Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 — 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Тринадцатый день. Св. священномученик Артемон Лаодикийский. (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности). I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос, как его зовут, святый отвечал: «Если ты хочешь знать мое имя, то уразумей, что когда я был в матерней утробе, мне дано от Самого Бога имя Артемон». II. Этими словами св. священномуч. Артемон желал, очевидно, выразить ту истину, что имя человека вообще, и в особенности христианина, зависит не от случая и «имеет великое значение». Часто имя святого, которое нам дано, указывает по своему значению «качества», которые мы должны иметь в жизни, например имена Веры, Надежды и Любви – научают тех, которые носят их, иметь веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему и ко всем. Тем более имена, которые, по Божиему предведению, предрекаются людям еще до их рождения, должны непременно знаменовать образ их жизни. Так Крестителю Господню дано было от Бога еще до рождения имя Иоанн, в ознаменование того, что он и родился по благодати Божией и исполнен будет благодати. Имя Господа Иисус предназначено архангелом Гавриилом еще во время благовещения Пресвят. Богородицы в знамение того, что Он спасет люди Своя Израиля, ибо еврейское слово Иоанн значит по русски «благодать», а Иисус – значит «спасение». – Артемон слово греческое толкуется так: «малое ветрило», в знамение того, что он как бы корабельщик с малым парусом и сам достигнет тихого пристанища царствия небесного и других руководит к тому же пристанищу. Имя, даваемое всякому христианину при крещении, указывает на те преимущества и блага, которые даруются крещаемому. а) Во-первых, св. церковь , нарицая нас новым именем в таинстве св. крещения, усыновляет нас Богу Отцу о имени единороднаго, возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, Который непостижимым снисхождением Своим к падшему роду человеческому, крестными страданиями и смертию заслужил нам право чадами Божиими быти, верующим во имя Его. Таким образом мы из сынов гнева и проклятия по естеству соделываемся чадами любви и благоволения Божия по благодати. Во всех обстояниях и нуждах жизни можем со дерзновением приступать к престолу благодати, просить и вопиять о помощи, ибо Сам Господь неба и земли уверяет нас: «еже аще что просите от Отца во имя Мое», «то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите», «и приимите». При всех превратностях мира, во всех самых скорбных обстоятельствах жизни можем быть уверены совершенно, что и влас главы нашея не погибнет без воли Отца нашего небеснаго. Что может быть отраднее и утешительнее сих поистине божественных обетований?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Священномученик Артемон, пресвитер Лаодикийский Артемон был священником Лаодикийской Церкви IV в. во Фригии. Он достиг пре­клонных лет и снискал большое уважение. Во времена Диоклетиановых гонений (303-305) святой вместе с епископом Лаодикийским Сисинием явил­ся в храм Артемиды и поверг наземь стоявших там идолов. Некоторое время спустя префект Патрикий, прохо­дя мимо храма, узнал об этом и решил уничтожить христиан­скую общину города. Однако тяжелая болезнь помешала ему осуществить это намерение. Разочаровавшись в средствах медицины, он отправил гонца к епископу испросить его молитв, обещая в случае исцеления подарить ему золотое изваяние. По молитвам Церкви пре­фект выздоровел, однако упорствовал в нечестии. На обратном пути из Кесарии Патрикий встретил Ар­темона и попытался заставить его принести жертвы богам. Старец ответил: «Шестнадцать лет я читал Священное Пи­сание народу Божию, двадцать восемь лет служил диаконом и двадцать пять – пресвитером, чтобы учить благочестию. Как же я могу сейчас принести жертвы идолам?» Наконец он сделал вид, будто согласен, и позволил привести себя в храм Асклепия. Там он разбил гигантские статуи богов, вызвав ярость префекта. После того как палачи долго терзали плоть святого, Пат­рикий велел положить его на решетку над огнем. Тогда одна из косуль, по обыкновению ходивших следом за святым, по­лучила от Бога дар слова и обличила жестокость правителя. Один воин пустил в животное стрелу, однако косуля нанес­ла помощнику префекта удар рогами, от которого он умер. Когда мучители хотели бросить святого в котел с кипя­щей смолой, префект сам упал туда и таким жалким обра­зом нашел свою смерть. В это время из земли чудесным об­разом пробился источник, и святой крестил в нем язычников, обратившихся в христианскую веру при виде стольких чудес. После этого святой Артемон продолжил проповедь Евангелия и многих обратил ко Христу. Поэтому он был схвачен язычни­ками и, со славой завершив свое служение, казнен в городе Баль-бине, в Асии . 26 апреля 2013 г.

