Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на православных и католических изображениях Христа рана на груди расположена с правой стороны? В Библии указано только значение раны, приведена ее параллель с «раскрытым» боком Адама для создания Евы. Но с какой стороны располагалась рана не указано. Что означает расположение раны Христа с правой стороны? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Евангелист Иоанн Богослов не говорит, с какой стороны римский воин пронзил ребра Иисуса Христа. Однако церковное предание живо хранило все подробности, относящиеся к страданиям и крестной смерти Спасителя мира. Иконописцы, несомненно, опирались на это предание. Так возникла иконописная традиция изображать пронзенным правый бок. Исследования святой Плащаницы Господа подтвердили историческую точность традиции. «С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, на теле есть овальный прокол размером приблизительно 4,5 на 1,5 см., причиненный острым колющим предметом. Из обширной раны кровь текла вниз, а затем обратно; это свершилось при укладывании тела в горизонтальном положении… Все авторитетные ученые согласны с тем, что рану нанесли после смерти. Они исходят из того обстоятельства, что вытекло небольшое количество вязкой, свертывающейся крови и произошло отделение сгустков крови от сукровицы… За счет жестоких травм и последующего страдания на кресте в  плевральной области скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие. И тяжелые фракции опустились вниз. Кровь и вода – густая фракция крови, а затем легкая» (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с.27). Прободение рёбер правой стороны произошло не случайно: это результат профессиональных навыков римских копьеносцев. Во время сражения левая сторона у воина была закрыта щитом, а правая - открыта. «Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно с этой стороны, где оно оставалось без прикрытия» (Священник Вячеслав Синельников, с.27). В святоотеческом толковании, кровь является символом Евхаристии, а вода знаменует Крещение.  Евхаристия и  Крещение – таинства, указывающие на Церковь, рожденную от прободения ребра Нового Адама. 10 октября 2005 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/answers/6725.htm

– Вера помогает понять, что самое важное? Находясь на маленькой деревянной ладье посреди опасных вод, вы чувствовали, что есть что-то самое важное или Кто-то самый важный – Бог, а все остальное пройдет? – Да. Казалось бы, там должна доминировать эдакая оставленность: ты находишься далеко от цивилизации, и кажется, случись что, сгинешь – и все. Но у нас не было такого ощущения. Я отчетливо понимал, что, когда придет время – тогда и умрешь. Поэтому я не испытывал какого-то особенно сильного страха. Ну да, тревожился, конечно: волны, ветрище, нужно не зевать – иначе окажешься на скалах и ладью разобьешь в щепки. Но Господь бережет: бывало так, что и просыпаешься на вахту именно в тот нужный момент, чтобы не налететь на какое-то препятствие. Случалось, и ветер неожиданно затихал. Или дул сильный ветер, и нам удавалось зайти в бухту и встать на якорь. А потом понимаешь, что такие вещи сами собой не устраиваются. Оглядываясь назад, понимаешь, что Господь вел нашу лодку. Когда полагаешься на Него, все устраивается чудесным образом Например, в районе острова Атка был сильный встречный ветер, но мы шли под прикрытием острова. Смотрю вперед: между островами нужно выходить в пролив, а там сильное течение четыре узла, и с этим встречным ветром будут опасные волны. Смотрю на карту, а в конце острова – залив Сергия. Какой-то Сергий там когда-то ходил. Есть залив Васильева, бухта Свечникова, закрытая от всех ветров. Это все наши названия, наши люди. Зашли мы в этот залив Сергия, я думаю: все, надо вставать на ночь, а завтра утром погода утихомирится. И точно: ночью ветер дул и дул, а к утру стих. Мы благополучно пошли дальше и успели дойти до Адака, где можно было пришвартоваться. Что тут скажешь? Все очень тонко устроено. Если бы мы тогда пропустили места этого Сергия (моего тезки, между прочим) и пошли в ночное плавание, могли бы попасть в сильные волны, и неизвестно, что случилось бы?! Точно говорят: поспешишь – людей насмешишь. И, оглядываясь назад, понимаешь, что Господь вел нашу лодку. Когда полагаешься на Него, все устраивается чудесным образом.

