Тем не менее, устойчивое почитание св. апостола Андрея Русской Православной Церковью в качестве провозвестника христианства на земле будущей Руси и ее небесного покровителя, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени, само по себе не позволяет отбросить древнее предание. И хотя мы не имеем строгих доказательств того, что апостол проповедовал на месте будущего Киева, как об этом сообщает " Повесть временных лет " , вполне вероятно, что св. Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей проповедовал в Северном Причерноморье. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Вполне мог св. Андрей Первозванный подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Известно, что множество античных торговых факторий существовало по течению Днепра. Таким образом, св. Андрей вполне мог побывать в этих местах вместе с греко-римскими купцами. Летописное известие о проповеди апостола Андрея на земле, где позже возникнет Русское государство, для нас чрезвычайно дорого. Через это драгоценное предание освящается наша Русская земля, в состав которой, как бы сегодня не перекраивалась политическая карта, исторически вошло и северное побережье Черного моря. Сказанием апостоле Андрее наш народ всегда хотел прежде всего подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди Андрея Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире, что было весьма характерно для Рима, а позже и для Константинополя. Чрезвычайно важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Православной Церкви и сегодня пребывают земли, где христианство бесспорно появилось уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма, Приазовья и Новороссии, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III веках. В 1997 г. появилось сообщение об изображении Христа Спасителя, обнаруженном в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи): его датировали I в. Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. по Р.Х. в Херсонесе мученически окончил свои дни сосланный сюда при императоре Траяне священномученик Климент, папа Римский, которого со времени святого Владимира почитали как одного из небесных покровителей Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/436230/

Единственное, что конечно проблематично, трудно это совершить такую реставрацию, так аккуратно отчистить ее от многовековых слоев копоти и воска. А там почти миллиметр толщиной эти наружные загрязнения. Ну, а под ними откроется удивительной красоты образ. Чисто русская, настоящая, написанная видимо каким-то подвижником. Потому что удивительной чистоты образы. Удивительной красоты сама икона. То есть я даже не могу представить, откуда такая милость божия, за что нам грешным такая помощь. Мы сейчас разместили ее у нас, в храме святого Климента. Мы объявляем сбор пожертвований на реставрацию, поскольку это будет очень кропотливая и очень дорогая работа. И на помощь тому болящему человеку, который сохранил эту икону до нужного времени. Это все являет нам одно из чудес божиих. И я приглашаю всех наших радиослушателей на службу в честь святителя Николая, посетить храм, увидеть пока еще этот темный, пока еще не совсем даже понятный многим, образ, но достаточно хорошее будет фото. А сама икона находится тоже в храме, в защищенном месте. Благодаря благочестивейшей женщине- реставратору, которая много лет занималась расчисткой икон и священномученика Климента, и святителя Николая, как раз северных новгородских списков. И знает прекрасно эту эпоху, и является реставратором самой высшей квалификации и экспертом международного уровня. Я прошу ваших молитв за рабу божию Валентину, чтобы ей Господь дал сил совершить эту работу. Я знаю, что уровень ее профессионализма самый высокий, но, конечно, нужна молитвенная поддержка рабе божьей Валентине и этому владельцу бывшему, а теперь просто нашему благодетелю, которого тоже зовут Климент. Так что вот, можно сказать, от него и пришла к нам эта икона.  -Я слушаю вопрос.  -Здравствуйте, батюшка.  -Здравствуйте.  -Благословите рабу божию Валентину.  -Бог благословит.  -Я хочу попросить помолиться о моих детях: Евгении- это дочь, и Григории, сыне. Они родились в Феодосии. Мы были несколько раз в Инкермане. Это там Папа римский…  -Да, да. Там монастырь святого Климента.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

