В роковом июне 1762 года он «с великим усердием» поддержал Екатерину II, за что был щедро вознагражден денежным пожалованием, но главное, особой монаршей милостью: сама государыня на пути в Москву, на коронацию, посетила его дворец в Петровско-Разумовском. По преданию, именно отсюда начался ее торжественный въезд в Москву. Тем не менее, когда К. Г. Разумовский захотел сделать пост гетмана наследственным и в 1763 году обратился к императрице Екатерине с прошением о том, возмущенная государыня расценила это как косвенное покушение на монархическую власть и сразу же отозвала его в Петербург. Тогда мудрый Разумовский немедленно подал в отставку, заслужив тем прощение императрицы. И она продолжала навещать его в Петровско-Разумовском, жила у него, когда инкогнито приезжала в Москву. Однажды государыню тут увидел молодой Гавриил Державин, солдат гвардейского полка, стоявший часовым в карауле. Петровско-Разумовское уже было достойно августейшего посещения. Новый хозяин, отличавшийся необыкновенной рачительностью, сразу же после свадьбы стал обустраивать свое владение. Петербургский архитектор Филипп Кокоринов построил главный дом усадьбы – настоящий дворец с часами, каскадом прудов, парком на французский манер, наподобие Версаля (по легенде, его план создал сам Ленотр, садовник Версальского сада), с клумбами, аллеями, триумфальными воротами и гротом, ставшим потом печально знаменитым на всю Россию. Есть предание, что Разумовский, обустраивая владение, воплощал давние замыслы самого Петра I об этом месте. Усадьба Разумовского, по выражению современников, скорее походила на город, чем на дачу: это было время расцвета Петровско-Разумовского. Тогда там начались народные гуляния, но в сад пускали только тех, кто был прилично одет. Главный же дом был соединен каменной галереей с Петропавловской церковью, которая из вотчинной Нарышкиных теперь стала домовым храмом графа Разумовского. Это имение граф передал своему сыну Льву Кирилловичу Разумовскому, владельцу и знаменитого дома на Тверской, где потом открылся Английский клуб, а теперь находится Музей политической истории России. Считается, что именно Лев Кириллович стал прототипом Пьера Безухова в «Войне и мире». Прекрасно образованный, очень верующий, в 30 лет от роду получивший генеральский чин, он отказался от дальнейшей карьеры и вышел в отставку. На одном из балов он встретился с княгиней Марией Голицыной, доброй и верующей, как он сам, женщиной. Он влюбился в нее, казалось, безнадежно, хотя она не любила своего законного мужа, заядлого картежника и самодура, раскуривавшего трубку крупными денежными купюрами. И князь Голицын дошел до того, что проиграл Льву Разумовскому собственную жену в карты – к великому для той счастью. Оформить развод было долгим и сложным делом, но вскоре в Петровско-Разумовском появилась новая хозяйка. Свет нелестно отзывался об этом браке, но сам Александр I на балу назвал ее графиней, и законность их супружества больше не подвергалась сомнению.