http://pravoslavie.ru/148931.html

– Мы стараемся перебросить некий мосток из настоящего времени в прошлое. Людям не хватает этого. Почему они проявляют такой невероятный интерес к нашей ладье? Казалось бы – ну стоит себе небольшая лодочка… Но все-таки это историческая копия, ручная работа, и она не оставляет людей равнодушными. Подобные вещи уходят в прошлое, все вокруг становится бетонно-пластиковым, и на таком фоне душа тянется к живому. Люди видят это, стремятся к этому – и стар, и млад. – Я правильно понимаю, что у вас есть надежда зимовать на Чукотке, а не на Аляске? – Какая-то надежда есть, пока я это допускаю, но загадывать трудно. Нужно потихоньку идти вперед, а там будет видно. Нам нельзя запаздывать: когда выйдем за Алеутские острова, будет уже совсем другой климат, температуры сразу будут приближаться к нулю градусов. Нечто подобное мы уже испытали в мае на озере Верхнем – в самом холодном месте, которое было у нас на пути до сих пор. Порой даже заморозки случались по ночам: выходили утром на палубу – а она в инее. Даже здесь, на Аляске, пока теплее, чем порой было там. Возможно, хорошо было бы поставить ладью на зимовку где-то на севере Аляски – все-таки и мы подустали уже, да и время для навигации уходит. Кроме того, на Чукотке более суровый климат, и зима там может нанести деревянному кораблю больше повреждений, чем где-нибудь в Анкоридже, где погода помягче. Но пока мы не знаем, как сложится. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Natalie 22 августа 2021, 01:35 Очень интересно! Божией помощи Вам! Как жаль, что о стоянке в Сиэтле я только узнала сейчас, с большим опозданием. Мы живём не так далеко. Рада, что Вы смогли помолиться в нашем Никольском храме! Владимир 20 августа 2021, 22:09 Удивительно. Читаешь статью так, будто книгу путешествий в детстве. Замечательно, что есть такие отважные, умеющие бросать вызов современности, люди. Помоги Господь. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru .

http://pravoslavie.ru/141213.html

Знаешь, Митрич, брать и выставлять людям одни места из Священн. Писания для уловления их на грех , и при этом скрывать другие, служащие пояснением к ним, – дело не христианское, а чисто сатанинское. Сатана так пользуется Писанием, как мы знаем из примера искушения им Господа… «Бросься вниз, говорил диавол Спасителю, ибо написано», и тут же указал на Писание, на 11-й 12 ст. 90-го Псалма, но того, чтобы привести Писание, где оно велит воздавать поклонение только Господу Богу, – диавол лукаво умолчал ( Мф. 4:1–10 ). Посуди же сам теперь, кому ты подражал, Митрич, приведя Писание: «к свободе вы призваны»?.. Почему ты не пояснил их дальнейшими словами, хотя бы из того же самого послания, или и из других мест? А дальше ап. Павел говорит следующее: «к свободе вы призваны, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал. 5:13 ), – слышишь, Митрич?!. Чтобы свобода не была соблазном для других, – говорит он в послании к Коринфянам (гл. 3, ст. 9)!.. «Чтобы свободой никто не пользовался для прикрытия зла», – учит ап. Петр ( 1Пет. 2:16 )!.. Ни для кого теперь не тайна то, что представляют из себя ваши собрания и пляски с молодыми бабами, ваши лобзания с ними и пиршества любви!.. Все разжарившиеся, вспотелые женщины, с обнаженной грудью… «глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они-то и прельщают неутвержденные души» ( 2Пет. 2:14 )! Проповедуя «свободу», вы сводите ее именно «к угождению плоти», и Писанием и чистой христианской свободой пользуетесь именно «для прикрытия зла» и соблазна немощных… Опомнитесь и покайтесь, и не прикрывайтесь Писанием, не прельщайте людей на грех и на беззаконие!.. Митрич . – «Что Писание? Писание мертвая буква», я уже говорил это… Тут надо иметь, чтобы закон был в сердце человека, а буква что? Как ты ее хочешь, так и подгонишь, как тебе надо… Мы знаем, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим. 8:1 ) – «душевный же человек, – как ты вот например, – не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 )… А держась буквы этого постигнуть не постигнешь… Буква – план только, а закон, которым христиане должны руководиться, должен быть в сердце, он «написан у нас не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на «плотяных» скрижалях сердца» ( 2Кор. 3:3 )! Чернилами же написанный закон, буква, – так себе, нет ничто!..