту некого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ  3 (16) мая Священномученик Николай (Беневоленский) Священномученик Николай родился 30 марта 1877 года в городе Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских. Отец Владимир служил в храме в честь преподобного Симеона Столпника, сменив здесь своего тестя, священника Алексея Петровича Соловьева, отца будущего старца иеросхимонаха Алексия . Николай стал впоследствии его любимым племянником и в свою очередь очень любил отца Алексия и во время учебы в Московской Духовной академии едва ли не каждое воскресенье посещал его. Летом 1897 года старец, тогда еще протоиерей Феодор, ездил вместе с ним выбирать себе место для жизни в монашестве. «Приехали мы с ним к Троице, – вспоминал впоследствии иеросхимонах Алексий, – оттуда взяли извозчика и поехали в Параклит. День был жаркий, солнечный; мы ехали, все углубляясь в лес, и чем дальше мы ехали, тем глуше становилось: кругом все лес и такая благодать, что ты себе представить не можешь! Всюду зелень, деревья, трава, цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина и безлюдье, сердцу так легко, так хорошо от тишины. “Вот, – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”. Вскоре увидели мы какие-то строения. Смотрим – деревянные домики простые и церковь, и все они обнесены деревянным забором. Входим в пустынь: кругом ни души, будто никто здесь и не живет: обошли мы все строения – никого. Наконец, натолкнулись на одного монаха, шедшего в обитель с косой на плече, видимо с работы. Мы к нему: “Где братия?” – спрашиваем. “На работе, на лугу, сено косят”. – “Можно церковь посмотреть?” Объясняем, кто мы такие. “Можно, – говорит, – сейчас будет вечерня, я сам иду к вечерне, я ведь пономарь”, – а сам с трудом переступает от усталости... Отпер он нам церковь, мы вошли в нее, очень она мне понравилась. “Вот, – подумал я, – где молиться хорошо!” Стали мы сбоку, ждем начала службы. Видим: входит старый инок, такой смиренный и скромный, становится в стороне, в углу, вместе с братией – это, оказалось, сам игумен, и старец там был, тоже замечательной жизни подвижник, и тоже встал смиренно позади всех. И братия все, хотя, видимо, усталые, только с послушания пришли, а стоят с полным вниманием и благоговением. Служба идет так чинно и чтение уставное – громкое, явственное, и пение стройное, неспешное; очень мне все это по душе было, и думалось мне, если будет на то воля Божия – вот где я найду успокоение...»

