Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы Святых Таин. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верой и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся при приготовлении нашем к принятию Святых Таин сохранить всевозможное бодрствование над собой, постараемся по принятии Святых Таин сохранить это бодрствование над собой. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие Святых Таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. «На врагов моих воззрело око мое» ( ), – сказал святой Давид по миновании возмущения, произведенного ими в душе его. Произнесет это исповедание о себе и причастник Святых Таин, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит перед ним действие Святых Таин. Всякий приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верой чувствует в себе изменение, если не тотчас по Причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце, облекаются спокойствием члены тела, печать благодати ложится на лицо, мысли и чувствования связываются священными духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их. При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие Святых Таин делается яснее, ощутительнее, обильнее. Действие это уподоблено Писанием помазанию главы, то есть ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски упоевающей душу ощущениями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И рассказал умерший, что темные духи, когда он скончался, повлекли его в какое-то страшное и пустынное место, но вдруг явился муж светлый и сказал: «Отпустите его, о нем плачет пресвитер Севир, ради слез пресвитера Севира Господь снова дарует сему умершему жизнь в теле». И исповедал оживший грешник свои грехи, и причастился Святых Таин, и прожил еще семь дней, все время молясь и славословя Господа. Через некоторое время скончался пресвитер Севир и сподобился быть причтенным к лику святых. Это житие занимает две странички в житии святых. Вы, стоящие сейчас здесь, я знаю, часто бываете в храме и, можно сказать, живете жизнью церковной, но разве я ошибусь, если скажу, что не более, чем двум, трем из вас известно это житие? А между тем эти две странички, на которых рассказывается о слезах пресвитера Севира, дают нам столько поучений. Что же здесь нам открывается? Прежде всего слезы пресвитера Севира были о том, что он убил человека. Вот каким преступлением представлялось ему то, что он не причастил Святых Таин умирающего. Вот какой ужас для сознания духовного, что душа пошла в загробную жизнь, не причастившись в Церкви Святых Таин. «Я, батюшка, два года не причащался». «Почему?» «Все некогда». И это не раз, а сотни раз я слышал на исповеди. Плачет пресвитер Севир, что совершил убийство, что душа по его вине ушла без причастия. А разве это не самоубийство – два года жить без причастия Святых Таин, потому что некогда? И какие это дела, какие это великие дела мешают причащению Святых Таин? Нам в этом житии показуется, как мы должны дорожить Святым Причащением, какое это великое дело, для которого все надлежит оставить, всякие виноградники мирские, чтобы теснейшим образом соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии и постоянно, постоянно прибегать к этому единению. Второе, не менее важное для нас, что открывается нам в этом житии, – действенность слез пресвитера Севира, потому что в сердце его истинная любовь. Вот любовь, излившаяся в слезах его, она умилостивила Господа, воскресила мертвого, вернула его к жизни, дала возможность покаяться и причаститься Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Июнь 1-го июня. Четверг. Как прославлю милосердие и силу Господа моего и Пречистой Его Матери, явленные мне во время сегодняшней утрени во спасение меня от коварства, смущения и боязни злых демонов, когда я всем сердцем помолился ко Господу и Пречистой Богородице? Меня тотчас заступил, спас, помиловал и сохранил Господь от бед молитвами Пречистой Своей Матери. Я служил утреню с шестопсалмием спокойно, твердо, ровно. Горько укоряю себя в том, что после сытного обеда (полторы тарелки супу, мяса, жаркого, салату, молока) я пил кофе (два стакана с булкой и стакан чаю) и потом лег спать с пресыщенным желудком. Во время вечерни я был игрушкою и посмешищем диавола: от смущения и боязни бесовской не мог говорить ектений; молил Господа – и не внял мне, и не заступил, и не спас меня. Поделом! И сколько посрамления, позору на лице своем я перенес! Счету нет! 2-го июня Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия, ибо скоро помог мне Всеблагий и Всемилостивый по молитве моей мирно совершить утреню и обедню раннюю и причаститься животворящих Таин к премирному, прелегкому и пресладкому общению с моим Жизнодавцем. 3-го июня Да дарует мне и ныне Владыко живота моего милость Свою, якоже обычно есть Ему, да даст во святыне, дерзновении и силе мнозей совершить и утреню, и литургию и причаститься пренебесных и животворящих Его Таин, и да даст благополучно сдать экзамен в 7-м классе. Господи! Сам устне наши отверзи, и уста наша возвестят хвалу Твою [ ]. Ты видел наши дела. Даждь плод. Буди! Ты Бог наш, Ты упование наше! Ты помощь наша, успех наш, слава наша, ибо Тобою хвалимся. 