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Будилович А. С. Будилович Антон Сем., ректор Юрьев. университета, заслуж. орд. профессор, почетный член Спб. дух. академии и член мн. др. уч. обществ, выдающийся ученый (славист) и достойно стяжавший славу замечательного администратора-педагога. Родился в священн. семье 24 мая 1846 г. в с. Комотове Гродненской губ.; воспитывался в Литовской дух. семинарии и Спб. университете по историко-филологич. факультету (1868 – 1867 гг.), где обнаружил большие способности и любовь к науке, и еще будучи студентом, уже печатал серьезные статьи (напр., по поводу съезда в 1867 г. славян); окончил курс кандидатом с награждением золотою медалью за сочинение на предложенную факультетом тему: «О литературной деятельности М. В. Ломоносова» Спб. 1869 и 1871. Монография эта, встретившая почетный прием на страницах период. издания Импер. Академии наук и сразу обратившая внимание на даровитого молодого ученого, сохранила свое важное значение и до настоящего времени. 1868-й год А. С. провел в заграничном путешествии по Франции и Германии. Затем он был оставлен при родном университете для приготовления к професс. званию по слав. филологии (1868–70). Это был старший, по времени, пионер в длинной и славной плеяде русских славистов из школы И. И. Срезневского и Вл. И. Ламанского, воспитавшихся в Спб. университете и занявших впоследствии кафедры славяноведения в др. русск. университетах. В то же время, А. С. занял, по конкурсу, кафедру преподавателя славянских наречий сначала в Спб. дух. академии (1869–72), а несколько позже и в Спб. Историко-­филологическим институте (1871–72) и принимал деятельное участие в современной литературе в области славистики. Тогда же А. С. написал и защитил магистерскую диссертацию, под заглавием: «Исследование языка древне-славянского перевода XIII слов Григория Богослова , по рукописи Имп. Публичн. Библиотеки XI века» (Спб. 1871). Затем, в 1872–75 гг. А. С. совершил ученую командировку и побывал в Австро-Венгрии, Германии и Турции в видах изучения славян. наречий, а также этнографии и литературы обитающих в тех странах славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Но пока на этом учении не лежало печати непререкаемой, целою церковию утвержденной истины, оно не могло быть безусловно обязательным для каждого члена церкви».., и поэтому он мог «не отдавать решительного предпочтения, как вполне неопровержимому», ни учению о вечности мучений, ни учению об апокатастасисе. Последнее из них было субъективным, эсотерическим мнением, которое он высказывал главным образом в философских сочинениях; первое – общецерковное – внешним, эксотерическим, высказываемым преимущественно в поучениях с церковной кафедры. Приб. к твор. св. оо. 1883 г., кн. 32. стр. 185–186. 56 Ibid. c. 19, 21, 22, 24. У святаго Амвросия указания на этих христиан можно видеть в следующих словах его: Differtur diaboli judicium; ut sit sem per in poenis reus semper improbilatis suae innexus catenis conscientiae suae in perpetnum sustineat ipse judicium. Ideo dives iIIe in Euangelio ( Лк.12:20 ) licet peccator poenalibus urgetur aerumnis, ut citius possit evadere: diabolus autem nequamquam pervenisse ad judicium demonstratur (Sermo in Psalm. CXXIII , n. 22. 23. Patrol. Curs compl. Migne. 1875 г. t. 15. p. 1491), т. e. между тем как диавол всегда будет подлежать мучению, – даже тот богач, о котором упоминается в Евангелии ( Лк. 12:20 ), будет мучиться карами за грехи только для того, чтобы скорее мог избежать их. 58 Раньше перечисления этих мест у блаж. Иеронима встречается выражение: Deum solum nosse, quam, quomodo, aut quamdiu debeat judicare – один только Бог знает, кого, как и на какое время должно осудить (Русск. перев. твор. блаж. Иеронима. 1883 г. ч. 9-я. стр. 261). Слова эти несправедливо дали повод некоторым (напр., De angel, lib. 3. с. 8., Schwane, Dogmengesch. der patr. Zeit. S. 773 и друг.) видеть в них выражение сочувствия блаж. Иеронима доктрине Оригена о всеобщем спасении. Между тем мысль, высказанная в них, как справедливо замечает Минь (р. 677), не составляла собственного убеждения блаж. Иеронима; здесь он излагает не свои мысли, а мысли других, как комментатор, что ясно из самого строя речи: porro qui voluit supplicia aliquando finiri... his uluntur testimoniis, т. е., затем утверждающие, что наказания некогда окончатся и что мучения, хотя и после долгих времен, будут однако иметь предел, пользуются следующими свидетельствами. Далее следует выписка указанных мест священн. Писания. 59 Августин, Op. cit. с. 21. 