http://fond.ru/kalendar/409/nikolay/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1 июня 1884, Москва —22 сентября 1942, город Свободный, Амурской области), священномученик (пам. 9 сент., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), протоиерей. Родился в семье заштатного псаломщика. В 1899 г. окончил московское Донское духовное училище, в 1905 г. — московскую духовную семинарию. 1 октября 1909 г. рукоположен во иерея и назначен в Преображенскую церковь села Люберцы Московской губернии. В 1920 г. отец Александр в течении нескольких месяцев служил по призыву в тыловом ополчении. В 1929 г. возведен в сан протоиерея. 21 ноября 1933 г. переведен в Покровский храм села Перхушково Звенигородского района Московской области. 27 ноября 1937 г. арестован. 5 декабря тройкой НКВД приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и вскоре по этапу отправлен на Дальний Восток. Скончался от болезни 22 сентября 1942 г., погребен в безвестной могиле. Ист.:ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-16835. Лит. ЖНИР. Моск. Доп. Т. 3. С. 72-74. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Иванович Восторгов (1864-1918), прот., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН Михайлович Пятикрестовский (31.05.1877 - 6.03.1938), прот. , сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) НИКОЛАЙ Владимирович Беневоленский (1877-1941), прот., сщмч. (пам. 3 мая, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2201694.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЗВУКИ МОЛИТВЫ В ТАГАНСКОЙ ТЮРЬМЕ 5 мин., 16.05.2011 16 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Беневоленского) . Священномученик Николай родился в 1877 году в Москве в семье священника Владимира Беневоленского и был племянником иеросхимонаха Алексия (Соловьева), подвизавшегося в Смоленской Зосимовой пустыни, вытянувшего жребий на патриаршество митрополиту Московскому Тихону (Белавину). Николай часто посещал старца Алексия в пустыни, когда учился в Московской духовной академии. В 1909 году он был рукоположен во священника к Николаевской, что в Новой слободе, церкви в Москве. В 1917 году отец Николай был назначен в храм преподобного Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец. Несколько раз он служил здесь с патриархом Тихоном, который приезжал в храм на престольные праздники. В 1923 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. В 1929 году храм преподобного Симеона Столпника был властями закрыт, и священник перешел служить в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе. С 1933 года протоиерей Николай стал служить в Вознесенской церкви в Загорске. В 1934 году он был награжден митрой. В 1939 году в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска, протоиерей Федор Казанский. К отцу Николаю подошла тогда женщина и сообщила, что она приехала его предупредить: этот священник чрезвычайно опасен и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об отце Николае слышали они только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей, ему надо быть осторожней. «К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске паломничество, — доносил почетный настоятель в НКВД. — При выяснении оказывается существующей основной причиной этого явления — укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина. Алексий — это старец... прозорливец, известный духовник... Беневоленский... очень любит частную исповедь... Особенно остро это сказывается в настоящее время, в период поста... Приезжающие паломники с целью исповеди бывают именно у отца Николая Беневоленского...».

http://foma.ru/zvuki-molitvyi-v-tagansko...

Ильинский храм (Сергиев Посад) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ильинская церковь - одноглавая каменная церковь в духе переславского барокко с трапезной и колокольней, построена в 1765-1773 годах, трапезная и колокольня перестроены в 1876-1878. Единственная из городских церквей, не закрывавшаяся в годы советской власти. Содержание История [ править править код ] Заветным желанием преподобного Дионисия Радонежского было возведение храма во имя славного пророка Божия Илии возле стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это желание осуществилось лишь после снятия осады Лавры в 1610 г., когда построили Стрелецкую и Пушкарскую слободы, где поселились воинские гарнизоны. Именно для них, снисходя к просьбе народа и в благодарность Казанской иконе Божией Матери, перед которой три дня и три ночи возносили свои молитвы воины второго ополчения Минина и Пожарского, в 1645 г. и воздвигли желанный храм с приделом во имя Илии Пророка. В 1727 г. придельную Ильинскую церковь разобрали. И заново срубленную рядом с Казанским храмом церковь освятил архимандрит Лавры Варлаам. Пожар 1746 г. уничтожил не только часть Лавры и слободы, но и оба храма. Через год трудами прихожан поставили церковь во имя пророка Илии. В 1760-х гг. на ее месте началось строительство каменной церкви, в которой и сегодня ежедневно совершаются богослужения. Этот храм освятил в 1773 г. наместник Лавры иеромонах Павел (Зерновых). Храм расписали знаменитые мастера артели Ивана Малышева, старосты храма 1840 по 1880 гг. Он расписал пятиярусный иконостас, иконостасы приделов в честь Иверской иконы Богородицы и во имя святителя Димитрия Ростовского, стены и своды храма. В советское время храм Илии Пророка единственный в городе не был закрыт и не подвергся разорению. В этом храме возносили свои молитвы оставшиеся в живых монахи Лавры. В нем с 1938 по 1940 гг. служил священник Николай Беневоленский, арестованный в 1940 г. и скончавшийся в лагере, в Карагандинской области. Для храма Илии Пророка написана икона священномученика Николая. В Ильинском храме служил знаменитый проповедник и духовник, протоиерей Всеволод Шпиллер (1902—1984), старец, протоиерей Тихон Пелих (1895—1983), который сохранил антиминс Успенского собора Лавры, духовник Московских Духовных школ, архимандрит Гурий, первый наместник Лавры после ее открытия.