3 июня Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную мне в совершении Божественной ранней литургии нынешний день и в неосужденном, миротворном, сладостном, животворном, радостном причащении Пречистых Его Таин – Тела и Крови Его. О, вера святая в Тайны! О, Святые Тайны! Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Если и преткнусь я завистию вражиею после принятия Святых Таин, но лишь уверую искренно, что Господь во мне, в Святых Тайнах, и помолюсь Ему, сущему во мне, чтобы Он ради сих Святых Таин и сими Тайнами помиловал, спас и очистил меня, умирил и утешил меня, как сейчас приходит ко мне спасение именно от Святых Таин и Святыми Тайнами, чрез посредство их. О, величие Таин! О, животворность, о, всемогущая сила! О, всеспасительная сила!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верой и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся, при приготовлении нашем к принятию Святых Таин, сохранить всевозможное бодрствование над собой; постараемся, по принятии Святых Таин, сохранить это бодрствование над собой. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие Святых Таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе, по очищении его от облаков. «На враги моя воззри око мое» ( ), – сказал святой Давид, по миновании возмущения, произведенного ими в душе его. Произнес это исповедание о себе и причастник Святых Таин, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит перед ним действие Святых Таин. Всякий, приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верой, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лицо; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их. При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие святых таин делается яснее, ощутительнее, обильнее. Действие это уподоблено Писанием помазанию главы, т.е. ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски упоевающей душу ощущениями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа. При постоянно внимательной и благочестивой жизни делается отчасти постижимой непостижимая милость Божия, явленная человекам в дарование им небесной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2. ясно сказать свое имя, 3. со всей скромностью приподнять голову и благоговейно открыть уста для принятия Св. Таин. 686. Чем подаются Святые Дары в уста? Святые Дары, т. е. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, подаются в уста серебряною, вызолоченною лжицей. 687. Было бы разумным бояться при Св. Причащении заразных болезней? Бояться при Св. Причащении заразных болезней было бы не только совершенно неразумно, но и прямо грешно, так как это свидетельствовало бы о маловерии. 688. Почему не следует бояться заразы при Св. Причащении? При Св. Причащении не следует бояться заразы потому, что мы принимаем Тело и Кровь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, каковыми Святыми Дарами никакие болезни не могут быть перенесены. 689. Как мы должны смотреть на принятие Св. Таин из одной чаши? На принятие Св. Таин из одной чаши мы должны смотреть, как на проявление искреннего братства и сестерства всех православных христиан, которые без различия положения, образования и материальных средств не испытывают чувства брезгливости друг к другу, но радуются, что могут из одной чаши принимать Святые Дары. 690. Что мы должны делать после принятия Святых Таин? После принятия Святых Таин мы должны: 1. слегка склонить голову в знак горячей благодарности, держа при этом руки все еще крестообразно на груди, 2. затем сейчас же отойти в сторону, 3. только после этого благоговейно перекреститься, 4. отойти на то место, где мы стояли от начала Литургии, и там совершить молитвы после Причащения. Пояснения: I. После принятия Св. Таин мы уже не становимся на колени, так как мы приняли в свое сердце Господа нашего Иисуса Христа. II. Во многих местах существует обыкновение непосредственно после Св. Причащения испить немного воды, смешанной с небольшим количеством вина, чтобы быть уверенным, что в устах не осталось и наименьшей частицы Святых Даров. 691. Что поется во время Причащения верующих? Во время Причащения верующих поется: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Если причащающихся много, это песнопение повторяется с небольшими промежутками, а также поются иные песнопения, указанные в молитвенниках, как «Хвалите Господа» и «Ядый Мою плоть ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