  ЛЮДИ (раздел). – С.58-73. Владимир Ештокин . Самый рай земли . [Фоторепортаж о жизни подворья «Благодать» в Кинешемском районе Ивановской области, которое существует уже около десяти лет благодаря иеромонаху Мелитону (Присаде). Здесь живут и трудятся выпускники детских домов для детей-инвалидов]. Текст и фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.58-65. – (раздел « Люди »). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Главное управление образования и науки Российской Федерации. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – сентябрь 2016. – С.66-67. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: 5 братьев и сестра (детей можно забирать только вместе!): Данил, видеопаспорт tatvp100 , родился в сентябре 2002 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Виталий , видепаспорт tatvp97 , родился в сентябре 2003 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Полина , видепаспорт tatvp101 , родилась в октябре 2004 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Андрей , видепаспорт tatvp98 , родился в сентябре 2006 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Влад , видепаспорт tatvp99 , родился в декабре 2007 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Саша , видепаспорт w41 , родился в декабре 2011 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Куда обращаться будущим родителям Данила, Виталия, Полины, Андрея, Владика и Саши . – С.67.   Добрая воля: рубрики в журнале отсутствует. О ней говорится только во вступлении к материалу. Тихон Сысоев . Святые в тюрьме и изгнании: 5 историй о настоящей свободе //Фома . - – сентябрь 2016. – С.68-71. – (раздел « Люди », рубрика « Добрая воля »). Материал включает пять персональных историй: Священномученик Климент, папа Римский (I – нач. II в. н. э.). Место изоляции Крым. – С.69;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

В прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. 11.02.2014 11:42:19 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие слушатели радио «Радонеж». Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Я вас сердечно приветствую. Приветствую вас в эти последние дни предрождественского поста. С этого дня начинается более строгий пост. Это рубежный день, и в западных областях русской земли вообще уже раздают людям подарки. Это особый праздник. Я хочу сказать, что в древней Руси святитель Николай и священномученик Климент Папа римский как раз были самыми чтимыми святыми. К ним еще можно добавить святую Параскеву Пятницу, покровительницу всего женского рода. Поскольку она была мученицей, святой и очень чтимой во всех славянских храмах. Но вот память священномученика Климента, которая была недавно в воскресный день 8 декабря, по старому стилю- 25 ноября, собрала в наш храм в Замоскворечье огромное количество народу. Мы, конечно, не могли подсчитать точно, но я думаю, что около полутора тысяч человек пришли в храме на праздничную литургию. Я не говорю уже о всенощной и о дальнейшем дне памяти святого Климента Папы римского. Это все было удивительно торжественно и радостно. Потому что храм, которому мы посвятили много времени и сил, любви, трудов, наконец, предстает во всем своем великолепии. Конечно, можно сказать, что еще много следует сделать, очень много. Но самое сложное, самое тяжелое, самое неподъемное удалось преодолеть. И этот праздник, в который по благословению Святейшего Патриарха совершалась архиерейская служба, первая архиерейская служба в главном алтаре. Совершил ее первый викарий Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Арсений, глава центрального и южного викариатств города Москвы. Наш молитвенник, наш покровитель. Человек, которому мы духовно доверяем, и поэтому было радостно, что эта служба была не только нам экзаменом и проверкой со стороны строгого начальства, но и большой радостью духовного общения и подлинной благодати, которую ничем не возможно ни заменить, ни купить, ни каким-то образом стяжать, если Господь ее не даст.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

Святитель Климент неустанно заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в богослужение. Он первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова простые и понятные на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». В древнем житии также говорится, что в Болгарии не было плодовых деревьев. Святитель Климент выписал их из Греции и путем прививок с дикими деревьями вывел новые сорта, получившие распространение в Болгарии. Господь прославил святителя Климента даром чудотворений. Однажды, по свидетельству современника, по пути из Главеницы в Охриду, святитель встретил двух расслабленных и слепого. Сжалившись над несчастными, он помолился Богу, а затем прикоснулся к больным, и те тотчас стали здоровы. Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Завещав свою библиотеку кафедре и основанному им Охридскому монастырю, святитель стал готовиться к смерти; он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. По названию обители святитель Климент стал называться Охридским. Память святителя Климента Охридского установлена в день его тезоименитства — 25 ноября/8 декабря, когда прославляется святитель Климент, папа Римский. