М.М. Бернацкий Освящение поминальных частиц в контексте спора о времени пресуществления Святых Даров, состоявшегося в последней четверти XVII в. Источник Публикация представляет собой текст раздела «О частицах, изъемлемых в проскомидии» по основным рукописям «Остена» и «Щита веры» – богословско-полемических сборников, созданных по указу патриарха Московского Иоакима и призванных быть официальным («Щит веры») аргументированным опровержением неправославного мнения о времени пресуществления Святых Даров и других заблуждений, содержавшихся как в печатных южнорусских книгах XVII в., получивших в Москве широкое распространение вследствие присоединения Малороссии к Московскому государству, так и в сочинениях московских богословов, находившихся под влиянием этих книг. В предисловии к публикации рассматривается история появления раздела «О частицах...», а также приводятся различные письменные высказывания по вопросу о природе поминальных частиц, имевшие место в ходе спора о пресуществлении Святых Даров, произошедшего в последней четверти XVII в. в Москве. В рамках спора, разгоревшегося в последней четверти XVII в. в Москве между партиями «грекофилов» и «латинствующих», не только рассматривался центральный вопрос о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии и связанный с ним вопрос о поклонении Телу и Крови Христовым, но была также затронута проблема природы литургийных частиц, вынимаемых на проскомидии в память святых и в поминовение живых и усопших – прелагаются ли они в Тело Христово, или нет. К сожалению, эта проблема оказалась вне поля зрения многочисленных работ, посвящённых истории указанного спора, его богословскому и социально-историческому анализу 1 , – и, таким образом, требует особой разработки. Обращение к данной проблеме оправдано также и интересом, возникшим благодаря некоторым недавним публикациям, посвящённым историческому происхождению и богословскому значению поминальных литургийных частиц 2 . Настоящая публикация посвящена лишь изданию небольшого раздела официальных полемических памятников XVII в. «Щит веры» и «Остен», где рассматривается вопрос о пресуществлении частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отделение VIII.O приготовлении запасных даров и о причащении больных и умирающих Статья 1 Из Учительного Известия. О сосудах, в которых должны быть хранимы запасные дары. О времени и способа, приготовления этих даров. О том, как надо хранит заготовленные св. тайны в надлежащих сосудах. Как священник должен поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров, таковые прижглись или от сырости заплесневели и т.п? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно? Может ли священник содержат запасные дары у себя дома? § 151. Для хранения запасных даров должен быть в каждой церкви непременно особый кивот, иначе называемый гробницею или дарохранительницей, который всегда должен быть устрояем из золота или серебра, или на случай крайней нужды, из олова. Кивот этот всегда должен быть закрыт, с крестом наверху, и кроме престола никогда не должен быть поставляем на другом месте, так, чтобы никакая несвященная рука не могла касаться к нему под смертным грехом и под великой епитимьей, за исключением разве какой либо тяжкой и неотложной необходимости. j § 152. Божественные тайны для причащения больных и умирающих могут быть приготовляемы не только в Великий Четверток, но и в другие дни, в случае какой либо надобности, следующим образом: священник, намеревающийся заготовить запасные дары, должен на определенной литургии вместо одного агнца заготовить два, (как и в великий пост для преждеосвященной литургии (сравн. ниже, отд. IX, § 170), и затем освятить, таковые по обычаю. Когда же наступит определенное время пред причащением св. тайн священник должен аккуратно напоить св. кровью (посредством лжицы) агнец, предназначаемый для запасных даров, и до конца обедни сохранять его на определенном дискосе, или в дарохранительнице, как будет нужно или удобно. Затем самое сушение запасных даров производится так: священник раскрывает антиминс, ставит благоговейно посреди его св. агнец на дискосе и, покадив вокруг престола, совершает подобающий земной поклон пред св. дарами, и раздробляет их на небольшие части, какие обыкновенно назначаются для причащения верующих (Учит. Извест.). При этом раздробление это всего лучше производить непосредственно после обедни, так, чтобы еще не совсем была потреблена св. кровь из чаши. Ибо очень часто может быть так, что не все частицы от раздробленного агнца окажутся напоенными кровью. Тогда таковые надо