http://pravoslavie.ru/jurnal/552.htm

Карл XII, хотя и жестоко обманутый в своих расчетах на помощь Малороссии, не пришел в уныние и с прежней гордостью, с прежней дерзкой самонадеянностью продолжал свой поход. Он шел по Украине, потому что ее плодоносные поля доставляли большую пользу его армии, начинавшей чувствовать недостаток в съестных припасах. К этому несчастью Шведов присоединилось вскоре другое: настала зима с самыми сильными морозами. Воины Карла так сильно пострадали из-за них, что их часто находили на дорогах окостеневшими от стужи. Но и этот ужасный вид не мог поколебать душу их короля: он все еще считал себя непобедимым и, проведя в Малороссии пять месяцев, решил в апреле 1709 года взять приступом город Полтаву, лежавшую на берегу реки Ворсклы, впадающей в Днепр. Полтава казалась Карлу XII таким значительным городом, что он думал найти в ней награду за все свои труды и неудачи во время этого похода. В то время как Шведский король, полностью занятый этим приступом и мыслями о своей будущей победе, строит укрепления, чтобы успешнее напасть на осажденную Полтаву и иногда имеет небольшие стычки с ее жителями, посмотрим, что делает его знаменитый соперник. Горестно было для великой души Петра узнать о низкой измене Мазепы, горестно тем более, что эта измена погубила две благороднейшие жертвы — Кочубея и Искру! Добрый царь, принимая и на себя вину за эту гибель, спешил возвратить семействам несчастных отнятые у них честь и имение. Потом с благодарностью обратился он к Малороссиянам, наградил их за верность, наказал небольшое число преданных Мазепе, самого же его приказал предать церковному проклятью, которое вечно будет висеть над изменником. Поручив Малороссию новому гетману Ивану Скоропадскому, Петр все приготовил для решительного сражения с Карлом XII: не только его сухопутные силы отличались самым лучшим устройством, но даже и морские, разъезжавшие около Азова и Таганрога, были в таком положении, что могли тотчас выдержать любое нападение Турок, если бы эти соседи наших южных границ вздумали помогать Шведам. Но Петр не боялся этого: мир с Турцией был недавно подтвержден, и в окрестностях Полтавы его ожидал Карл XII с одним своим помощником Мазепой. Царь приехал к Полтаве в июне 1709 года, когда осада продолжалась уже около трех месяцев. Осажденные были доведены Шведами до большой крайности и долго уже не могли противиться. Тем более Петр спешил спасти их и, уверенный в покровительстве Божием, назначил сражение на 29 июня, когда у нас празднуется память святых Апостолов Петра и Павла. В то же время это был и день именин государя. Но Карл опередил его на два дня и начал первый — поутру 27 июня.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Таковые обещания, таковые благие, столь превосходные и столь нам сродные, какое думаете произведут действие во оной душе, которая хотя мало уверена, что она создана для вечности, и с каким усердием примет она учение о том ей благовествующее? будет ли уже удивительно, что человек, любовию таковых благ восхищенный, не за велико вменит чести, богатство и славу, если б они к достижению оных благ ему были препятствием? будет ли уже удивительно, что многие в христианстве знаменитые мужи воображением сих благ в средине страданий столь утешалися, что самые лютые мучения или не чувствовали, или сносили великодушно? Ныне празднуемый Апостол Павел в средине бури напастей, кои он сам исчисляет, говорит: радуюся во страданиях моих . 112 Откуда в тебе, великий герой Христианства! толикое мужество, что при раздроблении тела твоего, дух твой непоколебим и радостен? недостойны , отвечает он, страдания нынешняго времени в сравнении славы имущия явитися в нас: 113 и для того радуюся во страданиях моих. О великое действие, великой силы знамение! ибо известно, сколько человек животолюбив, и сколь разрыв живота естественно страшен: но когда он на все сие дерзает, и не боязненно жертвует своею жизнию: то какой надлежит быть силе так в мысли и сердце действующей? какой, ежели не божественной? Подлинно может случиться, что иной на все отважится по одним лестным, впрочем суетным, воображениям. Но таковые безрассудные стремления от истинного уверения весьма различить удобно; и если б кто таковые обещания, каковые суть Евангельские, дерзнул почесть не существенными, тому надобно отрещись благородства естества своего, и со стыдом унизить себя в состояние животных бессловесных. Не должны же мы и то молчанием прейти, чем всякое учение особенно выводит себя из подозрения; а именно: что Евангелие содержит в себе силу к добродетели весьма побудительную . Ибо оно все свои намерения туда склоняет, чтоб человека расположить к благонравию, и все его склонности принесть в жертву святости. Конец завещания есть , Апостол говорит, любы от чиста сердца и сове сти благия и веры нелицемерныя. 