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства князя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен. Святые мощи, хранящиеся под спудом, прославились чудотворениями: прикасаясь к гробнице святого, больные получают исцеление. В обители был построен каменный храм во имя святого Наума. Память его Святая Церковь совершает 23 декабря/5 января.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Он побывал всюду, где по его предположению могли быть Матфидия и сыновья, но все поиски были напрасны. – Климент, между тем, воспитывался в Риме и достиг совершенного возраста. Часто приходило ему на ум, где отец его, где мать, где братья; нередко он оплакивал их, как умерших. Забавы, развлечения перестали занимать его; он сделался серьезным и сосредоточенным. В таких обстоятельствах познакомился он с одним христианином и узнал от него главные истины христианского учения. Тогда Климент решился посетить места земной жизни Иисуса Христа и отплыл в Иудею, оставив в Риме дом и все имение. Поднявшаяся во время плавания буря принесла корабль к Александрии, где в то время проповедовал апостол Варнава. Климент слушал некоторое время его учение, затем отправился в Кесарию и там принял крещение от апостола Петра, в числе учеников которого увидел своих братьев, но не узнал их, как и они его, ибо братья расстались еще в младенчестве. Ап. Петр направлялся в Сирию, за ним последовал и Климент, а Фавстин и Фавстиниан были посланы туда наперед. Дорогою апостол расспрашивал нового своего ученика о его прежней жизни; Климент рассказал ему все бывшее с ним и с его родными, и этот рассказ глубоко тронул ап. Петра. На пути корабль, в котором плыли они, пристал к тому острову, где жила мать Климента, Матфидия. Ап. Петр сошел с корабля; недалеко от берега, в близлежащем селении, он увидел женщину, просившую милостыню, вступил с нею в беседу и из рассказа ее узнал печальную историю ее жизни; он спросил имя ее: это была Матфидия. «Я знаю младшего сына твоего Климента, – сказал ей апостол, – он находится теперь со мной», – и повел ее к кораблю. Климент, встретив мать свою, не узнал ее: так изменилась она за время их разлуки. Матфидия же, вглядевшись пристальнее в Климента, вскоре узнала в нем своего сына, ибо Климент имел большое сходство с отцом своим Фавстом. Велика была радость матери и сына, так неожиданно встретившихся после многих лет разлуки. Матфидия вошла на корабль и продолжала путь вместе с апостолом Петром и Климентом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Дидахе пронизан библейской образностью. В этом наставлении чрезвычайно много отсылок к книгам Ветхого Завета и Евангелию. Христианство оказывается настоящим правопреемником Ветхозаветной религии, а Христос — ее результатом. Он, называемый в книге «Отроком Божиим», является Главой Ветхого Завета, дарует нам спасение и в конце времен придет на землю для праведного Суда. Путь жизни и путь смерти — вот тот выбор, который предоставлен каждому человеку, говорится в Дидахе. И если человек желает спастись, то дорога ко спасению лежит через Христа. Крещение — путь к жизни во Христе вместе с общиной; агапе и евхаристия — образ жизни в общине. Послание к коринфянам Климент Римский Поводом к написанию «Послания к Коринфянам» послужил раскол в Коринфской церкви. Оно все проникнуто библейским духом. Климент излагает некоторые важнейшие моменты христианской веры. Вера в Триличного Бога, акцентируя внимания на участии всех Трех лиц Троицы в домостроительстве спасения. Он рассказывает о Боговоплощении, подчеркивая человечество Христа. Климент рисует картину прекрасного и благого мира, полностью проникнутого Божьим Промыслом. Спасение, дарованное Христом, осуществляется в Церкви. Климент сравнивает Церковь с войском и с телом, имея в виду ее единство и многообразие без разделений. Единство Церкви явлено прежде всего в богослужении, через которое христиане получают знание о Боге и опыт жизни с Ним. Иерархия, поставленная Христом (от апостолов к епископам), сохраняет церковное единство и совершает богослужение. В этом контексте Климент Римский излагает христианскую этику. Все «Послание к Коринфянам» написано в устремлении к Последнему Царству. Пастырь Ерма «Пастырь» Ерма — самая большая по объему книга мужей апостольских, принадлежит к редкому жанру «апокалипсисов». Ориген (и не он один) причислял «Пастырь» Ерма к каноническим книгам Нового Завета, Евсевий свидетельствует, что его читали на богослужениях, но уже в IV веке творение Ерма выходит из употребления. Афанасий Великий рекомендует «Пастырь» Ерма как «весьма полезную книгу».