26. Сильвестр, Опыт правосл. догм. бог. т. V, стр. 484 изд. 1891 г. 63 Сам Ориген не скрывает своего уважения к Платону, цитует его и с похвалой отзывается о многих местах из его сочинений, заимствованных им буквально. Как к лучшим произведениям человеческого ума, он относился и к системам стоиков (Корнута и Херемона) и неоплатоников (Модерата, Никомаха, Аммония Сакка и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Карамзин однажды писал: «Революция объяснила идеи — мы увидели, что гражданский порядок священн, даже в самых местных или случайных недостатках своих». 273 См. об этом особенно в трудах Пыпина, «Общественное движение в России при Александре I», «Характеристики литературных мнений». 274 Один из декабристов (А. А. Бестужев), очень удачно выразил это умонастроение: «когда Наполеон вторгся в Россию, русский народ впервые ощутил свою силу. Вот начало свободомыслия в России». 275 Напр. в знаменитой речи при открытии польского сейма (в 1818 г.), Александр I провозгласил: «правители народов должны добровольно им данными постановлениями предварять постановления насильственные». Слушатель этой речи, будущий декабрист Лорер плакал от умиления… (С. Мельгунов, Дела и люди Александровского времени. Стр. 267). 276 См. Пыпин. Общественное движение. Стр. 287. 277 О раннем русском радикализме, см. статью Павлова–Сильванского, «Материалисты 20–х годов» (в книге «Очерки по истории XVII и XIX b.»). 278 Русское слово «любомудрие», уже встречавшееся нам при изучении XVIII b., есть точный перевод (на русские корни), термина «философия». 279 См. Сакулин. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Москва, 1913. Т. 1, ч. 1. Стр. 104. 280 А. И. Кошелев. Записки. 1889. Стр. 7. 281 Ibid. Стр. 12. 282 Кн. Одоевский. Русские ночи. (Изд. 1913 г.). Стр. 8. 283 См. новое прекрасное издание сочинений Д. В. Веневитинова (Academia, 1934 г.). 284 Об этих занятиях есть упоминания в письмах Веневитинова. Кошелеву, он, напр., писал: «читаю Платона довольно свободно и не могу надивиться ему». (Сочин. Стр. 302). 285 Ibid. Стр. 308 и 491. 286 См. письмо о философии (сочин. Стр. 203). 287 Ibid. Стр. 220. 288 Бобров, Философия в России. Вып, II. Стр. 5. 289 Подробное изложение статей Веневитинова (впрочем без достаточного анализа) даст Koyre в своей книге (ОР. cit. Стр. 139–145). 290 П. Н. Сакулин. Князь В. Ф. Одоевский. Из истории русского идеализма. Москва, 1913–Работа Сакулина к сожалению осталась незаконченной (вышел в свет т. I. Ч. I, ч. II (606+459 стр.). Литература о кн. Одоевском довольно богата (особенно отметим прекрасный очерк о кн. Одоевском, Кубасова в Рус. Биографическом Словаре), — но после книги Сакулина (который богато использовал оставшиеся в рукописи произведения Одоевского), предшествовавшие исследования и статьи потеряли свое значение. 291

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Постн. книга, острожск. изд., л. 154 (второго счета). Каково долже е имти настоай в нихже заповдоуе т завщавае т ; К Бгоу оубо ко слоуга Хв и строите л таинам боас, да не что чре з волю в писани х речт въобрази т . обрщетс лжесвдте и стотатец. привведет что чюже гн оучителства, или остави т что оугодны х бви. к же, (л. 154 об.) коже питательница грет сво чда. блговол т подати тм к блгооугодномоу бви, и в полезное комоуждо не но и свою дшю, по заповди га и бга нашего ха рекшаго. заповдь новоу даю вам да любите дрг дрга, коже аз възлюби х вы. болше сеа любв никтоже има т да кто дшю свою положит дрзз своих. 492 Пример буквального заимствования: Артемий ст. 1347,17–36 Зри, да не наругаеши святая святых и яже съкровеннаго Бога разумными и невидимыми разуменьми почтеши, непричастна убо сиа и чиста от нес връшемых съхранна, священная же единысвященых с священым осианием священнолепне приобщая. Сице бо, якоже богословие ликовником нам предасть, и сам Иисус – богоначалнейший ум. И по мале. блаженным и нас лучшим существом явленнейше вкупе и мысленейше въсиавая, и к своему тех уподобляет свету. Наша же ктому простирателным и нас въспростирающи добрых рачительством съвъкупи многая инаковства в единовидный и божественый съвръшив живот, и прочая. Дионисий Ареопагит (Ч. Минеи, 3 окт.), ст. 620. Но зри, ко да не наругаеши святая святых; благоговйньствуеши же и же съкровеннаго Бога разумными и невидимыми разумнми почтеши, непричастна убо сия и чиста несъвершенным съхранна; священн же единыя священных с священным священнолпн приобщуя. Сице бо, коже ликовником нам предаст, и сам Иисус, ум и пресушествены всякого священноначялиа, святьства же и богодействия начяло и существо. и богоначалнйша сила), блаженным и нас лучшим существом влевнйше вкуп и мысленйше въсиваеть, и к сему т уподобляет по сил свту; наша же к тому простирателным и нас въиспрь простирающим добрых рачительством, съвъкупить многая инаковъства, и в единовидный и божественый съвершив живот…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

