Они переходили с одного места на другое, везде поучая народ и князей на славянском языке и устрояя славянские училища. В продолжение четырех с половиной лет они достигли того, что у них было уже множество учеников, готовых быть хорошими учителями для народа, достойных священства и других степеней церковного служения. И народ весь обратился к ним, оставив корыстолюбивых и малообразованных латинских священников. Такие успехи великих просветителей славянства сильно вооружили против них латинских, священников, но, не имея средств вести борьбу нравственную и разумную, эти последние почти все ушли из Моравии и отправились с жалобами на святых братьев: одни к своим, ближайшим начальникам епископам, а другие и в Рим. Бывший тогда в Риме папою Николай, узнав о чрезвычайных успехах проповеди Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии и желая привлечь к себе таких великих проповедников, а отчасти и вследствие поступавших к нему жалоб на них, пригласил их обоих в Рим особою грамотою. Константин и Мефодий отправились по этому предложению, но пока они шли в Рим, папа Николай умер и его место занял папа Адриан. Прибыв в Рим, Константин и Мефодий представили папе часть мощей священномученика Климента Римского , взятую Константином в Херсонесе, и папа принял пришельцев весьма ласково, одобрил их апостольские подвиги в Моравии и Паннонии и оставил их на время у себя в Риме, где они пробыли около года. В это время Константин, истощенный постоянной усиленной деятельностью и еще до путешествия в Моравию чувствовавший себя нездоровым, слег в постель и скончался, имея 42 года от рождения. Во время этой болезни он за 50 дней до кончины постригся в схиму и принял имя Кирилла, под которым преимущественно и остался известен. Папа Адриан сделал умершему Кириллу богатые похороны, в которых участвовало в пышных облачениях как греческое, так и латинское духовенство. По просьбе Мефодия, папа приказал положить также Кирилла в церкви св. Климента Римского . Похоронив брата, Мефодий оставил Рим и, с согласия папы, отправился опять к славянам продолжать дело проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из разговора с Матфидией св. Петр узнал, что она мать Климента, который еще до остановки корабля у этого острова рассказал апостолу Петру несчастную историю своего семейства. В утешение Матфидии апостол сказал ей, что она скоро увидит своего сына, взял ее за руку и повел к кораблю. Климент, встретив их, с недоумением смотрел на женщину, следовавшую за апостолом; а Матфидия, в свою очередь, недоумевала, смотря на Климента, начиная признавать его по сходству лица его с лицем отца. Велика была радость, когда св. апостол Петр разъяснил их недоумение. Климент со слезами припал к ногам матери, обнимал и целовал их. Естественно, что Климент не мог оставить свою мать в таком убогом положении: он взял ее и старушку, у которой проживала она в доме, и отправился с ними в Лаодикию. Фавстин и Фавстиниан, ранее туда прибывшие, спрашивали Климента, что это за женщины с ним были. Из его рассказа они узнали, что Климент их брат, а Матфидия – мать. Здесь повторилось то же радостное зрелище, какое было при встрече Климента с матерью. Все плакали от умиления и благодарили Господа, так чудно их соединившего. По просьбе Матфидии апостол Петр крестил ее в одном прикровенном месте. Теперь одно только омрачало светлую радость этого благочестивого семейства, это память о мнимо погибшем Фавсте, но Промысел Божий не замедлил излить свои милости, и через того же апостола Петра возвратил в среду их Фавста. Апостол Петр, случайно узнав из разговора с Фавстом о его семейных несчастьях, взял его в свое жилище, где уже находились его жена и дети. Несмотря на долгую разлуку, супруги узнали друг друга и долго не могли выговорить слова от радости. Сколько было пролито слез при этом свидании! Как радовался отец при виде сыновей своих! Все прежние горести были забыты; после многоразличных несчастий и бедствий все благочестивое семейство снова соединилось и в теплой молитве возблагодарило всеблагого Бога. Блаженный Климент был неразлучным учеником апостола Петра, разделял с ним все его путешествия, труды и скорби от гонений за Христа и участвовал в проповедании благовестия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще до своей страдальческой кончины от Нерона Петр поставил Климента во епископа. После смерти апостола Петра и епископов Лина и Клита, Климент мужественно и с великодушным терпением управлял Римской Церковью, возмущаемой от мучителей, твердо пас стадо Христово, которое, как хищные волки, хотели расхитить разные лжеучители и гонители. Многих язычников присоединил он к Церкви Христовой не только из простого народа, но и из людей благородных и знатных, даже из рода царского. Но когда св. Климент так доблестно управлял своей Церковью, диавол, исконный враг всякого добра, внушил нечестивую мысль одному воину по имени Торкутиан вооружить язычников против Климента. Взволнованный народ обратился к градоначальнику Мамертину и говорил ему, что Климент унижает и поносит их богов, потому пусть или принесет жертву богам или погибнет. Напрасно верные защищали своего пастыря, тщетно говорили они, что, кроме добра, он ничего не сделал. Климента позвал градоначальник на суд. В сильных выражениях убеждал его градоначальник, говоря, что он будто бы позорит благородный род свой, отвергая отечественных богов, и советовал ему обратиться к прежнему языческому идолослужению. Святитель мужественно защищал Христово учение и обличал суеверие невежественного народа. Градоначальник, выслушав Климента, не нашел его виновным, но счел за нужное известить об этом императора Траяна. Траян предписал, чтобы Климента, если он не принесет жертвы языческим богам, послать в заточение в пустынное место близ Херсонеса. Градоначальник Мамертин, получив ответ императора, упрашивал св. Климента, чтобы он не подвергал себя добровольному изгнанию и принес жертву богам. Но Климент хотел лучше терпеть заточение, чем изменить своей святой вере. Он много говорил об этом с градоначальником и слова святого так подействовали на последнего, что он со слезами отпустил от себя святителя Божия. Многие из верующих отправились с Климентом, желая лучше терпеть изгнание со своим святителем и учителем, чем свободно жить в родном городе среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А дальше — подвиг, труды, подчас непосильные, задачи, часто неразрешимые: стройматериалы, документы, разрешения и многое другое. Самое начало 1990-х. Но с Божьей помощью всё совершается. Отец Александр привлекает к трудам множество людей, от мала до велика, зажигает их сердца. Храм на глазах возвращается к жизни. Уже озеленили двор, уже открылась воскресная школа, появились пономари и послушники. Храм 12 Апостолов в Балаклаве после восстановления В это же время отец Александр учится в духовной семинарии, изучает архив Крымской епархии, стучится во все инстанции с просьбой вернуть в лоно церкви Свято-Климентовский и Свято-Георгиевский монастыри. После всех трудов отец Александр с послушником отправляются в развалины Свято-Климентовского монастыря, где они молятся ночи напролёт. Наконец, их труды и молитвы увенчались успехом: святые обители были возвращены Церкви. С этого начинается следующая страница подвижнического пути священника Александра Половецкого. Свято-Климентовский монастырь История этой древнейшей обители уникальна. Во второй половине I века, во времена гонений на христианство, в Инкерманские каменоломни был сослан Папа Климент Римский, неразлучный ученик апостола Петра, разделявший с ним все его путешествия, труды и скорби от гонений за Христа и участвовавший в проповедании благовестия Христова. Крым в те годы являлся местом ссылки, как позже Сибирь в России. В эти места ссылали твёрдо стоявших в вере христиан. Свято-Климентовский монастырь, Инкерман — Священномученик Климент — знаковая фигура в христианском становлении Руси, он связал три Империи — Рим, Византию и Русь Святую, — рассказывает монах, проводник по монастырю. — Он взрастил и расширил духовное семя, которое посеял в Крыму апостол Андрей. За 3 года с небольшим здесь было поставлено более 75 церквей. Доподлинно неизвестно, скольких он крестил, но, по преданиям, сотни человек в день. Народ, увидев этого святого человека, его живую веру, проповедь, подвиг, шел к нему валом. До Императора Траяна дошли сведения о миссионерских подвигах опального епископа. По его тайному приказу Климента бросили в море, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так, в 101-м году святой Климент Римский увенчался славой мученика.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/18/krymsk...