К принятию Святых Таин надо готовиться, чтобы вкусить их, по возможности, достойно. «Если встретится препятствие говеть и приобщаться в пост, сие невозбранно можно вознаградить в другое время. Надобно только выбрать и расположить время приличным для приготовления к этому образом» (29:227). «Вы готовитесь к Причащению. Посетитель душ Сам да уготовит в Вас Себе обитель, как Ему благоугодно. Если возмутит Вас мысль, что Ваша для Него обитель не довольно украшена, вспомните ясли и успокойтесь» (29:223). Хотя Святитель и отмечает, что «от усилившегося обычая причащаться Святых Таин не часто, едва ли удобно было бы вдруг перейти к еженедельному приобщению» (10:230–231), тем не менее в отдельных случаях рекомендует: «Еженедельное приобщение Святых Таин да будет отроку Сергию оградой света против приражения тьмы» (7:258). Впрочем, «чаще приступать к Трапезе Господней есть дело веры и любви, но тут есть дерзновение, а дерзновение не все могут иметь правильно» (29:339). Когда священнослужители «устрашаются своего дерзновения, что часто приступают к Святым Тайнам», имеют для успокоения и верную мысль: они «повинуются в сем долгу звания и воле призвавшего их в Свое служение Господа. Не имеющие сего призвания могут иногда чаще приступать к Святым Тайнам, по особенному желанию, или по особенной потребности, а иногда удерживать себя, чтобы не быть много дерзновенными. Нынешнее болезненное время дает основательную причину чаще приобщаться Святых Таин» (21:50). Что касается принятия «Святых Таин и в Великий Четверток и в день Пасхи, прежде почитали сие не только совместительным всякому верному, но и должным. Иисус Христос есть Тот же и ныне ( ). Остается вопрос только, готовы ли мы приблизиться к Нему. Ответ может дать совесть и отец духовный» (29:289–290). Нужно ли нам чаще причащаться – «поспешить ли приступить к Святым Тайнам – возьмите совет Вашего духовного отца, и ему последуйте» (21:37). «Просите своего духовного отца, чтобы он разрешил Вам приступить к Святым Тайнам, к которым все приходим не как достойные, но как ищущие врачевства и помощи» (21:73). В святую Лавру можно идти всегда. – «Чтобы идти в Лавру и готовиться к Святому Причащению, какое в том сомненье? Бог благословит. Только труд да будет по силам» (21:62).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Итак, братия, ради Бога, ради Иисуса Христа, имейте желание не отказываться от принятия Святых Таин, это страшно! Прежние Христиане каждый праздник, каждое воскресение приобщались Святых Таин, и потому-то они и были и могли быть истинными Христианами. Так вы, братия, не лишайте сами себя такого сокровища, как можно чаще питайте свою душу хлебом небесным, утоляйте жажду души вашей сим источником бессмертия; – но если вы не чувствуете в себе голода духовного, если не томить вас жажда внутренняя, то старайтесь возбуждать ее раскаянием и чувством своей внутренней бедности и нечистоты. Теперь я скажу кратко о том, что нужно для того чтобы достойно принять Святые Тайны. Иисус Христос говорит: Аще кто жаждет т. е. если кто чувствует внутреннюю жажду души – если кто чувствует душевную нужду – если кто видит, что он слаб душою, что он не может противиться грехам и соблазнам, тот приходи и пей; но вот что должен наблюдать: 1) Надобно верить, что сие таинство установлено и предано нам самим Иисусом Христом в последний вечер пред страданием Его; – веруй, что тот хлеб, который ты вкушаешь, есть самое пречистое тело Иисуса Христа; веруй, что то вино, которое ты пиешь из чаши, есть самая святейшая кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым. 2) Пред принятием Святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу: нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповедью и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви. И 3) Самое главное: не надобно иметь никакой вражды, никакой злобы, но со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию Святых Таин, что никаким молитвы, никакой пост, словом, никакие приготовления не могут уничтожить оное; и наконец, приступая к самому принятию Святых Таин, надобно иметь благоговение, страх и трепет точно так, как бы ты приступал лично к самому Иисусу Христу, Грозному Судии твоему; точно так, как бы ты стоял уже на страшном суде с повинной головою, во ожидании себе приговора – нелицемерного Судии живых и мертвых; но вместе с сим, всею душою, всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси Его милосердия и говори ему внутренне: помяни меня Господи во Царствии Твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