должен быть священным и для него. В самом деле, мы ясно различаем в родовой нравственности ее двоякий состав: 1) то, что связано с представлением о роде как о совершенно независимой, или самозаконной, форме общежития, чем он и был в свое время, но чем пе рестал быть с образованием государства, — это, значит, есть преходящий, упраздняемый элемент родовой нравственности; и 2) естественные обязанности, вытекающие из близкой, кровной связи и постоянного сожития, которые очевидно сохраняют все свое значение и при переходе к быту государственному, или — что то же — при превращении рода в семью. Жесткая оболочка родовой организации лопнула и распалась, но нравственное зерно семьи осталось и останется до конца истории. Между тем, когда переход из одного быта в другой только что совершился, представители новообразованной государственности в сознании ее недавно открывшегося преимущества перед родовым союзом легко могли приписать новому порядку не принадлежащее ему абсолютное значение и закон государственный пост авить выше закона естественного. В происходящих отсюда столкновениях нравственная правота принадлежит уже не этим представителям относительно высшего общественного порядка, а защитникам того безусловного в старине, что должно оставаться одинаково священн ым при всяком общественном порядке. Тут консерватизм перестает быть слепою или же своекорыстною косностью и становится чистым сознанием высшего долга; тут воплощение охранительного начала — женщина обычный оплот низменной рутины — становится носительни цею нравственного героизма. Софоклова Антигона есть олицетворение того безусловно ценного, что осталось и навсегда останется от родового быта при превращении рода в семью с наступлением государственного порядка. Она нисколько не помышляет о политической автономии рода, о праве кровавой мести и т. д., - она стоит только за свое безусловное право на исполнение своей безусловной обязанности благочестия и братолюбия: дать честное погребение ближайшему родичу, который ни от кого, кроме нее, не может его получ ить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

    Славянская кормчая. Не священ всяк двоеженец, или наложницу питея.    Всяк оженивыйся второе, во священический чин неприятен, больми же того паче, иже наложницу имать, в чин не приидет. Глава 18 Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.     Зонара. И у иудеев ветхим законом запрещено было священикам их вступать в брак с блудницами, или с пленными, или с рабами и такими женщинами, которыя приобретают средства к жизни содержанием корчемниц или постоялых домов, а равно и с разведенными от мужей. Если же для них так было постановлено законом, то тем более для имеющих священодействовать по евангелию. Ибо вот, говорит, «церкве боле есть зде» (Мф. 12:7). Посему и настоящее правило не дозволяет посвящаемым вступать в брак ни со вдовою, ни с отверженную своим мужем, ни с блудницею, ни с рабою, и ни с какою из участвующих в представлении зрелищ (на сцене). Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным. Итак правило не дозволяет, чтобы взявший одну из исчисленых был возводим в какую бы ни было степень священства.     Аристен. Священник, взявший в супружество отпущенную, или вдову, или служанку, или неистовую не священн. И тот, кто взял в супружество нескромную жену и не деву, но отвергнутую другим, или вдову, или служанку, или неистовую, не должен быть допущен до священства.     Вальсамон. Заметь настоящее правило: оно хочет, чтобы не только посвящаемый вел жизнь целомудреную, но и сожительница его. Поэтому оно запрещает посвященым сочетаваться с женщинами, в нем указаными, потому что сомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельст их жизни. Итак если кто сочетался с таковою женой, то он не должен быть удостоен священства. А если после получения священства жена его впала в прелюбодеяние и он ее удерживает при себе, — должен подлежать извержению. Читай еще 29 главу 9 тит. настоящего собрания, 10 правило анкрискаго собора и то, что написано там в объяснение настоящих двух правил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008