114 И для того Евангелие найсильнейшим образом всякого уверяет, что без добрых дел блаженства и зрения Божия сподобиться никак не возможно; что любовь, как есть первейшее средство к благодати, так и последний конец веры; что добродетель и тогда не меньше любить и исполнять мы одолжены, когда б за нее гонимы были.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Вы также являетесь председателем общественной организации Совета соотечественников в Гонконге. Что представляет собой русская диаспора в этом городе и в других местах Восточной Азии? В Гонконге русская диаспора немногочисленна около 600 человек, хотя наблюдается ее рост, восемь лет назад русских было раза в два меньше. В Сингапуре проживают около 2 тысяч наших соотечественников, несколько тысяч обитают постоянно в Таиланде. В разных странах существуют разные тенденции миграции, от страны к стране ситуация весьма различается. Практически нигде (кроме Японии) уже невозможно встретить потомков белой эмиграции в 60-70 годы ХХ века почти все они уехали из Азии, поэтому речь здесь идет о новой миграции, причем не носящей характер постоянной. Как складываются отношения с местными представителями неправославных христианских Церквей? Отличаются ли они по составу своих прихожан от православных общин? Как в целом чувствуют себя христиане разных конфессий в окружении нехристианских народов Восточной Азии? В разных странах ситуация различна. В целом везде мы развиваем добрые отношения этому способствует иноверческое окружение, в котором все христиане естественным образом ближе друг к другу. Могу сказать, что для многих протестантов и католиков в Азии Православие стало в последние годы настоящим открытием и немало людей обращаются в Православие именно из числа последователей этих вероучений. Их вера служит как бы катехизацией, мостом от язычества к Православию. Но и протестанты, и католики имеют долгую и славную историю служения в Азии в частности, в ряде стран они создали системы образования, немало сделали для развития систем здравоохранения. Например, в Гонконге католики сумели закрепить за собой статус носителей принципов социальной справедливости. И имеют немалые успехи с 1950 по 2010 год 480 тысяч человек из местных жителей приняли католицизм. Православной Церкви следует вкладывать значительные материальные и человеческие ресурсы для того, чтобы в Азии Православие стало не маргинальной религией меньшинства или иностранцев, а смогло бы нести слово Евангелия местным народам в полную силу. Без осознания миссионерской природы Церкви ни греки, ни русские в Азии не смогут продвинуться в деле проповеди Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/1446059.ht...

Много благодеяний совершалось в стенах «Мариинки». В то время в городе было очень мало народных больниц. Московская больница для бедных, кроме оказания стационарной помощи, стала и прообразом амбулатории, поликлиники для ежедневно приходящих больных «за советом и лекарством». Здесь впервые были введены консультации медицинских светил из других лечебных учреждений. Содержалась больница на средства из собственной Его Императорского Величества Канцелярии и на частные пожертвования. До самой смерти Мария Федоровна оставалась патронессой Московской больницы, вела переписку с ее почетным опекуном графом А.И. Мухановым, который предоставлял ей подробные отчеты, назначала и поощряла лекарей, лично следила за состоянием палат и составила уставные правила больницы. Главное правило гласило, что «бедность есть первое право» на поступление в эту больницу, где оказывали безвозмездную помощь «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим больным», причем в любое время суток. Очень скоро больница стала образцовой, где практиковали выпускники медицинского факультета Московского университета. Больные стекались сюда за помощью со всей Москвы и окрестностей, дневали и ночевали, ожидая в огромной очереди, тянувшейся через сад в приемный покой. В нашествие Наполеона больница стала госпиталем и для французских раненых, поэтому захватчики не сожгли ее. В этих стенах и многие москвичи укрывались от огня, бушевавшего в городе. Вскоре после Отечественной войны 1812 года в Москве появилась служба сердобольных вдов, первых сестер милосердия, поступивших из московского Вдовьего дома, еще одного детища Марии Федоровны. Интересно, что, по замыслу императрицы, Вдовий дом должен был располагаться рядом с Московской больницей для бедных, в специально выстроенном Жилярди роскошном особняке на той же Новой Божедомке, 2. Вместе с больницей он должен был составить единый архитектурный ансамбль, весьма символичный. Но судьба распорядилась иначе: в доме, предназначенном для вдов, разместили Александровское училище для мещан, а Вдовий дом обосновался в не менее великолепном здании на Кудринской площади. В 1818 году императрица повелела выбрать 12 вдов для ухода за тяжелобольными и направить их в больницу на Божедомке. А главный врач больницы Христофор фон Оппель составил специальное руководство для обучения их, которое стало первым руководством по уходу за больными на русском языке.

