Веру Православную непорочно соблюл,/подвигом добрым во святительстве подвизался еси,/священномучениче отче Владимире,/и убивающим тя рекл еси:/Господь да простит вас./Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего,/Егоже, яко имеяй дерзновение, моли,/оправдание даровати нам в День Судный. Кондак, глас 4 Образ Христова милосердия являя,/покров и защищение пастве твоей был еси,/святителю отче Владимире,/в кротости страдания приемля, безбожных мучителей,/благословляя, простил еси./Темже и нам испроси у Христа Бога дух мирен и велию милость. Величание Величаем тя,/священномучениче Владимире,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Собору новомучеников и исповедников Российских, глас 4 Днесь радостно ликует Церковь Русская,/яко мати чада, проелавляющи новомученики и исповедники своя:/святители и иереи,/царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини,/преподобныя мужи и жены и вся православныя Христианы,/во дни гонения безбожнаго/жизнь свою за веру во Христа положившия/и кровьми истину соблюдшия./Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Ин тропарь, глас тойже Цвети Российскаго луга духовнаго/в годину лютых гонений дивно процветший/новомученицы и исповедницы безчисленнии:/святителие и пастырие,/монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/добрый плод в терпении Христу принесшии,/молитеся Ему, яко насадителю вашему,/да избавит люди Своя от безбожных и злых,/да утверждается же Церковь Русская/кровьми и страдании вашими/во спасение душ наших. Кондак, глас 3 Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Ангцу Божию/и со ангелы песнь победную воспевают Богу:/благословение, и слава, и премудрость,/и хвала, и честь, и сила, и крепость/нашему Богу во веки веков. Аминь. Ин кондак, глас 2 Новии страстотерпцы Российстии,/исповеднически поприще земное претекшии,/страданьми дерзновение приимшии,/молитеся Христу, вас укрепившему,/да и мы, егда найдет на ны испытания час,/мужества дар Божий восприимем./Образ бо есте лобызающим подвиг ваш,/яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть/от любве Божия разлучити вас не возмогоша. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Пасху 10 апреля святитель Григорий спокойно и торжественно отслужил Пасхальную литургию, прерывавшуюся только рыданиями молящихся. По окончании службы его известили о восстании на Пелопоннесе. Патриарх сказал: «Ныне, как и всегда, воля Господня да будет!» Через несколько часов ему объявили о его низложении, и янычары грубо повлекли патриарха в тюрьму. На допросе и во время пыток он хранил невозмутимое молчание, которое нарушал только тогда, когда от него требовали отречься от веры. На это он отвечал: «Христианский патриарх христианином и умрет!» Вскоре был избран и возведен на патриарший престол его преемник. А святителя Григория повесили у входа в патриарший дворец, который в память об этом с тех пор остается закрытым. Перед смертью мученик воздел руки к небесам и сказал: «В руки Твои, Господи Иисусе Христе, предаю дух мой!» Иудеи и турки бросали камни в мертвое тело святого, а чиновник, которому было поручено совершить казнь, сидел рядом и курил. Тело с привязанным к шее обвинительным актом оставалось на виселице три дня. Потом иудеи выкупили его за 800 пиастров и волочили по улицам с криками радости и насмешками в адрес святого патриарха. В конце концов они бросили его в море. Несмотря на тяжелый камень, привязанный к шее, тело мученика оказалось на поверхности. Оно было поднято из воды греческим кораблем под русским флагом и доставлено в Одессу. Тело святого было выставлено для поклонения на много дней, и за это время не появилось никаких признаков тления. В 1871 году, по случаю 50-летия греческого восстания, мощи святого были перенесены в кафедральный собор Афин и помещены в столице с большими почестями. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 23 апреля 2012 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 535 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 23 апреля 2021, 07:06 Святитель Григорий! Моли Бога о нас грешных! Мария 23 апреля 2017, 11:11 Спаси, Господи! Священномученик Григорий, моли Бога о нас грешных! Да подаст молитвами твоими нам спасение и исцеление души и тела и веру крепкую, непоколебимую! Моли Господа о стране нашей Российской и примирении всех враждующих на Земли...