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

Сабурово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1829. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Сонковский район, деревня Сабурово Координаты: 57.823131, 37.050608 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Сабурово, от Твери 140 верст. Церковь Благовещенская, построена в 1829 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой: южный Казанской Божией Матери, северный Святителя Николая. Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1830 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Димитрий Ильич Благовещенский 64-х лет, студент семинарии, священником с 1860 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и членом благочинного совета, в 1897 году награжден наперстным крестом. Диакон Николай Александрович Исполатов 23-х лет, в служении с 1897 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Константин Петрович Шестов 43-х лет, в должности с 1887 года. Прихожан в деревнях: Власове, Струбищах, Сараеве, Онисимове, Сабурове, Сорокине, Новоселье, Стрижове, Кашинского уезда деревнях: Булдырихе, Кутанях - 316 дворов (1013 мужчин, 1113 женщин) В 1914 году служили: Священник Николай Беневоленский 32-х лет, окончил семинарию, на службе 8 лет. Штатный диакон Василий Богоявленский 53-х лет, на службе 33 года, в Благовещенском храме 4 года. Псаломщик Александр Беляев 20-ти лет, на службе 2 года. Прихожан в деревнях: Власово, Струбищи, Сараево, Анисимово, Сабурово, Сорокино, Новоселье, Стрижево, Сельцо Богородское - 1047 мужчин и 1115 женщин. С 1931 года по апрель 1933 года священником в селе служил отец Михаил (Белюстин), будущий священномученик. По материалам: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Игумен Дамаскин (Орловский) " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3 " . Тверь. 2001. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54424

Послесловие «Несмотря на то, что он священник, – почитается как монах. По его собственным словам, он повторяет жизнь схимонаха Алексея, своего дяди, и убежденно ему подражает…» – эти слова из меморандума НКВД по делу священника Н. Беневоленского ярче всего остального говорят о тех событиях, которые последовали за смертью старца. С начала 1930-х годов семья отца Николая жила в Сергиевом Посаде, но сам он продолжал служить в Москве. В 1933 году, после ареста настоятеля Вознесенской церкви в Загорске (так с 1930 года стал именоваться Сергиев Посад), протоиерей Николай подал прошение на перевод в этот храм. Уже в Загорске с отцом Николаем случились те события, которые довольно подробно изложены игуменом Дамаскиным в его жизнеописании отца Николая Беневоленского: НКВД, отказ от сотрудничества и доносительства и, как итог, ссылка и смерть в Карлаге. И именно тогда им был совершен тот духовный подвиг, за который он, в конечном счете, и пострадал: так же, как и старец Алексий, отец Николай не мог поступиться своими принципами и идеалами. Возможно, он считал, что его долг – продолжить дело старца, донести его наставления до людей. Так или иначе, но прихожане в Загорске воспринимали его именно как преемника отца Алексия, хотя у старца было и множество других духовных детей. Видимо, свою роль здесь сыграло близкое родство отца Николая со старцем, но это лишь отчасти объясняет отношение к нему как к монаху в миру и подвижнику. Безусловно, огромную роль сыграла и повседневная деятельность священника, его проповеди и отношение к пастве. Отец Николай не боялся критиковать режим, открыто исповедовал свои взгляды и даже (по свидетельству его дочери) отказывался хотя бы внешне примириться с окружающей действительностью: в годы суровых гонений на Церковь отец Николай всегда ходил в рясе, получая иногда на улицах в спину камни. Священномученик Николай Беневоленский пережил старца Алексия на 13 лет. Он умер 16 мая 1941 года в Спасском отделении Карагандинского лагеря и был похоронен в безвестной могиле. Сегодня оба, дядя и племянник, прославлены Православной Церковью в лике святых, навсегда оказавшись связанными тем, что сводки НКВД обозначали как «секта алексеевщина».

http://pravoslavie.ru/44073.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010