Единственное, что конечно проблематично, трудно это совершить такую реставрацию, так аккуратно отчистить ее от многовековых слоев копоти и воска. А там почти миллиметр толщиной эти наружные загрязнения. Ну, а под ними откроется удивительной красоты образ. Чисто русская, настоящая, написанная видимо каким-то подвижником. Потому что удивительной чистоты образы. Удивительной красоты сама икона. То есть я даже не могу представить, откуда такая милость божия, за что нам грешным такая помощь. Мы сейчас разместили ее у нас, в храме святого Климента. Мы объявляем сбор пожертвований на реставрацию, поскольку это будет очень кропотливая и очень дорогая работа. И на помощь тому болящему человеку, который сохранил эту икону до нужного времени. Это все являет нам одно из чудес божиих. И я приглашаю всех наших радиослушателей на службу в честь святителя Николая, посетить храм, увидеть пока еще этот темный, пока еще не совсем даже понятный многим, образ, но достаточно хорошее будет фото. А сама икона находится тоже в храме, в защищенном месте. Благодаря благочестивейшей женщине- реставратору, которая много лет занималась расчисткой икон и священномученика Климента, и святителя Николая, как раз северных новгородских списков. И знает прекрасно эту эпоху, и является реставратором самой высшей квалификации и экспертом международного уровня. Я прошу ваших молитв за рабу божию Валентину, чтобы ей Господь дал сил совершить эту работу. Я знаю, что уровень ее профессионализма самый высокий, но, конечно, нужна молитвенная поддержка рабе божьей Валентине и этому владельцу бывшему, а теперь просто нашему благодетелю, которого тоже зовут Климент. Так что вот, можно сказать, от него и пришла к нам эта икона.  -Я слушаю вопрос.  -Здравствуйте, батюшка.  -Здравствуйте.  -Благословите рабу божию Валентину.  -Бог благословит.  -Я хочу попросить помолиться о моих детях: Евгении- это дочь, и Григории, сыне. Они родились в Феодосии. Мы были несколько раз в Инкермане. Это там Папа римский…  -Да, да. Там монастырь святого Климента.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