http://pravoslavie.ru/53086.html

В эту же ночь, 10/23 апреля, во время Светлой заутрени, прямо за богослужением в церкви был схвачен турками другой покровитель и благодетель Русской святогорской обители – Святейший Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Во всем святительском облачении он был повешен турками прямо на вратах патриархии в Константинополе. Оба страдальца были заподозрены в измене и в соучастии в восстании, начавшимся незадолго перед этим в марте месяце во владениях Турции в Валахии. Султан подозревал в организации восстания правительство Российской Империи. Князь Скарлат и Патриарх Григорий не скрывали своей связи с Русской обителью на Афоне и своего покровительства ей, хотя в то время русских насельников там не было. Эти трагические события были только началом испытаний Свято-Пантелеимонова монастыря. На светлой неделе, спустя четыре дня после мученической кончины двух благодетелей, отошел ко Господу 3-й ктитор Нового Руссика – Игумен монастыря старец Схи-Архимандрит Савва. Преставился отец Игумен кончиной праведника, мирно и тихо, в светлом уме и памяти, простившись с братией, благословив всех и оставив по себе преемника, будущего Игумена Схи-Архимандрита Герасима. Вскоре турки начали террор против христианского населения; посыпались угрозы и в сторону Русской святогорской обители, как «оплота заговорщиков» и «сепаратистов». Вся братия монастыря, во главе с новым Игуменом Схи-Архимандритом Герасимом была вынуждена оставить не только монастырь, но и Афон, и скрываться в Морее (Пелопоннес) несколько лет. По возвращении на Святую Гору в свою обитель, Игумен Герасим убедил греков, смирившихся испытаниями и скорбями, примириться с русскими собратьями и пригласить их в монастырь для сожительства. Князь Скарлат Каллимах и священномученик Григорий V занимают особые главы в истории Афонской Свято-Пантелеимоновой обители. Помощь, оказанная князем Скарлатом Обители святого Пантелеимона, была, в некотором роде, наследственным призванием: дед князя, Молдавский Господарь Иоанн Каллимах, (занимал престол с 1758 г. по 1761 г.), спас Русский святогорский монастырь от полного разрушения в предыдущем столетии, оказав ему значительную помощь. Отец Скарлата, – Александр Каллимах, также помогал Пантелеимоновой обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