снова напоить кровью, касаясь их сохранно концом лжицы, омоченной в св. крови, так, чтобы ни одной частицы не было не напоенной св. кровью (Дополнение к Учит. Известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Установленная Иисусом Христом и переданная Церкви святыми Его учениками и апостолами Божественная литургия – в сущности одна во всех древних православных церквах Востока и Запада и даже в древних неправославных церквах восточных, каковы церкви несторианская и монофизитская. Одна она не только в отношении к установлению от одного Иисуса Христа и не только в смысле одинакового значения, ей усвояемого, но и по единству существенных составных частей во всех древних литургиях. Во всех древних литургиях одна апостольская основа, состоящая из следующих, неизменных частей: псалмопения и пения вообще святых песней, чтения Священного Писания , поучения, общих молитв, предуготовительных к возношению Святых Даров, и молитвы собственно и в частнейшем смысле Евхаристической при самом возношении Святых Даров. Далее, литургия во всех древних церквах одна не только по единству главных основных своих частей, но и по единству основной темы, проходящей через важнейшую ее часть – молитву возношения Святых Даров, равно как по единству и неизменности важнейших Евхаристических изречений или возгласов, соединяющих отдельные части этой молитвы. В этом смысле древние христианские церкви, православные и неправославные, с полным правом могут сказать, что они имеют апостольскую литургию и соблюдают ее в сущности неизменно со времен апостольских. Но, если рассматривать ее со стороны подробностей и частностей, со стороны несущественной внешности, литургия различных древних церквей христианского мира далеко не одинакова. Внешний вид литургии в различных странах христианского мира и в различные времена был весьма разнообразен. В одной стране и в одной церкви мы находим литургию в одном виде, в другой – в другом, и притом в одной и той же церкви литургия имела различный вид в различные периоды ее истории. И это потому, что от апостолов литургия дошла до нас не в письменном виде, не в каком-либо списке, который бы св. апостолы оставили нам и повелели сохранять неизменно во всех его частностях и букве, а в устном предании, по которому они заповедали церкви сохранять неизменно только заповеданное ими существенное в литургии. Определение же несущественного, как-то: количества и порядка чтений Священного Писания , количества и самого текста песнопений, молитв, разного рода обрядовых действий и тому подобного – предоставили усмотрению своих преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание 1. Приготовление к Литургии 2. Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле 3. О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни 4. Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни 5. Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть 6. Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы 7. В чем состоит воспоминание Господа 8. О том, что совершается над хлебом 9. Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание 10. О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просител 11. Для чего дары покрываются и что при этом говорится 12. О начальном славословии 13. Что значит постоянное моление о милости 14. О предании (себя Богу) 15. Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах 16. Знаменование священнодействия в общем очертании 17. Изъяснение первого антифона 18. Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия 19. Изъяснение третьего антифона 20. О явлении Евангелия и о Трисвятой песни 21. О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях 22. О чтении Писаний, порядок их и знаменования 23. О прошениях, следующих за Евангелием 24. О внесении честных даров в алтарь 25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу 26. Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему 27. Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении 28. На каком основании мы несомненно веруем в таинство 29. О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас, и ответ на их укоры 30. О том, что и в Латинской Церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом 31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца 32. О самой жертве и о том, над чем совершается жертва 33. О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь воспоминаются святые, особенно же Пресвятая (Богородица) 34. О том, как священник молится о Святых Дарах про себя и о чем повелевает молиться верным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/953/...