http://pravoslavie.ru/61074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМОН [Артемий] (I в.), свт. (пам. 24 марта, пам. греч. 22 марта), первый епископ г. Селевкия Писидийская (М. Азия). Был рукоположен ап. Павлом , к-рый избрал его из числа христиан этого города как мужа выдающихся добродетелей. А. скончался в глубокой старости после долгого и богоугодного архипастырского служения. Во мн. слав. рукописных памятниках он неверно назван епископом Солунским (по свидетельству болландистов , в нек-рых греч. памятниках вместо Селевкии также указывается Фессалоника). В России со 2-й пол. XVII в. в изданиях Пролога ошибочно появляются памяти 2 святых: Артемона (Артемия) Селевкийского и Артемона (Артемия) Солунского. Краткие греч. жития А. содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 363-364), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 557), а также в Императорском минологии (Ath. Cutl. 23, XII в. Fol. 215-217). Наиболее раннее свидетельство почитания А. на Руси - упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 261). Последование А. в рус. служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болг. праздничной Минеи (ГИМ. Хлуд. 152) 2-й пол. XIV в. В рус. Минею XII в. (РНБ. Соф. 199. Л. 3-5) включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к сщмч. Артемону Лаодикийскому . В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 22 марта; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По одной из греч. рукописей визант. периода (AHG. T. III. P. 241) известен анонимный канон А. 4-го гласа без акростиха; начало - «Τν ν σκσει, ς ν θαλσσ» (греч.- В подвигах, как в море). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μρτιος. Σ. 175).

http://pravenc.ru/text/76388.html

13-е Св. священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского Артемон был шестнадцати лет от роду чтецом, 28 – диаконом и 33 – священником в Лаодикии Сирской (нын. Латакии). В гонение Диоклитианово мучен был в Кесарии Палестинской и обезглавлен 303 г. † Святой мученицы Фомаиды Авва Даниил, который 40 лет прожил в общежитии, потом с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне 162 , пришёл с учеником своим в Александрию, и при них случилось следующее: сын инока Окто декадского имел молодую жену Фомаиду. Отец, бывая у сына, разжигался похотью на сноху, обнимал и целовал её; та принимала эти ласки в простоте чистой души за выражение любви родительской. В одну ночь товарищи рыбаки вызвали сына-рыбака на рыбную ловлю. Отец стал приставать к снохе с явным грешным требованием. «Что с тобой, отец? Оградись знамением креста Господня и отойди», сказала Фомаида. Тот, распалившись похотью, не отходил, а приставал. Фомаида сопротивлялась твёрдо. Над кроватью сына висел меч. Схватив меч, отец стал грозить Фомаиде, что убьёт её, если не послушается его. Фомаида отвечала твёрдо: «хотя бы рассекали меня на части, никогда не соглашусь я на беззаконие». Распалённый гневом, несчастный преступник ударил Фомаиду мечом и убил. Приходят другие рыбаки звать сына и видят убийство. Отец говорит им: «ведите меня к князю, – я убийца». Авва Даниил, узнав о том, говорит ученику: «надобно с честью похоронить тело страдалицы». Он идёт в Октодекадский монастырь Александрийский; его встретил настоятель с братией. Старец сказал инокам: тело Фомаиды должно быть положено не иначе, как с отцами. Иные с ропотом отозвались: «вот велит положить тело жены вместе с отцами». Старец сказал: «эта отроковица – амма (мать) мне и вам, она умерла за чистоту». Тогда никто более не возражал старцу, и она погребена была с отцами. В одно время в скиту восстала блудная брань на брата, и он объявил о том авве Даниилу. «Иди, сказал ему старец, в Октодекадский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: «Боже, для молитв святой Фомаиды, помоги мне». Брат поступил так, как велел старец, и, возвратясь из Октодекадского монастыря, пал к ногам старца. «Бог, по молитвам твоим, избавил меня от блудной брани», говорил брат. «Не то говоришь ты; говори, как освободился ты?» сказал старец. Брат отвечал: «я сотворил только 12 поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: «прими сие благословение и иди с миром в келью свою». И я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю». Старец сказал: «благословение–дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Артемон Лаодикийский, сщмч. Описания иконы В этом разделе записей пока нет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4313.jpg:   Размер: 243x1200, 0.29 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (155) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 13 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4314.jpg:   Размер: 400x1200, 0.48 MPix, 88 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) . Описание: Священномученик Артемон Лаодикийский.Москва, иконописная мастерская Оружейной палаты.1670-1680-е гг.Дерево, левкас, темпера.