Книга " О именах Божиих " излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен. Книга " О мистическом Богословии " также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу. Приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту творения (их называют Ареопагитики) имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову . Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на " Ареопагитики " . Общецерковное признание Ареопагитики получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662; сведения о нем помещены 21 января). В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по " Богословию " преподобного Иоанна Дамаскина . Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись " Творения святого Дионисия Ареопагита " , принадлежавшая святителю Киприану , митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой. русском языке издано: 1. О Небесной иерархии/Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1786. Изд. 2-е М., 1898. 2. О церковной иерархии/Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника и толкованием Георгия Пахимера//Христианское чтение. 1855. 1 (в прилож.). То же.//Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1-260.

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

Конечно, во время этого гонения Церковь дала множество мучеников. Но главной новостью оказалось буквально массовое отступничество. Отпали очень многие, причем не только принесшие жертву, но и подкупившие магистров. «Страх поразил всех, - писал епископ Дионисий Александрийский, - многие и не из маловажных явились сразу; одни - уступая страху, другие, будучи чиновниками, - по обязанности службы, третьи - увлекаемые окружением. Одни были бледные и дрожащие, как будто не они должны были принести жертву, а их самих приносили в жертву идолам, и потому над ними смеялась толпа...» Та же картина в письмах Киприана Карфагенского: «Были такие, что не ждали вызова, чтобы подняться на Капитолий, ни вопроса, чтобы отречься... Сами они бежали на форум, спешили к смерти, как бы давно уже хотели этого... И предел преступления - детей тащили родители, чтобы те с первого возраста потеряли то, что получили на дороге жизни». Гонение быстро пронеслось. Перед Церковью встал серьезный вопрос, что же делать с «падшими», которые осознали свое падение и теперь молили о возвращении в Церковь. Уже в начале века признавалось «второе покаяние». Однако теперь то, что раньше рассматривалось как исключение, стало массовым явлением. Учитывая всю важность мученичества для Церкви, можно понять, почему вопрос о падших вызвал длительную смуту. Значительную роль в этой смуте сыграли «исповедники», т.е. те, которые исповедовали Христа перед властями, претерпели мучения, но по той или иной причине не погибли. 2. Св. Киприан Карфагенский (200/210-258), как и Тертуллиан, родился в языческой семье, также был адвокатом и профессором риторики (словесности). Он так описывает свое обращение, происшедшее уже в зрелом возрасте: «Дух, снизошедший с неба, сделал из меня нового человека через второе рождение. И сразу же, чудесным образом, уверенность смыла сомнения». Вскоре он стал пресвитером, а затем епископом по единодушному требованию всех карфагенян, хотя был и второй кандидат - более заслуженный пресвитер Новат. Это послужило поводом для личной неприязни со стороны Новата.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Изучение подобного печального опыта многому может нас научить в той экстремальной ситуации, в которой сейчас находится наше общество и Церковь. На Бутовском полигоне, начиная с 2000-х годов, мы ведем изучение традиций, связанных с увековечением памяти жертв социальных катастроф. Конечно, на первом плане для нас изучение последствий репрессий, войн, нашествий и мятежей. Однако и темы, связанные с последствиями эпидемий, всегда представляли для нашего Мемориального центра большой интерес. Мы понимаем, что каждая историческая эпоха уникальна по-своему, но для нашего экскурса особый интерес представляет середина III века. Это была уже не первая встреча христианской общины с испытанием эпидемией, но именно в это время Церковь Христова обрела необходимый опыт и богословский язык для осмысления такой непростой темы. Святитель Дионисий Великий Неслучайно сама эпидемия, поразившая тогда многие города Римской империи, получила название «Киприанова чума» – по имени священномученика Киприана Карфагенского, ставшего ее свидетелем. Именно по его описаниям мы можем теперь сказать, что это вряд ли была классическая чума. По симптоматике эта болезнь, насколько можно судить, была подобием геморрагической лихорадки или даже лихорадки Эбола. Возможно, этот вирус поразил человечество один раз, для того чтобы больше не возвращаться. Другим архипастырем Церкви, который разделил со своей паствой опасности и потрясения того непростого времени, был святитель Дионисий, епископ Александрийский, в греческой традиции названный Великим. Авторитет этого епископа в Древней Церкви был очень высок. В своем трактате «О Святом Духе» святитель Василий Великий называет Дионисия одним из архипастырей, «заслуживающих доверия и по своей древности и возвышающихся над нынешними людьми точностью своих познаний». Церковь также называет святителя Дионисия исповедником. Ему не раз грозила смерть, он был арестован во время гонений императора Деция. Он уже ожидал казни через усечение мечом и горел желанием принять мученичество. Однако этого не случилось. Освобождение святителя произошло неожиданно: из рук воинов его вырвали мареотийские жители, при этом даже не христиане.