http://blog.predanie.ru/article/pochti_b...

Дальнейшему распространению христианства в этих краях способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали сюда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117 гг.) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни папа Климент, предстоятель Римской Церкви (+ 101 г.). ПРОПОВЕДЬ В КАМЕНОЛОМНЯХ Св. Климент, апостол от 70-ти, был учеником апостола Петра. Жизнь его с детства складывалась нелегко: рос он без матери и отца, которые вместе с двумя его братьями оказались разбросанными по всей империи и разлученными между собой. В чем-то их судьбы напоминают драматическую историю семейства великомученика Евстафия Плакиды… Отец, богатый и знатный римский язычник Фавст, оставив его на воспитание рабам, отправился на поиски потерпевшей кораблекрушение семьи… Климент воспитывался тщательно, быстро преуспевал в науках, однако лишенный ласки родителей, которых он оплакивал как умерших, ходил часто мрачный и унылый, будучи погружен в мысли о бренности и бессмысленности человеческой жизни… Как-то, будто случайно он познакомился с одним человеком, который рассказал ему о жизни Христа Спасителя и открыл, какое блаженство вечное уготовано Его последователям. Услышав затем проповедь апостола Варнавы, Климент пожелал сделаться христианином и поехав в Кесарию, принял крещение от апостола Петра и присоединился к его ученикам, среди которых были два его старших брата, о чем он пока не ведал. Когда первоверховный апостол взял братьев с собой, отправившись морем в Сирию, чудесным образом на одном из островов они встретили свою мать Матфидию, Фавст и Фавстиниан узнали в Клименте брата, а потом апостол Петр встретил и главу семейства Фавста, мужа Матфидии. Была великая радость, родители также приняли Святое Крещение, все вернулись в Рим, через несколько лет родители с миром отошли ко Господу, а дети продолжали усердно проповедовать слово Божие… Климент был особенно ревностен к этому святому делу, находился неотлучно при Петре во время пребывания его в Риме, перед своей смертью первоверховный апостол рукоположил его во епископа царствующего града.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/18/...

