Сражение со шведами в 1240 году было 16 июля, в день памятной кончины крестителя Руси — великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб, и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи, и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа. Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский. Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на поместном соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почетнейших наград стал орден в его честь, учрежденный еще в 1725 году согласно с волей Петра Великого).  И в сегодняшней нашей войне все бесчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Даниил перед лицом все сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

http://moral.ru/svyatoy-voin/

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим.12:19). В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад. «С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035). Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви. Полное Житие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А уж если я «ёрник», то и позволю себе напомнить Вам анекдот, кстати, рассказанный мне впервые Вашим собратом по святой обители. Итак. Больного готовят к операции. Приходит, как это и положено, анастезиолог. Беседуют. Вдруг больной в ужасе кричит: – Да он же пьяный! Анастезиолог в ответ (еле ворочая языком): – Кто пьяный? Я пьяный? Да это он еще хирурга не видел! Так что, Вы, батюшка, «ёрников»-то еще и не видели. Все впереди... Но ближе к тексту. Статья «В поисках вымышленного «православного» царства» (с. 160-173) вызывает, пожалуй, чувство определенной солидарности. Здесь, при всем, на мой взгляд, теоретизировании, явно ощущается здоровая тенденция. Сам устал безумно от наших доморощенных монархистов с их «государственными катехизисами». Согласен и с утопичностью (если не сказать больше) разного рода «монархических проектов». Не согласен, что наш опыт монархической государственности был столь уж жалок. Идея московского единодержавия при всех недостатках её носителей и тех, кто в глазах современников эту идею воплощал в своей личности (включая и Иоанна Грозного), объединяла русские земли, способствовала сокрушению внешних и внутренних врагов. И все же полагаю, что нельзя согласиться с тем, что на «пятисотлетний период отсутствия на Руси власти православных самодержцев приходятся все святые русские государи, среди которых значительное место занимают князья-страстотерпцы». Их же всего-то трое за весь период до утверждения Московской державы: святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+1015) и святой князь-страстотерпец Игорь (+1147). Так ли уж много? А вот «святых державников» (воинов и правителей, защитников Земли Русской) — целый сонм. И все это еще до Иоанна III. И святой Александр Невский, и святой Дмитрий Донской, и святой Даниил Московский, и святой Иоанн Калита и многие, многие другие. А были еще и «домосковские» святые, павшие на поле брани и замученные татарами: святые Ярославские чудотворцы, святой Василько Ростовский, святой Георгий Владимирский, святой Михаил Черниговский...

http://bogoslov.ru/article/505319

  Тихон Сысоев . Как [не] умирали святые. 5 историй о победе над смертью - – июнь 2017. – С.30-34.- (раздел « Вера »). продолжает проект «Фомы» - « Как жили святые ».   Представлены следующие истории о жизни святых:   Когда смерть – приобретение . [В начале 60-х годов апостолы Петр и Павел оказались в Риме. Это были времена императора Нерона       (37-68). За несколько десятков лет они, каждый день готовые принять смерть, перевернули великую империю с ног на голову. Благодаря их проповеди по разным уголкам огромной цивилизации проросли первые христианские общины]. – С.31;   Заключить со смертью пари. [ Святитель Василий Великий (330-379) заключил пари с неверующим врачом о времени своей смерти,      и так обратил его в христианство]. – С.31-32;   Благодарность до смерти [ Святитель Иоанн Златоуст (343-407), возглавив столичную кафедру, проявил себя как непримиримый противник любого беззакония. Он претерпел муки и унижения за   то, что вступился за беззащитного человека. Константинопольский     Патриарх, он умирал, страдая от тяжелой болезни, в пути к новому месту ссылки, терпя оскорбления конвоя. Но всё равно продолжал благодарить Бога]. – С.32-33;   Смерть провозглашает новую эпоху . [ Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис (986-1015) и Глеб (987-1015) были          любимыми детьми князя Владимира Святославича. Они приняли          смерть, несмотря на то, что в их власти было ее предотвратить.          Своим бесстрашием перед лицом гибели, незлобием они предвестили новую эпоху. Это была христианская революция в обществе]. – С.33-34;   Бояться смерти? [ Святая блаженная Матрона Московская (1881- 1952) прожила трудную жизнь. По всей России старицу почитали         святой – настолько праведную жизнь она вела. Известно, что     Матрона за три дня до своей смерти уж знала о наступающем       исходе и распорядилась об отпевании и похоронах. Но когда      батюшка в последний раз посетил больную, она лежала на кровати          и волновалась, правильно ли сложила руки. Священник в изумлении спросил праведницу: «Да неужели и Вы боитесь смерти?» «Боюсь», - просто ответила Матрона]. – С.34.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-170-...