http://pravoslavie.ru/131546.html

«Вот появился указ... — вспоминает об этом периоде священномученик Дионисий, епископ Александрийский. — Многие видные люди явились сразу: одни — из страха, магистраты — повинуясь своим обязанностям, некоторых тащили близкие. Вызванные по имени подходили к нечистым жертвам, од ни — бледные и дрожащие, словно не они собрались принести жертву, а сами шли как жертвы на заклание... Другие быстро, с готовностью подходили к жертвеннику, развязностью своей подтверждая, что никогда и не были христианами» . Ту же печальную картину рисует и святой Киприан Карфагенский: «Они не дожидались даже, чтобы идти, по крайней мере, тогда, когда их схватят; отречься, когда будут спрашивать. Многие побеждены прежде сражения, низвержены без боя и даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно бегут на торжище, добровольно поспешают к смерти, — как будто они рады представившемуся случаю, которого всегда ждали с нетерпением!» Так Церковь буквально разделилась, с одной стороны, на мучеников и исповедников, с другой — на принесших требуемые жертвы идолам. К по след ним тесно примыкали так называемые либеллятики, которые формально не совершили жертвоприношения, но за деньги купили себе у чиновников libelli. Часть христиан с началом гонений последовала за своим епископом и, скрывшись, сумела избежать мучений . Эти жестокие гонения продлились недолго — менее года. Закончились они со смертью Деция, который правил всего два года — он погиб в конце 250 года битве с готами. За время гонений мученическую кончину принял предстоятель Церкви Римской папа Фабиан. Римские пресвитеры и диаконы известили об этом святителя Киприана, однако адресовали карфагенскому клиру и другое письмо, где в острой ироничной форме обвиняли святителя Киприана в том, что во время гонений тот скрылся, выставляя его поступок как проявление малодушия и недостойных истинного пастыря качеств. В ответ епископ Киприан обратился к римским священнослужителям с письмом, в котором прославлял подвиг их предстоятеля. В ответ же на письмо, в котором прозвучали порицания Киприану, святитель, желая пристыдить своих несправедливых обвинителей, написал, что не может поверить, что его могли написать римские клирики, и просит у них как бы подтвердить его подлинность (письмо 7). Думается, этот конфликт в скором времени был исчерпан.

http://pravoslavie.ru/6128.html

Потому-то Апостол Павел и укоряет Коринфян за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собою сюда пищу и питие. Апостол говорит: «еда домов не имате во еже ясти и пити; или о церкви Божией не радите». 969 После времен Апостольских во 2-м и 1-й половине 3-го века, христианские храмы большею частью находились в частных домах, а если и представляли собой в иных местах отдельные здания, то это были здания простые. О них Тертуллиан выражается так: nostra domus simplex. Это были здания не богатые, строившиеся большею частью в местах отдаленных от городов и селений, как-то: в лесах, полях и в катакомбах. Причиною сего были почти беспрестанные гонения, когда все, принадлежащее христианам, предавалось на расхищение, на разрушение, когда христиане не только не могли иметь открытых храмов, но и не могли во всякое время дня совершать безопасно самое Богослужение, когда принуждены были скрываться в катакомбах и пещерах или где только возможно было укрыться от злобы врагов. Так это было в церкви Александрийской в 3-м столетии, при священномученике Дионисии (265 г.). «Они нас, пишет 970 св. Дионисий, ненавидели, как врагов своих, но, не взирая на то, что они нас преследовали и влачили на смерть, мы и тогда праздновали. Всякое место, где мы терпели от них разные поругания: поле, пустыня, корабль, гостиница, темница, служило для нас местами собраний». Но нельзя сказать этого относительно спокойного времени, которое наставало после гонений. В правление Александра Севера (222–235), Государя гуманного, терпевшего христиан, затем, спустя около 30 лет, после Александра Севера, в правление императора Галлиена (260 г.), после гонения Валерианова, дозволившего христианам строить храмы и возвратившего прежние христианские храмы, занятые язычниками, Богослужение христианское отправлялось в храмах, то есть, в отдельных, по потребностям Богослужения, устроенных и известных язычникам зданиях. В это время число их, по свидетельству Евсевия, 971 значительно размножалось; они строились в более обширном и величественном виде, чем прежде, на что указывают церкви Никомидийская 972 и Тирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митрополичьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Рима. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испании, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принадлежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впоследствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас) – это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь определение статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собора характерна тенденция противостоять стремлению влиятельных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, последовавшей в гонение Валериана в 258 году, занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 год – Евтихиан, а после него в течение 13 лет Гай. В 296 году «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» . По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 году его кафедру занял Максим, в 282 году его сменил Феона, скончавшийся в 300 году, а его преемником стал священномученик Петр. Иисус - Альфа и Омега. Катакомбы Коммодиллы. 4 в. После мученической кончины святого Вавилы в 250 году Антиохийскую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 по 271 г.), еретические воззрения которого стали причиной его низложения; Домн, скончавшийся в 273 году; после Домна епископство в Антиохии получил Тимофей; преемником его стал Кирилл, занявший кафедру в 284 году и скончавшийся в 298 году. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана.