Размер - 122 х 77,4 см. Файл 13959.jpg:   Размер: 550x848, 0.47 MPix, 133 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (254) , (4) . Описание: [Москва ] Воскресение Христово, святой пресвитер сщмч. Артемон Лаодикийский и святой Артемий Веркольский. На полях иконы святой мч. Алексий и святая мч. Ирина Мерная икона (20,5Х56 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота, на полях басменный оклад.) Иконописная мастерская, Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19157.jpg:   Размер: 450x1242, 0.56 MPix, 314 Kb. Дата: 2012-08-14, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 3 (141) , (2) . Описание: ОБРАЗ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АРТЕМОНА, с житием Конец XVIII в. Центральная Россия (Ярославские земли?). Дерево (липа), левкас, темпера. 31,5×26,0×3,0 см. Оклад: серебро, чеканка, гравировка. Клейма на окладе: неизвестного альдермана(1775-1807); города Москвы, 1796(?); мастера ЕП (Егор Петров, 1762-1796 гг.); А•Т; на венце: В•А Файл 24103.jpg:   Размер: 2448x2908, 7.12 MPix, 1102 Kb. Дата: 2014-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (166) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1279

Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои Ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки. Царя Небеснаго, якоже предпочел еси по достоянию от всех земных,/с Сим во веки, Артемоне, срадуешися. Превознесена тя душею к Зиждителю,/прилози мучителей, страстоносче, никакоже Сего отвлекоша любве. Света Божественнаго блистаньми, страстотерпче, просвещся,/вшед в незаходимый жертвенник таин,/яко таинник неизреченных. Богородичен: Иже человеческое естество приемый, Богородице,/из Тебе паче ума и слова/сыны человеческия содела свойственны. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу,/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе. Зиму безбожия, мучениче, претек, во благочестия весну достигл еси/и солнца славы света сподобился еси. Душевными и разумными очесы/провидев одесную тебе стояща Господа,/не поколебался еси мук, Артемоне, волнами. Яко Божественныя неизреченныя славы, страстотерпче,/сподоблься со страстотерпцы и ученики Христовы,/о нас умоли Сего, яко Благоутробнаго. Богородичен: Свыше, Богородице, Твоим благоутробием нашу нищету посети/и от тли и бед нас избави. Священномученик Артемон Священномученик Артемон родился в первой половине III века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. С юных лет он посвятил себя служению Церкви. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12-ти лет. За усердие к Божественным службам святитель Сисиний возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28-ми лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1989 г. – решение о перестройке храма под концертный зал, начало сбора подписей за передачу здания храма православной общине. март 1991 г. – передача храма общине верующих Русской Православной Церкви, начало работ по его восстановлению. 2 июля 1995 г. – полное освящение храма во имя Гребневской иконы Божьей Матери. март 2000 г. – организация Православного молодежного центра при Гребневском храме. 7 августа 2004 г. – открытие Одинцовского православного социально-культурного центра при Гребневском храме в честь его 200-летия. август – сентябрь 2005 – пребывание в храме святых мощей Георгия Победоносца, доставленных с горы Афон. сейчас в храме осуществляются ежедневные богослужения, за богослужением поют 4 хора, при храме функционируют православный социально–культурный центр, кружки, воскресная школа, проводятся праздничные мероприятия. Церковь Гребневской иконы Божией Матери является старейшей в городе Одинцово. Сохранившийся храм- ротонда строился в царствование Павла I на средства графини Е. В. Зубовой, чьи дети сыграли значительную роль в заговоре против императора. В 1898 году к Гребневской церкви были пристроены колокольня и трапезная с приделами Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. А начиналась история прихода в бывшем селе Одинцово с деревянной церкви в честь малоизвестного святого Артемона Лаодикийского. В конце XVII столетия, как следует из материалов летописца приходов Московской епархии В. И. Холмогорова, в селе Одинцово была построена деревянная церковь в честь мученика Артемона. Незадолго до этого село приобрел Артамон Сергеевич Матвеев – сподвижник царя Алексея Михайловича, дипломат, один из первых «западников» в среде русской знати и основатель первого театрального училища в Москве. Новый владелец Одинцово решил посвятить храм своему небесному покровителю мученику Артемону Лаодикийскому. Священномученик Артемон жил в III веке в Римской империи, застав гонения на христиан императора-язычника Диоклетиана. Будучи уже старцем, пресвитер Артемон совершил несколько бесстрашных поступков, в числе которых было сожжение идолов в капище Артемиды и разорение храма языческого бога Асклепия. Артемон обладал даром повелевать животными: в пути его сопровождали шесть диких ослов и два оленя. Власть над животными проявилась и в капище Асклепия. Святой вошел в языческий храм, где жило множество змей, и выгнал ядовитых животных за его стены. Один из оленей Артемона даже мог разговаривать: именно он сообщил местному епископу о том, что хозяина схватили воины императорского наместника. Тот же необычный олень приходил облизывать раны святого, когда языческий правитель хотел пытками склонить его отречься от Христа.

