Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 октября 2024 года 3. Среда. Сщмч. Дионисия Ареопагита , еп. Афинского. Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского . Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба сщмч. Дионисия Ареопагита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (Б) . А. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1й – 3, и ины стихиры священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – священномученика, глас 2й: «Приидите, вернии…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – священномученика, глас 4й: «Небеснаго знания…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10я, 11я и 12я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и священномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален священномученика, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос священномученика, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – священномученика, глас 8й: «Во святителех и мученицех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. " Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается " ,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге ( Деян. 17, 16-34 ), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: " Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил " .

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 1 июня 2013 г. 22:31 По прибытии в Афины  вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  с сонмом архипастырей  Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3013418.ht...

Третий день. Св. мученик Дионисий ареопагит. (Кто наследует живот вечный?) I. Св. Дионисий ареопагит , память коего совершается ныне, родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там, он видел необыкновенное затмение солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказал: «вероятно страждет Сам Бог». По возвращении в Афины он был избран в члены высшего судебного места – ареопага, почему и называется «ареопагитом». Когда ап. Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедывать Христа распятаго, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечем в г. Париже. II. Св. священномученик Дионисий, обратившийся от богов язычества к вере в истинного Бога и своею мученическою смертию запечатлевший свою живую и деятельную веру, наследовал жизнь вечную. Что же и нам, братия-христиане, делать, чтобы по примеру св. священномученика Дионисия также наследовать жизнь вечную? Запечатлеть свою живую веру в Бога мученическою смертию мы не можем теперь, ибо, благодаря Богу, теперь ни в нашем отечестве, ни в других христианских странах, нет такого гонения на христиан, какое было во времена язычества. Между тем всякий христианин желает после смерти своей не лишиться царствия небеснаго. Что же нужно делать для этого? Обратимся к слову Божию и оно наставит нас на всякую истину. А. Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота или вечного блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам I. Христос. а) I. Христос предъявлял нужною для получения живота вечнаго, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь», «не погибнет», «но имать живот вечный» ( Иоан. 3, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Статистика Дионисий Ареопагит, свщмч. Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объяснена астрономическими причинами, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия. Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным. Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34). После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Основы этого учения были впоследствии изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и десять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведениях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О духовном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».

http://lib.cerkov.ru/authors/634

архиепископ Василий (Кривошеин) " Тварная сущность " и " Божественная сущность " в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Излишне напоминать о важности понятия сущность, ουσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Излишне напоминать о важности понятия сущность, ου, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ου с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту οο святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ου и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ου обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - ο, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/186/...

Истинно древняя и истинно православная Христова церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядству Источник ЧАСТЬ I. Что составляет начальство в созданной Господом Церкви? Начальство в созданной Господом или в истинно-Христовой Церкви обыкновенно называется Иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: Епископов, Пресвитеров 1 и Диаконов. Эту тройственность степеней церковной Иерархии св. Церковь несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическо есть разделение 2 . Божественный Священноначальник (Епископов) чин... Священников…и Диаконов» 3 . Св. Священномученик Климент, Епископ Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также, где и чрез кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, Священникам свое назначено место, и на Левитов (Диаконов) свои возложены должности » 4 . Св. Священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в Церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так в послании к Траллианам он говорит: «иже без Епископа и Пресвитеров и без Диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию» 5 . То же говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая наипаче тем, иже едино суть со Епископом и со Пресвитеры и со Диаконы» 6 . Многих других мест не выставляем. Желающий может сам читать послания св. Игнатия: они вполне достойны чтения всякого человека. Благовестник говорит: «в Церкви чин совершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепо быти, ни мнее, еже... трие сии... Диакони... Пресвитери... и Архиереи» 7 . Симеон Солунский пишет: «хиротонисуемые в три чина разделяеми суть: во Епископа, Пресвитера и Диакона» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Скачать epub pdf Св. священномученик Лукиан и с ним Максиан и Иулиан Св. Лукиан был родом римлянин. При рождении он получил, имя Лукий, что значит «блестящий». В Риме Лукий познакомился со св. апостолом Петром, который научил его вере Христовой и крестил. При крещении ему дано было имя Лукиан, которое значит «светлоявленный», в ознаменование того, что те добрые внутренние качества, которыми он блистал до крещения, в крещении просветлены особенным светом духовным и приумножены новыми дарованиями и совершенствами. Но недолго Лукиану пришлось пользоваться сообществом своего учителя: св. Петру суждено было вскоре пострадать и умереть за имя Христово. После мученической кончины апостола Лукиан удалился на некоторое время из Рима и прошел с проповедью Евангелия всю Италию. Между тем в Рим пришел из Греции Дионисий Ареопагит , с целью посетить св. апостолов Петра и Павла, с которыми раньше он встречался и был знаком, но не застал уже в живых ни того ни другого. Дионисия принял к себе св. Климент, бывший в то время римским епископом. Беседуя с гостем, Климент стал убеждать его идти с евангельской проповедью в западные страны, на что тот и дал согласие. Тогда св. Климент выбрал Дионисию помощников, между ними и Лукиана, которого рукоположил в сан епископа. Проповедники, выйдя из Рима, остановились недалеко от города Тикина в местности, называвшейся Парма. Здесь Лукиан стал учить народ, убеждая его оставить языческое заблуждение и принять христианство. Но жители Пармы не вняли голосу истины, они схватили проповедника и бросили его в темницу. Лукиан радовался, что страдает за имя Христово, но, желая продолжать дело апостольства, стал горячо молиться Богу, чтобы избавил его от темничных уз. И вот христиане той местности, узнав о случившемся, пришли ночью в темницу и освободили Лукиана. Тогда он поспешил в Тикин, где в то время уже находились его спутники. Вместе с ними Лукиан неустанно стал учить народ вере Христовой, творя знамения и чудеса, и многие просвещены были светом Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Источник Излишне напоминать о важности понятия сущность, οσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе – этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом οσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики 1 ! В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена , защиту святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита , христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника , иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе , который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема οσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова , у которого это выражено с присущей ему оригинальностью 2 . Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию 3 и святителю Григорию Нисскому , преподобный Симеон одним и тем же словом οσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе – οσαi, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог “пре­выше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение” 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010