  ЛЮДИ (раздел). – С.58-73. Владимир Ештокин . Самый рай земли . [Фоторепортаж о жизни подворья «Благодать» в Кинешемском районе Ивановской области, которое существует уже около десяти лет благодаря иеромонаху Мелитону (Присаде). Здесь живут и трудятся выпускники детских домов для детей-инвалидов]. Текст и фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.58-65. – (раздел « Люди »). У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Главное управление образования и науки Российской Федерации. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – сентябрь 2016. – С.66-67. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: 5 братьев и сестра (детей можно забирать только вместе!): Данил, видеопаспорт tatvp100 , родился в сентябре 2002 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Виталий , видепаспорт tatvp97 , родился в сентябре 2003 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Полина , видепаспорт tatvp101 , родилась в октябре 2004 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.66; Андрей , видепаспорт tatvp98 , родился в сентябре 2006 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Влад , видепаспорт tatvp99 , родился в декабре 2007 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Саша , видепаспорт w41 , родился в декабре 2011 года (Достижения; Отзывы воспитателей; Любимые занятия). – С.67; Куда обращаться будущим родителям Данила, Виталия, Полины, Андрея, Владика и Саши . – С.67.   Добрая воля: рубрики в журнале отсутствует. О ней говорится только во вступлении к материалу. Тихон Сысоев . Святые в тюрьме и изгнании: 5 историй о настоящей свободе //Фома . - – сентябрь 2016. – С.68-71. – (раздел « Люди », рубрика « Добрая воля »). Материал включает пять персональных историй: Священномученик Климент, папа Римский (I – нач. II в. н. э.). Место изоляции Крым. – С.69;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Однако враг рода человеческого, видя успех христианской проповеди, восстановил против святых миссионеров священнослужителей, присланных из Рима задолго до приезда Константина и Мефодия. Видя в деятельности братьев угрозу своему влиянию и доходам, они во главе с местным епископом выступили против совершения богослужения на славянском языке.  Как часто бывает, что человек, всем сердцем преданный Богу и беззаветно служащий ближним оказывается в поругании! Как правило, в основе такого отношения к служителям Божьим лежит зависть. Видя, что Господь во всём споспешествует праведнику, завистники ополчаются на него и стремятся во что бы то ни стало навредить ему. При этом движимые неприязнью, они не останавливаются ни перед чем.  Чтобы снова получить возможность проповедовать, братья были вынуждены отправиться в Рим, дабы испросить у Римского папы благословения на свои труды. В дар папе Адриану II святые братья передали мощи священномученика Климента Римского, обретённые ими незадолго до этого в Херсонесе. Папа принял братьев с почётом. Он даже распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов, тем самым узаконив славянский язык в качестве богослужебного. Хотя братья мечтали поскорее продолжить свою апостольскую миссию, тем не менее, они были вынуждены остаться в Риме ещё не два года. Одной из причин этого было всё ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму с именем Кирилл, а 14 февраля скончался.  Дело брата продолжил Мефодий, рукоположеный папой в архиепископа Моравии и Паннонии. Однако его усердие вновь восстановило против него завистников и недоброжелателей из числа немецкого духовенства. Будучи человеком смиренным, он продолжил несение своего креста, даже находясь во враждебном окружении.  До своей блаженной кончины, последовавшей в 885 году, святой Мефодий завершил перевод Библии, Номоканона (византийского сборника церковных законов) и Патерика (книги о жизни преподобных отцов).  После смерти святителя его врагам удалось реализовать свои замыслы. Славянская литургия была запрещена, а ученики и последователи святых братьев изгнаны из страны. 

http://new.izdatsovet.ru/events/chtenie-...