http://pravoslavie.ru/put/3449.htm

О, горячее и пламенное средство убеждения, быстро тронувшее души! О, мудрость богословская, затмившая всякую мудрость человеческую! Что скажете вы, превозносящие Димосфена над ораторами, и прославляющие Сократа между философами? Ведь Димосфен, великий и препрославленный в ораторском искусстве, так мало был в состоянии убедить в том, в чем желал, что даже был изгнан из города (своими) слушателями. Сократ же плодом (своих) многих речей к Афинянам и мудрых собеседований обрел цикуту (яд), будучи умерщвлен сонмом (своих) учеников: так мало было у него силы убедительности. А Петр, – рыбарь, ремесленник, неученый и вообще как кому угодно унизительно назвать, – одним приступом слова уловивши три тысячи мужей, прочно поставил их в новое положение, хотя они негодовали и возставали против него и не допускали сначала, чтобы он открыл уста. А после того, как сонм христиан достаточно увеличился и распространился, – поскольку кроме словесных назиданий и увещаний он (Петр) явил и удивительное доказательство способности деятельной, возстановив здравым хромаго у преддверия храма, – хромаго от чрева матери, калеку вследствие природнаго повреждения, – и весь народ сразу сбежался к храму, привлеченный к зрелищу молвой о великом деле, и все пристально смотрели на сего мужа, пораженные чудом; то заградились уже уста врагов Христовых, и крест стал затем знамением победы, а не поношением. Опять этот необразованный, работник низкаго ремесла начинает вторую речь, говоря к ним (приблизительно) так: «о мужи! если достойным удивления и божественной силы кажется вам случившееся, то поклонитесь Целителю хромаго, Иисусу, Котораго заушили вы по ланитам, а напоследок, воспылав яростию, и на древо вознесли. Он существует и живет и, как часто говорено было вам, воскресши из мертвых, царствует над всеми. Посему ныне, принявши раскаяние в том, в чем согрешили вы, «приступите к Нему и просветитесь» ( Пс.33:6 ), как говорит отец ваш Давид. Если вы сыны пророков и ученики Моисея, то не безчестите же благодати своих предков, внимая лжецам; но благоразумно вникнув в то, что предвозвещено ими, примите душами Спасителя рода вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Они тогда становятся надменны, думая, что было б сие некоторой род порабощения, если б старым мнениям последовать, думая, что их предки и вся древность, была в заблуждении, которое узнать им посчастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые на все новое свои отдают глаза, и самое разженное уголье, прельщаясь видом их, в руки свои брать не боятся; почему и ожигаются. Если б новость была истины основанием, то надобно б сей истине перемениться в ложь, когда б новость состарилась. Но истина ни стареет, ни обновляется; ибо она есть вечна. И потому всякую новость с первого раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно исследована не будет, и пока не будет усмотрено, что в самой той новости есть некая важность основательной древности. Но посмотрим, нет ли еще других плотских рассуждений. Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что умножает наше имение, что приятно чувствам, что соединено с честию. Подлинно дозволительно умножать имение, но справедливым образом; безгрешны приятности чувств, но когда они не противны разуму: похвальна есть честь, только б она состояла не так в других о нас мнении, которое часто бывает не справедливо, как в люблении честности. Однако очень часто случается сему противное. Ибо для приобретения истины и добродетели надобно иметь труд, и пролить не одну каплю пота, надобно иногда понести некоторую имения утрату, а некогда надобно себя подвергнуть других худому, хотя неосновательному мнению; но как все сие нежности наших чувств есть неприятно, и первому легкому воображению не вместительно; для сего часто плоть и кровь берет верх над разумом, и чувства себе дух порабощают. Один в своей должности нерадив, понеже не хочет свои изнеженные члены трудом обеспокоить; другой правду нарушает, дабы чрез то умножить свой прибыток: третий умалчивает правду, чтоб не нажить себе врагов, и чрез то б не понести ущербу чести своей. Такие и подобные плотские рассуждения, трудно сказать, сколь много повреждают похвальную наших дел систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Сии