Отрицать это значило бы проповедовать субординационизм Сына Св. Духу. Эти пресвитеры–епископы и были те предстоятели, которых знают христианские писатели первых двух веков, Климент римский, Поликарп, Ерма, Ириней. «Но следует признать, что учрежденные должности предстоятеля пресвитерия — под именем ли епископа или пресвитера, само в себе было совершенно здоровым развитием. Это было формальное их преимущество, которое вызывалось необходимостью твердой защиты верующих и пресвитеров против различных внешних и внутренних опасностей. Завершение (Zusammenfassung) пресвитерства в выборном епископстве состоялось по свободному решению отдельных церквей, нуждавшихся в этом идеальном и практическом представлении их единства. Епископ был скорее самым рельефным выражением (der pragnanteste Ausdruck) живущего в церкви апостольства, чем официальным носителем апостольского преемства (Erbnachfolge)» (S. 115). Так во втором и третьем столетии, на основании, положенном апостолами, для святой цели и в святом порядке возникло епископство. Как институт, вызванный внутренней необходимостью, он действительно заслуживает названия носителей апостольского преемства. Церковь Божия наложила на него высокую печать: «изволися Духу Святому и нам». — Этот епископат изображается в посланиях Игнатия. — Само собою каждая отдельная церковь пользуется полною свободою в отношении к другим. Никакого папства апостолы не учреждали. О верховенстве Петра не говорят ни евангелия, ни послания апостолов: а с их стороны было бы преступлением не указать на такой краеугольный камень видимой церкви, как главенство Петрово, если бы оно было действительностью. Самое римское епископство Петра есть басня, созданная фантазией властолюбивых римлян и слишком рано раздутая до призрачного значения исторического факта льстивою угодливостью греков. Пункты сходства и различия у анонимного католика и Ротэ ясны. Не говоря уже о том, что для первого церковь с самого дня пятидесятницы вступает в реальное бытие, рассуждение его о характере церкви и апостольства потрясают почву для построения церковной организации из демократического начала. Оно, на почве церковной, почти не имеет смысла. Во всяком случае диаконы и пресвитеры, уже при апостолах, должностные лица церкви, а не общины. Ротэ, как и все протестанты, ударяет преимущественно на значение предстоятелей как правителей: для католического историка они прежде всего священники. Пресвитеры и епископы для того и тождественны, но появление последующего епископства—по ротэ — было важным переломом в церковной жизни, для анонима — ее здоровым и законным развитием. Апостольское происхождение епископства у Ротэ дано даже яснее, непосредственнее, чем у анонима, но и для последнего его существование не менее священно. Для Ротэ переход от прежнего строя к новому совершился весьма быстро: уже Климент римский знает епископов в точном смысле. Для анонима процесс образования епископата шел довольно медленно: Климент римский знает лишь пресвитеров–епископов. — 477. 75

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Теперь от Блаватской перейдем к Рерихам. И зададим все тот же вопрос: сколь хорошо теософы знают церковную историю? Вот лишь одно церковно-историческое высказывание Е. Рерих: «Ведь не будем же мы с Вами возвращаться к истории церковных соборов, к гонению на таких великих отцов христианства, как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Григорий и Афанасий Великие и пр. их невежественными коллегами» 222 . А не помешало бы вернуться и изучить как следует. Ориген действительно был умучен. Но как раз теми язычниками, чей «пантеизм» так воспевает Рерих. О причине же, по которой Ориген был лишен священнического сана, речь пойдет позже – в главе об Оригене. Откуда взяты представления о том, что св. Климент Александрийский подвергался гонениям со стороны христиан – вообще непонятно, ибо св. Климент был священником в те годы, когда христианство еще было преследуемо само (он скончался в 215 г.). В 203 г. он действительно был вынужден бежать из Александрии – но от гонений на христиан, объявленных языческим императором Септимием Севером. Климент поступил по евангельской заповеди: если вас преследуют в одном городе – бегите в другой («Не избегающий преследования и подвергающий себя аресту, суду или смерти делается в том преступлении виновным и нарушает любовь», так как дает повод гонителям взять на душу грех преследования христианина и его убийства» – поясняет он (Строматы IV,10)). Затем Климент жил в Каппадокии у своего друга епископа Александра, а после его избрания на Иерусалимский престол (209 г.) преподавал в Иерусалиме. Блаженный Иероним (De vir. illustr. 38) приводит письмо Александра (211 г.) о Клименте: «Это письмо, достопочтенные братья, я пересылаю вам через благоговейного пресвитера Климента, мужа добродетельного и благонадежного, которого вы отчасти уже знаете, а еще более узнаете. Доколе провидением и промышлением Божиим он у нас жил, церковь Божию он не только укреплял, но и расширил». Это весьма высокая и лестная рекомендация со стороны епископа, весьма мало похожая на «гонение со стороны невежественных коллег».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010