http://pravoslavie.ru/41990.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дионисий Великий: «Такая смерть считалась равной мученичеству» Как вели себя христиане в отличие от язычников в далёком 262 году, когда свирепствовала моровая язва 18.03.2020 2490 Время на чтение 3 минуты Наблюдая за развитием нынешней эпидемии коронавируса, мы ищем исторические примеры, которые помогли бы нам правильно относиться к этому бедствию. Есть в истории пример, который очень напоминает нынешние события. Дело было в 262 году. В тот год в Александрии, как напоминает «Православная энциклопедия» , возникла междоусобица, разделившая жителей города на 2 партии. Последовавшая за ней гражданская война помешала христианам собраться на Пасху. В связи с этим священномученик Дионисий, епископ Александрийский (Дионисий Великий) был вынужден сообщаться с паствой только письменно (Euseb. Hist. eccl. VII 21). Вскоре к бедствиям гражданской войны присоединились голод и моровая язва, христиане под руководством своего епископа несли заботы о лечении больных, о погребении умерших, в то время как язычники, боясь заразы, бросали тех и других на произвол судьбы. Примечательно, что бедствие в далёком третьем веке в далёкой Александрии тоже выпало на Великий пост. Поучительные для нас послания Дионисия Великого цитирует знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии Палестинской, в своей «Церковной истории»: «Войну сменила чума, а так как приближалась Пасха, то Дионисий опять письменно беседует с братьями и так говорит о страданиях от этого бедствия: " Другим людям нынешнее время не покажется подходящим для праздника, и не будет оно подходить ни для этого нашего праздника, ни для какого другого – и не только для людей в печали, но и для тех, кто, казалось бы, преисполнен ликования. Сейчас всюду похоронный плач, все горюют; город оглашают вопли по умершим и каждодневно умирающим. Как написано было о первенцах египтян, так и теперь: " и поднялся вопль великий, ибо нет дома, где не было бы мертвеца " – хорошо, если не больше одного.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/18/di...

1 Слово «соборный» в приложении к посланию встречается в первый раз у Аполлония, писателя II века (цитируемого церковным историком Евсевием), который сообщает известие, что один монтанист, по имени Фемистон написал, в подражание апостолу Иоанну, соборное послание. Не ясно, в каком смысле употребляется здесь слово «соборный», но несомненно видно, что еще тогда послание Иоанна (Первое) называлось Соборным. 2 Климент Александрийский (? — до 215) — христианский богослов. 3 Ориген (ок. 185 — 253 254) — христианский богослов, философ. — Ред. 4 Дионисий Александрийский (?-ок. 264) — глава христианской школы в Александрии. — Ред. 5 Евсевий Кесарийский (ок. 263—339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии. — Ред. 6 Здесь и далее даются ссылки на текст данного толкования. — Ред. 7 Здесь автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Климент Римский (I в.) — апостол от 70-ти, христианский епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра); Ерм (конец I в.) — апостол от 70-ти; Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 200) — святитель, христианский богослов, епископ Лиона; Тертуллиан (ок. 160 — после 200) — христианский богослов и писатель; Дидим Александрийский (Слепец) (ок. 313—398) — христианский богослов; Иероним (ок. 342—420) — преподобный, христианский писатель и богослов; ему принадлежит латинский перевод Библии (Вульгата). — Ред. 8 Конец 17-го стиха по-церк.-слав.: «...у Негоже несть пременение, или преложения стен». — Ред. 9 Любопретися (церк.-слав.) — любить спорить. — Ред. 10 Папий Иерапольский (ок. 60—130)- епископ Иераполя. — Ред. 11 Евсевий. Церковная история. II, 15. 12 Как бы посредством теней, неясных очертаний. — Ред. 13 Теней. — Ред. 14 Когда-то (с церк.-слав.). — Ред. 15 Насильно, принужденно (церк.-слав.). — Ред. 16 Шерстью (церк.-слав.).— Ред. 17 Далее автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Варнава — апостол от 70-ти, епископ Медиоланский, Кипрский; священномученик; Игнатий Богоносец (ок. 35 — ок. 107) — христианский святой, мученик; епископ Антиохийский; Иустин Философ и Мученик (ок. 100 — ок. 166) — христианский писатель; мученик; Киприан Карфагенский (?—258) — христианский писатель и богослов; священномученик. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3666...