побуждения тем непорочнее, что они ко исполнению закона приводят нас не страхом, и не по корыстолюбию, но по одной любви, с тем намерением, чтоб нам засвидетельствовать пред Богом, что мы его к себе любовь памятуем, что мы ею уязвленны, и беспокоимся о способах засвидетельствования взаимной любви нашей. И кто слыша сие не восчувствует в себе жаркого стремления, чтоб броситься во объятия добродетели? И так из настоящего рассуждения нашего всяк довольно видеть может, сколь велика есть веры Евангельской сила во обращении человеческого сердца; и когда все сказанное нами со вниманием рассудим, меньше удивляться станем, что Апостолы могли столько народов отвесть от принятых ими преданий и обратить к вере столь уверительной, столь святой и непорочной. Оружия воинства нашего, восклицает Павел, не плотская , но сильна Богом на разорение твердей, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий и пленяюще всяк разум в послушание Христово. 115 Когда же так многомощна есть Евангелия сила: то для чего многие сие учение не токмо не приемлют, но и противятся и гонят? На сие справедливо ответствуется, что то происходит от невнимания, от предрассуждения, от упрямства самолюбием подкрепляемого, от развращенной жизни и от суетного мудрования. Но часто сему причиною бывает и то, что от неискусных и суеверных учителей в истину Христову много примешивается лжи, студных суеверств, пустых басней, преданий не известных и вредных, так что истина от таковых представленная больше на саму себя уже не походит. Сие неутвержденным душам подает случай к великому соблазну: ибо они, применяя грубую ложь и осязаемое суеверство, и тому уже не верят, чему верить неотменно надобно. Но совершенно просвещенный сим искушен быть не может: ибо он истину от лжи с помощью благодати различить умеет; и потому для примеса лжи истину пренебрегать не дерзнет. Но время уже нам, слушатели, слово свое обратить к самим себе, и в самих нас признать и прославить неизреченную благость Божию, что благоволил он нас осиять светом Евангельския веры, и утвердил нас на камени православия. Что воздадим благодеющему нам Господу, и какие принесем ему жертвы хвал и благодарения?

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Считается, что проект люблинской усадьбы принадлежит Родиону Казакову, а Еготов лишь воплощал его. Дом Дурасова представлял собой храм искусства, ибо архитектура классицизма тяготела к античности. Парадная «половина» дворца на первом этаже состояла из трех роскошных залов, каждый со своим предназначением. Центральный Круглый зал служил столовой, в Колонном, или Розовом, зале, названном по цвету стен, была гостиная. Третий, необыкновенно красивый Мраморный зал, отделанный под мрамор разных оттенков, был романтическим залом для влюбленных – в нем давали балы. Расписывал эти залы знаменитый итальянский живописец Д. Скотти, а барельефы делал русский крепостной мастер по имени Лука. На третьем этаже устроен роскошный бельведер с круглым залом и окнами на четыре стороны света. Хлебосольный Дурасов любил не только угощать, но и удивлять своих многочисленных гостей. Он мог пригласить к столу богатого вельможу и бедного студента, расположившегося в парке перекусить на травке, уверяя, что отказ очень его обидит. Стол всегда был накрыт на 30 кувертов, а готовила на всех одна крепостная кухарка, причем из снеди, производимой в хозяйских угодьях: стерлядь, судаки и раки из люблинских прудов, спаржа с огородов, телятина со скотного двора и даже собственное вино наподобие шампанского из дурасовских крымских деревень! Недаром поэт Дмитриев выразился, что «Дурасов жил в Люблино, как сатрап». Хозяин имел странную привычку ругать свое угощение. В ответ на восторженные похвалы гостей он добродушно отнекивался: «Дрянь-с, совершенная дрянь-с!» Зато если замечал, что гостю понравилось его вино, он приказывал положить несколько бутылок ему в экипаж. Есть и другое мнение: Дурасов разыгрывал гостей, уверяя, что все кушанья – «домашние», а простаки попадались на эту удочку и разносили это по всей Москве. Под стать шутнику-хозяину были и иные гости. Например, князь Д.Е. Цицианов, тоже славившийся веселым нравом, однажды рассказал за столом, как из шерсти рыбы выткали ценное сукно и он лично преподнес его в подарок светлейшему Потемкину.

