Июнь 30-го июня 1868 г. 30-го июня 1868 г. Многомилостиве Господи, благодарю Тя, яко услышал еси молитву мою и внял еси желанию сердца моего о непреткновенном, искреннем, в силе и истине совершении литургии; благодарю Тя, яко вся козни врага, сильные и злые, в ничто обратил еси; благодарю Тя, яко во время литургии даровал еси мне омытися слезами покаяния и умиления и всю литургию совершить с силою и воплем крепким сердца (крепким воплем сердечным) и причаститься неосужденно Святых Таин; и благодарственный молебен совершить горящим сердцем; благодарю Тя, яко в литургии Твоей мне и очищение грехов, и освящение, и мир, и дерзновение, и силу, и здравие мне всегда подаеши и совершенно меня оживотворяеши, Господи! О, какие сладкие слезы ты даровал мне сегодня во время литургии, какое громогласие, какую музыкальность в голосе! На удивление всем, и певчие пели великолепно, в высшей степени стройно и музыкально! Слава Тебе за все, Господи! Даждь мне и нам всем славити Тя многие лета, наипаче сердцем и жизнию, делами! Итак, сколько враг ни старался поглотить меня, а Ты, Владыко мой всесильный, разрушил все козни его, и избегох из руку его. За дар слез благодарю Тебя, Милость моя! Господи! Исповедую пред Тобою, яко не на даче, не в лесу жизнь и здравие и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя – во храме, наипаче в литургии и в Животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство, Святые Тайны! О, живот дающие Божественные Тайны! О, любовь неизглаголанная, Божественные Тайны! О, промышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем – Божественные Тайны! О, предобручение вечной жизни – Божественные Тайны! Владычице моя, Пресвятая Богородице! Тебе я молился пред литургиею, да испросиши мне благодать совершить ее с силою многою, во славу Божию, во спасение мира и мое собственное! Ты все устроила во благо! Благодарю Тебя, всеблагая Скоропослушнице, упование непостыдное! Не от избытка ли сердца, любви, благодарности, заботливости родственной говорят уста сестры твоей Анны Константиновны, льются такие ласки, услуги? Вот у тебя нет избытка любви к ней, уважения, благодарности, заботливости – и ты больше молчишь, и трудно для тебя слово ласковое от души сказать. Почувствуй хоть отныне искреннюю благодарность и любовь к сестре, да и ко всем сестрам и братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апрель 7 апреля 1866 г. Благодарю Тебя, Господи Иисусе, сподвигшего меня ныне неосужденно причаститися пречистых и животворящих Тайн при соборном служении литургии в Успенской церкви и молебен благодарственный за спасение жизни царя 10 простоять пред народом и людьми именитыми и сановниками с великим спокойствием, дерзновением, святынею Твоею, с молитвою веры; потом потребить Святые Тайны с великою верою и паки в мир душевных сил. Благодарю Тебя, яко даровал еси мне благодать провести шестой класс с благородною важностью и властью и проговорить хорошо урок к следующему классу. Слава Тайнам Твоим, Христе, – и еще скажу: слава Тайнам Твоим. Слава простоте веры во Святые Тайны Твои! О пребожественные, о, предейственные, пресильные, всемогущие Тайны, слава вам. Слава Тебе, Господи! Я зло, мерзость греховная, а ближний – образ Божий, потому я должен всячески уничижать себя пред всеми по достоянию, да некогда восставится и во мне падший образ Божий. Увы мне, окаянному, Господи! Чтити всякого человека по достоянию, наипаче же родителей, настоятеля моего, братию даруй мне, Господи! Смирение, уничижение себя есть величие наше! Блажен, кто так мудрствует и так делает! Не других чуждаться, презирать я должен, а себя, себя одного, живущего во мне греха и дьявола, виновника и началовождя всякого греха. Умудри меня, Господи! Берегись крайне пресыщения: оно бывает причиною крайнего развращения сердца, измены Богу и ближнему. Кем овладевает всего удобнее дьявол ? Пресыщенным. Враг, вооружая нас иногда внутреннею злобою против родителей, вооружает нас чрез то против Самого Виновника нашего бытия – Бога, даровавшего нам жизнь чрез них; вооружая против человека вообще, тоже вооружает против Бога, потому что человек есть образ Божий; мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин. 4, 21 ). Но почитая и любя родителей и ближнего вообще, мы почитаем и любим Бога, Создателя Своего, и самих себя, потому что все мы – одно во едином Боге, от Которого все произошли и по образу Коего все сотворены. Мы все братья, члены одного тела, одушевляемого единым духом Божиим, возглавляемого единою Главою – Христом, один дух любви, кротости, смирения, незлобия, послушания, чистоты, святыни, мира, свободы должен быть во всех нас, еже буди по благодати Господа нашего Иисуса Христа и действию Духа Святого, по благоволению Бога и Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк., 35 зач., 8, 5–15 Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