http://sobory.ru/article/?object=02818

б) Нарицая своим святым именем, св. церковь сопричисляет нас к собору верующих всех мест и времен, вводит в общение со всеми о Христе братиями нашими – живущими и умершими, творит членами таинственного тела Христова, гражданами благодатного царствия Божия. Отселе мы вводимся в обладание всех благ, которые даровал Господь сынам благодатного царства Своего. Нам отверзается вход в храм Божий к слушанию слова Божия, которое есть нетленная пища нашего духа. Нам даруется право приступать к бессмертной и пренебесной трапезе, приобщаться плоти и крови Сына Божия, в коих состоит истинная жизнь наша, и без коих мы мертвы на веки по словеси Господню: «аминь, аминь глаголю вам: – аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе; ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный». Нам даруется право пользоваться всеми таинствами церкви, в коих преизливаются токи божественной благодати, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, коими обновляется и животворится дух наш, освящается самое тело в жилище Божие, в храм Духа Святаго. Нам, и после грехопадений, отверзаются двери покаяния, даруется оправдание и помилование, возвращается дар Божественного сыноположения. Какое же приобретение драгоценнее приобретения быть причастником божественного естества, пользоваться невозбранно неистощимым сокровищем благодати Божией? в) Нарицая своим именем, св. церковь соединяет нас родственным, преискренним союзом с одним из тех блаженных небожителей, кои, скончав благочестно и богоугодно земное странствие, преселились в небесные обители, где вместе с ангелами выну видят лице Отца нашего небеснаго. Дорого ценят люди украшаться именем, прославленным в бытописаниях человеческих, но может ли быть славнее имя, как имя прославленное Богом, вписанное в книге живота вечнаго, имя пророка или апостола, мученика или исповедника, святителя или преподобнаго? Настанет время, когда все бытописания человеческия, со всеми прославляемыми в них именами сильных земли исчезнут навсегда; останется одна книга живота вечнаго, и вписанные в ней имена святых Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного. Патрикий узнал от язычников, что встреченный на пути старец — тот самый Артемон, который разрушил капище Артемиды. Он приказал схватить его и отвести в город Кесарию. Святой Артемон без страха последовал за воинами, а животным приказал идти к святителю Сисинию. Один из оленей получил от Бога дар слова и рассказал святителю, что случилось со святым Артемоном. Святитель послал ему в Кесарию благословение и просфору через диакона. В Кесарии Патрикий вызвал святого Артемона на суд и стал принуждать его принести жертву в капище Асклепия. В том капище жило множество ядовитых змей. Жрецы никогда не открывали дверей, не принеся предварительно жертву идолу. Но святой Артемон, призвав Имя Иисуса Христа, без всякого страха вошел в капище и вывел оттуда множество змей. Язычники обратились в бегство, но святой остановил их и своим дуновением умертвил змей. Один из жрецов, Виталий, уверовал во Христа и просил святого Артемона крестить его. Патрикий думал, что святой Артемон умертвил змей волхвованием, и снова стал допрашивать его и истязать. В то время в Кесарию прибежал олень, говоривший со святителем Сисинием. Олень стал лизать стопы мученика, а затем, снова получив от Бога дар слова, обличил Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Патрикий испугался, что чудеса, совершаемые святым Артемоном, привлекут к нему еще больше народа, и приказал казнить его. Огромный котел наполнили кипящей смолой. Воины должны были бросить туда святого Артемона. Но когда Патрикий подъехал на коне к котлу, желая проверить, кипит ли смола, два Ангела в виде орлов схватили и бросили его в котел, а мученик Артемон остался жив. По молитве святого из земли исшел родник, в котором он крестил жреца Виталия и многих язычников, уверовавших во Христа. На следующее утро святой Артемон причастил новокрещенных Святых Тайн.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010