Скачать epub pdf 1. Приготовление к Литургии В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения святых даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священно совершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однако ж Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить; людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения. Под таким условием подает Он (благодать) Крещения и Миропомазания; под этим условием допускает Он и к своей вечери и преподает страшную пищу, как это Он выразил в притче о семени, когда говорил: «изыде сеятель – не обрабатывать землю, но – сеяти " ( Мф.13:3 ; Мк.4:2 ) так, что обработка и все вообще приготовление должно уже сему предшествовать. Итак, поелику столь необходимо, чтобы мы приступали к принятию Тайн с таким добрым настроением и приготовлением, то должно было привзойти в состав священнодействия и оно (надлежащее приготовление), как и есть. Эту именно силу в отношении к нам имеют молитвы, псалмы, как и всё, что в литургии священно совершается и возглашается. Ибо они освящают нас и благоустрояют то к надлежащему приятию святыни, то к сохранению и к дальнейшему соблюдению её в себе. Освящают они нас двояким способом. Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов, подобно как и псалмопения умилостивляют к нам Бога и привлекают к нам помощь свыше. Ибо «пожри, – сказано, – Богу жертву хвалы, и... избавлю тя, и прославиши мя» ( Пс.49:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Т. Сидаш Приложение 2. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии 604 1. Приготовление к Литургии В священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его – освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное. Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения святых даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священносовершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однакож Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить; людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения. Под таким условием подает Он (благодать) Крещения и Миропомазания; под этим условием допускает Он и к своей вечери и преподает страшную пищу, как это Он выразил в притче о семени, когда говорил: изыде сеятель – не обрабатывать землю, но – сеяти так, что обработка и все вообще приготовление должно уже сему предшествовать. Итак, поскольку столь необходимо, чтобы мы приступали к принятию Тайн с таким добрым настроением и приготовлением, то должно было привзойти в состав священнодействия и оно (надлежащее приготовление), как и есть. Эту именно силу в отношении к нам имеют молитвы, псалмы, как и всё, что литургии священносовершается и возглашается. Ибо они освящают нас и благоустрояют то к надлежащему приятию святыни, то к сохранению и к дальнейшему соблюдение её в себе. Освящают они нас двояким способом. Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов, подобно как и псалмопения умилостивляют к нам Бога и привлекают к нам помощь свыше. Ибо пожри, сказано, Богу жертву хвалы, и избавлю тя, и прославити мя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Послание 91(279). Разрешение различных вопросов «Вопрос 1». О пресвитере, диаконе и чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому; можно ли совершать о них приношение, или всенощную, или молитву? «Ответ». Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были побуждаемы страхом, и наконец, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное. «Вопрос 2». О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками. «Ответ». Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких, равно как и относительно мирян: мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших. Если же кто из всех упомянутых еще жив и раскаивается, отбрасывая страх с этого времени и решаясь злострадать за благо, то, если он пресвитер или диакон, должен быть отлучен от священнослужения до времени православного Собора, и после надлежащей епитимии пусть причащается православных Святых Таин. А сущность епитимии состоит в непричащении Святых Таин в продолжение такого времени или таких времен, как назначит налагающий епитимию; ибо невозможно сказать об этом определенно, потому что один от другого отличается и личностью, и познаниями, и занятиями, и возрастом. Если же то будет монах, или чтец, или монахиня, то по выполнении епитимии пусть тотчас будет даваемо Божественное Причастие; тоже и относительно мирян, – мужчин, и женщин, и детей. Очевидно, что и в отношении к ним нужно делать различие, смотря по личности, по достоинству и по возрасту, так что и в продолжение одной Четыредесятницы епитимия достаточна для принимающего ее. Ясно, что епитимия непричащения Святых Таин сопровождается и молитвами, и коленопреклонениями, и воздержанием от яств, по силам подвергающегося епитимий. «Вопрос 3». О приношении даров в монастырях мужских и женских. «Ответ». Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками. «Вопрос 4». О причащении Святых Тайн монахами или монахинями самим от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вячеслав Пономарев Таинство причащения (Евхаристия) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия. Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому. Чем лучше верующий человек подготовит себя к личной встрече с Богом, тем благодатнее она будет. Образ этого соединения непостижим для рационального восприятия, как непредставима тайна преложения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христову: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос , не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о Крещении, и не чрез “проницание” хлеба, так, чтобы Божество Слова “входило” в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера 26 довольно неискусно и недостойно но изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на Кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина» («Послание восточных патриархов»). В Святых Тайнах Христос присутствует всецело