http://pravoslavie.ru/3729.html

Князья Борис и Глеб: где искать мощи первых русских святых. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Князья Борис и Глеб: где искать мощи первых русских святых 06.08.2013 13:06 Версия для печати Благоверные Борис и Глеб вместе с равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром стали первыми святыми на Руси. Удалось ли сохранить за тысячу лет сохранить их мощи и где они сейчас находятся? Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб – мощи утрачены Святые князья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь. Святые погибли в междусобице, возникшей после смерти их отца, от руки своего старшего брата Святополка. Князья Борис и Глеб (†1015) — первые по времени канонизации русские святые. Мощи святых были утрачены во время нашествия Батыя в 1240 г. На илл.: Борис и Глеб на конях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ЖМП 3 март 2012 / 12 марта 2012 г. 01:00 Думаю, что наша главная беда в том, что мы считаем, что исповедь есть наша обязанность лишь раз в год. А затем — поговели, стало легко, и Божественную легкость мы преступно перевертываем в простую легкость, в обычное человеческое переживание: стало легко — вот и всё, вот и хорошо. Неужели покаяние только для того, чтобы почувствовать себя легко? Мы должны понять, что исповедь есть то средство, которое дается Богом для нашего духовного устроения, устроения всей жизни. Иначе покаяние тщетно. Покаяние — великое таинство, а мы превращаем его в то, что является для нас радостным переживанием, и ничего больше. Святые отцы говорят нам о том, что настоящее покаяние начинается с той минуты, как ты исповедался. Священник молится над кающимся, чтобы Господь дал ему образ покаяния: " Умилостивися о рабе Твоем и подаждь ему образ покаяния " . Как же так? Ведь он покаялся, исповедался, зачем же просить, чтобы Господь дал ему образ покаяния. С этого момента, с момента исповедания и отпущения грехов, а затем и соединения Святым Телу и Крови, и начинается покаяние в жизни, истинное покаяние. Состояние нас, христиан, есть состояние кающихся. Если мы хотим Царства Божия, то и должны быть кающимися, кающимися всю жизнь, изо дня в день, должны каждый день проверять свою совесть, а не раз в году. Недаром говорят святые отцы, что тогда только начинается покаяние, когда мы покаялись и приняли Святые Тайны, ибо тогда-то и легко следить за собой, испытывать свою совесть. Эта легкость, которую мы чувствуем, и есть освобождение от греха, от целых зарослей его в нас. Когда мы с помощью Божией сбросили всё это с души, когда благодать Божия коснулась нас, тогда-то и можно посмотреть, заглянуть в душу, ибо тогда на этой чистоте души заметна всякая мелочь греха. А обычно, пока человек не покаялся, он теряется в хаосе грехов. Как их различить? У каждого из нас есть свой грех — " близкий и дорогой " нам греховно. От него-то и надо прежде всего избавиться. А когда болезнь, которая губила организм человека, сломлена, тогда становится возможным почувствовать и другие грехи, за которыми не удавалось следить раньше.

http://e-vestnik.ru/church/pokayanie_est...