http://pravoslavie.ru/4344.html

Таковой род свободности есть из благороднейших. Ибо проистекает он из источника чистейшего. Иной исполняет закон, опасаясь за преступление наказания; иной для пользы чаемой, другой для снискания славы. Все может быть не худо; да опасно, чтоб при случае, когда б не предвидел таковой за порок свой наказания, или б не надеялся получить себе чаемой пользы или славы, что не редко случиться может, чтоб говорю, при таковом случае не расслаб он в делании добродетели, или и совсем оную не пренебрег. Но свободностию Евангельскою укрепляемый понимает ясно благо и зло и следствия их; уверен о мудрости и благости Законодателя, чувствует любовь и благодеяния своего Промыслителя и в нем Отца находит: и для того исполняет закон не по силе приказания одного; ибо таковой есть временщик: не от страха; ибо таков есть раб и подл: но по любви; ибо он почитает себя сыном: но от ревности; ибо честность почитает паче всякого прибытка: но от благоразумия; ибо он духом святым просвещен есть. И потому нет опасности, чтоб и тогда, когда б случай за его честность грозил ему вредом и бесчестием, чтоб и тогда сделался он изменником добродетели. В сем-то рассуждении во святых книгах пишется, что праведнику закон не лежит, что мы избавлены от закона , 137 не для того, акиб праведник закон исполнять не одолжен был; но что для праведника закон не есть принудительный повелитель, а есть зерцало живо представляющее его добродетель. О когда б таковая свободность больше имела действия в сердцах человеческих! меньше б законодатели и законоблюстители имели затруднения; меньше б добродетель имела худого примеса. Ибо недостаток сея свободности причиною есть, что к благочестию пристает несколько лицемерия, в дружбу вмешивается прибыток, в благодетельную склонность вкрадывается тщеславие; а под ревностию кроется мстительность собственная. И потому таковой есть связан на земли; ибо двоедушно есть сердце его. Связан и на небеси : ибо Бог любит кадило благовонное без примеси всякого зловония. Остается еще рассмотреть нам последний род свободности, которую можно назвать церковною . О ней особливо говорят в заглавии от нас положенные Евангельские слова, о духовном вязании и решении. О сей свободности разные между разными происходят рассуждения и споры, и всяк оную определяет по мере своего понятия или страсти. Но сообразуясь со основанием Писания и самой истины, должно сказать, что свободность церковная состоит в праве пользоваться всеми преимуществами, соединенными с церковию . А преимущества церкви суть, быть членом сего святого общества, иметь участие находиться во всех его священных собраниях, с прочими выхваляя общего Владыку, наслаждаться умным зрением Его совершенств; пользоваться дражайшим даром, чтоб быть участником святой трапезы, и под видимыми знаками питаться телом и кровию Господнею. В сем состоит решение, или свободность церковная; следовательно вязание состоит в лишении всех оных преимуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010