Обретение святым Кириллом мощей сщмч. Климента. Миниатюра Позже, в 867 году, с частью мощей священномученика они прибыли в Рим. И папа Адриан II, который хотел было их казнить как еретиков за то, что они перевели Священные Книги на славянский язык, принял их. И разрешил богослужение на славянском языке! – Потому что с ними были мощи святого Климента? Именно благодаря мощам святого Климента происходит важнейшее событие – устанавливается богослужение на славянском языке – Да! Сегодня очень мало людей знает об этой подробности – о том, что именно благодаря мощам святого Климента, ученика апостола Петра, происходит важнейшее историческое событие – устанавливается богослужение на славянском языке. Можно даже говорить о том, что начало нашего духовно-исторического кода оттуда. А об этом событии ничего нет – ни картин, ни гравюр. Наверное, пора придать ему соответствующее значение. Мы хотели бы, если появится финансовая возможность, сделать фильм о святом Клименте. – Почему священномученика Климента очень почитали в Древней Руси? – Фактически крещение князя Владимира и его дружины в 988 году в Корсуни происходило на мощах святого Климента. Более того: князь взял мощи святого Климента – его честную главу (большая часть ее сегодня хранится в Киево-Печерской Лавре) – и привез их в Киев. Так что первая святыня на Руси – это мощи священномученика Климента Римского. И последующее Крещение Руси происходит под его Небесным покровом. Святого Климента называют «общерусским ангелом-хранителем», «духовным покровителем Руси». И это мощи святого еще неразделенной Церкви (разделение произойдет, как известно, позже – в 1054 году). И это на какое-то время единственные мощи на Руси! В «Слове на обновление Десятинной церкви» (1032), которая была построена в Киеве в честь Успения Пресвятой Богородицы, о Клименте говорится как о «церковном солнце». Почитали его довольно долго – но появляются наши русские святые, и понемногу почитание Климента угасает. Москва. Храм сщмч. Климента – Где можно поклониться священномученику Клименту сегодня?

http://pravoslavie.ru/88507.html

Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг. Средневековая базилика Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119). Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.). Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско. Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Священномученик Климент, папа Римский С именем папы Римского Климента Инкерманская Монастырская скала связана навсегда. Что же она собой представляет? Еще Мартин Броневский, по приказу польского короля Стефана дважды посетивший Крым в 1578 году, в своем сочинении «Tartaria» писал, что инкерманские пещеры «дивным образом иссечены в камне». «Ученый и трудолюбивый исследователь», член Российской Императорской академии наук П.С. Паллас, побывавший в Инкермане в 1793–1794 годах, оставил следующее описание: «Известный хребет, простирающийся до Севастопольской гавани, верстах в полутора выше устья изливающейся в него реки Черной, сближается с другою подобною ему известковою горою, стесняет изобилующую сенокосами долину и является тут в виде отсеченной скалы. На правой стороне речки хребет оканчивается двумя высунувшимися отвесными краями, из коих один, имеющий довольно явственные приметы слоев, в самой оконечности своей изобилует пещерами, которых тут изрыто несколько ярусов. На другой высунувшейся оконечности находится самая крепость. И эта скала на полуденной стороне так изрыта, что пещеры, расположенные рядами одна над другою, при взгляде на них издали представляют местами как бы пчельник в прорезе; а стены, отделяющие одну пещеру от другой, иногда не имеют и пяди в толщину». А у известного крымского исследователя генерал-майора А.Л. Бертье-Делагарда читаем: «Во многих скалах вокруг Инкермана… выдолблены пещеры, местами в несколько ярусов, с лестницами, дверями, окнами, обделанными нишами в стенах, вырубами для переборок, скамьями и кольцами в потолках и стенах; все это вырублено в чистой скале, и следы инструментов большею частью очень ясно сохранились?». Знаток крымских пещерных городов археолог Г.Э. Караулов отмечал, что искусственными пещерами изобилует преимущественно юго-западная часть полуострова и отрасли Таврического горного хребта. Инкерман же «отличается в особенности своею обширностью и неисчислимым количеством своих крипт. Ученые исследователи Крыма и путешественники прежнего времени не раз принимали крымские пещерные города и крипты за пустынножительства и келлии, изрытые будто бы обитавшими в них христианскими монахами и пустынниками… Предположение о принадлежности крымских пещерных городов гонимым христианам высказывалось преимущественно по отношению к инкерманским пещерам, вероятно, на том основании, что в Инкермане более, чем в прочих пещерных городах, было открыто следов христианских древностей… Но уже Паллас, описывая инкерманские пещеры, называет их “открытыми гротами”».

http://pravoslavie.ru/jurnal/07032013553...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010