Июнь 1-го июня. Четверг. Как прославлю милосердие и силу Господа моего и Пречистой Его Матери, явленные мне во время сегодняшней утрени во спасение меня от коварства, смущения и боязни злых демонов, когда я всем сердцем помолился ко Господу и Пречистой Богородице? Меня тотчас заступил, спас, помиловал и сохранил Господь от бед молитвами Пречистой Своей Матери. Я служил утреню с шестопсалмием спокойно, твердо, ровно. Горько укоряю себя в том, что после сытного обеда (полторы тарелки супу, мяса, жаркого, салату, молока) я пил кофе (два стакана с булкой и стакан чаю) и потом лег спать с пресыщенным желудком. Во время вечерни я был игрушкою и посмешищем диавола: от смущения и боязни бесовской не мог говорить ектений; молил Господа – и не внял мне, и не заступил, и не спас меня. Поделом! И сколько посрамления, позору на лице своем я перенес! Счету нет! 2-го июня Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия, ибо скоро помог мне Всеблагий и Всемилостивый по молитве моей мирно совершить утреню и обедню раннюю и причаститься животворящих Таин к премирному, прелегкому и пресладкому общению с моим Жизнодавцем. 3-го июня Да дарует мне и ныне Владыко живота моего милость Свою, якоже обычно есть Ему, да даст во святыне, дерзновении и силе мнозей совершить и утреню, и литургию и причаститься пренебесных и животворящих Его Таин, и да даст благополучно сдать экзамен в 7-м классе. Господи! Сам устне наши отверзи, и уста наша возвестят хвалу Твою [ Пс. 50, 17 ]. Ты видел наши дела. Даждь плод. Буди! Ты Бог наш, Ты упование наше! Ты помощь наша, успех наш, слава наша, ибо Тобою хвалимся. 3 июня Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную мне в совершении Божественной ранней литургии нынешний день и в неосужденном, миротворном, сладостном, животворном, радостном причащении Пречистых Его Таин – Тела и Крови Его. О, вера святая в Тайны! О, Святые Тайны! Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Если и преткнусь я завистию вражиею после принятия Святых Таин, но лишь уверую искренно, что Господь во мне, в Святых Тайнах, и помолюсь Ему, сущему во мне, чтобы Он ради сих Святых Таин и сими Тайнами помиловал, спас и очистил меня, умирил и утешил меня, как сейчас приходит ко мне спасение именно от Святых Таин и Святыми Тайнами, чрез посредство их. О, величие Таин! О, животворность, о, всемогущая сила! О, всеспасительная сила!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) СВЯТОЙ Во время литургии взывают к Богу трисвятому, Христос провозглашается как «Един Свят» и поминаются святые. Мы говорим также о св. Евангелиях, о св. седмице. И мы призваны стать С. Святость, следовательно, является некоей сложной реальностью, к-рая соприкасается с тайной Божией и в то же время с богослужением и нравственностью. Святость заключает в себе понятие священного и чистого, но она выше их. Она кажется относящейся только к Богу и недоступной, и в то же время ее постоянно приписывают его творениям. Семитское слово кодеш (свящ. предмет, святость), к-рое происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», содержит идею отделения от мирского. Свящ. предметы – это те, к к-рым не прикасаются и к к-рым приближаются только при определенных условиях ритуальной Являясь как бы носителями некоей силы, тайны и величия, в к-рых видится нечто сверхъестественное, они вызывают то смешанное чувство страха и притяжения, к-рое заставляет чка осознать свое ничтожество перед этими проявлениями «священно–божественного». Библ. понимание святости много богаче. В Библии показаны не только реакции чка перед божественным и святость определяется не только как отказ от мирского, – она содержит откровение Самого Святость в ней определяется, восходя к своему источнику, т. е. к Богу, от К-рого исходит всякая святость. Но этим самым в Писании ставится проблема природы святости, к-рая есть в конечном итоге проблема тайны Божией и ее сообщения людям. Эта производная святость, вначале внешняя для лиц, мест и предметов, к-рые она делает «священными», становится подлинной и внутренней только через дар Самого Духа Св. Тогда любовь, к-рая есть Сам Бог ( 1Ин 4, 16 ), будет сообщена после победы над грехом, к-рый препятствовал излучению ее святости. ВЗ Святость Божия недоступна ч-ку. Для того, чтобы он ее узнал, надо чтобы Бог «освятил Себя», т. е. показал Свою святость, проявив Свою Творение, теофании, Наказания и ( Числ 20, 1–13 ; Иез 38, 21 слл), а также и чудесная защита и нечаянные избавления открывают, в каком смысле Бог свят ( Иез 28, 25 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как он начинается и вообще, почему он произошел? Начинается это с правления императора Льва Исавра в Византии, сам он вышел из монофелитской среды и очень осторожно с самого начала начал проводить политику притеснения иконопочитания. Сначала иконы подняли, по его приказу, на высоту, чтобы их невозможно было целовать, невозможно было полноценно, согласно православной традиции их почитать, а потом стали их выбрасывать, уничтожать. Почему это произошло? Безусловно были уже в начале VIII века многочисленные свидетельства того, что к иконам подчас относились, как к некоему фетишу, то есть почитание было магическим. К примеру, была такая традиция, многие не принимали Святые Христовы Тайны, не возложив их предварительно на иконы. Многие священники, некоторые священники, соскребали краску с икон и добавляли ее в Плоть и Кровь Господню, то есть в святую чашу. Конечно с этими вещами надо было бороться, но все-таки основная идея, на что ссылались иконоборцы, почему началось гонение – это, конечно, следующее – они говорили о том, что, во-первых, ссылались на второзаконие о том, что нельзя сотворить себе кумира и говорили о том, что сотворено руками человека, тому поклоняться нельзя. В этом смысле святые мощи, то, что не было как бы сотворено человеком, они формально не преследовали, но только формально. На самом деле, как писал Карташов: иконоборчество – это попытка первой реформации в каком-то смысле слова, но только в рамках Византии и в рамках VIII века. Поэтому де факто очень многие мощи были уничтожены, они были куда-то сосланы и даже более того, так как таким форпостом, авангардом иконопочитания было монашество – монашество тоже преследовалось. То есть, это в чистом виде лютеранство, в чистом виде протестантство, но только опять же в Византии VIII века. Карташов приводит такой факт, только в Италию эмигрировало более 50 000 человек, то есть монастыри разорялись, монахи иконопочитатели предавались непосредственно подчас и мученической кончине, были исповедниками, ссылались, уродовались. Даже в темницах образовывались монастыри исповедников, до 300 человек собиралось вместе, они там молились и проводили такую подчас, хоть и в тюрьме, но монашескую жизнь.

http://academy.foma.ru/tag/pochitanie-sv...