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации После Всемирного дня католической молодежи некоторые участники остались недовольны неподобающим обращением со Святыми Дарами ВДМ католиков в Лиссабоне прошел 1-6 августа ЛИССАБОН. После Всемирного дня католической молодежи (ВДМ) остались недовольные неподобающим обращением со Святыми Дарами в 1.5-миллионном собрании – их громоздили штабелями в пластиковых коробках и разносили в тарелках под целлофаном, словно фастфуд, пишет pillarcatholic. ВДМ католиков в Лиссабоне прошел 1-6 августа, и «оставил осадок» у многих из-за «некоторых сомнительных литургических решений», дебаты о которых все еще продолжаются. Папа Франциск похвалил ВДМ за высокий уровень организации, однако некоторые католики с ним несогласны и выражают в соцсетях недовольство обрядом массовой Евхаристии. Спорят по двум пунктам (1) о неподобающих сосудах (кибориях) для хранения и разноса Святых Даров; и (2) о неподобающем складировании Святых Даров стопками во время всенощной перед заключительной мессой 6 августа. Что касается киборий, то в сети гуляют снимки тарелок, обернутых целлофаном на манер «одноразовых мисок картофельных чипсов», как пишут критики. Другие указывают, что эти подобия «тарелок с фастфудом» привезли испанские паломники для отдельной своей мессы вне программы ВДМ. Эта испанская месса собрала сорок тысяч паломников под открытым небом в приморском парке Эшторила – в дополнение к ВДМ. Отец Нуно Коэльо (Nuno Coelho) поведал The Pillar, что испанцы привезли в Португалию свои собственные хлебцы в кибориях. «Мы выяснили, что подобные кибории молодежный апостолат испанской епископской конференции давно использует при массовых службах на открытом воздухе, – уточняет клирик. – Они в самом деле походят на одноразовые завтраки. В отличие от них, официальные кибории ВДМ выполнены в виде серебряных подносов с выдвижной шарнирной крышкой, дабы хлебцы не сдуло ветром при раздаче. У испанцев крышек не было, и им пришлось защищать хлебцы целлофановой пленкой, ибо в парке гулял сильный ветер с моря. Я строго распорядился собрать весь целлофан и сжечь во избежание осквернения, ибо он касался плоти Господа нашего, – пояснил священник. – А сами кибории испанцы увезли, а неиспользованный остаток передали местному приходу после службы».

http://sedmitza.ru/text/10294390.html

архим. Симеон (Гагатик) Старец Иосиф Исихаст относится к числу самых выдающихся святых подвижников и почитаемых духовных писателей последнего столетия. Его творения переведены на многие языки. Его писания и его житие со вниманием и любовью читают везде, где только есть православные христиане. В монастырях эти книги являются излюбленным чтением на трапезе. При этом сам Старец Иосиф считал себя малограмотным (он ведь закончил всего два или три класса начальной школы), может быть, поэтому он и не думал о том, чтобы публиковать свои писания. В то же время он понимал значимость написанного им. В одном из своих писем, говоря о разных степенях благодатных состояний, он пишет: «И третье состояние – осенение благодатью. Это…– бла­годать, приводящая к совершенству, которая есть дар великий… Если ты хочешь прочитать об этом, то я, несмотря на свою неграмотность, написал, когда происходили эти действия, рукописную книжечку «Духодвижная труба». Постарайся ее найти» 1 . Отсюда видно, что писания Старца Иосифа являются плодом личного благодатного духовного опыта и богодухновенны. Поэтому так важно изучать его духовное на­следие. В нем мы находим путь ко спасению, который для нас начертал наш, можно сказать, современник. Старец Иосиф родился в 1897 г. на острове Парос, в бедной благо­честивой семье. Бедность была такой, что с малых лет он должен был, оставив учебу в школе, работать сначала на своей малой родине, а за­тем в Афинах. Когда ему было двадцать лет, он прочитал жития святых подвижников и в его душе загорелся огонь любви к Богу и желание им подражать. В 1921 г. он прибыл на Афон и подвизался там с небольшой братией, в пустынных местах, пещерах и скитах до своего преставле­ния в 1959 г., то есть 38 лет. Его усердие было так велико, что Господь очень быстро подал ему множество благодатных даров: непрестанной умной молитвы, созерцания, рассуждения, любви. Именно эта лю­бовь не позволила Старцу Иосифу пользоваться дарами Божиими од­ному, он начал делиться ими в своих письмах, которые писал на про­тяжении всей жизни. Эти письма, адресованные монахам и мирянам в Греции, Европе и Америке, являются главным сокровищем, которое нам досталось от Старца Иосифа. Но и само его житие, описанное его учениками, также является источником вдохновения и примером для всех желающих трудиться ради своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010