68). 55. «Я и сам знаю, что тяжко стыд человеческий терпеть от обличения, но если благодушно примете мое послушание, то великую милость от Господа Бога получите и воздаяние вечное, а не временное; ведь я знаю, сколько вы терпите, за что и весьма люблю тех и хощу, чтобы им вечную получить милость Божию!» (стр. 68–69). 56. «Ты просишь объяснения на мои слова, я тебе писал о причастии Св. Таин в таком намерении и о таких людях, которые в небрежности всю жизнь провождают даже до самой смерти, и Таин Святых приобщаются, а грехов своих не объявляют и нисколько в них не раскаиваются; на таковых подлинно следует слово Апостольское: иже аще яст хлеб сей (тело Христово), или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу о крови Господни. ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет... Сего ради в вас мнози немощей и недужливы и спят довольни, «то есть помрачаются паче, а не просвещаются ( )». Аще же таковые в небрежности своей и при конце жизни Таин Святых приобщаются, но грехов своих не освобождаются, понеже даже и до конца в беззакониях проводили житие свое, Св. Таин приобщение таковых может быть печатию христианства, и потому поминовением церковным бывает им от Бога некоторое прощение и свобода, о них то мое слово к тебе было, а не о всех равномерно, которые и весьма стараются о своей жизни. Сии аще в чем и погрешают, то паки покаянием и Св. Таин приобщением от того освобождаются, а впредь всячески себя от такового падения сохраняют, и тем Св. Таин приобщением паче вразумляются и укрепляются (стр. 69–70). 57. «Слышу еще твое рассуждение, будто что собрала в келлии, то ныне, будучи начальницей, потеряла и в том, друг, конечно обманулась.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Послание 91(279). Разрешение различных вопросов «Вопрос 1». О пресвитере, диаконе и чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому; можно ли совершать о них приношение, или всенощную, или молитву? «Ответ». Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были побуждаемы страхом, и наконец, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное. «Вопрос 2». О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками. «Ответ». Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких, равно как и относительно мирян: мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших. Если же кто из всех упомянутых еще жив и раскаивается, отбрасывая страх с этого времени и решаясь злострадать за благо, то, если он пресвитер или диакон, должен быть отлучен от священнослужения до времени православного Собора, и после надлежащей епитимии пусть причащается православных Святых Таин. А сущность епитимии состоит в непричащении Святых Таин в продолжение такого времени или таких времен, как назначит налагающий епитимию; ибо невозможно сказать об этом определенно, потому что один от другого отличается и личностью, и познаниями, и занятиями, и возрастом. Если же то будет монах, или чтец, или монахиня, то по выполнении епитимии пусть тотчас будет даваемо Божественное Причастие; тоже и относительно мирян, – мужчин, и женщин, и детей. Очевидно, что и в отношении к ним нужно делать различие, смотря по личности, по достоинству и по возрасту, так что и в продолжение одной Четыредесятницы епитимия достаточна для принимающего ее. Ясно, что епитимия непричащения Святых Таин сопровождается и молитвами, и коленопреклонениями, и воздержанием от яств, по силам подвергающегося епитимий. «Вопрос 3». О приношении даров в монастырях мужских и женских. «Ответ». Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками. «Вопрос 4». О причащении Святых Тайн монахами или монахинями самим от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Господин С. был болен горячкою, и доктора, сколько ни старались произвести пот, все оставались без успеха, так что уже отчаялись в его выздоровлении. Находясь в самом сильном жару, он немного задремал и увидел Владыку, который входит в его комнату с кадилом в руке и, окадив всю комнату, подходит к его постели и спрашивает: Что с тобою? Больной отвечает, что он болен. Владыка говорит ему: Пошли купить три листа сусального серебра, проглоти их и выздоровеешь . Проснувшись, больной тотчас же послал купить три листа сусального серебра и, по приказанию Владыки, проглотил его, и что же? Из-за сильного жара у него сделался обильный пот, которым болезнь его совершенно миновалась. Почитавшая Владыку А.Г.Г. страдала горловою чахоткою, усилившейся до такой степени, что она ничего не могла проглотить, кроме воды. Чувствуя всю опасность своего положения, она искренно желала приобщиться Святых Христовых Таин, но священник, опасаясь, что она не будет в состоянии проглотить Святые Дары, медлил исполнить ее желание. Поэтому она, имея твердую веру в молитвы Владыки, просила своего мужа съездить к нему для испрошения его святых молитв и благословения, на что муж ее тотчас согласился и поехал к Владыке. Выслушав его, Владыка приказал прислать к себе их приходского священника, и, когда тот явился. Владыка спрашивает его, почему он не решается приобщить Святых Таин больную, и, когда священник объяснил причину, Владыка сказал: Отслужи завтрашний день обедню о здравии болящей и с верою и упованием на милость Божию приобщи ее Святых Таин . На другой день, вероятно, вследствие молитв Владыки, совершилось над больною необыкновенное чудо: она почувствовала облегчение в горле, и когда священник по приказанию Владыки, отслужив заказную обедню, пришел со Святыми Дарами, она, к удивлению его и всех родных, могла свободно причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых.

http://sedmitza.ru/text/412451.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010