Ответственный за молодежную работу – штатный сотрудник приходской, благочиннической или епархиальной структуры, прошедший специальную подготовку для осуществления церковной работы с молодежью 7 . Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме 8 . h8 II. Библейские и исторические основы церковной работы с молодежью Во все времена Церковь свидетельствует о Боге всем людям независимо от возраста. В текстах Ветхого и Нового Заветов присутствуют наставления, обращенные к подрастающему поколению. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее ( Сир. 6:18 ). Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11:9–10 ). Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца ( 1Ин. 2:13 ). Священное Предание и агиографическое наследие хранят примеры жизни молодых людей, с искренней и твердой верой отозвавшихся на голос Божий, прозвучавший в их сердцах. Пресвятая Богородица совсем юной отроковицей начинала Свое служение в Храме Господнем. Святой псалмопевец и царь Давид в юности был призван Господом. Святые юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил свято хранили веру в Единого Бога и упование на Его всесильную помощь перед лицом мучителей. Святой апостол Иоанн Богослов был самым юным и любимым учеником Христовым. Святой преподобный Антоний Великий юношей, услышав евангельский глас, оставил все и последовал в благословенную пустыню. Русские столпы монашества святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие в юном возрасте посвятили себя духовным подвигам, служа Богу и ближним. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молодости явили верность христианским идеалам, поставив их выше земного благополучия и даже собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

На северной окраине села, у подножия горы, стояла деревянная церковь, освященная в 1895 году в честь свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, пустовавшая до приезда отца-миссионера. Отец Зосима привел её в подобающий для своего предназначения вид. По признанию самого старца, сюда его позвали святые благоверные князья Борис и Глеб. Рядом с храмом, на склоне горы, архимандрит Зосима задумал возвести иноческую обитель. Господином Г.П. Кадесниковым будущему монастырю была частично пожертвована, а частично продана земля, по самой низкой цене – 20 рублей. Землевладельцы-наследники Николай и Алексей Кунгурцевы, почетные граждане города Красноуфимска, безвозмездно выделили «для благого дела» 10 десятин усадебной земли на склоне холма и 15 десятин – пахотной земли. Впоследствии они же пожертвовали еще 25 десятин земли. Непрестанно пребывая в молитве, в сентябре 1896 года отец Зосима приступил к исполнению своего замысла – возведению обители в селе Сарсы II на западном пустынном склоне горы, у подошвы которой протекала речка Еманзельга. Старец, получивший образование военного инженера, имел практический опыт возведения двух монастырей в Сибири. Поэтому в селе Сарсы II, с начала строительства монастыря, он сам производил обмеры местности, по разработанному им архитектурному проекту, составлял сметы. Благодаря знаниям, умению и опыту, проявляя «необыкновенно кипучую деятельность», старец возводил постройки хозяйственным способом, без подрядчиков. В феврале-марте 1897 года на личные средства архимандрита Зосимы, 30000 рублей, были сооружены жилые и хозяйственные постройки. Обустроены богадельня для престарелых немощных черемисов и татар обоего пола; школа-интернат для мальчиков, где отроки помимо грамоты осваивали «в особо означенные часы» столярное и токарное ремесло под руководством мастера; школа-приют для девочек-черемисок. При строящейся обители архимандрит Зосима планировал обустроить поселение для призрения новокрещеных инородцев, испытывавших притеснения от своих сородичей. Возведение обители продолжалось.