Ориген (185–253 (или 254)), один из знаменитейших учителей древней Церкви. Это был крупнейший христианский философ, попытавшийся дать систематическое объяснение христианства в категориях эллинской мысли. Уже в двадцатилетнем возрасте он был облечен епископом Александрийским Димитрием правами начальника известного александрийского огласительного училища. При нем оно достигло своего расцвета. Высочайшая образованность Оригена , его блестящие преподавательские способности, гениальный ум, ревность о христианском благочестии (здесь были и крайности: так, например, стремясь к полнейшему целомудрию, Ориген оскопил себя) скоро сделали его известным и привлекли к нему множество учеников. Среди них, в частности, особенно следует отметить таких известных отцов Церкви, как священномученик Дионисий Александрийский († 264 (или 265); память 518 октября) и святитель Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский († между 266 и 270; память 1730 ноября). В гонение Римского императора Декия Младшего (251) Ориген был схвачен и перенес, принуждаемый к отречению от Христа, тяжкие мучения. Казни он предан не был, однако пытки и тюремное заключение подорвали его здоровье и в 253 (или 254) году он скончался в Тире. Личность и произведения его как при жизни, так и по смерти были окружены необычайным уважением и авторитетом. Особенно велика была его популярность в IV веке, в период бурного расцвета христианского богословия, когда многие христианские мыслители вдохновлялись им и так или иначе ссылались на его творения. Однако, хотя Ориген и являлся действительно одним из величайших богословов в истории христианства, его учение во многом отклонилось от основного смысла христианского Откровения и сам «оригенизм» способствовал возникновению разнообразных течений, с Православием совершенно несовместимых. Это и послужило причиной того, что умерший в мире с Церковью Ориген посмертно был осужден как еретик и предан анафеме на Поместном Константинопольском Соборе 543 года. Десятью годами позже это осуждение было подтверждено на V Вселенском Соборе, а сочинения Оригена были объявлены подлежащими уничтожению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

священномученик Дионисий Александрийский (кон. II в. – 264/5) священномученик Дионисий Александрийский Епископ Александрийский, богослов, исповедник, духовный писатель, много сил положивший для защиты Православия от ересей. Родился около 190 года, был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Александрийском огласительном училище на протяжении 16 лет, а с 247 г., после смерти епископа Иракла, стал епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван «великим» и учителем Вселенской Церкви (назван так уже Евсевием и св. Василием  Великим). Во время гонений Декия св. Дионисий был арестован и неожиданно освобожден. Некоторое время руководил Александрийской Церковью из укрытия, потом возвратился в город. В гонение Валериана был сослан в Ливию. Участие во многих церковных событиях того времени: • В вопросе о крещении еретиков он был более близок к взглядам Рима, но употребил все свое влияние, чтобы призвать Рим и Карфаген к умеренности. (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария — отрицали). См.: «В собрании братии находился некто, считавшийся давним правоверным ... он пришел ко мне с плачем и самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульств .... он просил меня преподать ему истиннейшее очищение, усыновление и благодать. Но я не решился сделать это...» Евсевий Церковная история VII, 9 • В вопросе о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости: «умирающим, если они просятся, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброй надеждою» • В послании уговаривал Новациана в Риме отказаться от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола. • Дионисий переписывался с Дионисием, еп. римским, по поводу распространившейся в то время в Африке ереси модализма или савеллианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010