1 .  Святые, восприняв многие Божественные тайны, которые были переданы им по преемству через их предшественников от последователей и служителей Слова, непосредственно оттуда научившихся знанию сущего, говорят, что ипостась всего сотворенного имеет пять разделений. По их словам, первое из них – то, которое отделяет от Нетварной природы тварную природу в целом, получившую бытие через творение 2 . Действительно, как они говорят, Бог по Своей благости создал славное устройство всего сущего, из чего еще не ясно, кто Он и каков Он. Поэтому они и назвали разделением [также и] неведение, которое отличает в этом отношении тварь от Бога. Ведь они оставили неизреченным [то разделение], естественно разделявшее Творца и тварь друг от друга и не допускавшее соединения их в одну сущность, поскольку невозможно допустить для них один и тот же логос. Второе [разделение] – то, согласно которому вся природа, получившая бытие через творение, была разделена Богом на умопостигаемое и чувственное. Третье – то, согласно которому чувственная природа разделяется на небо и землю. Четвертое – то, согласно которому земля разделяется на рай и остальную землю 3 . Наконец, пятое – то, согласно которому разделяется на мужской и женский пол человек, [поставленный] над всем, словно некая всеобъемлющая мастерская, и естественным образом посредствующий самим собой между всеми крайними пределами всякого разделения 4 . Будучи благолепно введен в сущее через творение 5 , он, благодаря центральному положению между всеми крайними пределами, естественно обладает всей способностью [для их] соединения посредством той особенности, которая связывает [в нем] все крайние пределы его собственных частей. Через эту способность тот восполняемый образ, в котором, согласно [своей] причине, возникали разделенные части [мира], должен был сам собою ясно показать великую тайну Божественного замысла и довести до конца гармоничное, стройное, последовательно совершающееся соединение крайних пределов сущего друг с другом, простирающееся от близкого до далекого, от низшего к высшему и в конце концов завершающееся в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

27.03.2024 Беседа автора издательского проекта «Путь умного делания» Новикова Н. М. со скитоначальником схиигуменом Серафимом (Покровским) и братией скита Всех Святых на Валааме. Схиигумен Серафим. Каждая братская встреча – это, конечно, радость, ибо мы собираемся в храме или, как сегодня, неформально, ради братской беседы. С нами сегодня наш друг и брат во Христе Николай Михайлович Новиков. Нет необходимости его представлять, многие из нас его уже знают по его замечательным книгам, которые он написал об умном делании и святоотеческих путях к молитве. Многие годы Николай Михайлович посвятил исследованию святоотеческого учения о молитве, постижению тайны вечного спасения. И мы также много лет стремимся к тому же, то есть к познанию и видению Лица Божия, как Он есть. Но мы знаем, что узреть Бога, как Он есть может только очищенное покаянием и слезами сердце. Нам дорого иметь сегодня такого гостя, иметь возможность с ним пообщаться, поделиться с ним нашими вопросами, недоумениями, которые встречаются на нашем пути богоискания. Может быть, я начну и задам Вам первый вопрос. Сейчас в России, после того, как началась перестройка, происходит некоторое духовное возрождение. Это, конечно, неоднозначный процесс, возникает много проблем, и в частности, тех, что касаются монашества. Часто встречается такое явление: приходят молодые люди, которые жаждут иночества; они при этом ищут безмолвия, ищут глубокой постоянной молитвы, но они этого не находят в наших обителях, в нынешних наших условиях. Тогда они теряют вдохновение и начинают постоянно переходить с одного места на другое. Мой вопрос: как Вы могли бы сформулировать, в чем суть безмолвия, что означает это слово, и, если возможно, то, как стяжать непрестанную умно-сердечную молитву, каков кратчайший путь к этому и что святые отцы говорят нам по этому поводу? Новиков Н.М. Да, это вопрос, по существу, самый важный для нас. Но чтобы на него ответить, надо написать несколько книг. Наверное, нам можно начать с того, о чем меня часто спрашивают, – с вопросов, которые задают те, с кем мне приходится общаться, и прежде всего монашествующие. И оказывается, что, как ни странно, у людей существует очень неточное, неясное, а иногда и вовсе неверное представление о том, что такое умно-сердечная молитва, умное делание, что такое исихазм. От этого неверного понимания происходят многие недоумения, искажения, недоразумения и просто серьезные ошибки, из-за которых искажается духовный путь человека.

http://old.pobeda.ru/razmyishleniya-na-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010