Но моим вождем в предстоящей мне архипастырской деятельности является мой небесный покровитель священномученик Исидор. Почти пятьсот лет назад он в Тарту (Юрьеве) во время богослужения вместе со своими прихожанами был схвачен немцами, отправлен в тюрьму, и затем все они были утоплены в протекающей в Тарту реке Эмайыги. Своею жизнью и смертью священномученик Исидор и иже с ним показал, что он держал знамя Православия в своей земле твердо, даже до смерти, чем указал и мне принцип моей будущей архипастырской деятельности». 22 июня 1947 г. в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялась хиротония архимандрита Исидора, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и епископ Лужский Симеон (Бычков). Владыке Исидору было суждено трудиться на Таллиннской и Эстонской кафедре два с половиной года. Однако хорошо знавший проблемы и нужды православной Церкви в Эстонии, опытный и ревностный архипастырь немало преуспел в устроении ее жизни. Преосвященный делал все, что мог, для упорядочения пастырского окормления приходов своей епархии после потрясений предвоенного времени и войны. Он был инициатором восстановительных работ в разрушенных храмовых зданиях и, насколько было возможно, содействовал этому процессу Владыка не оставлял заботу о Пюхтицком женском монастыре, особо нуждавшемся тогда в помощи. Большим подспорьем в исполнении всего задуманного было освобождение Таллиннской и Эстонской епархии от установленных священноначалием денежных взносов на общецерковные нужды, которые все епархии обязаны были посылать в Москву, введение бесплатного обучения в духовных семинариях и академиях Русской Православной Церкви для кандидатов из Эстонии, по окончании принимавших священный сан, а также выплаты пенсий престарелым и больным священнослужителям этой епархии за счет средств центрального пенсионного фонда Церкви. Как епархиальный архиерей владыка Исидор в июле 1948 г. возглавил празднование православными в Эстонии 500-лстия автокефалии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После окончания П. Лепорским в 1891г. полного курса Нижегородской духовной семинарии ее Правление присылает его на казенный счет в СПбДА. Он – единственный из выпускников был отправлен сюда, два других его товарища, Василий Юрасов и Николай Селунский, обучались в Московской духовной академии 8 . П. Лепорский выдерживает вступительные испытания и поступает в число студентов III курса в качестве казеннокоштного. Для примера, как проходили экзамены, можно указать на систему В. В. Болотова , который ее ввел для проверки эрудиции абитуриента: на 30 карточках были выписаны характерные выражения из «не православных догматических и православных полемических сочинений» на греческом или латинском языке, а экзаменующемуся предлагали определить, православное или нет учение, изложенное в листке, и кому оно может принадлежать – против кого направлено 9 . Большую часть курса, на который поступил П. Лепорский , составляли талантливые студенты. Позднее многие из них стали крупными учеными и церковными деятелями. Это, например, священномученик Иоанн Кочуров и священномученик Александр Хотовицкий, миссионеры в Америке; Η. Г. Рункевич, церковный писатель-историк; H. К. Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский Григорий 10 . После поступления П. Лепорский распределяется во 2-ю группу, в которой проходило углубленное изучение церковно-исторических наук, а также изучал греческий и английский языки. 11 В РНБ ОР сохранились его записи 1892–1893 гг. лекций по общей церковной истории, которые читал профессор В. В. Болотов . Они содержат часть материала по вв. 12 В первой половине 1894 г. В. В. Болотов предлагает П. Лепорскому тему для диссертации на ученую степень кандидата – «История викариатства Фессалоникского до присоединения его к Константинопольскому патриархату», которую последний сразу же начинает разрабатывать 13 . В 1895 г., по окончании полного курса СПбДА (со средним баллом 4,783), П. Лепорский за это сочинение был удостоен степени кандидата богословия с правом на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Выступление против иконопочитания было по существу грубым вмешательством государственной власти во внутренние дела Церкви, в ее богослужебную и вероучебную жизнь. Лично Лев Исавр был человеком деспотическим и грубым. Он принуждал к крещению евреев и монтанистов, которые иногда предпочитали самоубийство. Для иконоборцев власть государства над Церковью, цезарепапизм, была принципом нормальной жизни: «Я царь и первосвященник», — писал Лев Исавр Римскому папе, св. Григорию II В ответ на эту установку св. Иоанн Дама-скин, в своем втором Слове в защиту святых икон, высказывает позицию Православной Церкви: «Это, братие, разбойническое нападение [...]. Мы покорны тебе, царь, в делах, касающихся жизни, в делах века сего, в податях, пошлинах и т.д., в том, в чем вверено тебе управление нашими земными делами; в церковном же устройстве мы имеем пастырей, глаголавших нам слово и установивших церковное законоположение» . Исповедники Православия с самого начала встали на четкую и бескомпромиссную позицию. Так, священномученик св. Патриарх Герман написал епископам-иконоборцам три догматических послания еще до открытого выступления Льва Исавра. Он предпочел унижение и ссылку ереси. Сразу после императорского указа преподобный Иоанн Дамаскин написал свое первое Слово в защиту святых икон. Слово это, так же как и два другие, за ним последовавшие, представляет собою не только ответ на теоретическую установку иконоборчества, но очень полное и систематическое богословское изложение православного учения об образе. В начале иконоборчества на Римском престоле был св. папа Григорий II. Как и Патриарх Герман, он отказался подчиниться императору и созвал в 727 г. в Риме Собор, подтвердивший почитание икон на основании существования в Ветхом Завете скинии и особенно изображений херувимов. Большая часть Италии восстала, и восставшие заявили, что посадят на Константинопольский престол другого императора. Св. Григорий II написал Патриарху и императору послания, которые были прочитаны позже на Седьмом Вселенском Соборе. Его преемник, Григорий III (родом сирийский грек) созвал в 731 г. новый Собор в Риме, который постановил лишать причастия и отлучать от церковного общения осквернителей икон. «В будущем всякий, кто будет изымать, уничтожать, бесчестить или оскорблять иконы Господа, Его Святой Матери, чистой и славной Девы, или Апостолов [...], не сможет получать Тело и Кровь Господни и будет исключен из Церкви» . Григорий III с большой ревностью расписывал храмы и заказывал иконы. Чтобы почтить поруганных святых, он установил в Риме, в капелле св. Петра, празднование дня всех святых, которое в то время было лишь местным праздником.