http://sobory.ru/article/?object=22077

Богослужебные песнопения исполнил хор Борисоглебского Аносина монастыря под управлением инокини Нонны (Пушкиной).  После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Вадима (Басова), насельника  Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь .  Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Кириндас, клирик Борисоглебского Аносина монастыря.   По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Жигулевского Фому на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.   Затем было совершено славление святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу, а также святому благоверному князю Александру Невскому.    По окончании богослужения настоятельница Борисоглебского Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова) приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству икону, на которой изображены святые страстотерпцы князья Борис и Глеб и их отец — святой равноапостольный великий князь Владимир.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал Печерскую икону Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.  Во внимание к трудам по развитию и благоустройству монастыря Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Марию (Солодовникову) права ношения креста с украшениями и вручил ей юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.  Во внимание к помощи Борисоглебской Аносиной обители ряду благотворителей, благоукрасителей и сотрудников монастыря были вручены Патриаршие грамоты. Всем присутствующим в храме были переданы иконки святых страстотерпцев Бориса и Глеба с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/4290495.ht...

В наст. время место древнего храма определяется по ц. св. Андрея Стратилата, к-рая в кон. XVI в. была приделом Б. ц. и под стенами к-рой находятся остатки юго-зап. лестничной башни. Облик Б. ц. известен по рисункам XVII в. и данным раскопок, проведенных А. А. Строковым и В. А. Богусевичем в 1940 г. (материалы этих работ считались утраченными, но обнаружены в городском архиве Вел. Новгорода) и М. К. Каргером в 1969 г. Здание не уступало по размерам Георгиевскому собору Юрьева мон-ря, представляло собой 6-столпную церковь, имело 3 апсиды и прямоугольную лестничную башню, примыкавшую к юго-зап. углу. Наружные стены были расчленены лопатками с сильным выносом. В технике кладки сохранялись визант. элементы: деревянные лежни-субструкции под основанием, ленточные фундаменты и раствор с добавлением цемянки. Раскопки показали, что храм был расписан фресками, его стены украшало множество вкладных каменных крестов; внутри и снаружи было открыто множество погребений, в алтаре - остатки епископского седалища и горнего места. Лит.: Строков А. А. Раскопки в Новгороде в 1940 г.//КСИИМК. Вып. 11. 1945. С. 65-73; Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце: (о новгородском источнике «Жития Александра Невского»)// Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 125-135; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. 98. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/153187.html

В этом году исполняется 100 лет со времени зверского убийства Святого Царя Николая II и Его Семьи: Государыни Александры Феодоровны, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Приуроченное к этой памятной дате освящение памятника Августейшим Страдальцам и открытие Царской аллеи в Годеново восстанавливает на этой земле историческую справедливость по отношению к Царским Особам из Рода Романовых. Государь и Его Семья прославлены Русской Православной Церковью в лике Страстотерпцев, также, как и первые русские Благоверные Князья из Рода Рюриковичей Святые Борис и Глеб. Государь Николай II и Святые Князья Борис и Глеб были воинами, но они отказались поднять оружие на своих братьев. Государь, рыцарь долга и чести, отказался от Престола, не желая пролития крови своих подданных. В отличие от Святого Царя, заговорщики разнуздали стихию бунта и не смогли спасти Россию от братоубийственной розни. Подвиг Государя и всей Его Семьи, последовавшей за ним в страданиях, очень высок. Августейшая Семья взяла на себя крест служения своему народу и, по Евангельскому слову шла с этим крестом до конца, до Екатеринбургской голгофы. Поэтому пример жизни Царственных Страстотерпцев навсегда останется образцом для каждого христианина. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/14/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010