http://sedmitza.ru/lib/text/440341/

Возвращенный на патриаршество в 1806 году, он был с воодушевлением принят христианским населением Константинополя. Однако в 1808 году, когда дворцовый переворот привел к власти султана Мехмеда II, святитель Григорий был вынужден сложить с себя патриарший сан и удалиться на остров Принкипо, а затем вновь на Афон. Там он продолжил изучение святоотеческой литературы и преуспевал в монашеском делании, при этом следил за ситуацией в Церкви и в народе. В 1818 году к нему обратились члены тайного общества «Филики Этерия», которое готовило восстание, пытаясь объединить и согласовать между собой разрозненные силы. Григорий с воодушевлением подтвердил свою преданность делу освобождения. Однако, считая, что время еще не пришло, он посоветовал им хранить терпение. Некоторое время спустя святой вновь был возвращен на патриарший престол и возобновил свою деятельность, способствуя в первую очередь строительству школ, для того чтобы дети получали греческое образование. Он организовал также фонд милосердия, который принимал средства от состоятельных греков и направлял их на вспомоществование бедным согражданам. 1 февраля 1821 года началось восстание греков в Дунайских княжествах. Недостаточно хорошо организованное, оно повлекло за собой ужасные кровавые репрессии в Константинополе и во всех крупных городах Османской империи. Все знатные люди, как-либо связанные с мятежными княжествами, были казнены, четыре епископа арестованы. Когда правительство отдало распоряжение всем аристократическим греческим семействам Константинополя явиться в Фанар, патриарх, понимая, что сейчас начнется массовое избиение, выступил перед Высокой Портой гарантом их благонадежности. Султан, недовольный этим поступком, заставил Григория отлучить от Церкви главу восстания Александра Ипсиланти и его соратников. 31 марта на Пелопоннесе было объявлено всеобщее восстание. Три дня спустя, в понедельник Страстной седмицы, великий драгоман, представлявший греческую общину при дворе султана, был казнен вместе с другими знатными греками. Патриарх, понимая, какая судьба его ждет, отказывался от предложений о бегстве, говоря: «Как я оставлю свое стадо? Ведь я ношу патриарший сан, чтобы вести народ к спасению, а не для того, чтобы подставить его под сабли янычар. Моя смерть будет полезнее, чем моя жизнь, поскольку благодаря ей греки будут сражаться с мужеством отчаяния, которое часто приносит победу. Нет, я не стану посмешищем для всего мира, спасшись бегством, чтобы, глядя на меня, люди говорили: вот патриарх-убийца!»

http://pravoslavie.ru/53086.html

Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный - в честь Троицы Живоначальной, западный - в честь входа Господня в Иерусалим, северный - в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный - в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный - в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный - в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный - в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный - в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы. Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются. В октябре 1552 года " позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского " - москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный " повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат " . Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория " Великая Армении " . Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании - " Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов " . В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Как правило, сегодня происходит путаница между истинным богословием и богословской «псевдоморфозой», между святоотеческим богословием и секуляризованной теологией, как оно изложено и излагается западным богословием, которое здесь в Америке прекрасно знают. Я сделаю, прежде всего, в моем первом докладе два подраздела, первый – это что такое святоотеческое богословие, а второй – что такое западное богословие. 1. Святоотеческое богословие Святые Отцы являются авторитетными учителями Церкви, поскольку они преемники Пророков и Апостолов по духу. В хорошо известном тропаре, который поется в день памяти многих Отцов Церкви, таких как свмч. Игнатий Богоносец , пишется: «и нравом причастник, и престолом Апостолов бысть, деяние обрел еси богодухновенне, видением восход; се бо ради слово истины исправляя, и веры ради постадал даже до крови, священномучениче Игнатие. Моли Христа Бога, спаси души наша». Между нравом (образом жизни- τρπος) и престолом Апостолов существует связь, существует связь и между деянием и видением, между правой верой и мученичеством. Говоря о Пророках и Апостолах нам следует подчеркнуть, что Пророки видели бесплотный Логос, Великого Совета Ангела, Второе Лицо Святой Троицы бесплотное, в то время как Апостолы видели воплотившееся Слово, Сына Божия и Бога Слово во плоти. Так что Отцы являются авторитетными преемниками этих великих богословов боговидцев, и они были наследниками их духа. Между Пророками, Апостолами и Отцами существует поразительное единство.Во всей церковной традиции фактом является то, что богословие Церкви это не размышление, но божественное откровение у достигших обожения, Пророков, Апостолов и Отцов на протяжении всех столетий. В Синодике Православия часто повторяется фраза, что мы следуем по пути «сообразно богословию святых вдохновленных Богом и благочестивому мышлению Церкви». Эта фраза, как считается, была сформулирована свт. Филофеем Коккиным, соратником по монашескому подвигу свт. Григория Паламы и Патриархом Константинопольским, и, несомненно, она указывает на богословие Отцов исихастов, и преимущественно на свт. Григория Паламу . Другого богословия в Церкви не существует, ни послеапостольского, и допатристического, ни метапатристического.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010